Урок русского языка в 5 классе "Буквы ы-и после ц"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Петрухина Лариса Владимировна

Открытый урок русского языка в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл y-i_posle_ts.docx38.02 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК  РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ

ТЕМА: БУКВЫ И – Ы ПОСЛЕ Ц

ТИП УРОКА:

  • Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

ЦЕЛИ УРОКА:

ОБУЧАЮЩИЕ:

  • познакомить с опознавательным признаком – наличием [ц] перед гласными, с правописанием ы-и после ц;
  • научить обосновывать выбор гласных и -ы после ц;
  • сформировать орфографические навыки грамотного письма учащихся, соблюдение правильного написания слов-исключений;

РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • развивать орфографическую зоркость, речевой слух у учащихся, навык графического обозначения данной орфограммы;
  • совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся.

ВОСПИТЫВАЮЩИЕ:

  • воспитание любви к русскому языку;
  • воспитание сознательной дисциплины;
  • формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

ЗАДАЧИ УРОКА:

  • Обеспечение формирования у школьников целостной системы ведущих знаний по теме «Буквы И – Ы после Ц». Формирование культуроведческой компетентности через содержание, методы и организацию учебного занятия.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • учебник русского языка для 5 классов под редакцией

             М.М. Разумовской, С.И. Львова, В.И. Капинос;

  • компьютеры, презентация слайдов;
  • сигнальные карточки для игры;
  • листы с заданиями для загадок;
  • импровизированная полянка для цветов.

УЧИТЕЛЬ: ПЕТРУХИНА Л.В.

ХОД УРОКА:

  • Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на уроке.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Прозвенел звонок для нас.
Все вошли спокойно в класс
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу класс ваш хоть куда!
Мы начнем урок, друзья? Да!

  • Записываем число, классная работа.

II. Объяснение нового материала

– Мы начинаем изучать новую орфографическую тему, познакомимся с новым для  вас правилом. Обратимся к материалу для наблюдений и определим тему урока.

1 слайд Произнесите слова вслух и определите, какой звук вы слышите после твёрдого Ц.

Улиц…
Ц…рк                                          
Ц…плёнок

Акац…я

– Какие звуки слышатся во всех этих словах? Дайте характеристику согласному звуку. (ц) Этот звук сегодня будет гостем нашего урока.

 Посмотрите, как пишутся эти слова  (на 1 слайде выбегают буквы ы-и)
– Почему же так? Наша задача – разобраться, когда после ц нужно писать Ы, а когда – И. Какова же тема нашего урок?  
2 слайд Помогите мне сформулировать ее.
3 слайд «Правописание ы-и после ц».

-Что должны узнать на уроке? Чему научиться? (Запись темы в тетради)

– Чтобы узнать, когда после ц пишется ы, а когда – и, продолжим наши наблюдения.

4 слайд  (слова ЦИРКОВОЙ, ЦИФРА )

-Прочитайте слова, обратите внимание на то, в какой части слова находится орфограмма? (В корне).

  – Верно. В корне слова пишем И.

5 слайд (слова АКАЦИЯ, МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ)  

-В русском языке есть слова, которые заканчиваются на -«ция», и все они пишутся с буквой «и». И в данном случае вам необязательно определять, где находится орфограмма: достаточно подчеркнуть и написать рядом на -«ция» (пишем обозначение в столбике у слова «лекция»).

 – Итак, буква «и» пишется после «ц» в 2-х случаях. В каких? (В корне и в словах  на -«ция».)

6 слайд (слова ЛИСИЦЫН, ПТИЦЫ)

 – А теперь посмотрите на эти слова. В какой части слова находится орфограмма в этих  словах? (в суффиксе и в окончании.)

- Делаем вывод: буква ы пишется в окончаниях и суффиксах после Ц.

7 слайд ( ЦЫПЛЁНОК, ЦЫГАН) А здесь в какой части слова находится орфограмма?(в корне).

 – Правильно. В этих словах орфограмма находится в корне  и, согласно первому правилу, мы должны были написать «и», а не «ы». Но ни одно правило не обходится без исключений. В нашем случае таких слов-исключений 5: цыган, цыкать, на цыпочках, цыплёнок, цыц.

8 слайд  Чтобы лучше запомнить эти слова, запишем в тетрадь предложение.

 «Цыган встал на цыпочки и сказал цыплёнку: «Цыц!» 

-Итак, подытожим, в каких случаях пишем «и», в каких «ы» после «ц»?

9 слайд. Таблица-правило.

10 слайд А я предлагаю вам ещё короткий стишок на новую орфограмму.

В существительных на –ЦИЯ

Мы всегда напишем –ИЯ.

И под корнем, посмотри,

Тоже пишем букву И.

А в концовке –ЦЫН,_ЦЫЙ, -ЦЫ

Пишем только букву Ы!

– Вот мы и разгадали секрет буквы «ц», а чтобы его не забыть, мы потренируемся, выполняя упражнения. При выполнении наших последующих заданий нам поможет таблица. Не забывайте про неё.

11 слайд  Таблица-правило.

12 слайд

  1. Объясни, пользуясь правилом.

Делегация, цилиндр, купцы, репетиция, лисицын хвост, цыган, модницы, цирк, станция, продавщицы, дверцы.

  13 слайд   

  1. Распределительный диктант.

Циферблат, цинга, спицы, белолицый, куницын, цыкнуть, конституция.

Цинга – болезнь, вызываемая недостатком витаминов в организме и проявляющаяся в разрыхлении и кровоточивости слизистой оболочки десен, в мышечно-сосудистых болях, в общей слабости.

Конституция – основной закон государства.

14слайд   «Ы – И»

3.Игра « Ы или И?» (сигнальные карточки)

Слова для игры.

Цирковой, цитата, цыпочки, декорация, операция, цыц, традиция, секция, цыганский, у ящерицы, с улицы, циркуль, мультипликация, сестрицын, циновка, панцирь, молодцы, цигейка, цифра, цинга. (20 слов)

Циновка – плотное плетеное изделие из соломы, тростника.

Цигейка стриженый и крашеный мех овцы (первоначально козы). 

15 слайд

ФИЗМИНУТКА

Тематическое задание на физкультминутку: потянуться, если в слове после буквы Ц пишем букву И, подпрыгнуть, если в слове после буквы Ц пишем Ы. Слова:  ЦИНГА, КУЦЫЙ, ОВЦЫ, АКАЦИЯ, ЦЫПЛЯТА, ЦИРКУЛЬ, СЕКЦИЯ, ЦЫГАН, ПАНЦИРЬ, ЦИРК, У ЯЩЕРИЦЫ, ЦИКЛ.

Для разминки из-за парт

Поднимаемся. На старт!

Бег на месте. Веселей

И быстрей, быстрей, быстрей!

Делаем вперёд наклоны-

Раз-два-три-четыре-пять.

Мельницу руками крутим,

Чтобы плечики размять.

Начинаем приседать-

Раз-два-три-четыре-пять.

А потом прыжки на месте,

Выше прыгаем все вместе.

Руки к солнышку потянем.

Руки в стороны растянем.

А теперь пора учиться.

Да прилежно, не лениться.

16 слайд

4.  Ребята, вы любите цветы?  Сейчас мы будем сажать цветы. На улице снег лежит, а у нас в классе будет так красиво! Но сажать цветы будем не все, а только те, в которых есть ЦИ-.

  • Ребята образуют две группы, выбирают и сажают цветы на ватмане. Кто быстрее.

Нарциссы                         Астры

Гиацинты                         Гладиолусы

Глициния                         Лилии

Цикламены                    Георгины

Настурция                       Хризантемы

Годеция                           Сирень

Циния                              Тюльпан

17 слайд.  Сценка «Буквы поссорились».

Буква Ц. Шла как-то буква Ц и шептала что-то.

Была задумчива Ц отчего-то.

Была рассеянна и невесела.

Учитель. Почему?

Буква Ц. Поругались Ы и И вчера. (выбегают буквы Ы и И, дерутся).

Переполох в 5 классе Хворостянской школы,

Ищут место буквам в слове,

Ну, кто знает, укажи

Место буквам Ы и И!!!

Кто ответ мне сможет дать, я тому поставлю «5»!

Учитель. Ребята, давайте попробуем укажем буквам Ы и И их место, чтобы они больше не ругались! Но только разделимся опять на команды, и каждая команда придумает уговоры (правила) доставшейся букве Ы или И, можно в стихотворной форме. (можно дать ребятам готовые стишки).

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКЕ

1 команда. Не ругайся, Буква Ц!

Встань-ка, Ы, сейчас в конце.

В суффиксах и окончаниях будешь ты стоять,

И не смей оттуда у-бе-гать!!!

А ещё будешь стоять в словах-исключениях,

Мы же обещаем знать их все без исключения:

Цыц, цыган, цыплёнок, цыц, цыпочки и цыкнуть,

К новой орфограмме попробуем привыкнуть!

2 команда. Букву И попросим мы быть в словах на –ция,

В корне слова тоже стой. Как ты тут красива!

Не обижайся, Буква И, что исключения ушли!  18 слайд (помирились)

6. Творческий диктант (слайд 19)

7. Проверяем свои знания. Тест (слайды 20 – 26)

8.Отгадайте загадки и впишите ответ в звездочки:

1. Пятерка братьев неразлучна. Им вместе никогда не скучно. Они работают пером, пилою, ложкой, топором.

  1. Он циркач такой лихой, чертит круг одной ногой, а другой проткнул бумагу, уцепился и – ни шагу.

  3. Летом — в огороде, 
      Свежие зелёные, 
     А зимою — в бочке, 
    Жёлтые, солёные. 
    Отгадайте, молодцы, 
     Как зовут нас?... 
                                 Огурцы

4. Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают все на свете.

5. Я чрезвычайно хитрое пальто. Меня не сможет расстегнуть, увы, никто. ( Панцирь черепахи) 

6. Явился в жёлтой шубке:
— Прощайте, две скорлупки! 

7. Ребята, к  нам пришло письмо от Незнайки. Вот что он пишет?

     Я отправился в экспедицыю. Погода неблагоприятна: цыклон. Удалось собрать коллекцыю насекомых, попались даже цыкады. Птицы мешают в работе.

                                                                                                       

                                                                         Незнайка.

Циклон вихревое движение атмосферы при низком давлении в центре движения, сопровождающееся появлением сильной облачности, осадков.

Экспедиция – путешествие, поездка группы лиц, отряда с какой-нибудь специальной целью, со специальным заданием. Научная экспедиция. Экспедиция на Северный полюс.

Коллекция систематизированное собрание каких-либо однородных предметов.

Цикады – прыгающее насекомое с прозрачными крыльями, издающее характерный стрекот

III . Итог работы.

    - Ребята, вспомните, пожалуйста, какие цели вы ставили перед собой в  

      начале урока?

    - Как вы думаете, достигли ли вы их?

    - Когда пишется Ы после Ц? И после Ц? Приведите примеры.

IY. Выберите себе домашнее задание:

1. & 38 , упражнение 336;

2. Написать сочинение-миниатюру,  употребив слова-исключения (на выбор) и другие (с буквами ы – и после ц) на тему «Цирк». 

Y. Рефлексия

- Каким бы вы "Смайликом" оценили свою работу на уроке?

- Мою работу?

- Я работу класса в целом оценила бы весёлым "Смайликом".

- Давайте улыбнёмся друг другу!!! Запомним это состояние радости после хорошо сделанной работы!

- Скоро прозвенит звонок и окончится урок!

VI. СПАСИБО ЗА УРОК.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка Тема: «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»

Цели урока.Образовательная:научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать;Развивающая: развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей:...

Методическая разработка урока русского языка "Тема Буквы и-ы после ц"

Класс  6Предмет  русский языкТема  Буквы и-ы после цЦели:Предметные- познакомить обучающихся с орфограммой «Буквы ы-и после ц»- формировать умение применять орфограмму в зависимос...

Урок русского языка на тему: «Буква Ы после приставок, оканчивающихся на согласный».

Урок изучения нового материала. Целевая аудитория: 5 класс. Данный урок проводился в рамках городского конкурса «Молодой педагог-2009». Урок проводился на незнакомом учителю классе. В рамках данного у...

Открытый урок по русскому языку "Буквы О и Е после шипящих в суффиксах существительных.

Урок проводился в 6 классе по программе М.Т.Баранова. Материал представляет развёрнутый конспект с презентацией с элементами,разработанными по ФГОС....

Конспект к уроку русского языка по теме "О-Е после шипящих и Ц в различных частях слова"

  На данном уроке реализуется ряд общедидактических принципов.   Принцип научности: языковые явления преподнесены с точки зрения современного состояния лингвистической науки, отс...

Урок по русскому языку по теме "Мягкий знак после шипящих на конце наречий", 7 класс

Урок разработан в соответствиии с требованиями ФГОС....