Трудности,возникающие в связи с подготовкой школьников к ЕГЭ.
статья по русскому языку (11 класс) по теме

Трудности, возникающие в связи  подготовкой школьников к ЕГЭ.

В связи с подготовкой детей к ЕГЭ по русскому языку мною было замечено, что при выполнении ряда заданий у школьников возникают определенные трудности.

Например, в задании № 2, где нужно различить паронимы, часто происходит путаница, так как многие дети, имея небольшой словарный запас, иногда не могут понять значение слова:

                                                                 абонементы-абоненты

Не понимают, с каким словом сочетается определенный пароним, а с каким нет.

                                                    яблоневый (сад) - яблочное (варенье)

                                                    спасительная (молитва) - спасательная (операция)

То есть учащиеся не всегда умеют различать лексические значения слов.

В задании № 3, где требуется знать нормы образования форм прилагательных и наречий, а также нормы склонения и сочетания разных разрядов числительных и существительных, тоже часто допускаются ошибки.

                                                    пять грузин(!) или грузинов

                                                    пять апельсин или апельсинов(!)

( чем?) семистами шестидесяти пяти днями - (чем?)семьюстами шестьюдесятью пятью днями(!)

В склонении составного числительного все части должны стоять в форме одного и того же падежа.

При выполнении задания № 4 дети должны хорошо понимать, что деепричастие, обозначающее добавочное действие и глагол-сказуемое, обозначающее основное действие, должны относиться к одному и тому же лицу или предмету, выраженному подлежащим. Как показывает практика, весьма большой процент учащихся не понимает, как делать это задание, хотя деепричастный оборот или одиночное деепричастие часто находят без всяких затруднений. Детей сбивает с толку еще и то, что составители иногда в основное предложение вставляют примеры с отсутствием подлежащего  (т.е. определенно-личные или неопределенно-личные). И хотя подлежащее в таких примерах легко подставить, дети почему-то теряются:

-Пользуясь словарем, (вы) переведите с немецкого языка, предложенный вам текст.

Задания № 5 и № 6, как правило, не вызывают больших затруднений. Единственное, о чем дети здесь не должны забывать, это о том , что причастия бывают только прошедшего или настоящего времени, соответственно и образуются они  от глаголов прошедшего и настоящего времени. И никак невозможно образовать причастие от глагола в будущем времени или глагола в условном наклонении.

С заданием № 7 и № 8 тоже большинство учащихся справляется. А вот задание № 9 почему-то у многих вызывает трудности, хотя, начиная с пятого класса, идет постоянное повторение синтаксиса простого предложения, а потом и сложного, и  нахождение грамматической основы предложения отрабатывается до автоматизма.

Чтобы сделать задание № 10, необходимо разобрать предложение, найти все грамматические основы и обратить внимание на то, какая между ними связь -  бессоюзная или союзная (сочинительная или подчинительная). Здесь некоторые дети часто забывают, что в сложносочиненном предложении части равноправны, а в сложноподчиненном одна зависит от другой. То есть дети иногда не могут элементарно поставить вопрос от главной части к придаточной.

 Задание № 11 вызывает трудности  у  школьников, плохо запомнивших служебные части речи. Они начинают путать производный предлог с наречием, не могут найти частицы. Здесь важно помнить, что частица и предлог не могут являться членами предложения, к ним нельзя поставить вопрос,

-Торопиться на встречу (предлог + сущ в В. п.)с другом.

-Торопиться (куда?) навстречу.

Задание № 13 дети, которые усвоили орфографические правила, регулирующие выбор  НН и Н в суффиксах прилагательных и причастий, выполняют без каких-либо затруднений. Особое внимание здесь надо обращать на различие в правописании отыменных и отглагольных прилагательных.

Задания № 14, № 15 дети тоже выполняют без каких-либо затруднений, если ими усвоены орфографические правила на правописание безударных  гласных в корне, словарных слов, слов с чередующимися гласными в корне, а также правила на  правописание приставок.

В задании № 16 и всегда бывает много ошибок, так как здесь важно знать правила правописания личных окончаний глагола и суффиксов причастий. Но оба эти правила базируются на умении определять тип спряжения глагола . Здесь важно помнить о глаголах-исключениях. Тема «Спряжения глагола»-одна из наиболее сложных в школьной программе. 

В задании № 18 трудности возникают, если дети забывают правила написания НЕ с различными частями речи, а составители зачастую используют такую уловку, как употребление союза НО. Это сбивает детей, так как они считают такие предложения предложениями с противопоставлением, а это неверно. Противопоставление может быть только с союзом А.

-Ирина Андреевна говорила негромко (тихо), но очень выразительно.

С заданием № 19 дети  тоже часто не справляются, так как путают служебные и знаменательные части речи и правила их написания:

Союз ЧТОБЫ и местоимение ЧТО с частицей БЫ:

1)Трудно представить, что бы случилось с нами, если бы не помощь родителей.

2)Я хочу, чтобы ты поехал со мной.

Предлог ВСЛЕДСТВИЕ и предлог с существительным  В СЛЕДСТВИИ (ПО ДЕЛУ):

1)Вследствие(из-за) плохой погоды остаемся дома.

2)В следствии по делу о хищении…

Союз ИТАК и союз И с местоименным наречием ТАК:

1)Итак, она слабела все больше и больше в этой борьбе.

2)Он повысил голос  и так торжественно закончил речь, что зал взорвался аплодисментами.

Задание № 20 возвращает нас к синтаксису, и повторюсь, если дети разбираются в строении простого и сложного предложений, для них это задание будет легко выполнимым. Главное-правильно найти грамматическую основу и помнить, что союз И соединяет как однородные члены, так и части сложного предложения.

Задания №  21 также на синтаксис, только здесь хорошо надо понимать правила на постановку запятой при обособленных членах предложения( определениях или обстоятельствах). С этим заданием большинство учащихся справляются хорошо.

В задании №  22 для определения верного ответа нужно знать пунктуационное правило «Знаки препинания при вводных словах». Следует обратить внимание детей здесь на то, что омонимичные вводным словам члены предложения часто играют  роль сказуемого, а также помнить, что многие слова и выражения, близкие по своим значениям типичным вводным словам, не выступают в функции вводных слов.

-Вы, верно, приехали сюда из Франции?(вводное слово). – Вы верно перевели этот отрывок?

-Он, знаешь, человек обязательный (вводное слово). – А нам за это знаешь что будет?

Задание № 23 не является трудным для большинства детей. Здесь важно помнить правила постановки запятой при однородных членах с повторяющимися союзами.

В задании № 24 нужно объяснить постановку двоеточия в предложении. Для нахождения верного ответа необходимо знать правила пунктуации:1)знаки препинания при обобщающих  словах,2)знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Особое внимание при выполнении этого задания следует уделить умению различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение с бессоюзной связью, а также умению распознавать смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения.

Задания № 25 и № 26 рассчитаны на знания синтаксиса сложноподчиненного предложения и сложного предложения с сочинительной и подчинительной связями. Повторюсь, что с заданием легко справляются те учащиеся, которые могут найти грамматические основы предложений и умеют поставить вопрос от главной части к придаточной. Я всегда предлагаю своим ученикам нарисовать для себя схему предложения, тогда становится наглядно видно, где нужно поставить знаки препинания, и от какой части задать вопрос.

В задании № 27 иногда некорректно ставится вопрос, бывали случаи, когда подходили по смыслу сразу два предложения вместо одного. Или тексты давались из различных областей наук, и если в какой-то школе, например, плохо преподавался тот или иной предмет, то школьник, естественно , не мог выбрать правильный ответ. На мой взгляд, это недопустимо. Экзамен по русскому языку должен состоять только из текстов, относящихся к данной области изучения.

Итак, мы подошли к концу. Мы рассмотрели лишь некоторые ошибки, допускаемые детьми в ходе подготовки к ЕГЭ. Начиная с задания № 28, идет работа по предложенному тексту. И хотя там тоже встречаются трудности  с выполнением тех или иных заданий, ограничимся частью А .

От себя хочу обратиться к составителям тестов с просьбой более тщательно, интересно, продуманно и  корректно составлять задания для учащихся, чтобы не превращать детей в роботов, а воспитывать творческую, думающую, всесторонне развитую личность.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudnosti.docx21.83 КБ

Предварительный просмотр:

Трудности, возникающие в связи  подготовкой школьников к ЕГЭ.

В связи с подготовкой детей к ЕГЭ по русскому языку мною было замечено, что при выполнении ряда заданий у школьников возникают определенные трудности.

Например, в задании № 2, где нужно различить паронимы, часто происходит путаница, так как многие дети, имея небольшой словарный запас, иногда не могут понять значение слова:

                                                                 абонементы-абоненты

Не понимают, с каким словом сочетается определенный пароним, а с каким нет.

                                                    яблоневый (сад) - яблочное (варенье)

                                                    спасительная (молитва) - спасательная (операция)

То есть учащиеся не всегда умеют различать лексические значения слов.

В задании № 3, где требуется знать нормы образования форм прилагательных и наречий, а также нормы склонения и сочетания разных разрядов числительных и существительных, тоже часто допускаются ошибки.

                                                    пять грузин(!) или грузинов

                                                    пять апельсин или апельсинов(!)

( чем?) семистами шестидесяти пяти днями - (чем?)семьюстами шестьюдесятью пятью днями(!)

В склонении составного числительного все части должны стоять в форме одного и того же падежа.

При выполнении задания № 4 дети должны хорошо понимать, что деепричастие, обозначающее добавочное действие и глагол-сказуемое, обозначающее основное действие, должны относиться к одному и тому же лицу или предмету, выраженному подлежащим. Как показывает практика, весьма большой процент учащихся не понимает, как делать это задание, хотя деепричастный оборот или одиночное деепричастие часто находят без всяких затруднений. Детей сбивает с толку еще и то, что составители иногда в основное предложение вставляют примеры с отсутствием подлежащего  (т.е. определенно-личные или неопределенно-личные). И хотя подлежащее в таких примерах легко подставить, дети почему-то теряются:

-Пользуясь словарем, (вы) переведите с немецкого языка, предложенный вам текст.

Задания № 5 и № 6, как правило, не вызывают больших затруднений. Единственное, о чем дети здесь не должны забывать, это о том , что причастия бывают только прошедшего или настоящего времени, соответственно и образуются они  от глаголов прошедшего и настоящего времени. И никак невозможно образовать причастие от глагола в будущем времени или глагола в условном наклонении.

С заданием № 7 и № 8 тоже большинство учащихся справляется. А вот задание № 9 почему-то у многих вызывает трудности, хотя, начиная с пятого класса, идет постоянное повторение синтаксиса простого предложения, а потом и сложного, и  нахождение грамматической основы предложения отрабатывается до автоматизма.

Чтобы сделать задание № 10, необходимо разобрать предложение, найти все грамматические основы и обратить внимание на то, какая между ними связь -  бессоюзная или союзная (сочинительная или подчинительная). Здесь некоторые дети часто забывают, что в сложносочиненном предложении части равноправны, а в сложноподчиненном одна зависит от другой. То есть дети иногда не могут элементарно поставить вопрос от главной части к придаточной.

 Задание № 11 вызывает трудности  у  школьников, плохо запомнивших служебные части речи. Они начинают путать производный предлог с наречием, не могут найти частицы. Здесь важно помнить, что частица и предлог не могут являться членами предложения, к ним нельзя поставить вопрос,

-Торопиться на встречу (предлог + сущ в В. п.)с другом.

-Торопиться (куда?) навстречу.

Задание № 13 дети, которые усвоили орфографические правила, регулирующие выбор  НН и Н в суффиксах прилагательных и причастий, выполняют без каких-либо затруднений. Особое внимание здесь надо обращать на различие в правописании отыменных и отглагольных прилагательных.

Задания № 14, № 15 дети тоже выполняют без каких-либо затруднений, если ими усвоены орфографические правила на правописание безударных  гласных в корне, словарных слов, слов с чередующимися гласными в корне, а также правила на  правописание приставок.

В задании № 16 и всегда бывает много ошибок, так как здесь важно знать правила правописания личных окончаний глагола и суффиксов причастий. Но оба эти правила базируются на умении определять тип спряжения глагола . Здесь важно помнить о глаголах-исключениях. Тема «Спряжения глагола»-одна из наиболее сложных в школьной программе.  

В задании № 18 трудности возникают, если дети забывают правила написания НЕ с различными частями речи, а составители зачастую используют такую уловку, как употребление союза НО. Это сбивает детей, так как они считают такие предложения предложениями с противопоставлением, а это неверно. Противопоставление может быть только с союзом А.

-Ирина Андреевна говорила негромко (тихо), но очень выразительно.

С заданием № 19 дети  тоже часто не справляются, так как путают служебные и знаменательные части речи и правила их написания:

Союз ЧТОБЫ и местоимение ЧТО с частицей БЫ:

1)Трудно представить, что бы случилось с нами, если бы не помощь родителей.

2)Я хочу, чтобы ты поехал со мной.

Предлог ВСЛЕДСТВИЕ и предлог с существительным  В СЛЕДСТВИИ (ПО ДЕЛУ):

1)Вследствие(из-за) плохой погоды остаемся дома.

2)В следствии по делу о хищении…

Союз ИТАК и союз И с местоименным наречием ТАК:

1)Итак, она слабела все больше и больше в этой борьбе.

2)Он повысил голос  и так торжественно закончил речь, что зал взорвался аплодисментами.

Задание № 20 возвращает нас к синтаксису, и повторюсь, если дети разбираются в строении простого и сложного предложений, для них это задание будет легко выполнимым. Главное-правильно найти грамматическую основу и помнить, что союз И соединяет как однородные члены, так и части сложного предложения.

Задания №  21 также на синтаксис, только здесь хорошо надо понимать правила на постановку запятой при обособленных членах предложения( определениях или обстоятельствах). С этим заданием большинство учащихся справляются хорошо.

В задании №  22 для определения верного ответа нужно знать пунктуационное правило «Знаки препинания при вводных словах». Следует обратить внимание детей здесь на то, что омонимичные вводным словам члены предложения часто играют  роль сказуемого, а также помнить, что многие слова и выражения, близкие по своим значениям типичным вводным словам, не выступают в функции вводных слов.

-Вы, верно, приехали сюда из Франции?(вводное слово). – Вы верно перевели этот отрывок?

-Он, знаешь, человек обязательный (вводное слово). – А нам за это знаешь что будет?

Задание № 23 не является трудным для большинства детей. Здесь важно помнить правила постановки запятой при однородных членах с повторяющимися союзами.

В задании № 24 нужно объяснить постановку двоеточия в предложении. Для нахождения верного ответа необходимо знать правила пунктуации:1)знаки препинания при обобщающих  словах,2)знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Особое внимание при выполнении этого задания следует уделить умению различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение с бессоюзной связью, а также умению распознавать смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения.

Задания № 25 и № 26 рассчитаны на знания синтаксиса сложноподчиненного предложения и сложного предложения с сочинительной и подчинительной связями. Повторюсь, что с заданием легко справляются те учащиеся, которые могут найти грамматические основы предложений и умеют поставить вопрос от главной части к придаточной. Я всегда предлагаю своим ученикам нарисовать для себя схему предложения, тогда становится наглядно видно, где нужно поставить знаки препинания, и от какой части задать вопрос.

В задании № 27 иногда некорректно ставится вопрос, бывали случаи, когда подходили по смыслу сразу два предложения вместо одного. Или тексты давались из различных областей наук, и если в какой-то школе, например, плохо преподавался тот или иной предмет, то школьник, естественно , не мог выбрать правильный ответ. На мой взгляд, это недопустимо. Экзамен по русскому языку должен состоять только из текстов, относящихся к данной области изучения.

Итак, мы подошли к концу. Мы рассмотрели лишь некоторые ошибки, допускаемые детьми в ходе подготовки к ЕГЭ. Начиная с задания № 28, идет работа по предложенному тексту. И хотя там тоже встречаются трудности  с выполнением тех или иных заданий, ограничимся частью А .

От себя хочу обратиться к составителям тестов с просьбой более тщательно, интересно, продуманно и  корректно составлять задания для учащихся, чтобы не превращать детей в роботов, а воспитывать творческую, думающую, всесторонне развитую личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ПО ИСТОРИИ

Акцентировать внимание учащихся на роли литературы при сдаче ЕГЭ по истории...

Трудности, возникающие в процессе одновременного изучения языков различных языковых групп (романо-германской и азиатской) и пути их преодоления.

Изучая иностранный язык, очень часто родной язык оказывает сильное влияние на учащегося, и ему трудно свыкнуться с иноязычным произношением, порядком слов или системой времен. Такое явление назы...

Трудности, возникающие при обучении английскому языку

в данной статье мне бы хотелось рассказать о своем опыте работы с английскими звуками, для успешного усвоения английского произношения и элементарной лексики....

Методические рекомендации по формированию лексико-грамматических связей у младших школьников по программе ЗПР

Предыдущий этап исследования доказал практическую необходимость специальных коррекционных занятий по развитию лексико-грамматических связей, а также была доказана эффективность и целесообразность разр...

Подготовка школьников Челябинской области к участию в региональном и заключительном этапах Всероссийской олимпиады школьников по искусству

Всероссийская конференция «Всероссийская олимпиада школьников как один из механизмов выявления и сопровождения детей, проявивших выдающиеся способности» выступление «Опыт работы региональной школы оли...

Использование метапредметных связей при подготовке обучающихся к написанию итогового сочинения.

В данной статье говорится о том, как учитель готовит своих учеников к итоговому сочинению. А также о том, что в процессе подготовки можно проводить бинарные уроки совместно с учителем обществознания...