Открытый урок русского языка на тему: "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка. Игра "Что? Где? Когда?"
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Горелова Галина Николаевна

Представляю Вам урок-игру, которая содержит увлекательно-познавательную информацию истории русского языка, сравнительное языкознание восточной группы славянских языков и др. Данный урок полезен с точки зрения повышения интереса детей к родному языку. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Горелова Г.Н., учитель русского языка и литературы

Игра-конкурс

1 раунд.

Из истории языка.

  1. Чем отличается современный алфавит от алфавита придуманного Кириллом и Мефодием?
  • буквы имели своё название;
  • в современном алфавите 33 буквы, а в кириллице – 39;
  • буквами обозначались и числа;
  • в Кириллице были буквы из греческого алфавита (омега, пси, кси, фита)
  1. Назовите букву современного алфавита, которой поставили памятник в Ульяновске, - родине её автора, Н.М. Карамзина. Этой буквы в кириллице нет. (Ё)
  2. Объясните происхождение и значение выражений:
  • «ходить фертом» (важничать, ходить руки в боки)
  • «знать на ять» (знать хорошо)
  1. Объясните происхождение и значение выражений:
  • «от аза до ижицы» (от начала до конца)
  • «расставить покоем» (в форме буквы П)
  1. В русском языке немало словообразовательных элементов старославянского происхождения. Например, приставки воз-, из-, низ-, чрез-. Задание: назовите слова с такими приставками. (воздать, низвергать, чрезмерный, возмездие, изречение, известие, возмущённый…)
  2. В русском языке немало словообразовательных элементов старославянского происхождения. Например, первая часть сложных слов: благо-, бого-, зло-, грехо-, велико-. Задание: назовите сложные слова, первая часть которых состоит из этих слов. (благодарить, богобоязненный, злословие, грехопадение, великодушный, великосветский, боголюбец, благосостояние…)
  3. Найдите устаревшие слова в следующих пушкинских строках:
  • «…Он пел поблёклый жизни цвет

      Без малого в осьмнадцать лет…»

  • «…И не попал он в цех задорный

     Людей, о коих не сужу,

     Затем, что к ним принадлежу…»

  1. Найдите устаревшие слова в следующих пушкинских строках:
  • «…С героем моего романа

     Без предисловий, сей же час

     Позвольте познакомить вас…»

  • «…Но так и быть: я сам себе

     Противиться не в силах боле…»

  1. Заполните таблицу недостающими названиями частей человеческого тела:

Лоб

Чело

Щека

Ланита

Глаз

Око

Рот

Уста

Шея

Выя

Грудь

Перси

  1. Заполните таблицу недостающими названиями частей человеческого тела:

Туловище

Стан

Плечи

Рамена

Правая рука

Десница

Левая рука

Шуйца

Ладонь

Длань

Палец

Перст

2 раунд.

Сравнительное языкознание (вопросы из языковых семей и групп)

  1. Какие языки входят в восточнославянскую, западнославянскую и южнославянскую группы? (рус., укр., бел.,; пол., чеш., словац.; бол., серб., словен.)
  2. Какие языки из перечисленных родственны русскому языку: французский, английский, сербский, литовский, эстонский, белорусский, латышский, украинский, грузинский, польский, испанский, монгольский? (серб., бел., укр., пол.)
  3. В русском языке полногласию –оро-, -оло- соответствуют неполногласия –ра-, -ла-. Так жже и в чешском, словацком языках. А в польском: -ro-, -lo- (-ро-, -ло-). Вопрос: как будет звучать по-сербски и по-польски КОЛОС, ГОЛОС, МОРОЗ. (сербский: клас, глас, мраз; польский: клос, глос, мроз)
  4. Что общего в словах КВАДРАТ, ТЕТРАДЬ, КВАРТАЛ, КВАРТЕТ? (латинский корень quartus, греческий корень tetra, обозначающие «четыре»)
  5. Кого в Болгарии и Сербии называют следующими словами?

болгарский

сербский

русский

Ковач

Ковач

Кузнец

Готвач

-

Повар

Овчар

Овчар

Пастух

Шивач

Крояч

Портной

Орач

Орач

Пахарь

Лекар

Лечник

Врач

  1. Кого в Болгарии и Сербии называют следующими словами?

болгарский

сербский

русский

Грънчар

Грнчар

Гончар

Дърводелец

Тесач

Плотник

Кожухар

Крзнар

Скорняк

Ловец

Ловац

Охотник

Рибар

Рибар

Рыбак

Пекар

Хлебар

Пекарь

3 раунд.

Блиц-турнир. (Конкурс капитанов)

  1. У русских детей в старые времена была игрушка, которая походила на современный волчок или юлу. Её называли кубариком. Какое выражение сохранило для нас название этой игрушки? (катиться кубарем)
  2. Один маленький мальчик не мог понять, почему во многих русских сказках в конце появляется какой-то «Добрана», которого герои начинают «жевать». Вспомните, какой фразой обычно заканчиваются многие русские народные сказки, и подчеркните то, что может превратиться в «Добрана». (и стали они жить-поживать и «Добра на»живать»)
  3. Выражение, означающее «скрыться бесследно»,по-видимому, возникло в охотничьей среде. Какое это выражение? (и след простыл)
  4. Одни исследователи считают, что это выражение возникло от болтовню во время выполнения несложной работы, например, раскалывания полена. Другие связывают его с неглубокими степными озерками, на которых поздней осенью дети стараются разбить лёд ногами, чтобы «фонтан брызнул», бездельничают, в общем. О каком выражении идёт речь? (бить баклуши)
  5. Говорят, что один человек, обнаруживший, что кто-то вынул кошелёк из кармана. Не растерялся и, крикнув в толчею базара фразу, сразу вычислил вора. Что же он крикнул? (на воре шапка горит)
  6. Многие фразеологизмы возникли первоначально в какой-либо профессиональной среде. Например, «шито белыми нитками», конечно, пустили в мир портные. А из какой среды вышел фразеологизм «из ряда вон выходящий» (из среды военных)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы"

Презентация по теме "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы"             Здоровьесберегающие образовательные т...

Презентация на тему "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка"

Цель данной работы показать необходимость сохранения здоровья обучающихся. В частности показана возможность работы в этом направлении на уроках русского языка посредством создания здоровьесберегающей ...

"Легко ли быть экспертом?" Конспект открытого урока русского языка с использованием кейс-технологии в 11 классе.

"Легко ли быть экспертом?" Как не ошибиться при анализе исходного текста? Урок русского языка в 11 классе с использованием кейс-технологии. Подготовка к написанию эссе на основе текста художественного...

Доклад на МО учителей иностранного языка на тему:Здоровьесберегающие технологии при обучении иностранному языку

Данный доклад рассказывает о том,что такое здоровьесберегающие технологии,о формах и способах применениях на уроках иностранного языка....

Доклад на ШМО по теме "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы"

Доклад "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы" был представлен на школьном методическом объединении. В докладе говорится о том, что необходимо учитывать педаго...

Выступление на методическом объединении общественно- гуманитарного цикла Тема: Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы

Общеизвестно, что здоровьесбережение – одно из приоритетных направлений современной педагогики. Этим объясняется интенсивный поиск форм и методов воспитания ценностного отношения к здоровью в со...