Деформированный текст
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Царакова Надежда Радионовна

Урок повторения темы "Синтаксис и пунктуация" в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deformirtext.docx21.92 КБ

Предварительный просмотр:

Деформированный текст

Урок русского языка в старших классах

Цели:

-развитие творческой активности учащихся;

-повторение правил по теме «Синтаксис и пунктуация»;

-продолжить работу по формированию у учащихся общее понятия о тексте на основе

осознания его основных признаков и структуры;

-развивать внимание, мышление, речь учащихся;

- восстановить деформированный текст, применяя знания, умения и навыков по теме «Синтаксис и пунктуация»;

- совершенствование навыков и умений в определении структуры предложения;

I Этап: объяснение целей и задач. Распределение заданий по группам

1-я группа: «Конструкторы». Их задача: построение схем предложений.

2-я группа: «Искатели». Их задача: найти предложение для «примерки» схемы.

3-я группа: «Мыслители». Их задача: интуитивно восстановить текст, опираясь на логику.

II Этап: работа в группах.

Деформированный текст

Схемы предложений

  1. Больных с каждым днем становилось все больше.
  2. Здесь неожиданно началась эпидемия дифтерита.
  3. Через несколько минут доктор обходил дома и вводил целебную сыворотку больным.
  4. До ближайшего города можно было добраться только на собаках.
  5. У доктора не было противодифтерийной сыворотки.
  6. Путь в оба конца – шестьсот километров.
  7. Они бежали уверенно.
  8. С рассветом упряжка помчалась в путь.
  9. Правда, тут же поднимались, но ненадолго.
  10. Пурга замела дороги.
  11. Многим грозила смерть.
  12. Только вожак держался на ногах.
  13. Это случилось в начале нашего века на севере Аляски, в маленьком, затерявшемся в снегах поселке.
  14. Пришлось положиться на чутье собак.
  15. Балт бежал и бежал…
  16. У меня надежные собаки, - сказал один из охотников, - я быстро привезу сыворотку.
  17. До города добрались удачно, и охотник, получив драгоценное лекарство, тут же отправился в обратный путь.
  18. Собаки бежали все медленнее, потом начали падать.
  19. До поселка еще было далеко.
  20. Тогда охотник решил пустить Балта одного, привязав ему на спину пакет с сывороткой и покормив его на дорогу большим куском мяса.
  21. Когда до поселка оставалось около ста километров, начался буран.
  22. Вот наконец еле уловимый запах жилья.
  23. Его увидели – он еле полз по снегу, и все же у него хватило сил спросить:

- Как Балт? Что с сывороткой?

-Все хорошо!

  1. Охотник с тревогой смотрел ему вслед… «Только бы не сбился с пути и хватило бы сил добраться».
  2. Из всей упряжки на ногах остался только вожак – Балт, но пурга усиливалась.
  3. Потом охотник ласково обнял собаку и скомандовал:

- Вперед! Домой!

  1. Балт всё понял и исчез в сплошной темноте.
  2. Настала ночь.
  3. Напрягая последние силы, Балт своим лаем оповестил жителей.
  4. Снарядили новую упряжку собак и отправились на поиски охотника.
  5. Прошло немного времени и люди поселка соорудили замечательной собаке памятник.

  1. [- = -.-.-,|~~~ |-.-.-].
  2. [= -].
  3. [=].
  4. [= -].
  5. [=].
  6. [=].
  7. [- =].
  8. «П, -а, -п».
  9. [- =].
  10. [- =].
  11. [=].
  12. [- =].
  13. [=], и[-, ДО, =].
  14. (Когда = -),[= -].
  15. [- =,=].
  16. [++++, =, но =].
  17. [- =].
  18. [= -].
  19. [=].
  20. [= -], но[- =].
  21. [- =, ДО и ДО].
  22. [- = и =]: «П!»
  23. [- = и =].
  24. [- =]: «П.»
  25. [- = и =].
  26. [= -].
  27. [ ДО, - =].
  28. [- = и =].
  29. [= и =].
  30. [=] – [- =]: «П? »
  31. [= -] и [- =].

Восстановленный текст

Схемы предложений

  1. Это случилось в начале нашего века на севере Аляски, в маленьком, затерявшемся в снегах поселке.
  2. Здесь неожиданно началась эпидемия дифтерита.
  3. Больных с каждым днем становилось все больше.
  4. Многим грозила смерть.
  5. У доктора не было противодифтерийной сыворотки.
  6. До ближайшего города можно было добраться только на собаках.
  7. Путь в оба конца – шестьсот километров.
  8. У меня надежные собаки, - сказал один из охотников, - я быстро привезу сыворотку.
  9. С рассветом упряжка помчалась в путь.
  10. Пурга замела дороги.
  11. Пришлось положиться на чутье собак.
  12. Они бежали уверенно.
  13. До города добрались удачно, и охотник, получив драгоценное лекарство, тут же отправился в обратный путь.
  14. Когда до поселка оставалось около ста километров, начался буран.
  15. Собаки бежали все медленнее, потом начали падать.
  16. Правда, тут же поднимались, но ненадолго.
  17. Только вожак держался на ногах.
  18. Настала ночь.
  19. До поселка еще было далеко.
  20. Из всей упряжки на ногах остался только вожак – Балт, но пурга усиливалась.
  21. Тогда охотник решил пустить Балта одного, привязав ему на спину пакет с сывороткой и покормив его на дорогу большим куском мяса.
  22. Потом охотник ласково обнял собаку и скомандовал:

- Вперед! Домой!

  1. Балт всё понял и исчез в сплошной темноте.
  2. Охотник с тревогой смотрел ему вслед… «Только бы не сбился с пути и хватило бы сил добраться».
  3. Балт бежал и бежал…
  4. Вот наконец еле уловимый запах жилья.
  5. Напрягая последние силы, Балт своим лаем оповестил жителей.
  6. Через несколько минут доктор обходил дома и вводил целебную сыворотку больным.
  7. Снарядили новую упряжку собак и отправились на поиски охотника.
  8. Его увидели – он еле полз по снегу, и все же у него хватило сил спросить:

- Как Балт? Что с сывороткой?

-Все хорошо!

  1. Прошло немного времени и люди поселка соорудили замечательной собаке памятник.

1. [- = -.-.-,|~~~ |-.-.-].

2. [= -].

3. [=].

4. [= -].

5. [=].

6. [=].

7. [- =].

8. «П, -а, -п».

9. [- =].

10. [- =].

11. [=].

12. [- =].

13. [=], и[-, ДО, =].

14. (Когда = -),[= -].

15. [- =,=].

16. [++++, =, но =].

17. [- =].

18. [= -].

19. [=].

20. [= -], но[- =].

21. [- =, ДО и ДО].

22. [- = и =]: «П!»

23. [- = и =].

24. [- =]: «П.»

25. [- = и =].

26. [= -].

27. [ ДО, - =].

28. [- = и =].

29. [= и =].

30. [=] – [- =]: «П? »        

31.[= -] и [- =].

III Этап: Рефлексия

- Какие трудности испытывали в процессе работы? Какой выход находили в создавшейся ситуации?

- В какой степени данная работа была для вас интересной?

Можно разбить класс на 2 группы: 1-я группа получает задание строить схемы

 предложений, а 2-я восстанавливает текст. В качестве индивидуального задания 3-4

человека получают задание интуитивно, отталкиваясь от смысла, восстановить текст

Домашнее задание: в качестве домашнего задания уч-ся пробуют самостоятельно

составить подобное задание с небольшими текстами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Востановление деформированного текста

открытое занятие с отзывом и оценочным листом...

Конспект урока по письму и развитию речи в 5 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида «Работа с деформированным текстом «Березка»

Конспект урока по письму и развитию речи в 5 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида....

Развитие навыка контроля и самоконтроля у обучающихся с речевым недостатками в процессе работы над деформированным текстом.

Предложенный матеиал способствует развитию  и совершенствованию умения построения связного высказывания:програмированию смысловой структуры высказывания, установление его связности и последовател...

Работа с деформированным текстом на уроках русского языка в 7 классе.(Тема текстов:"Повседневная жизнь в Российской империи".)

Работа с деформированным текстом способствует созданию у учащихся общей картины мира, развитию языковых способностей, решает сложную задачу преподавания: сделать так, чтобы знания были для учеников по...

Урок русского языка.Деформированный текст по произведению донского писателя Ю. А. Жданова «Подсолнух»

Речь на уроке идет о растении- подсолничнике. Проводятся упражнения на дыхание, зрение, развитие артикулляционного аппарата. Используются стихи о подсолничнике. перед выполнением письменной работы про...

Деформированный текст. Построение предложений.

Данный материал составлен к логопедическому занятию по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза для учащихся старших классов. Материал включает конспект занятия и презентацию...

Деформированные тексты с ключами

Формирование навыков самоконтроля в процессе обучения русскому языку в 5-9 классе (деформированные тексты из  художественной литертатуры)...