Рабочая программа составлена на основе авторской программы А. Д. Дейкиной, Т. М. Пахновой 10- 11 класс (68 часов)
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему

Рабочая программа составлена на основе авторской программы А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой 10-11 класс (68 часов

)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_rus_deykina._10-11_kl._68_ch-2.doc465 КБ

Предварительный просмотр:

Данная программа составлена на основе авторской программы А. Д. Дейкиной, Т. М. Пахновой

 10- 11 класс (68 часов)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Данная программа составлена на основе авторской программы А. Д. Дейкиной, Т. М. Пахновой, в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования,

Для реализации программного содержания используются:

  • А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова. Учебник «Русский язык. Учебник для 10-11 классов».  – М.: Вербум- М, 2009
  • А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова, Н.В. Трефилова. Обучение в 10-11 классах по учебнику А.Д.Дейкиной, Т.М.Пахновой «Русский язык. 10-11 классы» – М.: Издательство Астрель, 2012

 

Изучение русского языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
  • развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;
  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

 

На изучение русского языка отводится:

В 10 классе – 68 часа (2 часа в неделю)

В 11 классе - 68 часа (2 часа в неделю)

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

О русском языке, о русской речи

Русский язык как неотъемлемая часть национальной культуры русского народа.

Русский язык и русская литература.

Эстетическая функция русского языка.

Язык и речь. Основные виды речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо). Типы речи (повествование, рассуждение, описание; их сочетание в тексте). Стили речи (разговорный и книжные: научный, деловой, публицистический, художественный).

Русский литературный язык и язык художественной литературы. Языковая норма.

Культура речи. Качества хорошей речи (с учетом стиля высказывания, ситуации общения).

Русский язык и наука о языке.

Словари.

Слово в словаре и слово в тексте.

Примерные практические задания

  1. Подготовьте сообщение на одну из тем:
  • Речевая культура человека – зеркало его духовной культуры.
  • Слово – это поступки.
  • «Родному языку мы учимся всю жизнь». Согласны ли вы с этим утверждением?
  • Словари как отражение истории и культуры народа.
  1. Вспомните (отберите из учебников, других книг) несколько высказываний о русском языке. Составьте текст рассуждение, используя одно из высказываний (дайте развернутый комментарий).

Текст как речевое произведение

Текст как результат речевой деятельности.

Тема, основная мысль. Микротема.

Абзац. Зачин (первое предложение).

Виды зачинов. Синтаксическое строение зачинов.

Ключевые слова.

Взаимодействие названия (заголовка) и текста.

Способы связи между предложениями в тексте (цепная и параллельная связь).

Средства связи между предложениями в тексте (лексические и грамматические).

Смысловая и композиционная целостность текста.

Лексические, грамматические средства выражения отношения, оценки. Интонация текста.

Средства выразительности в художественном тексте:

  • Фонетические, интонационные;
  • Лексические;
  • Грамматические.

Стилистические возможности языковых средств.

Понимание текста – процесс творческий.

Выразительное чтение текста как искусство звучащего слова.

Выразительное чтение как тест на понимание текста.

Анализ текста при подготовке к изложению.

Сочинение – это тоже текст.

Умения и  навыки. Учащиеся должны у м е т ь:

- проводить анализ текста. Определять тему, основные мысли текста; объяснять смысл названия (подбирать свои варианты названия); находить ключевые слова в тексте; определять стиль текста, тип речи; находить в тексте языковые средства, характерные для художественного, публицистического, научного, делового, разговорного стиля; определять способ связи между предложениями в тексте; находить в тексте языковые средства ( лексические и грамматические), с помощью которых осуществляется связь между предложениями, между абзацами; производить лексический разбор текста (уточнение значения слов; подбор синонимов, антонимов; внимание к словам, имеющим стилистическую окраску; наблюдения над использованием лексического повтора; выявление архаизмов, историзмов, неологизмов и др.); производить комплексный анализ текста, включающий элементы лингвистического (лингвостилистического) анализа, филологического (литературоведческого) анализа, речеведческий анализ, а также выполнение заданий, связанных с разными видами разбора слова, словосочетания, предложения; объяснение орфограмм и знаков препинания.

Умение самостоятельно сформулировать задания к тексту, направленные на осмысление содержание, авторского замысла, на выявление особенностей использования в тексте языковых средств разных уровней.

Умение производить сопоставительный анализ текстов (разных стилей, разных авторов, поэтического и прозаического, текстов на близкие темы, сопоставление двух редакций одного текста и т.д.).

При выразительном чтении текста: умение выбирать тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности; определять, где нужны логические ударения, паузы – короткие и более продолжительные. Выразительное чтение как тест на понимание текста.

Создание текста (в устной и письменной форме).

Умение пересказывать текст (разных стилей), писать изложение (подробное, сжатое, выборочное, с дополнительным творческим заданием); составлять тезисы, конспект.

Писать сочинения в публицистическом стиле с использованием разных типов речи и разных жанров композиционных форм. Писать рецензию на сочинение.

Самостоятельно формулировать тему сочинения.

Писать сочинение на самостоятельно сформулированную тему. Строить устные сообщения (доклады) и выступать на уроках-семинарах, при защите рефератов.

Совершенствовать написанное.

Умение работать с черновиком сочинения, изложения, редактируя текст.

Система языка

Разделы науки о языке (фонетика, лексика, фразеология, морфемика, словообразование, морфология, синтаксис).

Единицы языковой системы, их иерархия.

Выдающиеся ученые лингвисты.

Примерные практические задания

  1. Составьте таблицу, отражающую сведения о языковой системе (о языковых единицах, уровнях языка, их соотношении).
  2. Расскажите о взаимодействии языковых единиц в речи (показать это на примере анализа текста).
  3. Подготовьте сообщение на тему «Сложность, красота и гармония языковой системы».
  4. Составьте словарь терминов науки о языке (одного из разделов).
  5. Подготовьте сообщение об одном из выдающихся ученых лингвистов.

 

Фонетика. Орфоэпия. Графика

Основные понятия фонетики. Звук как единица языка. Смыслоразличительная функция звуков речи. Сильная и слабая позиция гласных и согласных звуков.

Звуковая организация поэтического текста (звуковая гармония, благозвучие, аллитерация, ассонанс). Звуковой символизм.

Особенности русской графики. Принципы обозначения звуков на письме. Алфавит.

Орфоэпия. Нормы русского литературного произношения, их развитие.

Соотношение фонетики, графики и орфоэпии.

Основные словари и справочники.

Умения и навыки. Учащиеся должны у м е т ь :

  • Соблюдать орфоэпические нормы в устной речи, при чтении;
  • Различать сильную и слабую позицию звуков;
  • Находить орфограммы на основе звуко - буквенного, морфемного анализа слова;
  • Классифицировать орфоэпические ошибки в речи окружающих;
  • Анализировать свои ошибки в диктантах, в творческих работах (классифицировать, группировать их).

Примерные практические задания

  1. Подготовить сообщение на тему «Как пользоваться орфографическими и орфоэпическими словарями».
  2. Составить личный орфографический словарик, включающий слова, трудные для ученика – автора этого словарика.
  3. Составлять словарный диктант в процессе анализа текста, включив в него слова (словосочетания), которые могут служить опорным материалом при подготовке к изложению.
  4. Находить звуковые средства художественной изобразительности при анализе текста, уметь характеризовать их роль в тексте.

Лексика. Фразеология

Слово. Словарное богатство русского языка.

Основные понятия лексики. Лексическое значение слова. Прямые и переносные значения. Однозначные и многозначные слова. Переносное значение как основа тропов.

Группы слов по смысловым отношениям.

Синонимы, антонимы (в том числе контекстуальные). Омонимы.

Группы слов по особенностям употребления и происхождения.

Стилистическая окраска слова. Лексические средства художественной изобразительности.

Слово в тексте. Точность словоупотребления. Лексическая сочетаемость.

Лексические средства связи между предложениями в тексте.

Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, крылатые слова.

Словари.

Умения и навыки. Учащиеся должны у м е т ь :

  • Пользоваться словарями (толковыми, фразеологическими, этимологическими, словарями синонимов, антонимов, паронимов, устаревших слов, иностранных слов);
  • Производить лексический разбор слова, текста;
  • Находить и объяснять написания, которые определяются лексическим значением слова;
  • Редактировать текст, устраняя ошибки, связанные с выбором слова.

Примерные практические задания

  1. Подготовьте сообщение на одну из тем:
  • Словарное богатство русского языка;
  • Синонимы очень часто «то же, да не то же»;
  • Об этом слове хочется рассказать;
  • Загадки знакомых слов.
  1. Составьте словарь лингвистических терминов по разделу «Лексика и фразеология».
  2. Подготовьте сообщение об одном из словарей.
  3. Составьте текст-рассуждение на тему «Слово – Солнце языковой системы» (Л.Ю.Максимов).

Состав слова и словообразование

Морфемы русского языка, их богатство и разнообразие.

Однокоренные слова и формы слов. Многозначность и омонимичность морфем. Морфемный анализ слов.

Исконные и заимствованные морфемы, характер их использования.

Переосмысление структуры отдельных русских слов, родственные слова. Этимологический Анализ слов.

Основа слова. Непроизводная основа. Производная и производящая основа.

Способы словообразования. Словообразовательная цепочка. Сложносокращенные слова. Продуктивные и непродуктивные способы словообразования. Разнообразие словообразовательных моделей как достоинство русского языка. Словообразовательная норма. Словообразовательный анализ слов.

Морфемные, словообразовательные и этимологические словари.

Роль однокоренных слов в создании текста.

Умения и навыки. Учащиеся должны у м е т ь :

  • Различать морфемы в слове и их значение;
  • Объяснять в отдельных случаях этимологию слова и исторически обусловленное переосмысление структуры слова;
  • Устанавливать способ словообразования и приводить примеры слов данной словообразовательной модели, учитывая ее продуктивность;
  • Пользоваться школьными словарями (морфемным, словообразовательным, этимологическим).

Примерные практические задания

  1. Произведите морфемный и словообразовательный разбор лов из текста подберезовик, подосиновик. Какова роль повтора в тексте однокоренных слов к данным словам?
  2. Как образованы слова прилет, языкознание, подберезовик? Каково значение устаревшей части слова досто- в прилагательном достославный? Обратитесь к словарю и подберите ряд слов с этой морфемой.
  3. Каково значение приставки в глаголах закружат, запели? Какие еще значения может иметь эта морфема? Приведите примеры.
  4. Запишите группу однокоренных слов, начиная со слова смех, вынесенного в заголовок стихотворения. Подчеркните в списке авторские неологизмы. Какими языковыми способами пользуется поэт в своем стихотворчестве?

Морфология

Знаменательные и служебные части речи их текстообразующая роль.

Именные части речи: что и как они «именуют». Основные категории частей речи. Словоизменение: типы склонения.

Функционирование именных частей речи в тексте. Выразительные возможности морфологических средств.

Местоимение. Разряды местоимений.

Местоимение как средство связи между предложениями. Глагол. Многообразие грамматических форм. Типы спряжения. Категории вида, возвратности, переходности, наклонения, времени.

Употребление глагола в разных стилях, типах речи. Видовременная соотнесенность использования глагольных форм в тексте.

Причастия действительные и страдательные. Словоизменение полных и кратких причастий. Образование причастий. Роль причастий и причастных оборотов в тексте.

Деепричастие совершенного и несовершенного вида. Роль деепричастий и деепричастных оборотов в тексте.

Наречие. Разряды наречий по значению. Степени сравнения наречий. Образование наречий. Текстообразующая роль наречий.

Слова категории состояния.

Служебные части речи. Непроизводные и производные слова. Специфика использования служебных частей речи. Многообразие модальных оттенков частиц. Функции предлогов.

Междометие. Звукоподражательные слова как особый разряд лексических единиц, отражающих природный фон русской жизни. Их эстетическая ценность.

Морфологический анализ слов.

Умения и навыки. Учащиеся должны у м е т ь :

  • Характеризовать слово как часть речи (производить морфологический разбор);
  • Определять роль слов, принадлежащих к разным частям речи, в предложении;
  • Склонять или спрягать слова, принадлежащие к изменяемым частям речи;
  • Употреблять слова разных частей речи в качестве языковых средств в соответствии с разными типами и стилями речи;
  • Пользоваться словами разных частей речи для связи предложений и абзацев текста.

Примерные практические задания

  1. Выпишите глаголы из текста и укажите их наклонение и время. Сделайте вывод о соотношении времени глаголов в разных предложениях.
  2. Укажите, какое из знаменательных слов не является в тексте членом предложения. Почему? В каких ещё случаях знаменательные слова не выполняют функцию членов предложения?
  3. Определите вид и время глаголов-сказуемых. Совпадают ли их грамматические формы? Что они обозначают – действие или состояние?
  4. Найдите в тексте опорные оценочные слова, являющиеся одним из средств описания природы. К каким частям речи они относятся?

Синтаксис

Синтаксические единицы. Синтаксическая синонимия.

Словосочетание. Виды, способы и средства подчинительной связи. Основные типы словосочетаний.

Простое предложение

Строение грамматической основы и способы выражения главных членов.

Значение и структура предложений с одним главным членом. Особенности употребления односоставных предложений в текстах разных стилей. Синонимия односоставных и двусоставных предложений.

Простое осложненное предложение. Стилистические возможности предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений.

Обособленные второстепенные члены.

Смысловые, интонационные и эстетические особенности обособленных членов предложения.

Уточняющие обстоятельства и дополнения, их роль в речи.

Обращения. Риторические обращения. Вводные (вставные) конструкции: слова, словосочетания, предложения. Стилистические функции обращений и вводных конструкций в тексте.

Полные и неполные предложения. Коммуникативная целесообразность использования неполных предложений.

Порядок слов в предложении как языковое средство выразительности текста. Порядок слов как средство связи между предложениями в тексте.

Сложное предложение

Своеобразие в семантике, структуре и функции сложных предложений разных видов. Сочетаемость разных видов связи в сложном предложении.

Синонимия простых и сложных предложений, сложных предложений разных видов.

Использование сложных синтаксических конструкций в разных типах речи, в художественной литературе.

Прямая и косвенная речь. Диалог. Синтаксические особенности диалога. Различные способы цитирования. Синонимия различных способов передачи чужой речи.

Синтаксический анализ словосочетания, простого и сложного предложений разных видов, предложения с прямой речью.

Умения и навыки. Учащиеся должны у м е т ь :

  • Производить синтаксический разбор словосочетаний и предложений разных типов;
  • Строить предложения заданной конструкции;
  • Использовать синонимические синтаксические конструкции, заменять одну другой;
  • Соблюдать синтаксическую норму и учитывать коммуникативную уместность при использовании различных единиц синтаксиса в текстах разных стилей.

Примерные практические задания

  1. Замените причастные обороты синонимическим конструкциями. Изменился ли смысл предложения? Какая конструкция и почему уместнее, на ваш взгляд, в этом тексте?
  2. Выпишите словосочетания с переходными глаголами. Каковы значения и структура этих словосочетаний?
  3. Запишите два-три высказывания, используя предложения с косвенной речью.
  4. Придумайте несколько примеров зачинов текстов на разные темы, используя конструкцию «Нельзя не…».

Орфография

Орфограмма, типы и виды.

Условия выбора орфограмм (фонетические, лексические, морфемные, морфологические, синтаксические). Орфографическая норма. Строение орфографических правил. Алгоритмы применения орфографических правил.

Пунктуация

Группы знаков препинания по их функции. Двойные знаки препинания. Авторские знаки препинания.

Интонация и ее связь с пунктуацией. Обособление как способ выделения особых речевых ситуаций.

Знаки препинания в простом и сложном предложении, в тексте. Многофункциональность отдельных знаков препинания.

Умения и навыки. Учащиеся должны у м е т ь :

  • Объяснить условия выбора орфограммы, знаков препинания;
  • Применить алгоритм при выборе написания;
  • Составить пунктуационную схему, поясняющую постановку знаков препинания в предложении и тексте;
  • Разрешить орфографические затруднения с помощью словаря;
  • Производить орфографический и пунктуационный анализ.

Примерные практические задания

  1. Расскажите, в какой мере выбор написаний в тексте (слитного, раздельного, дефисного) связан с определением части речи. Подтвердите свой ответ с помощью таблицы.
  2. Расскажите, какие орфографические правила можно проиллюстрировать примерами из текста?
  3. Обратите внимание на постановку тире в двух предложениях текста. Сопоставьте их. Какова функция тире в этих предложениях?
  4. Проанализируйте пунктуацию текста. Какой из знаков препинания является авторским? С какой целью он употреблен?

Обобщение и систематизация изученного

Богатые ресурсы русского языка. Языковые средства (фонетические, лексические, грамматические) художественной изобразительности. Лингвистический анализ художественного текста. Благозвучность и гармоничность языка. Языковой вкус в выборе языковых средств при создании текста. Богатство и выразительность словарного запаса. Синонимия (лексическая и грамматическая). Продуктивность словообразовательных моделей русского языка. Функциональные возможности слов разных частей речи. Разнообразие способов для свободного, грамотного и эффективного общения на русском языке.

Умения и навыки. Учащиеся должны у м е т ь :

  • Производить комплексный анализ текста;
  • Создавать высказывание о языке как уникальной культуре русского народа;
  • Целесообразно отбирать языковые средства и изобразительно-выразительные средства при создании текстов разных типов речи и функциональных стилей.

Примерные практические задания

  1. Запишите предложения, восстановив порядок их следования так, чтобы получился текст – один из афоризмов Л.Н.Толстого. Какие языковые средства служат для связи предложений в тексте?
  2. Понаблюдайте за использованием в тексте цитирования. Как осуществляется связь цитаты с предшествующей и последующей частями текста? Какова роль частичного цитирования?
  3. Подготовьтесь к пересказу текста. Используйте материал словарного диктанта как опорную запись.
  4. Выберите два-три высказывания и включите их в свой текст на заданную тему, используя способы цитирования. Сопоставьте синонимические конструкции.
  5. Напишите рассуждение на тему «Мудрый закон творчества», включив в него сжатый пересказ текста Бальмонта.

 

Примерное распределение учебных часов

Раздел в учебнике

10 класс

11 класс

Вводный урок

1

1

О русском языке, о русской речи

9

10

Текст как речевое произведение

10

10

Система языка

2

1

Фонетика. Орфоэпия. Графика

7

2

Лексика. Фразеология

10

5

Словообразование. Состав слова

3

1

Морфология

16

-

Синтаксис

-

18

Пунктуация

-

10

Повторение. Контрольные упражнения

10

10

Требования к уровню
подготовки выпускников

В результате изучения русского языка на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-куль-турной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

 

Календарно-тематическое планирование уроков в 10 классе

№ п/п

Дата

Тема урока

Тип урока

Основные

понятия

Задания для подготовки к ЕГЭ

ИКТ

                          №  упражнений

1

Вводный урок. Роль языка в обществе и в жизни каждого человека.

вводный урок

Русский язык как часть национальной культуры русского народа

общие сведения о форме итоговой аттестации; текст-рассуждение

С.4-6.  упр. 1

О русском языке, о русской речи  (9 ч.)

        

2

Русский язык как неотъемлемая часть национальной культуры русского народа.

комбинированный урок

Русский язык и русская литература.

Эстетическая функция русского языка.

лексическое значение слова – А12; лексикология, слово в контексте – А30; тема, содержание текста – А29; вводные слова – А23; пунктуация в ССП, СПП – А21, А26

Упр. 2,3

3

Язык и речь. Основные виды речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо).

Комбинированный урок

слушание, чтение, говорение, письмо

построение текста – А7, А8;

Упр. 5,10,39, форзацы

4

Русский литературный язык и язык художественной литературы. Языковая норма.

Комбинированный урок

Орфоэпическая, морфологическая, синтаксическая, лексическая нормы

паронимы – А3; ГЧП – А9;

Презентация «Языковая норма и речевые ошибки»

Упр. 6, 9, 10, 14,

5

Культура речи. Качества хорошей речи

Комбинированный урок

Орфоэпические, морфологические, синтаксические, лексические ошибки

содержание текста – А29; тип и стиль речи – А30; средства связи в тексте – В7; языковые средства – В8; пунктуация в сложном предложении – А26, В6

Упр. 15 (1,3), 22,23

6

Словари. Слово в словаре и слово в тексте.

Комбинированный урок

Классификация словарей

Упр. 32,37

7-8

Типы и стили речи.

Уроки-практикумы

повествование, рассуждение, описание; их сочетание в тексте

Стили речи: разговорный и книжные: научный, деловой, публицистический, художественный

тип и стиль речи – А30; лексическое значение слова – А12; морфология, частеречная принадлежность – А11, В2

Презентация «Типы и стили речи.»

Упр. 11,12, 25,27,28,30,36

9

Русский язык и наука о языке.

 

Урок-семинар

Разделы науки о языке

содержание текста – А29; средства связи в тексте – В7;

Презентация «Разделы науки о языке».

Упр. 2,39

10

КР № 1. Комплексный анализ текста.

Контроль ЗУН

Текст как речевое произведение (10 ч.)

11

Текст как результат речевой деятельности.

Обобщение и углубление изученного

Основные средства связи между предложениями в тексте.

построение текста – А7, А8; проблема, позиция автора – С1 (К1, К3)

Упр. 40,41

12

Тема, основная мысль. Микротема. Ключевые слова.

комбинированный урок

Смысловая и композиционная целостность текста.

лексическое значение слова – А12; лексикология, слово в контексте – А31; пунктуация в СП – А10, А26, В6; смысловая связь предложений в тексте – А8; средства связи в тексте – В7

Упр. 42,45, 47,50,51

13

 Абзац. Зачин (первое предложение).

Виды зачинов. Синтаксическое строение зачинов.

Урок-исследование

Взаимодействие названия (заголовка) и текста.

смысловая связь предложений в тексте – А8; средства связи в тексте – В7

Упр. 66-69,

14

Анализ текста при подготовке к изложению.

комбинированный урок

Приёмы сжатия

морфемный состав слова – А13; ГЧП – А9; анализ текста – С1 (К1-К3)

Упр. 73,77,79,81

15-16

Сочинение – это тоже текст.

развитие речи

Подготовка к сочинениям (отбор темы, выбор тезиса, подбор аргументов, варианты зачина и т.д.). Редактирование.

С 1 (критерии К1-К9)

Презентация «Сочинение как вид творческого задания на ЕГЭ»

Упр. 82 (по вариантам), 85,89,90,

17

Способы и средства связи между предложениями в тексте

комбинированный урок

цепная и параллельная связь, лексические и грамматические средства связи

лексическое значение слова – А12; лексикология, слово в контексте – А31; Н и НН в причастиях и прилагательных – А14; предложения с ОЧ – А6, А24

 Упр. 94,95 96,97

18

Средства выразительности в художественном тексте.

комбинированный урок

Фонетические, интонационные, лексические, грамматические средства выразит.

языковые средства – В8;

 Упр. 62,82

19

Выразительное чтение текста

развитие речи

Понимание текста

построение текста – С1 (К5); обособленные ЧП  – А22, В5; пунктуация при цитировании; пунктуация в СП  – А10, А26, А27

   Упр. 40,41, 94,97

20

КР № 2 по теме: «Текст как речевое произведение». (Комплексная работа с текстами-миниатюрами.)

Контроль знаний

Система языка (2 ч.)

21

Разделы науки о языке

Урок-семинар.

фонетика, лексика, фразеология, морфемика, словообразование, морфология, синтаксис

фонетический разбор – А1, А2; словообразовательный анализ – В1; морфологический анализ – А11, В2; значение слова – А12, А31

С.92, упр. 100

22

Единицы языковой системы, их иерархия.

комбинированный урок

Система русского языка: ее единицы, их функции и иерархия.

   Упр. 101

Фонетика. Орфоэпия. Графика (7 ч.)

23-24

Основные понятия фонетики. Смыслоразличительная функция звуков  речи.

комбинированные уроки

Звук, буква

фонетика – А1;

Презентация «Фонетика»

С. 98-99, работа со схемой, упр. 105,106,107

25

Особенности русской графики.

Урок-семинар

      Принципы обозначения звуков на письме, алфавит

значение слова – А12, А31; языковые средства – В8

упр. 108-109

26-27

Звук как единица языка. Сильная и слабая позиция гласных и согласных звуков.

Уроки-практикумы

фонетика – А1;

Упр. 110-115.

с. 122, упр. 118, 119,122,123,127.

28

Орфоэпия. Нормы русского литературного произношения, их развитие.

комбинированный урок

Слог и ударение

орфоэпия – А1

Презентация «Нормы русского литературного произношения»

упр. 120,121, 128

29

Звуковая организация поэтического текста

Урок-зачёт

звуковая гармония, благозвучие, аллитерация, ассонанс

значение слова – А12; языковые средства – В8

Упр. 116,117, 124,125,133,(135)

Лексика. Фразеология (10 ч.)

30

Слово. Словарное богатство русского языка.

Урок-семинар.

Лексическое значение слова.

значение слова – А12; лексикология – А31; паронимы – А3; стили речи – А29

Упр. 142, 143, 144

31

Основные понятия лексики. Лексическое значение слова.

Урок-семинар.

Группы слов русского языка

значение слова – А12 паронимы – А2; типы речи – А29; морфология – А11; В2

Презентация «Лексика»

32

Прямые и переносные значения слов.

Урок-семинар.

Переносное значение как основа тропов.

состав слова – А13; языковые средства – В8; лексикология – А2, ,А12

С. 122, упр. 145,146, 152

33

Однозначные и многозначные слова.

комбинированный урок

Паронимы и многозначные слова

смысловая связь предложений в тексте – А8; значение слова – А12; лексикология – А2

С. 124, упр. 147, 148

34

Синонимы, антонимы

комбинированный урок

Синонимия, антонимия, контекстуальные синонимы

 значение слова – А12; лексикология – А2

С. 129, упр. 149, 153, 154, 155, 157

35

Стилистическая окраска слова.

Урок-практикум

Стили речи

стили речи – А29

упр. 160, 161, 163

36

Группы слов по особенностям употребления и происхождения.

комбинированный урок

Неологизмы и историзмы, архаизмы, диалектизмы, жаргон

 лексикология – А2 ,А12

Упр. 162, 164,165, 166.167

37

Лексические средства связи между предложениями в тексте.

комбинированный урок

Лексическая сочетаемость.

 средства связи в тексте – В7; значение слова – А12;

Упр. 196, 170

38

Фразеологизмы.

комбинированный урок

Пословицы, поговорки, крылатые слова.

значение слова – А12; языковые средства – В8

С. 159, упр. 187-190, 192, 194, 195

39

КР №3. Тест по теме «Лексика. Фразеология»

контроль ЗУН

Словообразование. Состав слова (3 ч.)

40

Морфемы русского языка, их богатство и разнообразие.

комбинированный урок

. Морфемный анализ слова. Правописание гласных и согласных в корне.

состав слова – А13; правописание гласных и согласных в корнях и приставках – А15, А16

Стр. 165, упр. 199, 206, 207, 209. Д.з. 197, 198

41

Состав слова. Способы словообразования.

Урок-семинар

Словообразовательная цепочка. Словообразовательные модели. Правописание суффиксов и приставок.

способы словообразования – В1; значение слова – А12; паронимы – А3

Презентация «Способы словообразования»

 Упр. 198, 197, 200, 201, 202, 203, Д.з. 204 или 205

42

Многозначность и омонимичность морфем. Исконные и заимствованные морфемы, характер их использования.

комбинированный урок

Однокоренные слова и формы слов.

состав слова – А13; значение слова – А12;

Упр. 209, 210, 211. Д.з. 212 или 214

Морфология (16 ч.)

43

Знаменательные и служебные части речи, их текстообразующая роль.

комбинированный урок

Морфология. Система частей речи. Основные категории частей речи.

состав слова – А13; частеречная принадлежность – А11, В2; языковые особенности текста – В8

Презентация «Части речи»

Стр. 178, упр. 217, 221, 222, 223. Д.з 220

44

Основные категории частей речи. Словоизменение: типы склонения.

 Урок-семинар

Системы форм словоизменения слов: типы склонения именных частей речи и типы спряжения глаголов. Правописание окончаний.

правописание падежных окончаний сущ-х и прилаг-х; личные окончания глаголов и суффиксы причастий – А17; суффиксы глаголов – А18; словосочетание – В3; формы слова (грамматика) – А4

Презентация «Основные категории частей речи».

Упр. 218, 219, 220. Д.з 224, повт. «НЕ с разными частями речи»

45

Выразительные возможности морфологических средств.

Урок-практикум

Текстообразующая роль слов, относящихся к разным частям речи. Орфографический разбор текста.

анализ текста – С1 (К1-К3); словосочетание – В3; языковые особенности текста – В8;

задания А14 – А20

Упр. 225, 226, 227

46

Имя существительное. Понимание слова в тексте

Урок-практикум

 частеречная принадлежность – А11,

Упр. 228, 229. Д.з. 233 или 234

47-48

Имя прилагательное

Уроки-практикумы

Синтаксическая роль в предложении. Разряды прилаг., формы степеней сравнения

 частеречная принадлежность – А11,

Упр. 235, 236, 237, 238, 239

49

Имя числительное

Урок-практикум

Типы склонения, функционирование числит. в тексте

 частеречная принадлежность – А11,

Упр. 241, 242, 243, 250, 245-249. Д.з. 250

50

Местоимение. Разряды местоимений.

Урок-практикум

Местоимение как средство связи между предложениями.

 частеречная принадлежность – А11,

 Упр. 251-255. Д.з. анализ одного из стихотворных текстов

51

Глагол. Многообразие грамматических форм

комбинированный урок

Грамматические формы глагола

 частеречная принадлежность – А11, личные окончания глаголов – А17, суффиксы глаголов – А18;

Упр. 256, 258-260

52

Типы спряжения. Категории вида, возвратности, переходности, наклонения, времени.

комбинированный урок

Изменение глагола

личные окончания глаголов – А17, суффиксы глаголов – А18;

Упр. 261-263

53

Употребление глагола в разных стилях, типах речи.

комбинированный урок

Видовременная соотнесенность использования глагольных форм в тексте.

значение слова – А12; лексикология – А2

стили речи – А29

Упр. 264-267, Д.з. 266

54

Причастия действительные и страдательные.

комбинированный урок

Причастия действительные и страдательные. Словоизменение полных и кратких причастий. Образование причастий. Роль причастий и причастных оборотов в тексте.

частеречная принадлежность – А11, суффиксы причастий – А17;

Презентация «Образование причастий»

Упр. 268, 270-272

55

Деепричастие совершенного и несовершенного вида.

комбинированный урок

Роль деепричастий и деепричастных оборотов в тексте.

 частеречная принадлежность – А11,

Упр. 275-277. Д.з. упр. 275 зад. 7

56

Наречие. Слова категории состояния.

комбинированный урок

Разряды наречий по значению. Степени сравнения наречий. Образование наречий. Текстообразующая роль наречий.

 частеречная принадлежность – А11,

Упр. 278-296. Д.з. упр. 293

57

Служебные части речи. Непроизводные и производные слова.

Междометие. Звукоподражательные слова

комбинированный урок

Специфика использования служебных частей речи. Многообразие модальных оттенков частиц. Функции предлогов.

частеречная принадлежность – А11,

Упр. 297-304.

Упр. 305, 310

Д.з анализ текста из упр. 304, 306, 307  (по выбору)

58

КР № 4. Тест  по теме: «Морфология»

комбинированный урок

Обобщение и систематизация изученного (10 ч.)

59

Богатые ресурсы русского языка.

комбинированный урок

основа предложения – А10; обособленные ЧП – А22; пунктуация в СП – А21, А25, А26; пунктуация в ССП – А27

Упр. 507, 539

60

Языковые средства (фонетические) художественной изобразительности.

Урок-практикум

Ассонанс, аллитерация

языковые особенности текста – В8;

Презентация «Языковые средства художественной изобразительности.»

Упр. 509, 512

61

Языковые средства (лексические) художественной изобразительности.

Урок-практикум

Эпитет, олицетворение, сравнение, метафора, метонимия, гипербола, литота

языковые особенности текста – В8;

Упр. 517, 518, 521

62

Языковые средства (грамматические) художественной изобразительности.

Урок-практикум

Антитеза, градация,

парцеляция, анафора, эпифора

языковые особенности текста – В8;

Упр. 527, 530

63

Лингвистический анализ художественного текста.

комбинированный урок, развитие речи

анализ текста – С1 (К1-К4);

64

65

КР № 5. Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ.

контроль ЗУН

66

РНО. Лингвистический анализ художественного текста.

комбинированный урок

пунктуация в СП

анализ текста – С1 (К5-К8); пунктуация в СП – А21, А25, А26; пунктуация в ССК – А27

Упр. 508, 510

67

Лингвистический анализ художественного текста.

комбинированный урок

анализ текста – С1 (К9-К12);

Упр. 517

68

Итоговый урок

комбинированный урок

Упр. 539-541

Календарно-тематическое планирование уроков в 11 классе

№ п/п

Дата

Тема урока

Тип урока

Основные

понятия

Задания для подготовки к ЕГЭ

ИКТ

№ упражнений

Д/з

1

Вводный урок. О русском языке, о русской речи.

вводный урок

общие сведения об итоговой аттестации в форме ЕГЭ; текст-рассуждение

О русском языке, о русской речи – 10 ч.

2

Русский язык и русская национальная культура, Язык как «первоэлемент» литературы.

комбинированный урок

русский язык как часть нац. культуры русского народа

языковые средства – В8; лексическое значение слова – А12

1,2, 7

Упр. 5

3

Эстетическая функция языка. Значение языка в жизни общества и каждого человека.

комбинированный урок

эстетическая функция языка

8,19,20

Упр. 21

4

Подготовка к уроку-семинару.

комбинированный урок

анализ текстов – С1 (К1-К3, К4-К6)

2,39

Инд. задания

5

Русский литературный язык.

комбинированный урок

русский литературный язык;

языковая норма

содержание текста – А29; средства связи в тексте – В7; языковые средства – В8

Презентация «Русский литературный язык.

7,9

Упр. 14 или 15

6

Русский язык и русская литература. Художественная литература как вершина художественного языка.

комбинированный урок

лексика – А12; лексикология – А31; особенности анализ текста научно-популярного стиля – С1 (К1, К3)

16,22

Упр. 18

7

Культура чтения. Слово в словаре и слово в тексте. Тест

комбинированный урок

культура чтения,

словари, качества хорошей речи

35,38

Упр. 24

8

РР Типы и стили речи

урок

развития речи

типы речи (повествование, описание, рассуждение);

стили речи (книжные и разговорный)

типы и стили речи – А30; особенности анализ художественного стиля – С1 (К1, К3); средства связи предложений в тексте – В7

7,13,16,21

Упр. 25,26

9

Художественный стиль как совокупность индивидуальных стилей разных писателей.

урок

развития речи

29,31,34

Упр. 36

10

Урок-семинар (упр.39).

урок-семинар

анализ текстов – С1 (К1-К3, К4-К6)

2,39

Инд. задания

11

Контрольная работа № 1 по теме «О русском языке, о русской речи»

урок-дискуссия

Повторить критерии

 Текст как речевое произведение – 10 ч.

12

Основные признаки текста. Комплексная работа с текстом. Работа со словарями.

комбинированный урок

текст, тема, основная мысль,

абзац, зачин

композиция сочинения – С1 (К5); средства связи предложений в тексте – В7

40,62,

Упр. 41, 97

13

В творческой лаборатории читателя: от текста – к постижению авторского замысла.  

комбинированный урок

способы связи между предложениями в тексте

средства художественной выразительности – В8; стиль и тип речи – А29; лексика – А12; лексикология – А31

42,43, 49

Упр. 46,48

14

Средства художественной выразительности в тексте.

комбинированный урок

средства выразительности в

худож. тексте

Презентация «ИВС»

52,60,

61,

Упр. 53, 64

15

Контрольная работа №2. (комплексная работа с текстом).

контроль ЗУН

50, 54, 60,63

Упр. 56(4,5),

16

От анализа текста – к изложению (подробному, выборочному, сжатому).

комбинированный урок

смысловая и композиционная целостность текста

Н и НН в причастиях и прилагательных – А14; анализ текста – С1 (К1-К3)

65, 70,71, 74

Упр. 75

17

Подготовка к изложениям с дополнительными творческими заданиями

урок

развития речи

анализ текста – С1 (К6, К10)

78,80

Упр. 79

18

19

Сочинение – это тоже текст: от анализа темы, авторского замысла – к тексту.

Средства связи в тексте.

развитие речи

лексические и грамматические средства связи между предложениями в тексте

средства связи предложений в тексте – В7; средства художественной выразительности – В8; анализ текста С1 (К3)

Презентация «Средства связи в тексте»

82(г,д,е), 84, 86, 87, 88,91-93, 96,

Упр. 97, 44(2)

20

Урок-практикум. Комплексный анализ текста.

урок-практикум

средства выражения отношения, оценки

стилистические

 возможности

языковых средств

средства связи предложений в тексте – В7; средства художественной выразительности – В8; анализ текста С1 (К3)

40, 41, 97

Инд. задания

21

Контрольная работа № 3 по теме «Текст как речевое произведение»

контроль ЗУН

Повторить единицы языка

Система языка – 1 ч.

22

Язык – универсальная знаковая система. Единицы языковой системы. Языковые категории в системе языка и их взаимодействие.

комбинированный урок

единицы языка

разделы науки о

языке

основа предложения – А10, В4; состав слова; пунктуация при ОЧП – А6, А21

98,102,

103

Упр. 99, 104

Фонетика. Орфоэпия. Графика – 2ч.

23

Исследование художественного текста.

комбинированный урок

звуки речи

слог ударение

интонация

аллитерация

ассонанс

фонетика – А1; орфоэпия – А2

136-137

Ур. 138

24

Звуковой символизм в тексте.

комбинированный урок

значение слова – А12, А31; языковые средства – В8

139, 141

Упр. 140

Лексика. Фразеология – 5 ч.

25

Лексические особенности текста. Лексические средства связи в тексте.

комбинированный урок

слово

лекс. значение слова

группы слов по смысл. отнош-ям

значение слова – А12; лексикология – А31; паронимы – А3; стили речи – А29

157-158

Упр. 159

26

Лексический разбор текста.

комбинированный урок

168,177

Разбор текста

27

Особенности употребления заимствованных слов.

комбинированный урок

группы слов по

происхождению

грамматика – задания А4, А5, А6

171,172,

175,

Упр. 173,176

28

Авторские неологизмы.

комбинированный урок

слова, ограниченные в употреблении

смысловая связь предложений в тексте – А8; средства связи в тексте – В7; значение слова – А12; лексикология – А31

178,179,

181,182

Упр. 183, 184

29

Анализ текста (самостоятельная работа)

комбинированный урок

стилистически

окрашенная лексика

фразеология

185,186, 193

Ур. 193

Словообразование. Состав слова – 1 ч.

30

Роль однокоренных слов в создании текста. Разнообразие словообразовательных моделей.

комбинированный урок

морфема

словообразовательная модель, цепочка

состав слова – А13; способы СО – В1; правописание гласн. и согл. в корнях и приставках – А15, 16

Презентация «Состав слова и способы словообразования»

215,216

подобрать слова по схемам

Синтаксис – 18 ч.

31

Роль синтаксиса в языке. Выразительные возможности синтаксических средств связи.

комбинированный урок

синтаксические средства связи в тексте

синонимия на уровне строения предложения – А28

313,315

Упр. 314

32

 Типы словосочетаний и виды подчинительной связи, синтаксический разбор словосочетаний.

комбинированный урок

словосочетание; типы подчинит. связи в СС

словосочетание – В3

316-318

Упр. 319

33

 Предложение в русском языке как единица синтаксиса.

урок-семинар

предложение,

интонация законченности, порядок слов

характеристика предложения – А10

Презентация

«Простые и сложные предложения»

320-327

Упр. 328

34

Двусоставное предложение: типы сказуемого, способы выражения главных членов.

комбинированный урок

грамматическая основа, двусоставное предлож.

основа предложения – А9

329-345

Упр. 330

35

 Односоставные предложения.

урок-семинар

односоставное предложение

односоставные предложения – В4

346-368

Упр. 347, 360

36

Неполные предложения.

обобщение и систематизация

полное и неполное предложение

369-370

Упр. 371

37

Предложения с однородными членами.

однородные члены

соч. связь;

обобщ. слово

пунктуация при ОЧП – А6, А21

Презентация «Простые

осложнённые предложения»

372-380

Упр. 378

38

Предложения с обособленными членами.

обобщение и систематизация

обособление

определяемое слово

предложения с обособленными чл. – А22, В5

381-389

Упр. 385

39

Предложения с обособленными  уточняющими членами. Сравнительный оборот.

обобщение и систематизация

обособление

оборот

предложения с обособленными чл. – А22, В5

390-395

Упр. 391

40

Предложения с обращениями. Риторическое обращение.

комбинированный урок

обращение

языковые средства – В8

397-404

Упр. 396

41

Вводные слова в предложении.

комбинированный урок

        вводное слово

группы вводных слов по значению.

вводные слова и конструкции – А23

Презентация «Вводные конструкции»

406-414

Упр. 410

42

Способы передачи чужой речи. Диалог. Цитирование.

комбинированный урок

прямая и косвенная речь, цитата

языковые средства – В8

415-420

Упр. 416

43

Сложное предложение: виды и характеристика.

обобщение и систематизация

сложное предложение

сложное предложение – А21, А25, А26; синонимия на уровне строения предложения – А28

429-438

Упр. 437

44

Сложносочиненное предложение.

обобщение и систематизация

сложное предложение   ССП

439-443

Упр. 443

45

Сложноподчиненное предложение.

обобщение и систематизация

подчинительная связь, СПП

Презентация

«Виды придаточных в СПП»

444-468

Упр. 451

46

Сложное бессоюзное предложение.

комбинированный урок

бессоюзная связь, БСП

сложное предложение – А21, А25, А26; синонимия на уровне строения предложения – А28

469-476

Упр.470

47

Синтаксический разбор сложного предложения.

комбинированный урок

характеристика сложного предложения

477-482

Подгот. к зачёту ответы

48

Зачетная работа по теме «Синтаксис».

контроль ЗУН

Инд. задания

Пунктуация – 10 ч.

49-50

Пунктуация в русском языке.

Уроки-семинары

знаки препинания и их функции

пунктуация – А21 – А28

483-487,

498

Упр.500

51

Тире между главными членами в предложении.

комбинированный урок

тире

варианты употребления знаков препинания

роль тире и двоеточия – А25; вводные слова и конструкции – А23

491-496

Упр. 494

52

Контрольная работа № 4 по теме «Синтаксис и пунктуация».

контроль ЗУН

503-506

Упр. 506

53-54

 Соотношение интонации в устной речи и знаков препинания – в письменной.

уроки-семинары

факультативные знаки препинан.

интонация

пунктуация – А21 – А28

483,488-490,

Упр. 497

55-56

Комплексный анализ публицистического текста.

уроки

развития речи

Тезис аргумент

вывод

анализ текста публицистического стиля речи С1 (К1-К4)

499

Анализ текстов

57

Авторская пунктуация.

комбинированный урок

авторская пунктуация

пунктуация – А21 – А28

Подгот. к зачёту

58

Зачетная работа по теме «Пунктуация».

контроль ЗУН

Инд. задания

Повторение – 10 ч.

59-60

Филологическое понимание текста. Метод медленного чтения. Диалог с текстом.

обобщение и систематизация

филология

диалог с текстом

анализ текста С1 (К1-К4)

507,540

Упр. 539

61

Текст как речевое произведение. Слово в словаре и тексте.

обобщение и систематизация

признаки текста

контекст

анализ текста С1 (К1-К4)

Презентация «Роль контекста. Взаимодействие названия и текста.»

514,516

Упр. 523

62

 Лексические и грамматические средства связи между предложениями и абзацами в тексте.

урок-семинар

средства связи между предложениями и абзацами в тексте

А7, А8, В5

524-526

Упр. 525

63

 Изобразительно-выразительные средства. Стили и типы речи. Средства выражения отношения, оценки.

урок-практикум

изобр.-выраз. средства; стили и типы речи; средства выражения отношения, оценки

В8

530,532, 540

Упр. 536

64

Комплексная работа с  текстом.

комбинированный урок

анализ текста С1 (К1-К4)

532,533, 535,

Упр. 534, подгот. к к/р

65

Итоговая контрольная работа № 5.

контроль ЗУН

511, 513, 520, 532, 536, 533, 534, 537

Тестовые  задания

66

Анализ к/р.

коррекция ЗУН

Тестовые  задания

67-68

Уроки-семинары «Что такое радость познания, связанная с изучением науки о родном языке, о русском слове?»

уроки-семинары

языкознание,

ученый-лингвист,

лингв. школа

лексика – А12; лексикология – А31; словосочетание – В3

507, 515, 516,  539-541

Упр. 540

Календарно-тематическое планирование

11 класс

№ п/п

Дата

Раздел

в учебнике

Тема учебного занятия

Кол-во

часов

Рекомендуемые задания

для подготовки к ЕГЭ

1

Вводный урок

Русский язык в современном мире. Значение языка в жизни каждого человека

1

общие сведения об итоговой аттестации в форме ЕГЭ; текст-рассуждение

2

О русском языке, о русской речи

Язык и культура. Слово как «первоэлемент литературы». Эстетическая функция языка

1

языковые средства – В8; лексическое значение слова – А12;

Подготовка к урокам-семинарам, урокам-практикумам. Повторение орфограмм.

1

Художественная литература как вершина национального языка. Культура чтения. Слово в словаре и слово в тексте.

1

лексика – А12; лексикология – А31; особенности анализ текста научно-популярного стиля – С1 (К1, К3)

Типы и стили речи. Художественный стиль как совокупность индивидуальных стилей разных писателей.

2

типы и стили речи – А30; особенности анализ художественного стиля – С1 (К1, К3); средства связи предложений в тексте – В7

Своеобразие художественного стиля. Изобразительно-выразительные средства. Основные признаки текста.

2

анализ текстов – С1 (К1-К3, К4-К6)

3

Текст как речевое произведение

Контрольный диктант.

1

композиция сочинения – С1 (К5); средства связи предложений в тексте – В7

В творческой лаборатории читателя: от текста – к авторскому замыслу. Средства художественной выразительности

2

средства художественной выразительности – В8; стиль и тип речи – А29; лексика – А12; лексикология – А31

От анализа текста – к изложению (подробному, выборочному или сжатому).

2

Н и НН в причастиях  и прилагательных – А14; анализ текста – С1 (К1-К3)

Т.Я. Фролова «Русский язык. Практикум», стр. 40, 46

Анализ изложений. Работа над речевыми ошибками. Приемы редактирования.

1

анализ текста – С1 (К6, К10)

Сочинение – это тоже текст: от анализа текста – к авторскому замыслу, от авторского замысла – к тексту.

2

средства связи предложений в тексте – В7; средства художественной выразительности – В8; анализ текста С1 (К3)

 Р.Р.Сочинение - рассуждение. Подготовка к ЕГЭ.

2

средства связи предложений в тексте – В7; средства художественной выразительности – В8; анализ текста С1 (К3)

4

Система языка

Система языка: взаимодействие языковых единиц разных уровней.

1

основа предложения – А10, В4; состав слова; пунктуация при ОЧ – А6, А21

Лингвистика: разделы науки о языке. Выдающиеся ученые-лингвисты, их вклад в развитие лингвистической науки.

1

лексика – А12; лексикология – А31; словосочетание – В3

5

Фонетика. Орфоэпия. Графика

Звуковая организация поэтического текста. Звуковой символизм.

2

задания А1, А2

6

Лексика. Фразеология

Слово в тексте. Слово и стиль. Выбор слов в тексте в зависимости от его стиля, от характера лексического значения слова. Лексический разбор текста.

2

грамматика – задания А4, А5, А6; тип и стиль речи – А29;

7

Словообразование

Словообразовательные (морфемные) языковые средства как способ создания художественной выразительности.

1

словообразование – В1; лексика – А12; лексикология – А31; анализ текста публицистического стиля речи – С1 (К1-К3)

8

Морфология

Морфологические средства выразительности.  Морфологические средства связи в тексте.

1

слитное и раздельное написание НЕ – А19; правописание предлогов, союзов, частиц – А20; части речи – А12 В2; средства художественной выразительности – В8;

Т.Я. Фролова «Русский язык. Практикум», стр. 29, 58, 121

Практическая работа по лексике, словообразованию и морфологии.

1

средства связи предложений в тексте – А8, В7; средства художественной выразительности – В8; анализ текста С1 (К3)

9

Синтаксис

Синтаксические единицы. Словосочетание: основные типы.

1

словосочетание – В3

Предложение как единица синтаксиса. Синонимия односоставных и двусоставных предложений. Коммуникативная целесообразность использования неполных предложений.

1

основа предложения – А9; характеристика предложения – А10; односоставные предложения – В4; сложное предложении – А21, А25, А26

Синонимия простых предложений с ОЧ и ССП, простых предложений с обособленными членами и СПП. Смысловые, интонационные и эстетические особенности обособленных членов предложения.

1

пунктуация при ОЧ – А6, А21; предложения с обособленными членами – А22, В5; языковые средства – В8; синонимия на уровне строения предложении – А28

Т.Я. Фролова «Русский язык. Практикум», стр. 34, 38

Порядок слов как языковое средство выразительности и как средство связи между предложениями в тексте.

1

языковые средства – В8; односоставные предложения – В4; сложное предложении – А21, А26; роль тире и двоеточия - А25; вводные слова и конструкции – А23;

Т.Я. Фролова «Русский язык. Практикум», стр.71, 19,80

Виды сложных предложений. Своеобразие их семантики, структуры и функций. Синонимия предложений разных видов.

1

сложное предложение – А21, А22, А24 – А28; связь предложений в тексте – В7

10

Пунктуация

Группы знаков препинания по их функции. Многофункциональность отдельных знаков препинания. Обобщение наиболее трудных правил пунктуации.

1

пунктуация – А21 – А28; анализ текста публицистического стиля речи С1 (К1-К4)

11

Повторение. Контрольные упражнения

Повторение. Контрольный диктант.

1

сочинение на основе исходного текста – С1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа

Рабочая  программа  учебного курса    «Информатика и ИКТ»  для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...

Дополнительная общеобразовательная программа составлена на основе авторской программы Н. В. Матвеева, Е. Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, утвержденной Министерством образования науки РФ, которая вошла в сборник: Программа для общеобразовател

Дополнительная общеобразовательная программа  составлена на основе авторской программы Н. В. Матвеева, Е. Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, утвержденной Министерством образовани...

Рабочая программа спецкурса « Основы русской словесности» 5 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы. / Автор программы Р. И. Альбеткова

Программа по словесности построена в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. При этом учитывается наличие в классе учащихся, для которых русский  язык не является родн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ (составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Нем

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ  5-7  КЛАССОВ(составлена на основе авторской программы «Изобразительное искус...

Рабочая программа среднего (полного) общего образования По Английскому языку Составлена на основе авторской программы Суворова Ж.А., Мильруд Р.П.: Английский язык. 10-11 классы. Программы общеобразовательных учреждений. "Звездный английский".

Предлагаемый курс отвечает требованиям европейских стандартов (Common European Framework – Общеевропейские компетенции владения иностранным языком). Учитывая данное положение, учащиеся ста...

Рабочая программа по учебному предмету «Физика» составлена на основе авторской программы А.В. Перышкина, Н.В. Филонович, Е.М., Е.М. Гутник «Программа основного общего образования. Физика. 7-9 классы»,

Рабочая программа по учебному предмету «Физика» составлена на основе авторской программы А.В. Перышкина, Н.В. Филонович, Е.М., Е.М. Гутник «Программа основного общего образования. Фи...