Урок русского языка. 11 класс. Готовимся к сочинению
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме

Нелепова Светлана Леонидовна

на уроке предполагается работа с маршрутным листом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovimsya_k_sochineniyu.docx41.31 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку  11 класс
«Готовимся к ЕГЭ. Анализ текста»

Цель: подготовка к созданию собственного сочинения-рассуждения по предложенному исходному тексту (в рамках подготовки к ЕГЭ, часть С).

Задачи урока:

  1. Познавательная задача:

– уметь анализировать текст;
– уметь писать сочинение-рассуждение по тематическому блоку “Природа и человек”.

  1. Развивающая задача:

– развитие речевого слуха, критического мышления, обогащение и пополнение словарного запаса, развитие умения мыслить (анализировать, выделять главную и второстепенную информацию, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать, обобщать), метапредметных связей (литература, экология).

  1. Воспитательная задача:

– формировать нравственные ориентации “экологического образа жизни”;
– воспитывать социально-значимую позицию по отношению к природе и миру, умения делать правильный выбор;
– формирование умения
оценивать свою работу.

Ход урока

Мотивация познавательной деятельности.

Эпиграф: “Природа не признаёт шуток, она всегда правдива, всегда серьезна, всегда строга; она всегда права; ошибки же и заблуждения исходят от людей” (В. Гёте ).

Вопрос:

  1. Какой теме будет посвящен наш урок?
  2. Как бы вы его назвали?

Целеполагание.

В современном мире почти не осталось чистых рек и озер, нетронутых лесов и степей; зверей, растений, птиц становится все меньше. Научно-технический прогресс наряду с потоком открытий принес человечеству множество проблем. Одна из самых важных сегодня – охрана и защита окружающей среды. В СМИ и современными писателями поднимаются экологические проблемы века. Решаются вопросы: какие меры нужно предпринять, чтобы сохранить природу и окружающий мир, как направить научно-технический прогресс на пользу человеку. Эти и ряд других вопросов мы будем решать на уроке.

      А теперь вспомним план экзаменационного сочинения.  

         - Какие цели (задачи) сегодня должны решить, к каким результатам прийти в конце урока (исходя    из темы урока)?

— понять авторский текст,
— сформулировать проблему,
— прокомментировать её,
— сформулировать позицию автора текста по данной проблеме,
— сформулировать собственную позицию и аргументировать её,
— написать сочинение-рассуждение.

Актуализация изученных знаний, умений и навыков. Сегодня мы будем анализировать текст В.А. Солоухина. И для этого нам с тобой понадобится накопленный жизненный опыт, ведь отрывок из произведения В.Солоухина предполагает вдумчивый, глубокий анализ.

Но в начале урока немного повторим (работа с маршрутным листом.)

1.Сопоставь  строчки и художественный прием.

 Речеведческая разминка.

Богатый и в будни пирует,

А бедный и в праздник горюет. (Антитеза)

И опять стреляют, как в живого,

В мертвого. В убитого. В меня. (Парцелляция)

Не сломлюсь, не дрогну, не устану,

Ни крупицы не прощу врагам. (Градация)

Юрий Бондарев "Горячий снег"(Оксюморон)

Мой край, задумчивый и нежный!

            Кудрявый сумрак за горой

            Рукою машет белоснежной. (Риторическое обращение, эпитет, олицетворение)

Он громко рыдающе засмеялся (оксюморон)

Оценить себя.

  1. Этап актуализации знаний. (Синквейн.)    

 - Следующее задание подтолкнёт к восприятию текста, с которым будем сегодня работать. Я называю слово, а ты быстро называешь свои ассоциации (не синонимы!), связанные с этим словом. Итак, это слово – ПРИРОДА, ЧЕЛОВЕК.

Составь синквейн с любым словом на выбор: природа, человек.

Природа.
Чистая, всеобъемлющая.
Изучается, загрязняется, защищается.
Естественная среда обитания человека.
Жизнь.

Человек.
Сильный, умный.
Пытается, ошибается, стремится.
Желания властвуют над ним.
Живой.

  1. Минутка чистописания (учимся заполнять бланк ЕГЭ)

Немного отдохнем (разминаем кисти рук)

4. Работа с текстом.

- Вот  мы подошли к самому ответственному этапу сегодняшнего урока.

Прочитаем текст.

Определи стиль и тип речи (публицистический, рассуждение с элементами повествования)

Определи тему текста: отношение человека и природы

Используя текст, составь сравнительную таблицу.

Положительное влияние природы на человека

Естественный контакт человека и природы.

Отрицательное влияние человека на природу.

Физическая и духовная изоляция человека и природы

  1. Прямой, непосредственный контакт с землей… предназначен и необходим (21 П).
  2. Контакт с землей “прекрасен” сам по себе (1 П).
  3. Все, что мы наблюдаем в природе – “не любование, а жизнь” (3 П).
  4. Все, связанное с природой, “подлинное”: любовь, рождение (20 П).
  1. Будучи изолированным, у человека появляется сонливость, вялость, теряется аппетит, снижается работоспособность (5 П).
  2. Люди сами “засадили себя в металлические клетки и отключили от земли” (14 П).
  3. Изолирует от природы синтетическая одежда и обувь, пластики, асфальт и т.п. (15 П).
  4. Не серьезные отношения с землей, а детская игра в дочки-матери (20 П).

Что значит для автора настоящая жизнь? Постоянный контакт с землей, природой.

Какие чувства испытывает при этом человек?

Когда, по мнению автора, этот контакт с землёй был потерян? С чем это связано?

Как научно-технический прогресс воздействует на взаимоотношение человека и природы?

Что по этому поводу считает автор? Процитируйте.

В чем проявляется негативное влияние цивилизации на жизнь человека?

Каково мнение В. Солоухина по этой проблеме?

Почему В. Солоухина так страшит духовная изоляция между Человеком и Землёй?

Что мы можем сказать об авторе, прочитав данный текст? (Испытывает чувство подлинной любви к родной земле).

Повторение.

Любое сочинение - это текст. И он строится по определенным законам.

Перечисли основные пункты экзаменационного сочинения.

1. Введение

2. Постановка проблемы

3. Комментарий к проблеме

4. Позиция автора

5. Ваша позиция

6. Литературный аргумент

7. Аргумент из жизненного опыта

8. Заключение

2. Сформулировать проблему, используя опорные слова.

Проблема – (от греч.) – задача – вопрос, требующий изучения, разрешения.

Проблем может быть несколько. Важно увидеть одну  и прокомментировать. Важно комментировать не весь текст, а ту  проблему, которые вы заявили вначале.

Какой вопрос выбрать? Важно выбрать тот вопрос, над которым автор размышляет больше всего и по поводу которого отчетливо заявлена авторская позиция.

Языковой анализ текста. Роль изобразительно-выразительных средств языка в раскрытии авторской позиции.

Основной композиционный приём, который использует автор, – антитеза. Положительные чувства: радость, счастье, любовь – связаны с постоянным контактом с природой и Землей. Физическая и духовная изоляция приводит к серьезным телесным и духовным болезням.

1. Лексика и фразеология:

а) лексический повтор: природа, человек, земля, постоянный контакт, подлинный, напряжение, жизнь. Эти слова значимые, ключевые.
в) синонимы: подвижность, жизненный тонус (11П), прямой, непосредственный контакт (21 П), предназначен, необходим (21 П). Создают более полную картину взглядов героев и их жизненных ценностей.
г) олицетворение: 14 П, 15 П.
д) уменьшительно-ласкательные суффиксы: зернышко, цветочки, перышко. Передают доброжелательное, любовное отношение к природе.
е) эпитеты: дремлющий бор (15П), добрая почва (16П), чудовищная изоляция (17П). Делают текст выразительным, образным.

2. Выразительные средства синтаксиса:

а) вопросно-ответная форма изложения (6-7). Используется автором для того, чтобы герои смогли более полно выразить свою точку зрения.
б) антитеза: Человек и Земля (17 П), не серьезные отношения, а детская игра (19-20 П), 13-14 П, 18-19 П. Используется, чтобы создать динамичную противоречивую картину.
в) парцелляция: 15-16 П, 19-20 П . Передает взволнованность автора.
г) однородные члены предложения: 1, 3, 5,15, 17 П. Создают полную картину происходящего.
д) цитирование статьи из журнала: 5-12 П. Дает возможность документально подтвердить
 свою позицию.

     7. Рефлексия.

Рефлексия

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

7. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

довольна/ не довольна

коротким / длинным

не устала / устала

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным

8. Домашнее задание.

 Написать сочинение-рассуждение по тексту В. А. Солоухина в формате ЕГЭ (задания для части С1)

 Используйте материал урока и дополнительный материал по теме “Природа и человек” для аргументации собственного мнения по проблеме.

(1) Посадить в землю зёрнышко и вырастить из него что-нибудь: ржаной колос, метёлку овса, стебель льна с голубыми цветочками – прекрасно уже само по себе. (2)Кроме того, это связано с постоянным ощущением погоды, с постоянным контактом с землёй, с природой. (З) Ожидание дождя и радость от того, что он пошёл, капель, заморозки, движение туч, оттенки вечерней зари, поведение животных и трав, роса на траве и дождевые пузыри на лужах – всё это не любование природой, а жизнь.

(4) В современном журнале читаем: (5) “Если человек длительное время находится в автомобиле или в самолёте, у него появляется сонливость, вялость, теряется аппетит, снижается работоспособность. (6) Почему это происходит? (7) Результаты опытов, проведённых над животными и людьми, позволяют сделать вывод о том, что на самочувствие и настроение оказывает влияние величина электрического поля. (8) В кабинах автомобилей и салонах самолётов напряжённость электрического поля заметно меньше, чем в окружающем пространстве. (9) Исследователи попробовали искусственно увеличить напряжённость электрического поля в клетке, где находились подопытные животные. (10) Специальный генератор создавал внутри клетки электрическое поле в 500-800 в/м, что соответствует нормальному уровню напряжения на земле. (11) После этого подвижность и жизненный тонус подопытных животных значительно возрастали. (12) Аналогичные результаты были получены и при проведении опытов над людьми”.

(13) Проведение опытов над людьми вообще-то считается безнравственным. (14) Но что поделаешь, если люди добровольно засадили себя в разнообразные металлические клетки и отключили от земли, от её единых электрических и прочих сил.

(15) Синтетической одеждой и обувью, резиновыми колёсами и асфальтом, всевозможными пластиками человек всё больше изолирует себя от земного шара, искусственно отключаясь не только от общего земного электричества, но и от многих не изученных нами сил, излучаемых деревьями и травой, дождями и радугой, сосновой хвоей и плывущими облаками, дремлющим бором и утренней росой, речным туманом и молнией. (16) Да и просто мягкой и доброй почвой.

(17) Однако эта физическая изоляция покажется мелочью, если вспомнить о той чудовищной психологической, духовной изоляции, которая существует теперь между Человеком и Землёй. (18)Конечно, стараемся, тщимся, выращиваем на балконе цветочек или перышко лука, держим в квартире какое-нибудь растение, обзаводимся дачным клочком земли, летом, во время отпуска, в воскресенье выбираемся в лес, на речку (19)Но это не серьёзные отношения с землёй. (20)А это вроде как детская игра в дочки-матери вместо подлинной любви, подлинного рождения детей.

(21) И подумать только, что мой дед и даже мой отец ещё находились в прямом и непосредственном контакте с землёй, который человеку предназначен и необходим.

(По В. Солоухину)

Маршрутный лист

ФИО_______________________________________________________________________________

Класс_______________

Дата________________

Тема урока_________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ 1. Сопоставь  строчки и художественный прием.

1.Богатый и в будни пирует,

А бедный и в праздник горюет.

(Парцелляция)

2.И опять стреляют, как в живого,

В мертвого. В убитого. В меня.

Оксюморон

3.Не сломлюсь, не дрогну, не устану,

Ни крупицы не прощу врагам.

(Риторическое обращение, эпитет, олицетворение)

4.Юрий Бондарев "Горячий снег"

(Антитеза)

5. Мой край, задумчивый и нежный!

Кудрявый сумрак за горой

Рукою машет белоснежной.

(Градация)

6. Он громко рыдающе засмеялся

(оксюморон)

http://womantalks.ru/uploads/post-19447-1232203926.jpgОцени себя по схеме 1: ___________________________

ЗАДАНИЕ 2.  Составь синквейн с любым словом на выбор: природа, человек.

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

http://womantalks.ru/uploads/post-19447-1232203926.jpgОцени себя по 2 схеме: _____________________________

ЗАДАНИЕ 3. Используя текст, составь сравнительную таблицу.

Положительное влияние природы на человека

Естественный контакт человека и природы.

Отрицательное влияние человека на природу.

Физическая и духовная изоляция человека и природы

http://womantalks.ru/uploads/post-19447-1232203926.jpgОцени себя по схеме 2 ____________________________

ЗАДАНИЕ 4.  Перечисли основные пункты экзаменационного сочинения.

http://womantalks.ru/uploads/post-19447-1232203926.jpg Оцени себя по схеме 1 ____________________________

Задание 5. Сформулировать проблему_________________________________________________

______________________________________________________________________________________

http://womantalks.ru/uploads/post-19447-1232203926.jpgОцени себя по схеме 2 ____________________________

Задание 6. Языковой анализ текста

http://womantalks.ru/uploads/post-19447-1232203926.jpg Оцени себя по схеме 2 ____________________________

Задание 7. Подобрать аргументы к тезисам

Людям свойственно любить родную природу

Природа – источник радости и счастья

http://womantalks.ru/uploads/post-19447-1232203926.jpg  Оцени себя по схеме 2 ____________________________

8. Рефлексия

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

7. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

довольна/ не довольна

коротким / длинным

не устала / устала

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным

http://womantalks.ru/uploads/post-19447-1232203926.jpg     Моя оценка за занятие _____________________________________

3 балла – все ответы верны

2 балла – 1- 2 ошибки

1 балл – 3- 4 ошибки

Ответ не оценивается - более 4-х ошибок

1 балл – было трудно

2 балла – не испытывала затруднений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 кл. Сочинения-миниатюры по картине Дубовского

Урок русского языка в 6 кл. Программа Разумовской. Сочинения-миниатюры по картине Дубовского...

Конспект урока русского языка «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в 9 классе»

Конспект урока русского языка «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в 9 классе» ...

Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....

Презентация к уроку русского языка по теме "Итоговое сочинение"

шаблон к написанию итогового сочинения в 11 классе...

Конспект урока русского языка "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (ОГЭ 15.3)

Подробный конспект урока с дополнительными материалами и презентацией. Тема сочинения: "Что такое материнская любовь?"...