Использование программного обеспечения виртуальной школы в дистанционном образовании детей-инвалидов
статья по русскому языку (7 класс) по теме

Семенцова Светлана Александровна

Дистанционное образование является важной составляющей школьного обучения. Работая с ребёнком-инвалидом, нужно учитывать, что компьютор для него - средство общения с окружающим миром и источник информации. Сделать общение интересным - задача учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_doklad.docx26.15 КБ

Предварительный просмотр:

Семенцова Светлана Александровна – учитель русского языка и литературы МОУ «Эммаусская СОШ» Калининского района Тверской области

Использование программного обеспечения виртуальной школы в дистанционном образовании детей-инвалидов

О проблемах образования детей с ограниченными возможностями здоровья много говорят и пишут. Но что именно необходимо сделать, чтобы «расширить» границы «ограниченных возможностей» таких детей, поддержать их веру в себя, помочь получить качественное образование и стать полноценными членами современного информационного общества?

Реальностью сегодняшнего дня становится неоднородность состава учащихся общеобразовательных школ по уровню их физического, психического, сенсорного развития. В общеобразовательные школы стремительно вливается поток детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов. Особенно пристального внимания к себе требуют дети с ограниченными возможностями здоровья, не имеющие возможности посещать  учебные     учреждения.                                  

 Высокие темпы информатизации образования, развитие телекоммуникационных технологий и, в первую очередь, глобальной сети Интернет открывают детям с особыми потребностями множество новых возможностей в получении образования. И, безусловно, одной из наиболее эффективных форм здесь является дистанционное обучение. Именно такая форма образования, позволяющая обучаться в любое удобное время, не выходя из дома, на любом расстоянии от образовательного учреждения, особенно актуальна в работе с детьми-инвалидами, для которых физические заболевания часто являются непреодолимой преградой в получении образования. Для современных подростков компьютерный мир сверхинтересен и увлекателен – это подтвердит любой педагог. Но для детей с ограниченными возможностями здоровья компьютер – не просто дорогая игрушка, а помощник, открывающий дверь в большой мир знаний и новых открытий.

Основными направлениями  являются:

  1.  доступ обучающихся  к учебно-методическому комплексу, позволяющему обеспечить освоение и реализацию образовательной программы, и другим электронным образовательным ресурсам;
  2. организация образовательного процесса;
  3. организация учебно-методической помощи обучающимся,  родителям (законным представителям) обучающихся;

  1. осуществление мониторинга деятельности по организации дистанционного обучения детей-инвалидов.

В МОУ «Эммаусская СОШ» на дистанционном обучении ученик 7 класса Гурак Юрий – ребёнок-инвалид с ослабленным слухом. Это обязательно нужно учитывать.

Методы и приемы работы с плохослышащими и неслышащими детьми, рекомендуемые педагогам и специалистам
общеобразовательных учреждений

Наибольшей спецификой в обучении детей с нарушениями слуха отличаются методы и приемы, направленные на формирование речи и изучения языка. Развитие речи детей с нарушениями слуха имеет ряд особенностей в связи с ее затрудненным, неполноценным восприятием на слух.

В сурдопедагогике (Р.М.Боскис, А.Г.Зикеев, К.Г.Коровин, М.И.Никитина, М.Л.Любимов, К.И.Туджанова и др.) выделяют следующие наиболее характерные особенности понимания слабослышащими детьми слов и словосочетаний, отражающихся на понимании речевого высказывания в целом:

1. Недостаточное овладение звуковым составом слова.

2. Ограниченность словарного запаса, выражающаяся:

а) в незнании значений многих слов (Глоссарий помогает ребёнку постоянно повторять незнакомые слова и запоминать их значение)

б) в суженном понимании значения слова,

в) в непонимании грамматической формы слова.

3. Непонимание переносного смысла выражения.

Первостепенное значение для таких детей приобретает зрительное восприятие речи, при этом наиболее доступной формой речи является – письменная. Чтение и анализ прочитанного текста в значительной степени способствуют компенсации недостаточной речевой практики, влияют на развитие и совершенствование устной и письменной речи, обогащают словарный запас.(Текст перед глазами и скайп – проговаривание способствуют лучшему усвоению изучаемого материала).

Развитие речи плохослышащих и неслышащих детей проводится по нескольким направлениям:

  1. лексическо-семантический уровень (слово);
  2. синтаксический уровень (словосочетания и предложения);
  3. уровень текста.

Лексико-семантический уровень

В процессе обучения ребенка с нарушенным слухом в общеобразовательном учреждении происходит значительное, но недостаточное расширение и пополнение словарного запаса.

По мнению А.Г. Зикеева, одним из основных условий успешного формирования лексического запаса речи является то, как в процессе обучения раскрывается значение слова ребенком. Необходимо использовать различные методы и приемы раскрытия значений новых слов, уточнения или расширения значений уже известных.

Такие методы и приемы можно разделить на группы: наглядные, вербальные и смешанные.

Наглядные приемы для расширения лексического запаса речи:

  1. использование самих предметов или их изображений (муляжей, макетов, игрушек, картинок, изображений);
  2. демонстрация слайдов, учебных фильмов;
  3. демонстрация действий и создание наглядных ситуаций.

Вербальные приемы для расширения лексического запаса речи:

  1. подбор синонимов, антонимов;
  2. перефразирование, передача содержания слова, словосочетания другими, доступными для детей лексико-грамматическими средствами (затаился – сидел тихо, не шевелился);
  3. подбор определений (полустанок – маленькая железнодорожная станция);
  4. морфологический анализ структуры слова (снегопад – снег падает);
  5. подбор к родовому понятию видовых (лесные богатства – это грибы, ягоды);
  6. негативные определения (беспорядок – нет порядка);
  7. тавтологические толкования (кожаные сапоги – сапоги, сшитые из кожи);
  8. опора на контекст – незнакомое слово помещается в контекст, который позволяет детям самим догадаться о значении слова (не удержался – Мальчик не удержался на ногах и упал на землю).

Смешанные приемы для расширения лексического запаса речи используются при объяснении понятий отвлеченного характера. Например, ранняя осень – подбор иллюстраций ФИЛЬМ!  (наглядный прием) и подбор антонима – поздняя осень (вербальный прием).

Синтаксический уровень

а) употребление диалогических форм речи:

Упражнения в употреблении диалогических форм речи играют большую роль в успешном развитии речевого общения, в осуществлении самостоятельных контактов слабослышащих детей с окружающими людьми. Чтобы научить учащихся словесному общению, необходимо совершенствовать умение слушать и понимать диалогическую речь, ставить перед детьми цель – запомнить содержание того или иного разговора, реплики, вопроса и ответа на него. Эта задача достаточно сложная для слабослышащих детей, и реализация ее требует определенной последовательности:

  1. повторение реплик учителя или одноклассников на уроке («Повтори, что я сказала»; «Повтори, что сказала Аня»);
  2. повторение того, что было сказано вчера («Что сказал папа?»; «Что ответила мама»?; «О чем говорила Аня»?);
  3. запоминание и повторение того, что будет говорить то или иное лицо («Запомни, о чем будет завтра говорить брат»; «Запомни, о чем утром будет спрашивать отец»; «Запомни свой ответ»);
  4. создание наглядных или словесных ситуаций, которые побуждали бы учащихся к тем или иным высказываниям: Где мел? Где губка? и т.п. Вопросы учащихся обязательно должны быть мотивированы необходимостью выполнить это или иное задание (мел требуется для того, чтобы записать задание; губка нужна для того, чтобы вытереть доску);
  5. придумывание реплики к заданной ситуации, например: «К тебе во дворе подошел человек. Он спросил, как пройти к директору школы. Как ты ему ответишь?»; «Ты приехал в незнакомый город на автобусе. Тебе нужно через два часа уехать на поезде. О чем ты спросишь прохожего?»  (Диалог в реальном времени СКАЙП)

Наряду с другими формами речи диалогу, начиная с I класса и кончая старшими, должно быть уделено максимальное внимание.

б) описательно-повествовательная речь.

Развитие описательно-повествовательной речи происходит в единстве со всем процессом формирования речи: обогащением ее лексикой и овладением грамматическими формами. В описательно-повествовательной речи используются наиболее сложные языковые средства. Развитие описательно-повествовательных форм речи требует применения различных методических приемов:

  1. подбор картинок, иллюстраций к предложению;
  2. подбор предложений, которые относятся к данной картине (например, к описанию весны);
  3. самостоятельное составление предложений и вопросов по картинкам, изображениям;
  4. описание картин с изображением помещений, пейзажей без действующих лиц, сюжетных картин по вопросам, плану, опорным словам и фразам;
  5. составление рассказов по серии картинок;
  6. составление рассказа о возможных предшествующих или последующих событиях по содержанию картинки. (Интернет)

Уровень текста

Необходимым условием, обеспечивающим понимание содержания текста, является правильная организация чтения. В процессе раскрытия содержания любого произведения важно учитывать особенности понимания слабослышащими детьми читаемого текста. (Фонотека)

Работа над содержанием произведения включает различные этапы, во время которых происходит как формирование сознательности чтения, так и выработка активного отношения учащихся к читаемому тексту:

а) вступительная беседа с предъявлением наглядного материала с целью мотивации к чтению, выявления уровня владения представленной в тексте темой, активизации словаря по теме, так как понимание темы — одно из условий осмысленного чтения, правильного изложения содержания прочитанного; (Пояснение)

б) самостоятельное чтение текста.

в) проверка усвоения содержания прочитанного в целом. Используются ответы на вопросы по прочитанному тексту, демонстрация основных событий текста, поиск предложений в тексте по заданию учителя; (Тесты)

г) подробный анализ текста всего рассказа. Например, делят текст на части, составляют план, выбирают из текста слова и выражения, которые относятся к характеристике героя рассказа (к описанию внешности, поступков героев, их внутренних качеств), происходящего явления и т.п.;(Текстовая страница)

д) устный пересказ и изложение в письменной форме содержания прочитанного.

     Возникает вопрос: как всё это реализовать в дистанте? Конечно же, невозможно. Однако программа индивидуальной работы рассчитана так, что только 1 урок в неделю дистанционное обучение, а на остальных уроках (при непосредственном общении) можно более подробно всё объяснить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собрание для родителей детей c ОВЗ «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов»

Ознакомление родителей  с целями, задачами, перспективами проекта «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов», организационными моментами, основными этапами работы по организации ...

Рабочая программа по природоведению для учащихся 5 классов, Центра дистанционного образования детей-инвалидов при ОГАОУ «Белгородский инженерный юношеский лицей».

Рабочая программа по природоведению для 5 класса (базовый уровень) предназначена для учащихся центра дистанционного образования детей-инвалидов при ОГАОУ “БИЮЛИ”   Целью рабочей программы яв...

Возможности дистанционного образования детей-инвалидов

Дистанционное образование как одна из форм социализации в условиях общеобразовательной школы....

Центр дистанционного образования детей-инвалидов создает условия для развития детей

Учебная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья формируется по тем же законам, что и у обычных детей, и осуществляется на протяжении всего обучения ребенка в школе. Организация...

Возможности дистанционного образования детей-инвалидов как одна из форм социализации в условиях общеобразовательной школы

В ближайшем будущем дистанционное образование позволит детяс с ограниченными возможностями здоровья, изолированным от общества, полноценно приобщиться к его ценностям, реализовывать свой творческий по...

Статья «Индивидуализация образовательной среды в условиях дистанционного образования детей-инвалидов»

Статья посвящена  идивидуализации образовательной среды в условиях дистанционного образования детей-инвалидов...