Зачет №3 русский язык 12 класс 2015
методическая разработка по русскому языку на тему

Тазиева Ландыш Шагалиевна

Зачетные задания по материалу, изученному в 3 четверти: текст для осложненного 

списывания и тестовые задания в типологии ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл зачет №3 русский язык 12 класс 201524.91 КБ

Предварительный просмотр:

12 класс

Зачет № 3

1. 1.Перепишите, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы. Раскрывая скобки, расставьте знаки препинания.

Мелодии            

Самая первая в мире мелодия была наверное колыбельная. С той поры люди соч..нили столько мелодий что если каждый день с утра до ночи их слушать то жизни не хват..т чтобы познакоми(т,ть)ся хотя(бы) с половиной из них.

Мелодия создаё(т,ть)ся по определё(н,нн)ым законам которые уст..навл..вает музыкальный слух человека. Звуки в мелодии должны ладить между собой как(бы) выт..кая друг из друга прод..лжая друг друга.

Мелодии песен и танцев нам как правило понятны. Но иногда слуш..я сер..ёзную музыку мы встр..чаемся с мелодиями которые нам кажу(т,ть)ся стра(н,нн)ыми и (не)мелодичными. А знатоки и любители музыки слушают их с удовольств..ем.  Почему это происход..т?

Композитор С.Прокофьев говорил что когда великий Бетховен соч..нял свои мелодии они были новы поэтому многие совреме(н,нн)ики злослов..ли будто глухой старик (н..)слыш..т что он сочиняет. Между тем можно утверждать что Бетховен правильно угадал будущ..е и что его мелодии дост..вляют нам и сейчас исти(н,нн)ое насл..ждение. То(же) самое было с Вагнером Листом и многими другими замечательными композиторами.

Давно извес..но что если человек часто слушает самую разную музыку то его слух станови(т,ть)ся гибким послушным и способным пон..мать самые разные музыкальные языки.

                                                                                             (По А.С. Кленову)

2. Выполните тест.

1. Укажите цифру (ы), на месте которой (ых) пишется одна буква Н?
Старший лесник, дли(1)ый и неуклюжий, в галифе из домотка(2)ого сукина, в стира(3)ой сорочке, сидел в стороне от всех и насмешливо улыбался.
2. Выпишите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1)    обозн_чение
2)    прик_сновение
3)    г_реть
4)    б_гровый
3. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? Выпишите их.
1)    пр_вередливый, пр_тендент, пр_клонный (возраст)
2)    поз_прошлый, р_справить, об_брать
3)    ин_екция, грузопод_ёмник, необ_ятный
4)    не_давленный, бе_полезный, ра_грызть
4. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Я? Выпишите их.
1)    таможенники провер_т, крас_щий пигмент
2)    пастухи гон_т, внемл_щий всему
3)    грешники ка_тся, люб_щий читать
4)    друзья дел_тся всем, стел_щийся туман
5. Выпишите слово, где пропущена буква И?
А. прицел_вающийся       Б. засушл_вый      В. понаде_вшись               Г. щавел_вый



6. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно? Выпишите слово.
1)    Люди, (не) бывавшие на экваторе, не могут представить себе зимний тропический дождь.
2)    Птиц гонит на юг (не) наступающий холод, а отсутствие корма.
3)    В детстве Чехов был (не) истощим на выдумки.
4)    Андрей вошёл в ещё (не) освещённый холл гостиницы.
7. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно? Выпишите их.
1)    Рыжики можно собирать как осенью, так и (В) ТЕЧЕНИЕ всего лета: всё зависит (ОТ) ТОГО, какое лето.
2)    (НА) КОНЕЦ мне удалось поймать (ТОТ) ЧАС, когда косые лучи солнца начинают пронизывать лес, словно золотые спицы.
3)    Точно ТАК (ЖЕ), как детство человека кажется ему (В) ПОСЛЕДСТВИИ прекрасным, воспоминания о суровой заре человечества окрашены для нас в романтическую дымку.
4)    Он владел языком ТАК (ЖЕ) легко, как люди владеют своим голосом, (ПО) ТОМУ что учился языку у простых людей.

8. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Под солнцем (1) соперничая с ним (2) ярко светились необыкновенно высокие, сочные и крупноцветные купальницы (3) похоже на жёлтые розы.
1)    1, 3        2)    2            3)    3           4)    1, 2, 3
9. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
По словам французского писателя Проспера Мериме (1) русский язык, богатый, живой и звучный, наделён способностью к передаче тончайших оттенков мысли и чувства и отличается (2) кроме того (3) гибкостью ударений и разнообразием звукоподражаний.
10. Укажите предложения, в которых нужно поставить одну запятую.
1)    В роще невысокой липа да орешник разрослись высоко.
2)    Травы и цветы горячо и сладко пахли на припёке.
3)    Его любили не столько за возвышенный ум сколько за какую-то трогательную наивность и способность всему удивляться.
4)    Речной жемчуг беловатого или жёлтого цвета встречается в озёрах с чистой водой.

5)   Блеснула огненная нить  и густой смешанный лес мгновенно озарился светом ярко-красного пламени.


11. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Чувствительной героине (1) роль (2) которой (3) играет дочь Фамусова (4) нужен мечтательный и робкий собеседник.

12. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
К вечеру пошёл дождь (1) и (2) пока мы ехали по просёлку (3) лошади еле переступали (4) будто потеряли последние силы.

Задание 24. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.


1.  _____ («выпендрёж», «раскрутка»), ___ («языковая стихия… выбрасывает на берег лишнее» в предложении 8), а также ____ («обогащается — портится» в предложении 7) воздействуют на эмоции читателя, убеждая его в правильности точки зрения автора. Такое синтаксическое средство, как ____ («поверхностным, примитивным, … банальным» в предложении 17), помогает более полно выразить позицию автора текста.
Список терминов:
1)    развёрнутая метафора              2)    гипербола
3)    парцелляция                             4)    ряд однородных членов
5)    сравнительный оборот            6)    контекстные антонимы
7)    просторечные слова                8)    вопросно-ответная форма изложения   9)    диалектизмы

    (7) Обогащается или портится природная речь благодаря заимствованиям — вопрос непростой и неоднозначный. (8) Языковая стихия берёт из окружающего мира всё, что ей потребно, и выбрасывает на берег лишнее.  (17) На мой взгляд, подобный подход к формированию имиджа является довольно поверхностным, примитивным, а главное — становится банальным.

2.  «Фрагмент из романа Л. Леонова «Русский лес» подтверждает мысль о том, что даже о сложных философских проблемах можно говорить доступно. Достигается это с помощью тропов: _____ («купель зрелости» в предложении 24), _____ («пытливые, вопросительные глаза» в предложении 21), _____ («на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть» в предложении 21). Усиливает эффект от прочитанного _______ («отступаем» в предложении 12, «я не трус» в предложении 21). Этот приём фиксирует внимание читателя на главном, подчеркивает важнейшие мысли автора. 
Список терминов: 
1) анафора 
2) метафора 
3) гипербола 
4) профессиональная лексика 
5) парцелляция 
6) лексический повтор 
7) противопоставление 
8) эпитеты 
9) контекстные синонимы

(12)– Мы всё отступаем пока, день и ночь отступаем, занимаем более выгодные оборонительные рубежи, как говорится в сводках.  (21)У неё были такие пытливые, вопросительные глаза – на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть, но я заставил себя взять букетик, потому что я не трус, матерью моей клянусь тебе, Поленька, что я не трус.  . (24)Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной стану, а вот как оно происходит, всухую… и это купель зрелости!

 
3. «Размышляя о поставленной проблеме, автор использует такие синтаксические средства, как _____ (предложения 2, 11),_____ (например, в предложениях 13, 22). Стремясь подчеркнуть ограниченность знаний каждого человека и неизмеримость того, что человечеству пока неизвестно, В. Солоухин прибегает к использованию таких тропов, как _____ ("«капсуле» всего человечества" в предложении 13) и _____ (загадочным миром в предложении 8)». 
Список терминов: 
1)сравнительный оборот 
2)парцелляция 
3)ряды однородных членов 
4)ирония 
5)метафора 
6)индивидуально-авторские слова 
7)вопросительные предложения 
8)диалектизм 
9)эпитет

(2)Но что может значить это определение? (11)Но что он скажет тому, кто прочитал тысячу?

(13)Несколько веков тому назад, когда информационная сторона человеческих знаний была не столь обширна, встречались учёные мужи, «капсула» которых приближалась к «капсуле» всего человечества и, может быть, даже совпадала с ней: Аристотель, Архимед, Леонардо да Винчи... (22)То есть он более ограничен своим забоем, но зато имеет представление о внешнем, наземном мире: он купался в Чёрном море, летал на самолёте, рвал цветы...

(7)Каждый человек в незримом, но тем не менее непроглядном пласте мира и жизни разработал вокруг себя некоторое пространство знаний. (8)Он находится как бы в капсуле, окружённой безграничным, загадочным миром.

4.«С первых фраз В. Вересаев вводит читателей в круг проблемы. Размышляя о настоящем писателе, он во втором предложении использует _______ («не наблюдать, ...а жить»). Автор подчёркивает, что если писатель будет вести себя по-другому, то «...свежий росточек таланта желтеет, сохнет». Этот троп — ________ усиливает впечатление от прочитанного. _______ (предложения 15—23) делает текст живым. Такое синтаксическое средство, как _______ (предложения 11, 13) помогают автору убедить читателя в правильности высказанного тезиса». 
Список терминов: 
1) контекстные антонимы 
2) сравнительный оборот 
3) фразеологизм 
4) анафора 
5) развёрнутая метафора 
6) общественно-политическая лексика 
7) вопросно-ответная форма изложения 
8) цитирование 
9) ряды однородных членов

(1)Трудное и запутанное дело — писательство. (2)Писатель должен не наблюдать жизнь, а жить в жизни, наблюдая её не снаружи, а изнутри.

(11)Обычная теперь для него среда — товарищи писатели, заседания секций, ресторанчики, клуб писателей. (12)Варка в собственном соку. (13)А потом куда-нибудь выезжает, ходит с блокнотом и «набирает материал».

(15)— Хорошо, а когда же тогда писать? — спросите вы.
(16)— Когда? (17)После работы. (18)В дни отдыха. (19)В месяц отпуска, — отвечу я.
(20)— Много ли тогда напишешь?
(21)— И очень хорошо, что немного. (22)Всё, что тогда напишется, будет полноценно, нужно. (23)А так, по совести сказать, взять почти у каждого писателя полное собрание его сочинений — много4 ли потеряет литература, если выбросить из неё три четверти написанного?

5. «Речь автора текста особенно эмоциональна, когда речь идёт о красоте и богатстве русского языка. Это подчёркивает такое синтаксическое средство выразительности, как _______ (предложения 1, 11), а такой приём, как _______ («всё приемлет, на всё отзывается»), и такие лексические средства, как _______ («сверхделовой» в предложении 12) и _______ («великий, могучий, правдивый и свободный» в предложении 18), делают речь экспрессивной, образной и позволяют глубже понять авторскую позицию». 
Список терминов: 
1) эпитет 
2) диалектизм 
3) лексический повтор 
4) индивидуально-авторские слова 
5) литота 
6) парцелляция 
7) просторечное слово 
8) фразеологизм 
9) риторическое восклицание

(1)Какое же зеркало жизни наш язык! (11)Какое поле для наблюдения лингвистов, литераторов, актёров!

(12)Но как необычно, одухотворённо звучат в нашей сверхделовой речи старинные слова, которые ушли временно, но живут на страницах классиков и ждут светлых дней.

(18)Он ведь и сейчас «великий, могучий, правдивый и свободный».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированный зачет по русскому языку в конце года в формате ГИА, 8 класс

В пакет документов входит 2 варианта тестовой работы, бланки ответов, ключ для проверки, а также список тем, включенных в задание (кодификатор)...

УРОК – ЗАЧЕТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ ПО ТЕМЕ: “ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ”

УРОК – ЗАЧЕТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ ПО ТЕМЕ: “ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ”...

Вопросы к зачету по русскому языку за второе полугодие для 6 класса.

Вопросы к зачету по русскому языку за второе полугодие для 6 класса....

Зачет №1 русский язык 12 класс

Текст и тестовые задания по теме "Синтаксис простого осложненного предложения",исходный текст для создания сочинения-рассуждения...

Зачет №4 Русский язык 12 класс 2015

Зачетные задания по русскому языку для проверки подготовки к выполнениюзаданий в типологии ЕГЭ...

Зачет №3 русский язык 9 класс 2015

Материал для подготовки к зачету по теме "Сложноподчиненные предложения"...

Зачет №4 русский язык 9 класс 2015

Материал для подготовки к зачету по теме "Бессоюзные сложные предложения", "Сложные предложенияс разными видами связи"...