Урок-семинар по теме "Работа с текстом. Составление сочинения-рассуждения" (подготовка к итоговой аттестации в 9 классе)
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

Анисимова Наталья Петровна

Материал урока - семинара  может понадобиться учителю, ведущему  подготовку  к  итоговой аттестации в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_s_tekstom.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-семинар  по теме
"Работа с текстом. Составление сочинения-рассуждения"
(подготовка к  итоговой аттестации в 9 классе)

      Цели:

- выработать навыки и умения работы с текстом; навыки и умения составления сочинения-рассуждения;

- формировать комплекс речевых умений;

- научить применять знания, полученные в 5- 9 классах при работе с тестами;

- способствовать эстетическому и патриотическому воспитанию

Задачи:

- анализ сочинения-рассуждения;

- умение формулировать тезис;

- подбор аргументов в сочинении и их оформление в письменной речи;

- совершенствование работы с тестом

 Оборудование:

- тексты К. Паустовского и В. Солоухина ;

- тесты к тексту К. Паустовского;

- компьютер

 Ожидаемые результаты урока:- учащиеся

- совершенствуют навыки составления тезиса и подбора и оформления аргументов;

- приобретают навыки сравнения текстов;

- формируют комплекс речевых умений;

- применяют знания, полученные в 5- 9 классах при тестировании

 Временная структура урока

1. Вызов интереса учащихся- -3 минуты

2. Подготовка к оформлению тезиса (сопоставление двух текстов) – 3 мин.

3. Составление тезиса – 7 мин.

4. Подбор и оформление аргументов – 10 мин.

5. Тестирование –10 мин.

6. Анализ работы с тестами  - 3 мин.

7. Рефлексный анализ пройденного на уроке материала – 4 мин.

                             Ход урока

1.Вызов интереса учащихся, цели и задачи

- Метафора, дающая установку на эффективность и целенаправленность  работы на уровне подсознания.

- Установка на конечную цель: приобретенный опыт – использование приобретенного опыта с целью совершенствования работы с текстом – составление сочинения-рассуждения, тестирование (работа с текстом).

2. Основная часть урока

  1.Сопоставление текстов В. Солоухина и К. Паустовского для формулировки тезиса.  Создание стержня двух текстов.

    Ребята подчеркивают предложения   (части предложения ) в текстах, исходя из которых составляется общая мысль двух текстов. Эти предложения являются  « материалом» для тезиса. ( В сильном классе можно предложить следующий вид работы: составить из подчеркнутых предложений свой связанный текст).

  2.Формулировка тезиса

     Ученики предлагают свой вариант формулировки тезиса и обсуждают предложения товарищей.  (Останавливаемся  на разных типах предложения).

     Учитель предлагает свой вариант тезиса, обращает внимание на языковые средства текстов, которые можно использовать при составлении тезиса (текст на экране)

      Известные русские писатели К. Паустовский и В. Солоухин в своих текстах  сравнивают «торжественные красоты» экзотических стран со скромной русской природой. Художники слова уверены в том, что ничто не может заменить тихую прелесть среднерусского пейзажа. Нужно уметь видеть и ценить неповторимую красоту родной природы

        При  нахождении основной мысли двух текстов подсказкой может послужить вопрос теста, где предлагается четыре варианта ответа.

 3.Составление и оформление аргументов.

        Ученики знакомят со своими аргументами к тезису. Идет обсуждение аргументов товарищей: дается оценка работе, отмечаются удачное оформление, указываются недочеты.

 4. Рекомендации по составлению аргументов.

        При составлении аргументов ребята могут развернуть мысль, содержащуюся в предложении стержня текста, опираясь на личный опыт (собственные чувства, переживания, наблюдение, сравнение и т. д. ), читательский опыт (поступки героев произведения, чувства и переживания лирического героя . исторические события, примеры из жизни великих людей и т. д.). Не исключается опыт человечества, старшего поколения, опыт зрителя.

5. Использование языковых средств построения сочинения-рассуждения.

        Рекомендуется  употреблять вводные слова, предложения, выражающие отношение пишущего к основной мысли (предложениям стержня текстов): действительно, несомненно, безусловно, по-моему, конечно, мне кажется, я считаю, я думаю и т. д.

       Учитель предлагает  аргументы  к своему тезису (текст на экране)

       Действительно, красота русской природы неповторима. Она воспета поэтами, живописцами, композиторами. И искусство помогает нам ощутить  и понять очарование родного пейзажа.

      Мне кажется, нет милее и прекраснее уголка во всем мире, чем моя родина. Здесь истоки моей жизни. Здесь начало всех начал. И никакая богатая земля с причудливым пейзажем  не может заменить то родное, близкое, что срослось с моей душой навеки.

     В целом текст выглядит так.

           Известные русские писатели К. Паустовский и В. Солоухин в своих текстах  сравнивают «торжественные красоты» экзотических стран со скромной русской природой. Художники слова уверены в том, что ничто не может заменить тихую прелесть среднерусского пейзажа. Нужно уметь видеть и ценить неповторимую красоту родной природы Действительно, красота русской природы неповторима. Она воспета поэтами, живописцами, композиторами. И искусство помогает нам ощутить  и понять очарование родного пейзажа.

      Мне кажется, нет милее и прекраснее уголка во всем мире, чем моя родина. Здесь истоки моей жизни. Здесь начало всех начал. И никакая богатая земля с причудливым пейзажем  не может заменить то родное, близкое, что срослось с моей душой навеки

  6. Тестирование. Предлагается по выбору учащимся два теста: классический (1 верный ответ из четырех) или повышенной сложности (ответ находит в работе с текстом сам ученик). Два ученика в паре  на компьютере работают с тестом повышенной  сложности. Остальные на месте.

      Тест к тексту К.Г.Паустовского
(демонстрационный материал, 2006 )

 2.1.Какая общая мысль объединяет прочитанный и прослушанный тексты?

    1)Даже в самых далёких странах можно встретить русскую берёзу.

    2)Чужеземная природа способна затмить русскую природу.

    3)Нужно уметь видеть и ценить красоту родной природы.

    4)Нужно беречь и охранять природу.

2.2.Какое утверждение отражает позицию автора данного текста?

    1)Блеск чужеземной природы способен затмить русскую природу.

    2) Русский человек, любуясь красотой тропиков и Запада, забывает о своей родине.

    3) Русская природа слилась со всей нашей жизнью.

     4)Русская природа не способна пробуждать в человеке восторг.

2.3.К какому стилю и типу речи относится текст?

    1)Художественный стиль, повествование с элементами описания.

    2)Научно-популярный стиль, описание.

    3)Публицистический стиль, рассуждение с элементами описания.

    4)Разговорный стиль, рассуждение.

2.4.Какое из указанных предложений связано с предыдущим с помощью вводного слова?

    1)    3                     2)     4                          3)     6                         4)    8

2.5.Какое значение имеет в прочитанном тексте слово торжественныйj?

    1)Относящийся к проведению торжеств.

    2)Величавый.

    3)Священный, нерушимый.

    4)Обеспечивающий успех.

2.6.В каком слове все согласные  звуки твердые (предложение №3)?

    1)    нашей                 2)    можем                3)  были               4)    силой

2.7.Каков способ образования слова родственности (предложение №1)?

    1)Суффиксальный    2)приставочно-суффиксальный   3)приставочный   

4)бессуффиксный

2.8.Какой частью речи является слово восхищены (предложение №5)?

   1)Прилагательное      2)наречие    3)краткое причастие    4)деепричастие

2.9.В составе какого предложения имеется вводное предложение?

   1)       3                   2)       6                     3)         7                        4)        8

2.10.Какая характеристика предложения №3 является верной?

   1)Сложносочиненное предложение.

   2)Сложносочиненное и бессоюзное предложение.

   3)Бессоюзное и сложноподчиненное предложение.

   4)Сложноподчиненное и бессоюзное предложение.

 

 Тест повышенной трудности

1. Определите стиль текста…………………………………………………

2. Определите тип(ы)речи в тексте………………………………………….

3. Укажите № предложения, связанного с предыдущим предложением с помощью вводного слова…………………………………………………..

4Какое слово в предложении №8  имеет значение очень маленький?.........................................

5. В каком слове в предложении №7 все согласные глухие?............................................................

6. Укажите слово,  употребляемое в роли слова другой части речи (предложение №6)_________

7. Выпишите из второго абзаца производный предлог…………………….

8. Укажите № предложения, где имеется вводное предложение…………….

9. Укажите  № сложного предложения с придаточным условия……………

 7. Анализ ответов к вопросам тестов. (Тесты на экране) Проверяется ответы к вопросам теста повышенной сложности. Сверяются ответы на вопросы классического теста

 8.Рефлексный анализ изучаемого материала.

 9. Домашнее задание. Составить тест к тексту В. Солоухина

                           

 1. Текст изложения Различная сила воздействия пейзажа зависит от степени его родственности нашим ощущениям.

Мы никогда не променяем на самые торжественные красоты тропиков и Запада наши скромные дали. Мы  родились и жили «под сереньким ситцем этих северных тихих небес, их красота слилась со всей нашей жизнью, они были ее свидетелями, и потому только мы можем с полной силой ее ощутить и понять. Исключения бывают редко.

    Во время путешествий мы часто бываем восхищены блеском чужеземной природы, но она никогда не сможет затмить природу русскую. Наоборот, чем ярче чужое, тем ближе свое. Ничто – ни лиловый пожар Эгейского моря, н розовеющий мрамор и алые олеандры Эллады, ни синий сказочный воздух Сицилии, ни золотая тусклая дымка над бессмертным Парижем, - ничто не только не может приглушить нашу память о своей стране, но, наоборот, доводит ее до почти болезненной остроты. Я испытал это на себе, когда в туманных предосенних садах Версаля с их  почернелой, как старая позолота, листвой, с их геометрической пышностью я- совсем не знаю почему – вспомнил крошечный городок Спас-Клепики, и у меня заныло сердце..

(К. Г. Паустовский)

   2. Текст для прочтения

     (1) Помню, бродили мы по одному из кавказских ботанических садов. (2) на табличках были написаны мудреные названия: питтоспорум, пестроокаймленная юкка, эвкалипт, лавровишня…(3) Уже не поражали нас к концу дня ни развесистость крон. Ни толщина стволов, ни причудливость листьев.

      (4) Но вот вдруг мы увидели совершенно необыкновенное дерево, подобного которому не было во всем саду. (5) Белое, как снег, и нежно-зеленое, как молодая травка. Оно резко выделялось на общем, однообразном по колориту фоне. (6) Мы в этот раз увидели его новыми глазами и оценили по-новому. (7) Табличка, гласила, что перед нами береза обыкновенная.

       (8) А попробуйте лечь под березой на мягкую, прохладную траву, чтобы только отдельные блики солнца и яркой полдневной синевы процеживались к вам сквозь листву. (9) Чего-чего не нашепчет вам береза, тихо склонившись к изголовью, каких не нашелестит ласковых слов, чудных сказок, каких не навеет светлых чувств!

      (10) Что ж пальма! – под ней илечь-то нельзя, потому что или вовсе никакой травы, или растет сухая, пыльная. Колючая травка. (11) гремят на ветру листья пальмы, словно жестяные или фанерные, и нет в этом громе ни души, ни ласки.

       (12) А может, и вся-то красота заморских краев лишь не уступает и приближается к тихой прелести среднерусского, левитановского, шишкинского, поленовского пейзажа?

       (13) Привыкли. (14) Набаловались. (15) Не знаем, чем владеем. (16) Потому и тянет к черту на кулички, в так называемую экзотику. (17) А спросите у любого иностранца, он обязательно скажет, что самая экзотическая страна, несомненно, Россия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение- рассуждение. Подготовка к ЕГЭ.

Выступление на тему: "Сочинение-рассуждение: особенности и трудности" Из опыта работы по обучению написания экзаменационного сочинения....

Открытый урок по теме "Работа с текстом (в плане подготовки к ЕГЭ). Основные проблемы текста. Авторская позиция. Составление вторичного текста"

Этот урок поможет учителям, готовящим детей к ЕГЭ, на любом открытом материале составить вторичный текст....

методическая разработка по теме"Работа с текстом на уроках истории как средство подготовки учащихся к итоговой аттестации по истории в форме ГИА и ЕГЭ"

В методической разработке представлен опыт работы учителя по подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ по истории через работу с историческим источником....

Конспект урока по информатике на тему " Работа со слоями. Составление натюрморта в графическом редакторе GIMP" 7 класс

Составление натюрморта, инструкция и картинки прилагаются, так презентация с конечным результатом и критерием оценивания...

Сочинение-рассуждение. Подготовка к ЕГЭ.

Материал, изложенный в лаконичной форме, поможет Вам вспомнить все, чему Вас учили на уроках подготовки к сочинению-рассуждению в формате ЕГЭ....

Работа с текстом. Составление таблицы по содержанию текста.

Таблица. Проверка понимания прочитанного текста на английском языке....

Конспект урока русского языка в 9 классе Сочинение-рассуждение(подготовка к ГИА)

Этот урок продолжит знакомство с таким типом речи как рассуждение,развивает у учащихся умение строить сочинение в определенной композиционной форме.Кроме того,урок учит собирать и систематизировать ма...