Урок в 5 классе по теме "Служебные части речи" ("Школа 2100")
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Урок повторения, обобщения и систематизации умений и навыков.
Конспект урока принадлежит сайту scool2100.com, презентация авторская и отражает основные этапа урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sluzhebnye_chasti_rechi.zip | 571.6 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК 47.
Тема: Служебные части речи.
Тип урока. Урок повторения, обобщения и систематизации умений и навыков.
Цели как деятельность учеников.
М/п: овладевать умениями аудирования (ознакомительного, детального), перерабатывать и преобразовывать информацию (составлять план, находить ключевые слова, составлять рассказ по плану, вопросам).
М/к: осуществлять речевое взаимодействие – формулировать собственное мнение и учитывать мнения других, проводить контроль и оценивание.
6ЛР: классифицировать служебные части речи, определять их роль в предложении и тексте, правильно писать предлоги, частицы со словами самостоятельных частей речи.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание |
I. Оргмомент. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. | |
II. Языковая разминка.
| – Запишите предложение, добавив пропущенные слова. (слайд 2) Мы нашли большой муравейник…. елью, … ни одного рыжего муравья мы …. увидели. – Какие части речи вы добавили в предложение? Возможно ли было понять предложение без них? – Назовите другие части речи в предложении. – Выполните морфологический разбор одного слова, относящегося к самостоятельным частям речи (по выбору). – Составьте схему предложения. ([– ], но [– не ].) – Обозначьте изученные орфограммы. Какая орфограмма встречается дважды? – Выполните фонетический разбор слова елью. ([й’э,л’йу].) | Коммуникативные УУД 1. Владеть монологической речью. 2. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. |
III. Проверка домашнего задания. | Проверка домашнего задания. Прослушивание рассказов на тему: «Незаметные труженики языка». Задание ученикам. – Составьте план рассказа. – Обсудите в классе, какой рассказ вам понравился больше всего. Выдвигая свою точку зрения, аргументируйте её, используя слова и сочетания: я считаю, ... так как … Вопервых, … вовторых… Таким образом, … | Познавательные УУД 1. Овладевать умениями аудирования (ознакомительного, детального), перерабатывать и преобразовывать информацию (составлять план). 2. Составлять рассказ по плану, вопросам. 3. Выдвигать и аргументировать свою точку зрения. |
IV. Формулирование темы и целей урока. | 1. На слайде 3 (доске) представлена запись: Сидит девица темница коса улица. Труд вынешь рыбка пруд. – Прочитайте. – Что вы увидели в этой записи? (Это загадка и пословица.) – Что не так в этих предложениях? Исправьте. 2. На слайде появляется исправленный вариант с выделенными шрифтом (цветом) частями слов и словами: Сидит девица в темнице, а коса на улице. Без труда не вынешь рыбку из пруда. – Что вы сделали? (Добавили предлог, союз, частицу, изменили окончания существительных.) – Как называются добавленные части речи одним словом? (Служебные.) 3. – Назовите тему урока и её ключевые слова. (Служебные части речи. Предлог, союз, частица.) (слайд 4) – Сформулируйте цели урока. (Повторить служебные части речи, их правописание, определить роль предлогов, союзов, частиц в предложении и тексте.) | Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать тему (проблему) урока и его цель. |
V. Актуализация изученного. | 1. Упр. 217 – наблюдение по учебнику над текстом с отсутствующими служебными словами. Учащиеся читают текст сначала про себя, дописывают предлоги, союзы, частицы, расставляют необходимые знаки препинания. Затем вслух читаются 2–3 варианта, сравниваются с авторским (в конце учебника). – Что изменилось в тексте, когда все служебные части речи оказались на своих местах? (Текст стал связным, понятным, изменился даже смысл, сравним: погрозил Саньке, разобравшись или не разобравшись.) – Сформулируйте ответ на вопрос: для чего нужны служебные части речи в тексте? (Они делают текст связным.) 2. Беседа по вопросам (после упр. 217) на повторение и систематизацию изученного. Учащиеся готовят ответы в парах, затем отвечают в виде переклички (одна пара задаёт, другая отвечает) по рядам. 3. Чтение и анализ текста в рамке после упр. 219 в технологии продуктивного чтения. а) Проверка понимания. – Проверьте, как вы отвечали на вопросы, прочитав текст в рамке про себя. Обращайте внимание на ключевые слова. – Сравните их с ключевыми словами в конце параграфа (темы). – Какое заметили отличие? Ставили такую цель на уроке? – Есть ли в тексте новая для вас информация? – Что осталось непонятным? б) Постановка вопросов к каждому абзацу текста в рамке. в) Составление вопросного плана текста о служебных частях речи. Вариант вопросного плана: 1) Какие части речи относятся к служебным? Что их объединяет? 2) Для чего служат предлоги? 3) Что соединяют союзы? 4) Какова роль частицы не? 4. Составление обобщённой схемы текста в рамке. (См. материал предметного диска – схема «Служебные части речи» к §23.) (слайд 5) СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (нет лексического значения, не изменяются, не являются членами предложения)
Предлог Союз Частица связывает соединяет придаёт существительные с однородные члены и отрицательный другими словами части сложного предложения смысл | Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, строить рассуждения, делать выводы. 2. Пользоваться разными видами чтения (изучающее), опираясь на механизмы и приёмы читательской деятельности. 3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в план, схему). |
VI. Развитие учебноязыковых и правописных умений. | Упр. 218 – развивается умение определять роль союзов в предложении, наблюдать за использованием синонимов и антонимов в тексте, пунктуационно оформлять предложения, устно объяснять постановку знаков препинания. Чтение текста про себя, выделение синонимов (хлопали – нейтр., рукоплескали – книжн.), антонимов (маленькие и большие). После коллективного анализа текста по вопросам ученики проводят выборочное списывание предложений, в которых нужно поставить недостающие знаки препинания. Проверка по схемам. Схемы рисуют два ученика на оборотных сторонах доски. Упр. 219 (усложнённое списывание) – развивается умение правильно писать слова служебных частей речи (предлоги, частицы) со словами самостоятельных частей речи, графически обозначать условия выбора орфограмм, в том числе написание не с глаголами. Самостоятельная работа с взаимопроверкой. | Коммуникативные УУД 1. Строить связное монологическое высказывание. 2. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. |
VII. Итог урока. Рефлексия | Слайд 6 – Какие цели ставили в начале урока? Достигли их? – Можно ли сказать, что предлоги, союзы и частицы менее важны в речи, чем самостоятельные части речи? Своё мнение обоснуйте. – Найдите ошибки в схемах: 1) [ и ]. 2) [ – =] и [ – =]. 3) [ , а ]. – Вспомните, какова была цель урока? Удалось ли её достичь? – Как бы вы оценили свою работу на уроке? Взаимооценка. – Кто успешно справился с заданиями? Мотивируйте своё мнение. – Кому и над чем ещё следует поработать? Что нужно сделать для того, чтобы в дальнейшем избежать ошибок? | Регулятивные УУД 1. Соотносить цель и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. ТОУУ |
VIII. Домашнее задание. | 1. Рассказ о служебных частях речи по плану. 2. Упр. 220. |
Страница
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе по теме "Части речи. Самостоятельные части речи. Наречие"
Урок направлен на повторение материала о частях речи, в частности, о самостоятельных частях речи. Знакомит с новой самостоятельной частью речи - наречием. Знания закрепляются выполнением упражнений, з...
Проект урока русского языка 7 класс «Частица как часть речи. Частица как служебная часть речи. Роль частиц в передаче различных оттенков значения и в образовании форм глагола».
Данная работа поможет учителю за короткий срок поможет Вам подготовиться к уроку по данной теме за короткий срок....
Конспект урока 7 класс "Наречие как часть речи"
Это первый урок при изучении темы....
План - конспект урока русского языка в 9 – ом классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: «Понятие о числительном как части речи».
Познакомить учащихся с новой для них частью речи - именем числительным, учить различать имена числительные среди других частей речи, дать понятие о порядковых и количественных числительных....
Конспект урока 6 класс Местоимения как часть речи
Конспект урока 6 класс "Местоимения как часть речи"...
Урок в 5 классе по теме «Части речи». Предмет: русский язык. Тема урока: Части речи.
Урок в 5 классе по теме «Части речи».Предмет: русский язык.Тема урока: Части речи.Цель урока: Знать, какие части речи относятся к самостоятельным, а какие к служебным? Уметь определять час...
Урок- ярмарка по русскому языку в 5 классе на тему: «Части речи» (повторение- обобщение знаний начальной школы).
урок предназначен для повторения материала начальной школы "Урок- ярмарка по русскому языку в 5 классе на тему: «Части речи»." , в игровой, доступной для учеников форме. Можно ис...