"Энциклопедия одного слова"
проект (5, 6 класс) на тему

Петрухина Лариса Владимировна

Страна исследователей, или обучение в сотрудничестве

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_gazetu_vestnik_obrazovaniya.docx23.15 КБ

Предварительный просмотр:


    Страна исследователей, или обучение в сотрудничестве

   Любой учитель, тем более учитель, работающий в системе развивающего обучения, стремится воспитать ученика, умеющего учиться, стремится обучить детей умению спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. Г.А. Цукерман  говорит, что умение учиться – это «новообразование, которое, в первую очередь, связано с освоением формы учебного сотрудничества».

   Использование на уроках групповой, коллективной, работы в парах приводит к тому, что возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, приобретается теплота, человечность; сплоченность класса резко возрастает, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя; растет самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют; приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей.

     Одной из технологий обучения в сотрудничестве является исследовательская деятельность учащихся.  

    Учитывая, что главная цель исследовательского обучения – формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры, мы с ребятами решили попробовать провести исследовательскую работу над словом, ведь очень важно вызвать интерес к родному слову, правильно научить своего  ученика слушать, говорить, сочинять и писать.

   Предложила ребятам самостоятельно собрать свою энциклопедию, энциклопедию выбранного ими слова. Работа над исследованием слова вышла за рамки урока. Ведь использование различных словарей, справочной литературы, энциклопедий требует времени и подготовки. Конечно, не обошлось и без помощи родителей. Именно они провожали своих детей в библиотеки, помогали красиво оформить работу. Сотрудничество в учебном процессе проявилось в высокой активности детей, в пробуждении интереса к знаниям у всех учащихся, независимо от уровня их подготовки. Они открывали для себя новый мир, учились добывать знания не только из учебников, но и из других источников, они  познакомились с различными  типами словарей, со структурой словарных статей.

   Исследовательскую работу «Энциклопедия одного слова» мы проводили по следующему плану
1. Слово и его лексическое значение (Толковые словари), обращается внимание и на многозначность слова.
2. История слова (Этимологический словарь).
3. Слово и слова родственники (Словообразовательный словарь).
4. Слово и его синонимы.
5. Слово и его антонимы.
6. Слово во фразеологических оборотах.
7. Слово и слова рифмы.
8. Слово в русском фольклоре (пословицы, поговорки, загадки, сказки, игры, хороводные и колыбельные песни).
9. Слово в названиях произведений современной и классической литературы.
10. Слово в названиях газет, журналов, рекламных предложениях.

11. Слово в названиях картин художников.

12. Слово в названиях художественных и мультипликационных фильмах.

13. Слово в детском речевом творчестве (собственные стихи, рассказы и т.д.)

14. Нарисуй своё слово или придумай серию картинок (иллюстраций).

   Не все пункты предложенного плана отразились в итоговой работе: чего-то не нашли, не встретили, но старались, стремились к поиску нужного материала.

  В мою же задачу входили обязанности активного помощника, консультанта исследователей, особенно тех, кто нуждался в помощи.

   Закончив свою исследовательскую работу и красиво оформив ее, пятиклассники  провели презентацию своей работы в школе на «Фестивале проектов», ответили на вопросы слушателей. Они должны были не просто рассказать, а обучить этим сведениям других. А слушатели, в свою очередь, должны не просто понять и запомнить услышанное, но и, проанализировав, задать вопрос. Важно в данном случае то, что в ходе этого внешне простого дела ребенком прилагаются умственные усилия, в итоге формируются ценнейшие качества творческой личности. А после того, как защитился каждый ребенок, мы устроили выставку детских работ, отметили у каждой работы наиболее удавшиеся стороны, а ещё, чтобы с ними познакомились ребята из других классов. Важно, чтобы дети ощутили потребность в своих работах и почувствовали атмосферу праздника от того, что они доставили радость людям. Презентация готовилась долго и тщательно. Особенностью презентации является то, что ребята решили выполнить её в стихотворной форме. Стихи сочиняли сами.

В моей энциклопедии, в моей энциклопедии

О слове «МИР» ты сможешь всё узнать.

Синонимы, антонимы, этимологию,

И рифмы я сумела подобрать.

В моей энциклопедии, в моей энциклопедии

«СЕМЬЯ» живёт, хорошая семья!

И если вам по нраву это слово,

Листайте и смотрите, это сделал я!

В проекте нашем сможешь ты узнать

О слове «друг», о слове «мать»,

О слове «мир», «семья» и «честь».

И много слов ещё в проекте есть.

   Победителями были у нас все: и те, кто хорошо защищался, и те, кто задавал «умные» вопросы, но каждый в своей номинации. Главное, по достоинству, по-доброму оценить каждое произведение и совместно сделать выводы, обобщения.  

    Продолжила свою исследовательскую деятельность «Энциклопедия одного слова» и на следующий год. Теперь у нас в классе 32 энциклопедии слов: мир, семья, весна, дети, лес, герой, родина, победа, мама, дом, зима и другие, рукописные и выполненные на компьютере работы «творцов- исследователей».
         Такие творческие исследовательские работы в системе, я считаю, приводят к постепенному овладению богатством русского языка, к умению пользоваться этим богатством; развивается ум, воля, чувства, нравственные представления, устойчивый интерес к знаниям, потребность в самостоятельном поиске, учении; учение становится радостным; к формированию самостоятельности, уверенности, ответственности; к стремлению к сотрудничеству.

    Особенностью организации исследовательской, проектной деятельности является то, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие дети. Просто уровень исследования будет иным, посильным для данного ребенка. Тем не менее, у каждого ребенка заметно развитие логического мышления, творческих способностей, кругозора, устной и письменной речи; умений обобщать и систематизировать информацию, коммуникативных умений; формирование наблюдательности и внимания, умений работы с художественными и научными текстами. 
        Организация обучения учащихся, ориентированная на психологические и личностные особенности, приведет к тому, что дети научатся учиться, смогут использовать эту способность и в старших классах, а главное – то желание, с которым они идут в школу, у них не только не пропадет, но и умножится.

     Метод проектов никак не противоречит традиционным способам обучения, он помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы применить тут же для решения поставленных в проекте задач. Такая мотивация – стремление успешно разработать тему проекта – оказывается часто более сильной, чем требования родителей и учителей хорошо учиться для получения отличных и хороших оценок.

   Так мы учимся русскому языку, играя в поэтов, художников, редакторов, и объединяет нас одно коллективное творческое дело – создание «Энциклопедии одного слова» для детей и взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательский проект "Энциклопедия одного слова" (проектная деятельность учащихся 5 класса НОУ ОЛ "Довузовский комплекс ТвГУ")

Это совместный исследовательский проект учащихся 5-ых классов, занявший 3 место в 11 научно-практической конференции учащихся "Будущее - за нами!" В ходе работы пятиклассники проанализировали особенн...

Мастер класс "Энциклопедия одного слова"

Во время занятия ребята учатся работать в группе, со словарями, высказывать свою точку зрения....

Энциклопедия одного слова "Искренность"

Исследовательская работа. 5 класс....

Разработка внеурочного занятия "Энциклопедия одного слова"

Разработка внеурочного занятия "Энциклопедия одного слова"...

Урок одного слова Энциклопедия одного слова

  Урок "Энциклопедия одного слова. Наедине с небом" - это урок - исследование, на котором обучающиеся изучают природу данного слова с точки зрения употребления, грамматического с...

Урок одного слова Энциклопедия одного слова

Способствовать обогащению словарного запаса обучающихся; развивать навыки исследовательской работы;НА ОСНОВЕ НАБЛЮДЕНИЯ, ИССЛЕДОВАНИЯ ПОДВЕСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ПОНИМАНИЮ ПОСТАВЛЕННОЙ ПРОБЛЕМЫ; РАЗВИ...