Урок на тему: «Вводные (вставные) конструкции: слова, словосочетания, предложения» в 11 классе
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) по теме

Романенкова Людмила Федоровна

Урок-презентация, исследование омонимичных явлений, подготовка к выполнению заданий ЕГЭ, развитие культуры речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_na_temu.doc137.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок на тему: «Вводные (вставные) конструкции: слова, словосочетания, предложения» в 11 классе

Цели урока:

Повторить и систематизировать материал по теме «Вводные (вставные) конструкции: слова, словосочетания, предложения ».

Задачи урока

1) обучающая

отработка умений отличать вводные слова от членов предложения,  производить пунктуационный анализ простого предложения с вводными словами, подготовка к ЕГЭ;

2) развивающая

развитие навыков постановки знаков препинания в предложениях с вводными конструкциями, развитие умений нахождения вводных слов и их использования при построении собственного высказывания; обогащение речи обучающихся вводными конструкциями;

3) воспитывающая

формирование языковой компетенции, самостоятельной нравственной позиции; воспитывать навык вежливой речи, корректного отношения к др. мнению.

Тип урока

Урок  комбинированный с презентацией  (повторения, систематизации и  обобщения, контроля знаний, умений, навыков)

Методы обучения


Метод  активизации познавательной деятельности,

метод упражнений, метод индивидуализации,  метод актуализации опорных знаний.

Формы

Классно-урочная форма обучения, фронтально-индивидуальный,    письменный и устный  опросы, индивидуальная,  групповая и коллективная форма организации работы, тренинговые  упражнения, тестовые задания, творческая работа по тексту.

Дифференцированный

подход

Индивидуальная работа со средними и сильными учащимися

Основные понятия и термины урока

Вводные слова  и  словосочетания, группы вводных слов по значению

Цели урока:

 обучающая - повторение и систематизация материала о вводных конструкциях, отработка умения отличать вводные слова от членов предложения, подготовка к ЕГЭ;

 развивающая - развитие навыков пунктуационного анализа предложений с вводными конструкциями, развитие умения опознавать  вводные слова,  использовать при построении собственного высказывания (аргументирование и др.);

 воспитывающая – формирование языковой компетенции, собственной нравственной позиции.

Оборудование урока:  учебник «Русский язык» Дейкиной А.Д.,Пахновой Т.М.;

Презентация к уроку по теме, компьютер, справочный материал, памятки, тексты.

Оформление доски: Дата.Тема.( в процессе актуализации) Строки из стих-ний со словом КАК.  ( 2!) Текст Д.С. Лихачёва на слайдах и на партах.

На партах словари, памятки, зачётные листы, тесты, учебники, дополнительный учебный материал по теме урока

  1. Орг. момент.   Подготовка восприятия.

Рада всех видеть. Попробуем создать хорошее настроение, зарядиться  и поделиться позитивной энергетикой.

2.   Подготовка восприятия. Актуализация.

Задание. Выразительно читать выражения. Правильно интонировать в зависимости от того, чем является слово «КАК».  Определить, какой частью речи (местоимение, союз, наречие, модальная частица и т. д.) является слово «КАК».

Вспомните строки стихотворений с союзом «как». Например,Ф. Тютчева. (очень часто употребляет).

       Как прекрасна земля, а на ней человек.

____________________________________

«Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя».

«Как с вашим сердцем и умом

Быть чувства мелкого рабом?»

«И если огонька нет, как говорится,

Сам по себе костёр не разгорится»

__________________________________

     «Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас

С портрета Рокотова снова

Смотрела Струйская на нас?»

    «Её глаза – как два тумана…

Полуулыбка, полуплач,

Её глаза – как два обмана,

Покрытых мглою неудач».

«Как упоительны в России вечера!»

 Как! О вкусах не спорят!

___________________________

Прочтите строки стихотворений ( в тетради домашнее задание) с союзом «как».

 (Кроме частиц, союзов, местоимённых наречий дети должны назвать вводное словосочетание «как говорится»

2.  Задание. Составить предложения на тему воспитание, культура, нравственность. Застывшие сочетания вводных слов со словом как.

«И если огонька нет, как говорится,

Сам по себе костер не разгорится.»

Игровой момент «По кругу» или «Кто больше!» вспомнит застывших вводных  сочетаний со словом КАК.

Застывшие сочетания слов со словом как

,как правило,                ,как прежде,

,как исключение,         ,как теперь,

,как обычно,                 ,как сейчас,

,как всегда,                   ,как нарочно,

НО! День прошел как обычно.

        Все шло как всегда     = обыкновенно

Слайд № 2

3.   Открытие темы урока и постановка цели.

Запишите тему урока: «Вводные (вставные) конструкции: слова, словосочетания, предложения». (записываю на доске).

Тема знакомая, изученная. Почему обращаемся к ней снова?

(Потому что много заданий на ЕГЭ: А-8, А-11, А-19, А-22, Б-2, Б-5, Б-7, Б-8?). Что мы должны знать и уметь в связи с вводными словами

IV.   Повторение и систематизация по теме: «Вводные (вставные) конструкции: слова, словосочетания, предложения».

 СЛАЙД № 3 ( в презентации 10!)  Комментирует Кузнецова Катя

Что следует знать и уметь, чтобы справиться с заданиями?

Повторим и обобщим известное о вводных словах:

( Катя справляется с задачей…, а если нет, то коротко – сама)

Попробуем сформулировать цели самостоятельно:

группы вводных слов по назначению;

отличие вводных слов от  частей речи (правописание);

выделение их знаками препинания (Какими знаками препинания – запятыми, тире, скобками -  выделяются вводные слова?);

трудные случаи пунктуации с вводными конструкциями;

стилистическая роль вводных слов;

вводные слова при написании части «С»;

особенности их испльзования в речи;

 

2. Цифровой диктант: Если согласны с утверждением, то «ДА» - 1, если «НЕТ» - 0       (Слайд № ?)

1) При помощи вводных конструкций говорящий (пишущий) выражает своё отношение к тому, что он сообщает.

2) Вводная конструкция в предложении «К сожалению, я узнал об этом поздно» выражает радость.

3) Вводные конструкции являются членами предложения.

4) Вводные конструкции могут употребляться в разных местах предложения.

5) Вводное слово НАВЕРНОЕ нужно употреблять только в данной форме.

6) В предложении «Мы относимся к счастью по-разному» есть вводное слово.

7) Слова КАК БУДТО, ВРЯД ЛИ, ПОЭТОМУ никогда не являются вводными.

 Ответы (100 100 1)    

Слайд №5, № 6

4. Почему лингвист А.М.Пешковский считает вв. конструкции « внутренне чуждыми приютившему их предложению»? (  Правило: ВВ.к – ции не являются членами предложения, к ним нельзя задать вопроса.Если их исключить, содержание останется неизменным. Ещё их можно заменить синонимичным вв. словом, и смысл также не изменится).

Слайд № 7

 3.Словарная работа.  Работа со словарем. ( словарями)

 Известное выражение « О вкусах не спорят»

Как понимаете это выражение? (в случае затруднения обращаются к словарям В. И. Даля, Ожегова, Словарю латинских выражений).

А) Вспомните пословицы, выражения о вкусах: «Всяк молодец на свой образец», «Вкус вкусу не указчик: кому нужен арбуз, а кому свиной хрящик», «На вкус, на цвет товарища нет», «Не верю иногда я вкусу твоему»,

«Вкус, батюшка, отменная манера:

  На все свои законы есть».

( Общий смысл: человек во всем, в своём выборе, руководствуется своим вкусом. Выражение «О вкусах не спорят» пришло к нам из латыни и звучит, как предложение прекратить спор, суть которого не позволяет надеяться на его позитивный результат).

     Б)  Составьте словосочетания со словом «вкус».

(вкус к роскошной жизни, вкус к легкой наживе, изысканый вкус, дурной вкус (как дурной тон), тонкий вкус).

      В)  Подберите синонимы ( простые и контектстные) к слову вкус.

(Вкус, манеры, стиль,  ощущение, культура).

      Можно сразу после сообщения выполнить это задание(сократить а, б, в)

    Г) Выразите свое мнение (согласие или несогласие) по поводу выражения, используя вводные конструкции (Я не могу согласиться с утверждением…, По моему мнению, это утверждение небесспорно…, Как мне кажется, эта общеизвестная истина…, К сожалению…, я думаю…).

СЛАЙД №9

Я тоже выразила свое отношение (открываю записанное на доске).

Как известно о вкусах не спорят. Однако иногда видимо спорить надо.

Запишем, расставим знаки препинания. (выделили запятыми вводные слова).

В тетрадях

5. Комментированное чтение текста с  объяснением пунктуации и характеристикой предложений). Найти вводные конструкции

     Конструирование. У вас на партах разрезанные части текста.Соедините их, чтобы получился связный текст. Расставить знаки препинания.

Слайд 8

      Как известно о вкусах не спорят. Однако иногда видимо спорить надо.

    Есть такое выражение ставшее крылатым. Общеизвестная истина к сожалению стала лозунгом бескультурности которая пытается оправдать свои пороки. Невежество, подражание гламуру…. В результате дурной вкус  и дурной тон расцветают пышным цветом на фоне общей безнравственности.

      Можно сказать хороший вкус примета общей культуры человека.   Вкус это представление человека о красоте его интересы увлечения его манера поведения общения с людьми. Бесспорно одно хороший вкус надо прививать с детства  вырабатывать на протяжении всей жизни. Книги живопись музыка природа бесспорно способствуют воспитанию культуры  нравственности  хорошего вкуса. А говорят что о вкусах не спорят те кому привычны вседозволенность и нетребовательность к себе.  Как правило бросают эти слова чтобы избежать конфуза не показаться ограниченным неосведомлённым человеком. мол отстань мое дело разговор окончен!

         По мнению многих хороший вкус культура и нравственность спаяны в нерушимое     единство. Значит все таки о вкусах спорить надо!

(Из СМИ)

     6. Самопроверка На экран выводится текст со знаками препинания.

Вопрос: есть ли ошибки при выделении вводных сочетаний?

Назовите вв.слова.(уч- ся  называют вв.слова по очереди)

Какие трудности? Что непонятно?

Найдите предложения со словом «бесспорно».Это вводные слова?( «Бесспорно одно: »….бессоюзное предложение, слово «бесспорно» является сказуемым. В др. предл – нии «бесспорно» - вводное слово. Исправить речевую ошибку.)

Запись в тетради предложений со словами « бесспорно».

Кто – то выделил слово ОднаКО ?

 СЛАЙД № 13

7. Орфоэпическая разминка « Один против всех»(по карточкам)

(Обучающиеся дома приготовили карточки друг для друга)

Не правда ли, орфоэпия требует постоянного внимания

Будьте добры, предложите вежливо свою карточку адресату ( Прошу… и т.д.)

8.Слайды   №  № 14, 15, 16, 17

Наиболее частотны в заданиях слова:

ОДНАКО

НАКОНЕЦ

ВООБЩЕ

ЗНАЧИТ  

     

 СОБСТВЕННО         Г

ТОЧНЕЕ                    О

СКОРЕЕ                    В

ВЕРНЕЕ                    О   ,

                                    Р

                                    Я

9. Работа в тетради, индивидуальное сообщение по теме «Трудные случаи обособления вводных слов»

  1. Вводное слово отделяется не только запятой, но и тире, если сказуемое в простом предложении выражено существительным в Именительном падеже.

Весна, по мнению Аксакова, - лучшее время года.

  1. Если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного оборота (определительного, обстоятельственного, уточняющего, поясняющего…), то от оборота оно НЕ ОТДЕЛЯЕТСЯ. 

Взгляд музыканта снова потух, и он, ВИДИМО ЗАБЫВ ОБО ВСЕХ, смотрел неизвестно куда. Он увидел своего старого недруга, К СЧАСТЬЮ СИДЕВШЕГО ДОВОЛЬНО ДАЛЕКО ОТ НЕГО.

Раскольников, КАК ВЫЯСНИЛОСЬ СОЗДАВШИЙ теорию за полгода до убийства, в течение месяца вынашивал преступный замысел.

Сундук он обнаружил в соседней комнате, СПАЛЬНЕ КАК ОКАЗАЛОСЬ.

3. Примечание. Союз а от последующего вводного слова не отделяется запятой никогда, другие выделяем.

Уже поздно, И, ПОЖАЛУЙ, нам пора возвратиться.

Он собирался придти к нам, НО, ПРИЗНАТЬСЯ, я не готов к встрече.  

4. Союз а, реже НО, если они составляют одно целое с последующим вводным словом, НЕ ОТДЕЛЯЮТСЯ от последнего запятой.

а значит,

а впрочем,

а следовательно,

но стало быть,

но конечно,

  1.  Работа по учебнику Выполнение упр . №  411 . Расставить знаки препинания в предложениях.          

Бывают минуты, когда кажется, что живешь ты здесь веки вечные, что впереди у тебя еще болье времени, что вовсе (не)нужно жадно пускат(ь)ся в изучение, а может быть, самое важное сейчас – просто посидеть и посмотреть.

Солнце, кажется остановилось, а берег за нами крадет(ь)ся все дальше в море, (вот) вот закроет солнце, и нам хочется, что(бы) оно скорее село. Но оно все (не) садит(ь)ся, и берег наконец закрывает его.

Солнце наконец садится.

СЛАЙД  №12

Запомните слова, которые никогда не являются вводными словами!

Авось, небось, вдруг, ведь, вот, все-таки, все же, вряд ли, даже, едва (едва ли), единовременно, именно, непременно, исключительно, как бы, как раз, как будто, будто бы, лишь,  причем, почти, приблизительно, положительно, прочно, равно, решительно, словно, только, хотя (хоть), чуть, якобы.

11.   Индивидуальная работа. Найти вводные слова и конструкции в характеристике гоголевского героя. НоЗДРЁВА. Объяснить выделение «таким образом, что…», «всё-таки, только, ведь»

12.  Задание «Чтение с листа». Устное конструирование предложений. Даны пары слов с вводными словами. На партах – карточки

Работа в парах.( Суть – если в паре один не справляется, то др. помогает)

   На доске:

А) напротив…   - , напротив,

по вашему… - , по-вашему,

по моему…    - , по-моему,

в прочем…    - , впрочем,

очевидно….. - , очевидно,

кстати………- , кстати,

должно быть - , должно быть,  выбрать те, которых не было в тренинг.тестах

может быть   - , может быть,

возможно     - , возможно,

 

12. Самостоятельная работа Тестовые задания на  отличие вводных слов от членов предложения и пунктуацию. К – К  с  дифференцированными заданиями (разноуровневые) .

Вариант 1

1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

 Когда (1) наконец (2) явилось солнце и разогрело землю, то деревья и травы обдались такой сильной росой, такими светящимися узорами глянули из темного леса ветки елей, что (3) казалось (4) на эту отделку не хватило бы алмазов всей нашей земли.

1) 1, 2

2) 3, 4

3) 1, 2, 3, 4

4) 2, 3, 4

2. В VIII веке н.э. Римская империя (1) как известно (2) прекратила свое существование. Однако (3) это был лишь этап в истории Рима. Недаром (4) Рим называли не только Великим, но и Вечным.

1) 1, 2, 3, 4

2) 2, 3

3) 3, 4

4) 1, 2

 3.  Сколько в предложении знаков препинания?

   Безусловно когда переступаешь порог дома Льва Толстого когда шагаешь по его земле когда читаешь его произведения это абстрактное определение начинает кажется приобретать как бы осязаемую плоть контуры зримой конкретности.

а)        3;        г) 6;

б)        4;        д) 7.

в)        5;

Вариант 2

1.Сколько в предложении знаков препинания?

Вот наконец мы взобрались на гору остановились и оглянувшись по сторонам ахнули.

а)        2;        г) 5;

б)        3;        д) 6.

в)        4;

     2.  В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

   Давайте-ка мне руку (1) любезнейший (2) Федор Иванович (3) а то (4) однако (5) упадете, конфуз будет.

 1) 1, 2, 3, 4, 5           2) 1, 2, 3, 4                3) 1, 3, 4                   4) 1, 3, 4, 5

3. Есть люди, о которых говорят: «Это (1) несомненно (2) человек слова!» Значит (3) на такого человека можно положиться — он (4) как считают (5) выполнит свое обещание без напоминания.

1) 1, 2, 4,5

2) 1, 2, 3, 4, 5

3) 3, 4, 5

4) 1, 2, 3

 

Вариант 3

- В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

1. Эта книга очень полезна учащимся, а (1) значит (2) ее нельзя читать поверхностно. Что(3) значит(4) читать это заявление?

1)2                2) 1, 2               3) 3, 4                 4) 1, 2, 3, 4

2. Он вспомнил ее слова (1) возможно (2) сказанные очень давно. А счастье было так (3) возможно.

1)1              2) 1, 2                   3) 1, 2, 3                      4) 1, 3

3. Слушателей изумила (1) правда (2) об их прошлом, так неожиданно услышанная. Однако (3) рассказчик заметил, что некоторых она (4) конечно (5) очень смутила.

1) 1, 2

2) 4, 5

3) 3

4) 1, 2, 3, 4, 5

Вариант 4

- В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

1. Жизнь (1) казалось (2) сомкнула круг, и Грину больше не было в ней ни радости, ни разумного занятия. Море (3) казалось (4) бездонным и совершенно черным.

1)1              2) 1, 2                 3) 3, 4                     4) 1, 2, 3, 4

2.Мы не надеялись никогда более встретиться (1) однако (2) встретились. Как я его ловко (3) однако!

1)1            2) 1, 2                      3) 1, 2, 3                   4) 1, 3

3. За широким полем (1) вероятно (2) большое озеро. Оно (3) видно (4) издалека и (5) кажется (6) узкой синей полоской.

1) 1,2

2) 1,2,5,6

3) 1,2,3,4

4) 1,5

13. Вводные вставные конструкции, которые, по образному выражению русского языковеда А. М. Пешковского, внутренне чужды «приютившему их предложению, подобно пуле, попавшей в организм».

Востоков называл Вставные) конструкции  одним из преднамеренных приемов, позволяющих автору выделить и подчеркнуть то, что по его мнению, могло бы остаться незамеченным. Б. Шапиро считал, что это      «слова, группа слов, предложение или даже группа предложений, имеющих особую функцию – добавочного ранее не предполагавшегося ко включению в основную ткань предложения, замечания. Вставными называются слова, словосочетания и предложения, которые вносят в основное предложение дополнительные сведения, попутные замечания, уточнения, пояснения, поправки и т.д.

,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,исправить,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

  1. пояснительные, временные, условные, причинные.
  2. дополнительные  замечания, пояснения, выражение эмоций к высказанной мысли

ВЫДЕЛЯЮТСЯ

, запятыми – НЕБОЛЬШИЕ ПО ОБЪЕМУ ВВОДНЫЕ ПРЕЛОЖЕНИЯ.

(…) -    РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ВВОДНыЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ.

 - … -

Скобки - более сильный выключающий знак!

Есть люди, А. Пушкин принадлежит к их числу, принадлежащие бессмертию.

     Есть люди (А. Пушкин в их числе) принадлежащие бессмертию.

Лишь разбудив людскую инициативу, привязанность к живой красоте кустов, цветов и

трав, без больших затрат государства, (это тоже очень важно) можно сделать наши города зеленым раем.

  1. Вводные слова-сорняки. Вводные слова очень интересны, многофункциональны . Мы их используем не замечая, не обращая внимания на них.

      Сообщение по вв. словам-сорнякам,являющихся речевой погрешностью ( Задание : выявить и вспомнить наиболее частотные слова-сорняки).

      Какое отрицательное явление демонстрируют вводные слова?

Примеры зачитываю ( можно подготовить ученика)

А)…..Рассказ Г. Александрова «Пнять» (?) Примеры употребления зачитываю.

Б)  А вот как ученик Петров рассказывает о вводных словах.

«Ну, вот, значит, вводные – это, значит, слова, которые, так сказать показывают, как мы относимся к тому, о чем значит, мы сообщаем. Они, значит, как водится, произносятся с интонацией вводности, не являются, понимаешь, членами предложения, а на письме, получается, выделяются запятыми. В общем, вводные слова, как говорится, надо отличать от других слов».  

( Очень часто они становятся в нашей речи словами - сорняками, речевой погрешностью).

Наиболее частотны следующие слова-сорняки:

Ведь, значит, мол, якобы, как говорится, так сказать, понимаешь ли.

4. Индивидуальное сообщение « Вводные слова-помощники». Странники Востока желали друг другу: «Торопись обрадовать добрым словом встречного: может быть, в жизни не придётся больше повстречаться».

«Вежливые» вводные конструкции способны смягчить отказ, требование, вопрос «в лоб», мнение, возражение оппоненту, привлечь внимание, что демонстрирует уважение, терпимость, культуру.

И наоборот, есть вводные слова, которые не способствуют тому – (прямо скажем)

Пожалуйста, спасибо, извините

Будьте добры… Будьте любезны…

видите ли             вряд ли

позвольте             едва ли

согласитесь         непременно

простите              обязательно

возможно

пожалуй

надеюсь

не правда ли

к сожалению

к слову сказать

стало быть

так сказать

мягко говоря

право

допустим

помилуйте

вообразите

заметьте себе

сделайте милость

V. Работа по тексту

Прочитайте текст. Вводные слова? Их роль? Определите проблему, поднятую автором.

   (1)Зависть – это болезнь. (2)Сравнивая себя с другим человеком, мы заранее признаем свое поражение, ведь сильному человеку никогда не придет в голову сравнивать себя со слабым. (3)На мой взгляд, для того чтобы быть совершенным, человеку достаточно быть собой.(4)Идя своей дорогой, не оглядываясь на успехи других, не примеривая себе одежды с чужого плеча, сравнивая свои успехи сегодня с теми, что были вчера, человек оказывается неподвластным этому горькому чувству. (5)Но, с другой стороны, можно чувство зависти сделать источником для своего личностного роста. (6)Видя, как другие успешно применяют свои способности и имеющиеся возможности, напрячь все свои силы, помериться силами с судьбой и прыгнуть выше головы – разумное занятие для достойного человека.

                                                                     (Д. С. Лихачев)

 VI. Домашнее задание.  Написать сочинение по проблеме, поднимаемой в тексте, выразить собственное мнение,

прокомментировать, привести аргументы.

VII. Подведение итогов урока  (Рефлексия).

Интересно ли было работать на уроке?

В чём может быть полезной для вас?

(По ходу урока учитель может исключать некоторые задания по своему усмотрению в зависимости от многих факторов).

Если останется время, можно прочесть стих-е  А. Кушнера

 

 Возьмите вводные слова.

От них кружится голова,

Они мешают суть сберечь

И замедляют нашу речь.

И всё ж удобны потому,

Что выдают легко другим,

Как мы относимся к тому,

О чём, смущаясь, говорим.

Мне скажут: «К счастью...»

                           И потом

Пусть что угодно говорят,

Я слушаю с открытым ртом

И радуюсь всему подряд.

Меня, как всех, не раз, не два

Спасали вводные слова,

И чаще прочих среди них

Слова «во-первых», «во-вторых».

Они, начав издалека,

Давали повод не спеша

Собраться с мыслями, пока

Не знаю где была душа.

Памятка

Роль вводных слов и предложений.

1)  Вводные слова –это специальные слова или сочетания слов , при помощи которых говорящих выражает свое отношение к тому  что он сообщает.

Вводные слова могут выражать уверенность и неуверенность (Наверное, ученица серьезно заболела).

С их помощью можно передавать различные чувства (к счастью, все закончилось благополучно)

2)Надо отличать вводные слова и конструкции от членов предложений , чтобы ставить запятые и производить пунктуационный анализ.

3) При написании сочинения , надо аргументировать ,комментировать выражать свое отношение. Вы будете использовать вводные слова ,указывающие на источник сообщения (говорят ,что весна будет холодная)

4)Также вводные слова и сочетания важны в структурировании текста для связи мыслей, оформления порядка мысли

5)Вводные конструкции позволяют сделать речь выразительной, образной. В художественных произведениях являются средством создания речевой  характеристики образа.

6)Вводные конструкции привлекают внимание слушателей, а вставные конструкции вносят в предложение замечание, пояснение, дополнение.

Зачетный лист                                Зачетный лист

ФИО

ФИО

№ задания

Отметка

№ задания

Отметка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 ФИО

ФИО

№ задания

Отметка

№ задания

Отметка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 Стилистические функции вводных слов и вводных предложений.

Употребляются во всех стилях речи. Часто и много в художественной литературе как средство создания  речевой характеристики, вносят добавочные значения, создают эмоциональный фон, делают речь выразительной, образной, привлекают внимание слушателей.

Стоит церковь, нисколько не покосясь, не искривляясь, луковкой и шпилем в небо.

И еще на шпиле, – каким чудом? – крест уцелел.

ЕГЭ- 2007, стр. 33.

- Не покосясь, не искривляясь, - градация.

- Каким чудом? – Вводная конструкция отражает авторскую позицию (авторские слова), его удивление, восхищение.

… луковкой и шпилем – в небо – парцелляция (неполное предложение).

4. Цифровой диктант: Если согласны с утверждением, то «ДА» - 1, если «НЕТ» - 0       (Слайд № ?)

1) При помощи вводных конструкций говорящий (пишущий) выражает своё отношение к тому, что он сообщает.

2) Вводная конструкция в предложении «К сожалению, я узнал об этом поздно» выражает радость.

3) Вводные конструкции являются членами предложения.

4) Вводные конструкции могут употребляться в разных местах предложения.

5) Вводное слово НАВЕРНОЕ нужно употреблять только в данной форме.

6) В предложении «Мы относимся к счастью по-разному» есть вводное слово.

7) Слова КАК БУДТО, ВРЯД ЛИ, ПОЭТОМУ никогда не являются вводными.

 Ответы (100 100 1)

   

Дополнительные задания, которыми можно заменить…

  1. Знаете ли вы, что существует множество рановидностей манеры вести спор?
  2. Понаблюдайтек за своими товарищами во время диспута, дискуссии, полемики – вы, конечно, убедитесь, что ведут они себя по-разному.
  3. Одни, например, держатся уважительно по отношению друг к другу, не прибегают к нечестным приемам и уловкам, не допускают резкого тона.
  4. Они внимательно анализируют доводы, которые предлагает оппонент, и основательно аргументируют свою позицию. (5) Как правило, во время такого спора стороны испытывают глубокое удовлетворение, желание разобраться в обсуждаемых проблемах.
  5. Другие же, вступив в спор, начинают себя чувствовать, как на войне, поэтому они применяют непозволительные уловки. (7) Главное – наголову разбить противника, поставив его в невыгодное, с их точки зрения положение. (8) Значит, и вам нужно находиться в полной боевой готовности.

(9) Наконец, есть и такие горе-спорщики, которые ведут себя самым непозволительным образом. (10) Они в грубой форме обрывают оппонента, унижают его оскорбительными выпадами, говорят пренебрежительным и презрительным тоном, насмешливо переглядываются со слушателями, одним словом, ведут себя как невоспитанные люди.

        (11) Таким образом, поведение полемистов, безусловно, влияет на успех обсуждения, поэтому, понимание особенностей манеры спорить умение на лету уловить изменения в поведении своих оппонентов, конечно, позволяет лучше ориентироваться в споре, наиболее точно выбирать вариант собственного поведения и определять тактику в споре.

(По Л. Павловой).

1. Комментирование и формулирование собственного мнения по теме 

        Воспитанные люди…по А. П.Чехову

Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям:

1) Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы... Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних...

 2) Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом...

 3) Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.

 4) Они чистосердечны и боятся лжи как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии... Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают... Из уважения к чужим ушам они чаще молчат.

 5) Они не уничтожают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие и помощь. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: меня не понимают!..

 6) Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями, восторг встречного в Salon'e, известность по портерным...

 7) Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой...

8)  Они   воспитывают   в   себе   эстетику .  Они  не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплёванному полу, питаться из керосинки. Они стараются возможно укротить и облагородить половой инстинкт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Вводные слова. Вводные предложения"

Данный урок учит правильно употреблять вводные слова, вводные предложения, вводные конструкции в речи учащихся 11 класса, правильно расставлять знаки препинания, различать вводные слова и члены предло...

Сценарий урока по теме "Вводные слова в предложении".

Понятие "вводное слово" предлагаю  ввести с использованием задачной формы обучения. Путём исследования учащиеся приходят к выводу, что не все члены предложения являются членами предложения....

Дифференциация букв в-д в словах,словосочетаниях, предложениях

Конспект подгруппового логопедического занятия во 2 классе на тему:«Дифференциация букв в – д  в словах, словосочетаниях, предложениях».Цель: учить дифференцировать на письме буквы в – д  в ...

"Вводные слова (слова,словосочетания,предложения) 8 класс

материал по русскому языку для 8 класса...

Урок - мастерская по теме " Вводные слова и предложения" 8 класс

Урок для учителей будет полезен и познавателен....

Тема урока: Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения). Группы вводных конструкций по значению

Цели:- дать понятие о вводных конструкциях как средстве выражения субъективной оценки к высказыванию, познакомить со значениями вводных слов;- формировать умение выражать определённые отношения к выск...

Презентация к уроку по теме "Вводные конструкции"

Презентация "Вводные конструкции" включает в себя дидактический материал для объяснения, закрепления  и предупреждения ошибок....