ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
статья по русскому языку на тему

Алтухова Тамара

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРА НА УРОКАХ  РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ (статья)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon altukhova-statya_ispolzovanie_kompyutera_na_urokakh.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРА НА УРОКАХ

РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Алтухова Т.И.

Современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания. Чтобы уроки русского языка и литературы были  интересны ученикам, учителю приходится осваивать новые методы подачи материала. В нашу жизнь прочно вошло такое понятие, как компьютерные технологии. Компьютер стал и объектом изучения, и средством обучения, и инструментом решения учебных задач. Его умелое использование на уроках позволяет изучить новый материал, закрепить, выполняя практическую работу, включающую разные виды упражнений, углубить знания, провести контроль. Очень важно, что учащиеся работают с увлечением на любом этапе урока, и это поддерживает интерес к предмету в целом.

Технические средства обучения позволили мне интенсифицировать процесс обучения: повысить темп урока, увеличить долю самостоятельной работы учащихся, проверять усвоение учащимися новых теоретических знаний и степень отработки практических умений и навыков по изучаемой теме на каждом этапе обучения, вести дифференцированную работу с каждым учеником. Имея компьютер, я имею неограниченные возможности в изготовлении печатных материалов к каждому уроку, учитывая все особенности групп и даже индивидуальные особенности отдельных детей.

Эффективность урока в случае использования печатных материалов, розданных ученикам, повышается вдвое: за урок можно не только изучить новый материал, но также закрепить его, отработать практические навыки.

С помощью компьютера я организую выполнение всех известных традиционных видов упражнений, а именно: на зрительное восприятие, вставку букв, постановку знаков препинания, графическое обозначение единиц языка разных уровней, редактирование текстов.

Преимущество компьютера состоит и в том, что с его помощью мы можем не только демонстрировать статистическую информацию, но и давать учащимся возможность увидеть различные языковые явления в динамике, то есть показать поэтапность формирования какого-либо явления языка.

Известно, чтобы грамотно писать, мало знать и понимать орфографические и пунктуационные правила, главное – выработать «автоматизированную грамотность», которая должна стать буквально подсознательным навыком. И в этом помогает компьютер: в работе с учеником он способен выявить все пробелы в его грамотности и методически искоренить. Например, я использую такие задания:

1) Упражнения на вставку букв. Вначале в таблицах или опорных схемах даю основные теоретические сведения для восстановления в памяти, а затем учащиеся приступают к выполнению практического задания. Если в ходе работы ученик ошибся, то ему будет предъявлено верное написание данного слова и правило, регулирующее написание этого слова.

2) Упражнения на зрительное восприятие. Наиболее трудными в орфографическом отношении являются те написания, которые не регулируются никакими правилами. Поэтому отработка грамотного написания словарных слов – одна из важных задач, стоящих передо мной. На экране появляются целиком написанные словарные слова, а затем через некоторое время исчезают. Ученик должен прочитать, запомнить и написать. Если слова набраны верно, то машина подтверждает правильность ответа. Если неверно, то фиксируется ошибка и дается правильное написание. Через три-четыре других слова слово, в котором была допущена ошибка, появится вновь, и до тех пор, пока учащийся не наберет или напишет правильно. Когда работа будет выполнена, компьютер выставит оценку в соответствии с нормами оценок и высветятся слова, в которых были допущены ошибки.

3) Упражнения занимательного характера. Программа «Волшебное стекло». В данном случае усваивается значение уменьшительных и увеличительных суффиксов ( -ик, -ище ). На экране поочередно появляются разные животные. Задача ученика: выбирая тот или иной суффикс, за счет уменьшения (увеличения) животного в размерах достать подвешенную игрушку. Программа «Сложи рыбку». На экране беспорядочно расположены части рыбы-слова: голова (приставка), туловище (корень), плавниковая часть (суффикс), хвост (окончание). Задача: расположить части так, чтобы получилось изображение рыбы-слова.

Возможности использования технических средств для интенсификации процесса обучения русскому языку необычайно широки, так как в память компьютера можно заложить любые схемы, таблицы, условные обозначения, а в нужный момент оперативно вывести их на экран в качестве справочного материала.

В своей работе я использую также готовые обучающие программы по усвоению теоретического материала, комплексные системы упражнений, направленные на формирование орфографических и пунктуационных навыков, и программы контроля знаний и умений. Компьютерные тесты, предназначенные для контроля за уровнем усвоения знаний учащихся, использую на этапе закрепления и повторения пройденного(1С: Репетитор. Русский язык.; программа-тренажер по русскому языку «Фраза»). Школьники с удовольствием отвечают на вопросы компьютера, ученик сам задаёт темп работы и ответов на вопросы, сразу же получает оценку за свою работу. Может воспользоваться подсказкой, может посмотреть количество допущенных ошибок, что даёт возможность проанализировать, насколько глубоко он усвоил данный материал. В случае неудовлетворённого результата школьник может вернуться к тестированию после повторного прохождения курса или уточнения отдельных вопросов. Благодаря этому учащиеся приобретают навыки самоконтроля за усвоением учебного материала.

Применение компьютерных программ на уроках литературы может быть самым разнообразным, преследовать следующие цели: ознакомление с наиболее интересными фактами биографии писателя, совершение заочных экскурсий по местам, связанным с жизнью и деятельностью поэта или писателя, видеопросмотр фрагментов кинофильмов, мультипликационных фильмов по произведениям того или иного писателя, прослушивание мастеров художественного слова, их исполнения отрывков из произведений.

Сейчас выпускаются сборники, представляющие богатейший материал для использования его на уроках литературы. Одно из последних приобретений учителей нашей школы – сборник «Уроки литературы с применением информационных технологий» (авторы – Н.П. Архипова, Т.Б. Байдакова и другие), выпущенный издательством «Глобус» в 2009 году. Это замечательное методическое пособие с электронным приложением, которое можно использовать на уроках с 6 по 10 классы.

Также имеются диски с материалом о жизни и творчестве писателей и поэтов. Причем подается он в очень интересной форме. Фрагменты произведений в исполнении мастеров художественного слова, воспоминания строго дозированы по времени. Это позволяет мне выбирать необходимые эпизоды для своего урока без всяких нюансов. При изучении творчества А. С. Пушкина использую диск «А. С. Пушкин в зеркале двух столетию» (мультимедиа — энциклопедия). Поиск произведений А.С. Пушкина, критических статей, видеофрагментов произведений, воспоминаний можно вести по шкале времени, на ней можно «открыть» любой этап жизни поэта.

В старших классах использую диск «А.Блок», на котором представлено полное энциклопедическое собрание сочинений поэта: стихотворения, поэмы, статьи и литературная критика, декларации и манифесты, письма, библиография, словарь, указатель имен, работы о жизни и творчестве А.Блока. Здесь имеются иллюстрации, видеоматериалы, аудиоматериалы.

На уроках литературы также использую медиатексты в электронном формате (компьютером, Интернетом). Художественные тексты применяю на уроке для анализа поэтического или прозаического текстов, для анализа эпизодов. Ученики, используя возможности компьютера, выделяют тему, находят и подчеркивают художественные тропы и синтаксические фигуры, определяют рифму, размер. Каждый ученик работает самостоятельно, так как перед каждым есть текст художественного произведения.

Благодаря интерактивной доске на уроке литературы осуществляю коллективную и индивидуальную работа с иллюстративным материалом, словарную  работу, провожу анализ эпизода или текста в целом, если речь идёт о небольшом произведении. Первое знакомство с писателем или поэтом я представляю в виде презентации. На экран с помощью проектора вывожу следующие слайды: портрет писателя, поэта; фотографии мест, родных и дорогих автору изучаемого произведения; портреты дорогих и близких ему людей; список изучаемых в школе произведений; основная тематика творчества. Заключительным слайдом такой презентации иногда  является слайд с несколькими портретами автора, созданными в разное время, по которым учащимся  предлагаю написать небольшое сочинение, высказывая свои предположения о его жизни и творчестве в данный период.

Использование подобных презентаций на уроках литературы служит развитию интереса к творчеству писателя, создаёт положительный настрой на последующую работу на уроках.

Я не только сама готовлю презентации, но и привлекаю школьников. Например, ученики, используя словари, энциклопедии, представленные на дисках («В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка», «Русские словари», «Большая русская биографическая энциклопедия») создают слайды по следующим разделам: словарно-орфографическая работа; работа с литературоведческой статьей; обзор творчества поэта, писателя; подготовка доклада о писателе, поэте; изучение любого раздела языка (фразеология, орфоэпия, словообразование).

В ходе изучения нового материала ученики создают обобщающие таблицы, схемы, алгоритмы действий по всем разделам науки о языке или по литературе, а на этапе закрепления изученного или на этапе повторения пройденного используют данные таблицы, схемы для решения учебно-познавательных задач.

Таким образом, использование компьютера на уроках русского языка и литературы позволяет достигать оптимального темпа работы учащихся (индивидуальный подход), учащиеся становятся субъектом обучения, так как программа требует от него активного управления, диалог с программой приобретает характер учётной игры, что у большинства детей вызывает повышение мотивации к учебной деятельности, позволяет вести мониторинг состояния учебной деятельности, осуществлять оперативный анализ результатов по итогам урока, недели, четверти, смягчить или устранить противоречие между растущими объёмами информации и рутинными способами её передачи, хранения и обработки. Применение компьютера также позволило мне повысить грамотность учащихся по русскому языку и литературе, подготовить  выпускников к успешной сдаче  экзаменов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИКТ и их использование на уроках русского языка и литературы

Я описываю мое отношение к компьютерным технологиям и успехи учеников с ИКТ....

Игра "Счастливый случай" с использованием материалов по русскому языку и литературе

Данна презентация может быть использована как игровой вариант урока русского языка , а также для проведения внеклассного мероприятия в рамках Недели русского языка и литературы...

Схемы и таблицы для использования на уроках русского языка и литературы

Схемы и таблицы по различным разделам и темам по предметам русский язык и литература для использования на уроке...

Теория и практика использования учебников по русскому языку и литературе

В статье представлен краткий обзор учебников по рускому языку и литературе на основе личного опыта и обощения методических материалов....

Использование на уроках русского языка и литературы технологии проблемного обучения. (из опыта работы)

В статье приводятся примеры из различных уроков, на которых используется метод проблемного обучения....

Статья "Использование на уроках русского языка и литературы форм обучения, активизирующих мыслительную деятельность учащихся"

В основе темы лежит актуальная проблема формирования всесторонне развитой личности в интеллектуальном и эмоциональном, теоретическом и практическом, волевом и нравственном аспекте....