урок по русскому языку в 5 классе по теме "Словосочетания
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

урок - закрепление материала по русскому языку проводится в игровой форме. Это путешествие по станциям. На каждой станции учащиеся выполняют определённую работу. Дети работают в группах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ «СОШ № 71» г.Перми

Ибрагимова Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы

Урок-путешествие «Словосочетательное кольцо» в 5-м классе

по теме "Словосочетания. Обобщение по теме"

Цели урока

  • систематизировать и обобщить теоретические знания по теме урока;
  • повторить и закрепить ранее изученное в данном разделе;
  • развивать умение грамотно выражать свои мысли в устной и письменной формах;
  • доказывать свое мнение, активизировать эмоциональную сферу учащихся.

Тип урока: повторение и обобщение изученного материала.

Вид урока: игра – путешествие“Словосочетательное кольцо” по станциям.

Технология: на игровой основе.

Оборудование: презентация к уроку для записей ответов учащихся; карточки с заданиями.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие учителя.

II. Работа по теме урока.

  1. Вступительное слово  (3мин)учителя: слайд 1

Разделы науки о языке:

Звук-  фонетика

Слово – лексика

?  а что изучает синтаксис?

Как вы думаете, чем мы сегодня на уроке будем заниматься?

Знания мы в круг собрали,
Словосочетания мы изучали,
Все препятствия прошли
И к кольцу вот подошли.
И сегодня всё расскажем
И запишем, и покажем.
Мы должны всё повторить
Обобщить и закрепить

Урок мы проведем в форме путешествия по станциям. Условия игры “Словосочетательное кольцо”:  мы будем выполнять задания в  группах в зависимости от названия станций. Путешественниками будут все учащиеся класса.

Слайд 2 Функции путешественников: работа в подгруппах, парах; участие в обсуждении вопросов на равных правах; помощь в выборе правильного ответа; совещание, обсуждение отдельных вопросов; работа под девизом: “Повторяем то,что знаем. Вспоминаем, что забыли”. Оцениваем себя

2. Путешествие. Ход игры.

А) Станция “Теоретическая” (5 мин)Слайд 3

Задание: допишите предложения.

Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой грамматически и по _________________.
В словосочетании различаются _____________________ часть и зависимая.
От ____________________ слова к _______________________ ставится вопрос.
В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания бывают______________________ и __________________________.
Вид связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное, ___________________________.
Вид связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определённом падеже, ___________________________.
Вид связи, при котором зависимое неизменяемое слово связывается с главным только по смыслу, ______________________________

Оцениваем себя слайд 4

Б) Станция “Практическая”.(7мин)  Слайд 5

  1. Задание по карточкам:

Вариант 1

1.Выпишите из предложенного набора слов словосочетания,, укажите главные и зависимые слова.

 Не читаю, я читаю, читаю брошюру, интересная брошюра, в начале  брошюры, прочитал в брошюре, брошюра и журнал, в брошюре

2.Вы знаете, что для выражения одинакового смысла можно использовать разные словосочетания. Например: листья брусники – брусничные листья. Уместная замена поможет сделать вашу речь богаче, образнее. Данные словосочетания замените словосочетаниями «прилагательное + существительное». С одним словосочетанием составьте простое предложение.

Голоса птиц, варенье из смородины, капля дождя.

3.Прочитайте текст.

С раннего утра отправляется белочка на поиски корма. Заметит грибок на поляне, спрыгнет на землю, сорвёт его и опять на дерево. А если найдёт вкусные орехи, положит в пустое дупло или в глубокую щёлку коры. Трудится белочка-хлопотунья  с утра до поздней ночи.                                                        По Г. Скребицкому.

Как можно охарактеризовать белочку? Составьте и запишите 2-3 словосочетания с главным словом «белочка.» Разберите одно из них.

Вариант 2.

1.Выпишите из предложенного набора слов словосочетания,, укажите главные и зависимые слова.

Я прыгаю, прыгаю с парашютом, новый парашют, в конце прыжка, не прыгаю,  прыгаю и лечу, прыжок из самолёта, перед прыжком.

2.Вы знаете, что для выражения одинакового смысла можно использовать разные словосочетания. Например: листья брусники – брусничные листья. Уместная замена поможет сделать вашу речь богаче, образнее. Данные словосочетания замените словосочетаниями «прилагательное + существительное». С одним словосочетанием составьте простое предложение.

Нора лисы, джем из апельсина, лучи солнца.

 

3.Прочитайте текст.

Выше и выше  над лесом солнце. Вышла на край леса старая лосиха с длинноногим новорождённым лосёнком. Учится бегать сынок. Спотыкаются о высокие кочки его длинные ноги.

Ласково пригревает в редком лесу весеннее солнышко. Задремала на солнышке старая лосиха. Чутко слышит она каждый шорох, каждый тревожный звук. Беззаботно резвится у её ног  лосёнок. Знает он, что ни серому волку, ни злой рыси не даст его в обиду чуткая и сильная мать.                                                      По И. Соколову-Микитову.

Как можно охарактеризовать  лосёнка?  Запишите 2-3 словосочетания с главным словом «лосёнок. Разберите одно из них.

Оцениваем себя

В) Станция « Разделительная» ( соревновательная)(4мин)

Распределите словосочетания в два столбика:

Именные

Глагольные

Освещала комнату, безболезненный укол, Кощей Бессмертный, выпал снег, сдружился с девочкой, бесценный дар, бесчестный поступок, хороший рассказчик, безвкусно одетый, сшибли с ног, воскликнул артист, иззябнуть на ветру.

Динамическая пауза. (2мин)

Мы, ребята, потрудились,
На уроке мы учились
Не пора ли нам размяться.
И немного посмеяться?
Превратимся в зайчиков
Приседайте, мальчики!
помахайте девочки.
Девочки – припевочки.
Потрясём теперь руками
Наши пальчики устали.
Мы немножко отдохнули,
Очень глубоко вздохнули,
Косточки свои размяли
И учиться снова стали.

Г) Станция “Фантазёры”.( 4мин)

 Составить как можно больше словосочетаний к данной картинке за отведённое время (2мин.) Побеждает тот, кто больше составит словосочетаний

Д) Станция «Конструкторская» (3мин)

Образуйте словосочетания, запишите их, вставляя пропущенные буквы, обозначая смысловую и зависимую связь между словами.

Прибл…жаться, пристань; дом, пов…рнуть; участвовать,ж…ри; пор…жаться, красота; увл..каться, спорт; ноч…, лунная;

Е) Станция “Итоговая”.(рефлексивная) (5мин)

- Уважаемые путешественники! Все станции, представленные в “словосочетательном кольце”нами исследованы. Вы показали свои знания и умения по теме урока. Предлагаю вам высказать своё мнение о сегодняшнем уроке и составить словосочетания, характеризующие наше путешествие. Подсчитаем баллы.

Давайте поблагодарим друг друга за урок.комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга за проведённый урок.

Выборочное выставление оценок.

Домашнее задание:  индивидуальные карточки.

Список использованной литературы:

1. Афанасьев С. П., Коморин С. В. Триста творческих конкурсов – М., …1997.
2. Блинов Г. И., Антохина В. А.. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации: 5 – 9 кл.: Книга для учителя – М.: Просвещение, 2002.
3. Кленицкая И. Я. Весёлые горошины: Сборник текстов для комментированного письма и диктантов. 2 – 7 кл. – М.: Новая школа, 1995.
4. Левина С. А., Тукачёва С. И. Физкультминутки. – Волгоград: Учитель, 2006.
5. Скоркина Н. М. Русский язык 5 класс. Поурочные планы. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2000.
6. Угроватова Т. Ю. Тесты по русскому языку: Подсказки на каждый день: 5 класс – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УРОК- ПУТЕШЕСТВИЕ Словосочетательное кольцо

Слайд 2

Разделы науки о языке: 1. Звук - фонетика 2. Слова - лексика 3. ? синтаксис словосочетание

Слайд 3

Функции путешественников: работа в подгруппах, парах; участие в обсуждении вопросов на равных правах; помощь в выборе правильного ответа; работа под девизом: “Повторяем то,что знаем. Вспоминаем, что забыли”. Оценить свою работу

Слайд 4

Станция “Теоретическая”. Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой грамматически и по _ смыслу _. В словосочетании различаются __ главная _ часть и зависимая. От __ главного __ слова к ___ зависимому __ ставится вопрос. В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания бывают _ именные и _ глагольные . Вид связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное, называется___ согласование _. Вид связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определённом падеже, называется _ управление_. Вид связи, при котором зависимое неизменяемое слово связывается с главным только по смыслу, называется__ примыкание __.

Слайд 5

Оцениваем себя: Станция « Теоретическая» Сколько правильных слов вставили, столько баллов. Максимальное количество – 9б. Каждая орфографическая ошибка – минус 0,5б. Станция «Практическая» Максимум 4б ( 4 словосочетания) Максимум 4б ( 3 словосочетания + предложение) Максимум 4б (2-3-словосочетания + разбор словосочетания Станция «Разделительная» Максимум -11б ( именные 6б + глагольные 5б.) Станция «Фантазёры» 5б группе, у которой больше всех словосочетаний 3б группе, у которой меньше всех словосочетаний 4б остальным.

Слайд 6

Станция “Практическая”. 1. 4 словосочетания: прыгаю с парашютом, новый парашют, в конце прыжка, прыжок из самолёта 2. Лисья нора, апельсиновый джем, солнечный луч. 3 3 словосочетания + разбор

Слайд 7

Станция « Разделительная» ( соревновательная) Проверяем: Именные: безболезненный укол, Кощей Бессмертный, бесценный дар, бесчестный поступок, хороший рассказчик, безвкусно одетый.-----6б. Глагольные: освещала комнату, сдружился с девочкой, сшибли с ног, воскликнул артист, иззябнуть на ветру-- - 5б.

Слайд 8

Станция «Фантазёры”. (игровая)

Слайд 10

Станция «Конструкторская» Приближаться к пристани; повернуть к дому (за дом); участвовать в жюри; поражаться красотой; увлекаться спортом; лунная ночь. Максимум – 6б

Слайд 11

Предлагаю вам высказать своё мнение о сегодняшнем уроке и составить словосочетания, характеризующие наше путешествие. Станция “Итоговая”. (рефлексивная)

Слайд 12

Всем спасибо за урок!

Слайд 13

АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВИДА СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ИМЕННОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ ГЛАВНОЕ СЛОВО ГЛАГОЛ



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 5классе учитель Ибрагимова Елена Викторовна

Тип урока:  обобщения и закрепления  темы !Словосочетание»

 

Тема

урок-игра « Путешествие  по словосочетательному кольцу»

Цели


Образовательные: 1) закрепить у учащихся представление о словосочетании; о видах словосочетаний;

                                 2) сформировать знания об строении словосочетания 3) тренировать умения  находить  словосочетания в предложении.

Воспитывать культуру поведения во время работы в группе.

Формировать УУД:

- личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности;

- регулятивные УУД: оценивать результаты своей деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем;

- коммуникативные УУД: тренировать коммуникативные умения  слушать друг друга, высказывать свою точку зрения, аргументировать ее, работать в парах и группах;

- познавательные УУД: систематизировать материал, сравнивать и рассуждать, , находить нужную информацию,

Планируемый результат

Предметные:

Знать  особенности словосочетаний. Виды словосочетаний.

Уметь  выделять словосочетания в предложении.

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности

Метапредметные:

- уметь оценивать результаты своей деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД);

- уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с  достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД);

- уметь систематизировать материал, сравнивать и рассуждать,  ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию (Познавательные УУД).

Основные понятия

 Именные и глагольные словосочетания,

Межпредметные связи

Русский язык, литература

Организация пространства

Работа в парах, группах


Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты





Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (1мин)

Цели:

- уточнить тип урока.


Готовятся к восприятию информации.

Создание атмосферы сотрудничества

Уточняет тип урока.

Уточняет тематические рамки.

Учитель обращает внимание на ценность любого развивающего задания.



Коммуникативные УУД

Уметь слушать собеседника.

II.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии. (3 мин)

Цели:

- через повторение пройденного  выйти на тему урока.


Слушают учителя, перерабатывают информацию, определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и му в тетради. самостоятельно



Организует повторение пройденного и работу в группах.






Отвечают на вопросы, находят словосочетания в предложении, аргументируют свой ответ., составляют словосочетания

Организация активной мыслительной деятельности учащихся.


Познавательные УУД

 Уметь применять пройденный материал на практике.

Коммуникативные УУД

Уметь определять цель учебной деятельности, уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные УУД

Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

III. Выявление места и причины затруднения.

(2 мин)

Цель:

- выявить причину затруднения.

Определяют тему и цели урока.

Задаёт наводящие вопросы.










Познавательные УУД

Постановка и формулировка проблемы, выбор эффективных способов решения.

Коммуникативные УУД

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.

 Регулятивные УУД

Уметь определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем.

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

(2 мин)

Цель: построить проект выхода из затруднения.

Составляют план действий.


Повторяют алгоритм  разбора словосочетаний.

Организация активной мыслительной деятельности учащихся.


V.Реализация построенного проекта.

 (10 мин)

Цели:

Закрепить основные понятия по теме «Словосочетание»

В группах работают по карточкам

Организует работу учащихся в группах.

.

Повторяют что такое  словосочетание, как устанавливается смысловая и грамматическая связь между частями словосочетания

.

Коммуникативные УУД

Планировать учебное сотрудничество со сверстниками в поиске верного ответа, уметь выражать свои мысли.

Познавательные УУД

Уметь находить нужную информацию, обрабатывать её.

Регулятивные УУД

Уметь оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности в парах,  в группе, анализировать собственную работу.


VI. Первичное закрепление с проговаривание во внешней речи.

 (7мин)

Цели:

- закрепить умение  отличать словосочетание от предложения


Читают задания, находят словосочетания и предложения аргументируют ответ.


Организует коммуникативную деятельность учащихся.


Использование алгоритма выделения словосочетаний




Закрепление умения правильно находить словосочетания и предложения

Познавательные УУД

Уметь работать с планом-конспектом.

Коммуникативные УУД

Выражать свои мысли, аргументировать ответ.

Регулятивные УУД

Уметь определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.(10мин)

Цели:

- проверить уровень усвоения темы.

Читают задания, работают с карточками

Организует работу в группах



Работа с данным заданием позволяет осуществить обратную связь со всеми учащимися и проконтролировать уровень усвоения материала.

Закрепление умения находить словосочетания в предложении, разбирать их

Регулятивные УУД

Осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, оценивать качество и уровень усвоения, корректировать.

Познавательные УУД

Уметь выполнять учебные действия.

Коммуникативные УУД

Уметь определять цель учебной деятельности, уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию.

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

 (3мин.)


Обобщают информацию.

Задаёт вопросы:


В ходе урока использовали  разные развивающие задания, повторили и закрепили знания о словосочетании

Закрепить умение составлять словосочетания

Регулятивные УУД

 Уметь осуществлять итоговый контроль деятельности («Что сделано

Коммуникативные УУД

Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.

IX.Домашнее задание. (1мин.)


Записывают домашнее задание.

Объясняет выполнение домашнего задания.



Познавательные УУД

Уметь выбирать решение, обосновывать выбор.

X.Рефлексия. (2мин.)

Отвечают на предложенные учителем вопросы.

Заполняют листок самооценки.

Задаёт вопросы.

Даёт учащимся задание оценить работу на уроке.



Познавательные УУД

Уметь структурировать знания.

Личностные УУД

Мотивация учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные УУД

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс

Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...

Технологическая карта урока по русскому языку.5 класс.Урок по разделу «Фонетика».

Тема урока: Что изучает фонетикаУМК: Русский язык 5 класс. Разумовская М. М. «Просвещение», М., 2014Тип урока:  изучения нового материала...

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Конспект урока по русскому языку 5 класс . Тема урока : "Морфемика и орфография"

                     Данный материал позволит учащимся закрепить определения морфем, морфемики, орфографии...