Предложение с обращениями. Риторические обращения. урок русского языка в 5 классе
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) по теме

Кордова Светлана Владимировна

Подробный конспект урока по русскому языку в 5 классе. Цель: закрепить постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами с обобщающим словом и без него; повторить понятие обращение, познакомить со стилистической фигурой - риторическое обращение, учить умению анализировать выразительные средства речи, строить монологическую речь на лингвистическую тему, активизировать речевую деятельность на уроке.

Урок предполагает серьёзную домашнюю подготовку учащихся, работу на уроке учащихся со словарями; нацелен на построение монологической речи учащихся на уроке.

К уроку прилагается презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок в 5 классе.

Тема: Предложение с обращениями. Риторические обращения.

Цель: закрепить постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами с обобщающим словом и без него; повторить понятие обращение, познакомить со стилистической фигурой - риторическое обращение, учить умению анализировать выразительные средства речи, строить монологическую речь на лингвистическую тему, активизировать речевую деятельность на уроке.

Оборудование: таблицы и раздаточный материал на каждый стол, мультимедийный проектор, ПК (схемы, таблицы, задания, словарь).

Ход урока.

Организационный момент.

  1. Проверка домашнего задания.
  1. Дома вы работали с текстом, к которому давались задания. Давайте проверим, как вы справились с этими заданиями.
  2. К доске выполнить морфемный разбор слов писатели и печатники пойдёт ………..; фонетический разбор слова трудятся …………………..; а мы с вами проверим орфограммы и пунктограммы домашнего текста.

объяснить знаки препинания, орфограммы

Книга - наш советчик и друг. Из книг мы узнаём много интересного. Над созданием их трудяТСя1 писатели,5  художники,  печатники5. Труд их важен и почётен. Помни об этом и береги книги!

Доброте,  чесТности,  справедливости:    многому научит тебя умная книга. Старайся читать разные книги:  фантастику,  приключенческую литературу,  книги о путешествиях и открытиях. – какой характер носит перечисление в этом предложении? – (перечислительный, потому что ОЧ не соединяет союз И.)

Задание. 1)Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.         2) выполните разборы (фонетический и морфемный) – см. ПРИЛОЖЕНИЕ стр. 3-5; 3) дайте общую синтаксическую характеристику выделенных курсивом предложений, СОСТАВЬТЕ СХЕМЫ. 4) Подберите пословицу к данному тексту. 

  • Проверить разборы.
  • Какую мысль содержит данный текст?, выразите это словами текста.
  • Прочтите это предложение, какое слово вы выделили интонационно? Давайте вспомним, какую роль играет логическое ударение в предложении, а для этого немного поиграем: 3 человека к доске – игра: в руках карточки со словами первого предложения, написанные на листах разного цвета; ребятам нужно произнести предложение, меняя логическое ударение, и объяснить, в чём заключается разница трёх вариантов произношения предложения сделать вывод -  С ПОМОЩЬЮ ИНТОНАЦИИ МЫ ВЫРАЖАЕМ СВОИ ЧУВСТВА, СВОЁ ОТНОШЕНИЕ К ТОМУ, О ЧЁМ ГОВОРИМ. Какова роль логического ударения? Логическое ударение выделяет наиболее важные по смыслу слова. 
  • Дома вы подбирали пословицы к этому тексту, отражающие его главную мысль, назовите их : ……………… (варианты пословиц):
  • Будешь книги читать – будешь всё знать.
  • Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
  • Книга для ума что тёплый дождик для всходов.
  • Книга мала, а ума придала.
  • Книга подобна воде: дорогу пробьёт везде.
  • Ум без книги что птица без крыльев.
  • Чтение – вот лучшее учение.
  • Кто много читает, тот много и знает.
  • Книги не любят, когда их чтут, а любят когда их читают.
  • Читать не размышляя что есть не пережёвывая.
  • В книге ищи не буквы, а мысли.

  • Какие советы для чтения книг содержатся в выделенных  пословицах?

  • А вот кубанские пословицы из сборника Петра Ивановича Ткаченко советуют нам: ВИК ЖЭВЫ, ВИК УЧИСЬ. И гласят: ШТО НАПИСАНО ПИРОМ, ТАВО НИ ВЫРУБИШ ТАПОРОМ.
  1. Какие источники вы использовали, подбирая эти пословицы? (словарь Даля,
  • сборники пословиц и поговорок, подсказали родители)
  1. Орфоэпическая работа. (на доске записаны слова, в которых нужно расставить ударения)

Расставьте ударения в данных словах, запишите в свою тетрадь, а к доске пойдёт расставить ударения ………………..  Словарь: позвонИшь, балУешься, обеспЕчение, жалюзИ, дремОта, квартАл, столЯр, свЁкла, кУхонный, кедрОвый, договОр – посмотрите в Приложении на стр. 44  форму родительного падежа - договОра родит. падеж; мн. ч. – договОры, договОров.

 Орфографическая работа. Продолжаем работу в словаре, поставьте точку с запятой, дальше мы запишем словарные слова, правописание которых нужно запомнить: антенна, теннис, кроссовки, аттракцион, иллюстрация, - конфетти.

(После записи используем мультипроектор, где показаны мерцающие слова – ученики повторяют слова вслед за возникновением слов по три/пять раз.)

  1. Новый материал. Запись новой темы.

Простое осложнённое предложение. Обращение.

Дитя моё, останься здесь со мною. (М.Ю. Лермонтов.)

Прощай, отец, дай руку мне.  (М.Ю. Лермонтов.)

Как я любил твои бури, Кавказ!

Как вы думаете, почему некоторые слова в предложении выделены? Что они выражают (обращение)? А как вы считаете, почему эти слова мы называем обращением?

Работа с учебником. Стр. 162. Прочтите определение, ответьте на вопросы на стр. 163.

        Девочки! Я гриб нашла!

Ты знаком с этим человеком?                Ребята, выделяется ли личное местоимение, называющее лицо, к которому обращаются?

У вас на столе карточка с таблицей. Давайте ещё раз обратимся к предложениям, осложнённым обращениями. Посмотрите на коричневую часть таблицы, в которой говорится об обращении (у меня фрагмент этой таблицы)

  1. Закрепление.

Упр. № 439

Найдите в предложениях обращения. Прочитайте, соблюдая звательную интонацию.

  1. Ты, царица, спору нет, ты на свете всех милее, всех румяней и белее.
  2. Ветер, Ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч, ты волнуешь сине море, всюду веешь на просторе.        Объясните орфограммы.
  3. Ах ты мерзкое стекло! Это врёшь ты мне назло!
  4. Постой, бабушка, постой немножко.

Спишите предложения, ломанными скобками выделите обращения. Объясните постановку знаков препинания. Дайте синтаксическую характеристику 4гопредложения (ПП, побудительное, невосклицательное, распространенное, осложнено обращением).

Ребята, как вы думаете, зависит ли выбор слов обращения от речевой ситуации? Как бы вы обратились к другу?, к маме, к своей собаке, призывая её на прогулку?  А как бы вы обратились ко мне?

Могу ли я ответить вам: «Чего тебе надобно, старче?» почему?

Всегда ли вас называют по имени, когда обращаются к вам?

Как меняются предложения с выбором слов-обращений?

  1. Сын, будь умницей!
  2. Солнышко, будь умницей!
  3. Братцы! Что она про меня сочиняет?
  4. Спой, светик, не стыдись!
  5. Куда ты, светлый ручеёк, стремишься?

В каких случаях обращения только называют лицо, к которому обращена речь? А в каких выражают его характеристику, оценку?

Для чего мы используем в своей речи обращения? (Привлечь внимание того, к кому мы обращаемся с речью)

Давайте посмотрим стихотворения, данные вам вчера для разбора фонетических средств выразительности. Есть ли в этих стихотворениях (отрывке) обращения?

Ребята, как вы думаете, обращаясь к иве, ветру, могут ли поэты привлекать внимание ветра и ивы? Получить   ответа от них на свой призыв? Могут ли ива и ветер стать собеседниками лирического героя стихотворения? Почему?

Нет. Итак, обращение к неодушевлённым предметам, явлениям, животным называется РИТОРИЧЕСКИМ ОБРАЩЕНИЕМ, и выражает различное отношение автора к тому, о чём он говорит, думает, переживает. С помощью риторического обращения передаётся торжественность, выразительность речи; показывается эмоциональное состояние автора.

  1. Итог урока. Сегодня мы с вами познакомились  с обращением и узнали, что простое предложение может быть осложнено обращением, которое не является членом предложения и выделяется всегда запятыми. А с восклицательной интонацией – сопровождается восклицательным знаком. Мы узнали, что с помощью обращения можно передать оценку тому лицу, к которому мы обращаемся. А в художественной литературе широко используется такой приём выразительности речи как риторическое обращение.

  1. Домашнее задание.

Стр. 162 – читать, пересказывать, отвечать на вопросы.

№ 444, 449 – графическим анализом орфограмм.

  1. Дополнительная работа  /задание повышенной трудности/ – проверка домашнего задания по стихотворениям Ф.И. Тютчева и К.Д.Бальмонта. – приёмы фоники в создании звуковых образов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Домашнее задание. Книга - наш сове т чик и друг. Из книг мы узн а ём много интересного. Над созданием их трудя тс я 1 писатели, 5 художники, печатники 5 . Труд их важен и почётен. Помни об этом и береги книги! Д о броте, чес т ности, справедливости - многому научит тебя умная книга. Старайся читать разные книги: фантастику, приключенческую литературу, книги о путешествиях и открытиях.

Слайд 2

Пословицы на тему: «Роль книги в жизни человека» Будешь книги читать – будешь всё знать. Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает. Книга для ума что тёплый дождик для всходов. Книга мала, а ума придала. Книга подобна воде: дорогу пробьёт везде. Ум без книги что птица без крыльев. Чтение – вот лучшее учение. Кто много читает, тот много и знает. Книги не любят, когда их чтут, а любят когда их читают. Читать не размышляя что есть не пережёвывая. В книге ищи не буквы, а мысли.

Слайд 3

Орфоэпический словарь: позвон И шь, бал У ешься , обесп Е чение , жалюз И , дрем О та , кварт А л , стол Я р, св Ё кла , к У хонный , кедр О вый , догов О р Род. Пад - догов О ра; мн. ч. – догов О р ы , догов О ров.

Слайд 4

Орфографический словарь: Анте нн а Те нн ис Кро сс овки А тт ракцион И лл юстрация Конфе тт и

Слайд 5

Простое осложнённое предложение. Обращение. Дитя моё, останься здесь со мною. Прощай , отец, дай руку мне. Как я любил твои бури , Кавказ ! (М.И. Лермонтов) Девочки! Я гриб нашла! Ты знаком с этим человеком?

Слайд 6

Простое осложнённое предложение. Обращение. ЗАПЯТЫЕ Об, ,об, , об Земля родная , о тебе и сны, и думы наши. (А. Твардовский) Пылай, камин , в моей пустынной келье. (А. Пушкин) Отчего ты печально, вечернее небо ? (И.Бунин) Об! Россия, Русь ! Храни себя, храни! (Н.Рубцов)

Слайд 7

Простое осложнённое предложение. Обращение. Упражнение № 439. Ты, царица , спору нет, ты на свете всех милее, всех румяней и белее. Ветер, Ветер! Ты могу ч , ты гоня ешь стаи ту ч , ты волну ешь сине море, всюду веешь на просторе. Ах ты мерзкое стекло ! Это врёшь ты мне назло! Постой, бабушка , постой немножко.

Слайд 8

Сын , будь умницей ! Солнышко , будь умницей! Братцы ! Что она про меня сочиняет? Спой, светик , не стыдись! Куда ты, светлый ручеёк , стремишься ? Простое осложнённое предложение. Обращение.

Слайд 9

Ф.И. Тютчев. *** Что ты клонишь над водами, Ива, макушку свою? И дрожащими листами, Словно жадными устами, Ловишь беглую струю?.. Хоть томится, хоть трепещет Каждый лист твой над струёй… Но струя бежит и плещет, И, на солнце нежась, блещет, И смеётся над тобой … К.Д . Бальмонт ВЕТЕР Ветер, ветер, ветер, ветер, Что ты в ветках всё шумишь? Вольный ветер, ветер, ветер, Пред тобой дрожит камыш. Ветер, ветер, ветер, ветер, Что ты душу мне томишь? Ты вздыхаешь, полусонный, И спешишь скорей заснуть. Чуть уснул – и, пробуждённый, Ты готов опять вспорхнуть. Стой! Куда, неугомонный? Вечно – прямо, снова – в путь . Простое осложнённое предложение. Обращение.

Слайд 10

Итог урока ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ может быть осложнено обращением. Обращение не является членом предложения и выделяется всегда запятыми. с восклицательной интонацией Обращение выделяется восклицательным знаком. с помощью Обращения можно передать оценку лицу , к которому мы обращаемся. в художественной литературе широко используется такой приём выразительности речи как риторическое обращение . Простое осложнённое предложение. Обращение.

Слайд 11

Домашнее задание. Стр. 162 – читать, пересказывать, отвечать на вопросы. № 444, 449 – с графическим анализом орфограмм. Простое осложнённое предложение. Обращение.

Слайд 12

Ф.И. Тютчев. *** Что ты клонишь над водами, Ива, макушку свою? И дрожащими листами, Словно жадными устами, Ловишь беглую струю?.. Хоть томится, хоть трепещет Каждый лист твой над струёй… Но струя бежит и плещет, И, на солнце нежась, блещет, И смеётся над тобой … К.Д . Бальмонт ВЕТЕР Ветер, ветер, ветер, ветер, Что ты в ветках всё шумишь? Вольный ветер, ветер, ветер, Пред тобой дрожит камыш. Ветер, ветер, ветер, ветер, Что ты душу мне томишь? Ты вздыхаешь, полусонный, И спешишь скорей заснуть. Чуть уснул – и, пробуждённый, Ты готов опять вспорхнуть. Стой! Куда, неугомонный? Вечно – прямо, снова – в путь . Простое осложнённое предложение. Обращение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 11 класс. Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях.

Урок русского языка в 11 классе. Тема:" Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях"...

Открытый урок русского языка 11 класс. Тема: "Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений".

Тема:Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений.Цель:Обобщить и систематизировать знания о сложных предложениях;совершенствовать умения: устанавливать смысловые отношения...

Презентация для урока русского языка. 8 класс Простое предложение. Члены предложения.

Данная презентация возможна для использования при изучении темы: «Простое предложение» в 8 классе (виды предложений, главные члены предложения, второстепенные члены предложения)  Презентация може...

Урок русского языка в классе по теме "Обращение"

Урок по теме "Обращение" 5 класс....

Тема: Употребление обращений в речи. УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 8 КЛАСС

Тема: Употребление обращений в речи. УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 8 КЛАСС...

Тема " Обращение" урок русского языка 5 класс

данный материал представляет конспект урока по теме "Обращение " 5 класс , презентация к уроку...