Факультативный курс по русскому языку "Занимательная грамматика"
материал по русскому языку на тему

Ахметова Дария Каламтаевна

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением.

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Занимательной грамматике”.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Принята решением педагогического совещания

от __.__.20__ года №__

Утверждена приказом директора

от __.__.20__    года №__                                                          

Программа  факультативного курса

«Занимательная грамматика на уроках русского языка»

4 класс

Пояснительная записка

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением.

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Занимательной грамматике”.

В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Занимательной грамматики” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “Занимательная грамматика” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.

Содержание и методы обучения “Занимательной грамматики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Необходимость разработанного нами факультативного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.

Цель и задачи.

Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучен.

Задачи:

Обучающие:

  1. развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  2. приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского   языка;
  3. пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  4. развитие мотивации к изучению русского языка;
  5. развитие творчества и обогащение словарного запаса;
  6. совершенствование общего языкового развития учащихся;
  7. углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

  1. воспитание культуры обращения с книгой;
  2. формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

  1. развивать смекалку и сообразительность;
  2. приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
  3. развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
  4. учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  1. занимательность;
  2. научность;
  3. сознательность и активность;
  4. наглядность;
  5. доступность;
  6. связь теории с практикой;
  7. индивидуальный подход к учащимся.

Курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

Формы проведения занятий.

  1. лекции;
  2. практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
  3. анализ и просмотр текстов;
  4. самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  1. игровая;
  2. теоретическая;
  3. практическая.

                                   Основные методы и технологии.

  1. технология дифференцированного обучения;
  2. развивающее обучение;
  3. технология обучения в сотрудничестве;
  4. коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

                               Описание места курса в учебном плане.

Программа рассчитана  на  34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут.

Тематическое планирование (34 часа)

Тема занятия

Количество часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10-11

12-13

14-15

16

17

18-19

20

21

22

23

24

25

26

27-28

29-30

31

32-33

34

Как человек научился писать

История русского алфавита

Что такое орфоэпия?

Что такое фонография или звукозапись?

Звуки не буквы!

Звучащая строка

Поиграем в слова.

Прямое и переносное значение слов.

Ударение меняет значение.

Пёстрое семейство синонимов

Великое противостояние антонимов

Слова- двойники. Омонимы

Похожи, но неодинаковы. Паронимы.

Фразеологические обороты.

Слова уходящие и слова- новички

Слова, придуманные писателями

Какие бывают имена?

Древнерусские имена

Отчество и фамилия

Имена вещей

О словарях энциклопедических и лингвистических

Шарада

Найди половинки слов.

Верни приставки на свои места

Имена существительные, имеющие только форму единственного и только форму множественного числа.

Волшебный клубок орфограмм

Конкурс «Лучший знаток русского языка»

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

1

Содержание программы.

Тема 1.Как человек научился писать.

Знакомство с историей развития письменности. Знакомство с понятиями «пиктограмма»,  «иероглифы».

Тема 2.История русского алфавита.

Углубление и расширение знаний и представлений о русском алфавите, кириллице, об изменении кириллицы.

Тема 3. Что такое орфоэпия?

Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.

Тема 4.Что такое фонография или звукозапись?

Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись».Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках.

Тема 5. Звуки не буквы!

Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии « буквы» от «звука». Составление транскрипций.

Тема 6. Звучащая строка.

Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация». Развитие фонематического слуха.

Тема 7.Поиграем в слова.

Знакомство с особыми филологическими загадками-метаграммами, перевёртышами.

Упражнения, игры, в которых происходит замена или перестановка букв.

Тема.8.Прямое и переносное значение слов.

Изучение особенностей прямого и переносного значения слов. Объяснение смысла крылатых выражений, пословиц.

Тема 9.Ударение меняет значение.

Углубление и расширение знаний о представлении обучающихся об ударении в стихотворных текстах.

Тема 10-11.Пёстрое семейство синонимов.

Изучение особенностей синонимичного ряда слов. Углубление и расширение знаний обучающихся о синонимах. Обучение правильному  употреблению слов- синонимов в речи.

Тема 12-13.Великое противостояние антонимов.

Изучение особенностей антонимичного ряда слов. Углубление и расширение знаний обучающихся об антонимах. Обучение правильному  употреблению слов- антонимов в речи.

Тема.14-15.Слова- двойники. Омонимы.

Изучение особенностей  омонимов. Углубление и расширение знаний обучающихся об  омонимах. Обучение правильному  употреблению слов-омонимов в речи.

Тема.16.Похожи, но неодинаковы. Паронимы.

Изучение особенностей  слов-паронимов. Углубление и расширение знаний обучающихся о лексике русского языка.  Обогащение словарного запаса обучающихся.

Тема.17.Фразеологические обороты.

Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».

Тема.18-19.Слова уходящие и слова- новички.

Изучение особенностей устаревших слов- архаизмов. Знакомство со словами- новичками. Работа над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов.

Тема.20.Слова, придуманные писателями.

Работа над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина. Вводятся понятия «индивидуально- авторские неологизмы» и  «окказиональные неологизмы». Нахождение индивидуально-авторских неологизмов в произведениях  А. С. Пушкина.

Тема. 21.Какие бывают имена?

Знакомство с наукой «ономастика», С традиционными кличками животных на Руси. Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа со словарями.

Тема22. Древнерусские имена.

Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем.

Тема. 23. Отчество и фамилия.

Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика». Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова

Тема 24. Имена вещей.

Знакомство с термином « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка . Обогащение словарного запаса учащихся.

Тема 25. О словарях энциклопедических и лингвистических.

Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.

Тема 26.Шарада.

Знакомство с особой загадкой-шарадой. Развитие творчества у обучающихся.

Тема27-28. Найди половинки слов.

Упражнение в разборе  слов по составу, используя необходимый алгоритм, подбирать слова к данным схемам.

Тема 29-30. Верни приставки на свои места.

Упражнение в правильном  употреблении и написании приставок.

Тема 31. Имена существительные, имеющие только форму единственного и только форму множественного числа.

Расширение знаний обучающихся в области частей речи.

Тема32-33. Волшебный клубок орфограмм.

Формирование умений применять на практике правила  правописания. Закрепление основных правил правописания.

Тема34.Конкурс «Лучший знаток русского языка».

Выполнение заданий конкурса

Основные требования к знаниям и умениям

учащихся к концу 4-го класса

учащиеся должны знать:

-отличительные признаки основных языковых единиц;

-основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;

-слова, словосочетания, предложения, текста;

-основные орфографические и пунктуационные правила;

-о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;

учащиеся должны уметь:

-четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;

- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;

- различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;

-пользоваться орфографическим, словообразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями.

Материально-техническое  обеспечение программы.

Для осуществления образовательного процесса по Программе «Занимательная грамматика» необходимы следующие принадлежности:

  1. наличие лингвистических словарей;
  2. наличие карточек с играми и заданиями;
  3. наличие текстов для работы на занятиях;
  4. подборка видеофрагментов;
  5. подборка печатных изданий и материалов  Интернет.

                                      Литература.

  1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
  2. Волина В. В. Занимательноеазбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
  3. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
  4. Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
  5. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учеба и игра: русский язык. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития» 1998 г.
  6. Скуратова О.Б. История русского алфавита: занятия по русскому языку для начальной школы. – М.: Чистые пруды, 2010 г.
  7. Кремлев С.Ю. Словарные диктанты: 4 класс: к учебнику Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой «Русский язык. Учебник для 4 класса начальной школы. В 2 ч.». – М.: Издательство «Экзамен», 2009 г.
  8. Олимпиадные задания: математика, русский язык, литературное чтение. 3-4 классы / авт.-сост. Е.А. Чаус. – Волгоград: Учитель, 2009 г.
  9. Ходова Т.А. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. Начальная школа. 2-4 классы. – 2-е изд.- М.: Айриспресс, 2008 г.
  10. Русский язык. 1-4 классы:  работа со словарными словами. Занимательные материалы. Вып. 2 / авт. – сост. Т.М. Анохина. – Волгоград: Учитель, 2007 г.
  11. Пишите правильно. Орфографический словарь для младших школьников / Сост. Новоторцева Н.В. – Ярославль: «Академия развития», 1997 г.
  12. Говорите правильно. Орфографический словарь для младших школьников / Сост. Новоторцева Н.В. – Ярославль: «Академия развития», 1997 г.
  13. Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. Пособие для учителей. М.: «Просвещение», 1971 г.



Предварительный просмотр:

Принята решением педагогического совещания

от __.__.20__ года №__

Утверждена приказом директора

от __.__.20__    года №__                                                          

Программа  факультативного курса

«Занимательная грамматика на уроках русского языка»

4 класс

Пояснительная записка

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением.

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Занимательной грамматике”.

В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Занимательной грамматики” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “Занимательная грамматика” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.

Содержание и методы обучения “Занимательной грамматики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Необходимость разработанного нами факультативного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.

Цель и задачи.

Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучен.

Задачи:

Обучающие:

  1. развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  2. приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского   языка;
  3. пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  4. развитие мотивации к изучению русского языка;
  5. развитие творчества и обогащение словарного запаса;
  6. совершенствование общего языкового развития учащихся;
  7. углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

  1. воспитание культуры обращения с книгой;
  2. формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

  1. развивать смекалку и сообразительность;
  2. приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
  3. развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
  4. учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  1. занимательность;
  2. научность;
  3. сознательность и активность;
  4. наглядность;
  5. доступность;
  6. связь теории с практикой;
  7. индивидуальный подход к учащимся.

Курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

Формы проведения занятий.

  1. лекции;
  2. практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
  3. анализ и просмотр текстов;
  4. самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  1. игровая;
  2. теоретическая;
  3. практическая.

                                   Основные методы и технологии.

  1. технология дифференцированного обучения;
  2. развивающее обучение;
  3. технология обучения в сотрудничестве;
  4. коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

                               Описание места курса в учебном плане.

Программа рассчитана  на  34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут.

Тематическое планирование (34 часа)

Тема занятия

Количество часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10-11

12-13

14-15

16

17

18-19

20

21

22

23

24

25

26

27-28

29-30

31

32-33

34

Как человек научился писать

История русского алфавита

Что такое орфоэпия?

Что такое фонография или звукозапись?

Звуки не буквы!

Звучащая строка

Поиграем в слова.

Прямое и переносное значение слов.

Ударение меняет значение.

Пёстрое семейство синонимов

Великое противостояние антонимов

Слова- двойники. Омонимы

Похожи, но неодинаковы. Паронимы.

Фразеологические обороты.

Слова уходящие и слова- новички

Слова, придуманные писателями

Какие бывают имена?

Древнерусские имена

Отчество и фамилия

Имена вещей

О словарях энциклопедических и лингвистических

Шарада

Найди половинки слов.

Верни приставки на свои места

Имена существительные, имеющие только форму единственного и только форму множественного числа.

Волшебный клубок орфограмм

Конкурс «Лучший знаток русского языка»

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

1

Содержание программы.

Тема 1.Как человек научился писать.

Знакомство с историей развития письменности. Знакомство с понятиями «пиктограмма»,  «иероглифы».

Тема 2.История русского алфавита.

Углубление и расширение знаний и представлений о русском алфавите, кириллице, об изменении кириллицы.

Тема 3. Что такое орфоэпия?

Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.

Тема 4.Что такое фонография или звукозапись?

Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись».Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках.

Тема 5. Звуки не буквы!

Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии « буквы» от «звука». Составление транскрипций.

Тема 6. Звучащая строка.

Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация». Развитие фонематического слуха.

Тема 7.Поиграем в слова.

Знакомство с особыми филологическими загадками-метаграммами, перевёртышами.

Упражнения, игры, в которых происходит замена или перестановка букв.

Тема.8.Прямое и переносное значение слов.

Изучение особенностей прямого и переносного значения слов. Объяснение смысла крылатых выражений, пословиц.

Тема 9.Ударение меняет значение.

Углубление и расширение знаний о представлении обучающихся об ударении в стихотворных текстах.

Тема 10-11.Пёстрое семейство синонимов.

Изучение особенностей синонимичного ряда слов. Углубление и расширение знаний обучающихся о синонимах. Обучение правильному  употреблению слов- синонимов в речи.

Тема 12-13.Великое противостояние антонимов.

Изучение особенностей антонимичного ряда слов. Углубление и расширение знаний обучающихся об антонимах. Обучение правильному  употреблению слов- антонимов в речи.

Тема.14-15.Слова- двойники. Омонимы.

Изучение особенностей  омонимов. Углубление и расширение знаний обучающихся об  омонимах. Обучение правильному  употреблению слов-омонимов в речи.

Тема.16.Похожи, но неодинаковы. Паронимы.

Изучение особенностей  слов-паронимов. Углубление и расширение знаний обучающихся о лексике русского языка.  Обогащение словарного запаса обучающихся.

Тема.17.Фразеологические обороты.

Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».

Тема.18-19.Слова уходящие и слова- новички.

Изучение особенностей устаревших слов- архаизмов. Знакомство со словами- новичками. Работа над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов.

Тема.20.Слова, придуманные писателями.

Работа над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина. Вводятся понятия «индивидуально- авторские неологизмы» и  «окказиональные неологизмы». Нахождение индивидуально-авторских неологизмов в произведениях  А. С. Пушкина.

Тема. 21.Какие бывают имена?

Знакомство с наукой «ономастика», С традиционными кличками животных на Руси. Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа со словарями.

Тема22. Древнерусские имена.

Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем.

Тема. 23. Отчество и фамилия.

Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика». Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова

Тема 24. Имена вещей.

Знакомство с термином « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка . Обогащение словарного запаса учащихся.

Тема 25. О словарях энциклопедических и лингвистических.

Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.

Тема 26.Шарада.

Знакомство с особой загадкой-шарадой. Развитие творчества у обучающихся.

Тема27-28. Найди половинки слов.

Упражнение в разборе  слов по составу, используя необходимый алгоритм, подбирать слова к данным схемам.

Тема 29-30. Верни приставки на свои места.

Упражнение в правильном  употреблении и написании приставок.

Тема 31. Имена существительные, имеющие только форму единственного и только форму множественного числа.

Расширение знаний обучающихся в области частей речи.

Тема32-33. Волшебный клубок орфограмм.

Формирование умений применять на практике правила  правописания. Закрепление основных правил правописания.

Тема34.Конкурс «Лучший знаток русского языка».

Выполнение заданий конкурса

Основные требования к знаниям и умениям

учащихся к концу 4-го класса

учащиеся должны знать:

-отличительные признаки основных языковых единиц;

-основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;

-слова, словосочетания, предложения, текста;

-основные орфографические и пунктуационные правила;

-о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;

учащиеся должны уметь:

-четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;

- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;

- различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;

-пользоваться орфографическим, словообразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями.

Материально-техническое  обеспечение программы.

Для осуществления образовательного процесса по Программе «Занимательная грамматика» необходимы следующие принадлежности:

  1. наличие лингвистических словарей;
  2. наличие карточек с играми и заданиями;
  3. наличие текстов для работы на занятиях;
  4. подборка видеофрагментов;
  5. подборка печатных изданий и материалов  Интернет.

                                      Литература.

  1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
  2. Волина В. В. Занимательноеазбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
  3. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
  4. Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
  5. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учеба и игра: русский язык. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития» 1998 г.
  6. Скуратова О.Б. История русского алфавита: занятия по русскому языку для начальной школы. – М.: Чистые пруды, 2010 г.
  7. Кремлев С.Ю. Словарные диктанты: 4 класс: к учебнику Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой «Русский язык. Учебник для 4 класса начальной школы. В 2 ч.». – М.: Издательство «Экзамен», 2009 г.
  8. Олимпиадные задания: математика, русский язык, литературное чтение. 3-4 классы / авт.-сост. Е.А. Чаус. – Волгоград: Учитель, 2009 г.
  9. Ходова Т.А. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. Начальная школа. 2-4 классы. – 2-е изд.- М.: Айриспресс, 2008 г.
  10. Русский язык. 1-4 классы:  работа со словарными словами. Занимательные материалы. Вып. 2 / авт. – сост. Т.М. Анохина. – Волгоград: Учитель, 2007 г.
  11. Пишите правильно. Орфографический словарь для младших школьников / Сост. Новоторцева Н.В. – Ярославль: «Академия развития», 1997 г.
  12. Говорите правильно. Орфографический словарь для младших школьников / Сост. Новоторцева Н.В. – Ярославль: «Академия развития», 1997 г.
  13. Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. Пособие для учителей. М.: «Просвещение», 1971 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка программы факультативного курса по русскому языку «Грамматика. Текст. Стили речи» в 9 классе.

Разработана программа факультативного курса по русскому языку «Грамматика. Текст. Стили речи» в 9 классе....

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 9 класса «Русская словесность»

Рабочая программафакультативного курса по русскому языку для 9 класса«Русская словесность»   Рабочая программа составлена на основеПрограммы по русскому языку для общеобразователь...

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку "Секреты русской орфографии" для 7 класса.

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку "Секреты русской орфографии" для 7 класса....

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 8 класса "Секреты русской орфографии"

Данная программа, возможно, поможет словесникам, уделяющим особое внимание повышению уровня орфогафической грамотности учащихся....

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку 9 класс "Практический курс речеведения"

Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентирова...