Интеллектуальная игра "Путешествие по стране АКИТАММАРГ"
материал по русскому языку (5 класс) на тему

Пономаренко Антонина Анатольевна

Театрализованная постановка с элементами интеллектуальной игры для 5-6 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Театрализованная интеллектуальная игра

«Путешествие по стране АКИТАММАРГ»

(для уч-ся 5 -6 классов)

Автор: ПОНОМАРЕНКО А. А., учитель русского  языка

              и  литературы МБОУ Покровская СОШ №2

Действующие лица: НЕЗНАЙКА, КНОПОЧКА, ЗНАЙКА, ЛЕКСИКА, ФРАЗЕОЛОГИЯ, команды участников, жюри.

На сцене за партой, заваленной книгами, сидит взъерошенный Незнайка, «пытается» учить уроки, что-то нашептывает, рисует на листе бумаги . Играя мячиком, к нему подходит Кнопочка:

Кнопочка. Здравствуй, Незнаечка! Как твои дела? Все уроки учишь? Хочешь, я проверю, послушаю, что ты приготовил?

Незнайка.Да все выучил! Вот послушай: лексика – это…

Кнопочка. (пытается подсказать) Это наука…

Незнайка  Это наука, которая….

Кнопочка.. Которая изучает…

Незнайка Которая изучает…Не помню я, хоть убей, что она там изучает!

Кнопочка. Ну хорошо, а что такое фразеология?

Незнайка (обрадованно) Это я хорошо знаю! Фразеология – это фразеология! Что ты за противная девчонка, пристала ко мне! Я и без этих лексик обойдусь!

Кнопочка.. Какой же ты глупый, тупоголовый мальчишка! Нет, нет! Я и не думала тебя обижать, но ты опять ничего не знаешь. Как же ты будешь понимать то, о чем тебе говорят! Возьмем , к примеру, предложение ТОГДА ОТЕЦ НАМЫЛИЛ СЫНУ ГОЛОВУ.

Незнайка Ну, тут все понятно. Отец помогал сыну вымыть голову и намылил ее.

Кнопочка.Тебе всегда все понятно. Но это предложение и по - другому понять можно! Тогда получится, что отец отругал сына. Ведь НАМЫЛИТЬ ГОЛОВУ может быть и фразеологизмом.

Незнайка (ворчливо) И почему ты такая умная?

Кнопочка.. Я, в отличие от тебя, на уроках делом занимаюсь, а не кораблики рисую…(вырывает у него рисунок из рук)

В это время к ним подходит ЗНАЙКА с книгой в руке

Знайка Привет, ребята! Вы опять ссоритесь, ГОРЯЧИЕ ГОЛОВЫ!

Незнайка (перепугано, хватаясь за голову) Да что ты, Знайка, у меня голова, например, совсем не горячая!

Знайка. Я совсем не имел в виду температуру твоей головы! Я просто хотел сказать, что вы оба – «горячие головы», т.е. вспыльчивые люди.

Кнопочка. Ну я – то человек с головой!

Незнайка Совсем заучилась ( крутит пальцем у виска), а я-то, по-твоему, без головы, что ли?

Кнопочка. Голова – то у тебя на нужном месте, да в ней ветер гуляет.

Незнайка  (заискивающе) Знаечка! Ну хоть ты мне помоги! Я ее что - то совсем понимать перестал, говорит, что у меня сквозняк в голове.

Знайка. Тихо! Видно, придется внести в ваш спор ясность. Ведь смысл тех выражений, которые вы сейчас употребили, передают не составляющие их отдельные слова, а фразеологические обороты в целом.

Незнайка (задумчиво) Мы вроде бы это проходили…

Кнопочка.(ехидно) Вроде бы! А меня не понял!

Незнайка Да я понял, но…не совсем (обращаясь к залу). Ребята, помогите мне разобраться!

Знайка  Помогут тебе и ребята, а главное, госпожа ФРАЗЕОЛОГИЯ и госпожа ЛЕКСИКА

Фразеология и Лексика (хором). Здравствуйте, ребята!

Фразеология. Над чем вы тут голову ломаете?

Незнайка. (недоуменно) Что вы, уважаемая госпожа Фразеология, мы тут живем мирно, голов никому не ломаем!

Фразеология Друзья! Видно, мы явились по адресу. Здесь есть ученики, которые не понимают смысл сказанного на русском языке!

(обращаясь к залу) Ребята, помогите своим командам заработать первые баллы (по 1 баллу за правильный ответ). Какие фразеологизмы и сколько их (7)  прозвучало сейчас?

А пояснить сможете? (по баллу за верный ответ) 

Лексика. Дайте толкование следующим фразеологизмам:

Разбить наголову – одержать победу

Разбиться в лепешку – делать все возможное для достижения каких – то результатов

От зари до зари- усердно, старательно делать что-нибудь (весь день)

Кануть в Лету – исчезнуть навсегда, бесследно, быть забытым

Читать между строк- понимать скрытый смысл чего – либо

Догоняй ветра в поле – не вернешь обратно

Авгиевы конюшни – очень грязное, запущенное место

В голове ветер гуляет – несерьезный легкомысленный человек

Нечист на руку – способен обмануть, украсть

Пройти сквозь огонь и воду – иметь богатый жизненный опыт, преодолены все трудности.

Ахиллесова пята – уязвимое место

Снять гору с плеч – решить какие - проблемы

 Фразеология Какие из прозвучавших пришли к нам из мифов? (см. подчеркнутые)-по 1 баллу

Лексика  Молодцы, ребята! А теперь проверим знания наших команд (по 5 человек от класса)

Я предлагаю конкурс «Эти забавные животные» Вспомните фразеологизмы, т.е. устойчивые выражения, в которых встречаются названия животных, насекомых (по 1 баллу). Команды отвечают по очереди.

Примеры: Мартышкин труд                               муха пролетит

Медвежья услуга                                                  курам на смех

Как собак нерезаных                                            за двумя зайцами

Как собака на сене                                                подложить свинью

Где собака зарыта                                                 медведь на ухо наступил    

И ежу понятно                                                      канцелярская крыса

Мокрая курица                                                     как рыба в воде

Смотреть волком                                                 пустить козла в огород

Куриная слепота                                                  на кривой козе не подъедешь

Крокодиловы слезы                                           заблудшая овца (паршивая овца)

Комара (мухи) не обидит                                    как саранча

Медвежья услуга                                                   ранняя пташка        

Сказка про белого бычка                                     важная птица

Как баран на новые ворота                                   на птичьих правах

Поймать журавля в небе                                      первая ласточка

Медведь на ухо наступил                                    как мышь (сыч) на крупу

Денег куры не клюют                                           комар носа не подточит

Лексика  Настало время подвести итоги

Кнопочка. А пока жюри подводит итоги, я расскажу о следующем конкурсе, который называется «ПОЙМИ МЕНЯ».

 Покажите смысл пословиц жестами, телодвижениями, танцами. Если противники команд не угадывают «смысл» пословицы, то заработать балл своей команде разрешается болельщикам выступающей команды ( 3 балла и1 соответственно)

Любишь кататься – люби и саночки возить.

Мал золотник, да дорог

Что написано пером, то не вырубишь топором.

Сытый голодного не разумеет.

Мягко стелет, да жестко спать.

Ученье - свет, а неученье – тьма.

За двумя зайцами погонишься –ни одного не поймаешь.

Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет.

Лексика  Пока команды готовятся к конкурсу, жюри подводит итоги, я предлагаю игру для зрителей (вариантом может быть оценивание «Книг фразеологизмов», которые готовятся участниками заранее)

Подберите к словам антонимы с приставкой ПРИ-, ПРЕ-

Отъезд –приезд;                                            угрюмый - превеселый

Молодой – престарелый                               безобразный - прекрасный  

Начать – прекратить                                      отвязывать - привязывать

Отталкивать – притягивать                          отплыть – приплыть

                                        (по 1 баллу)

Обращается к командам, готовящим пантомиму: Команды, готовы?

(Выступление команд поочередно с показом пантомим)

Фразеология Сердце радуется, что ребята так хорошо знают фразеологизмы. Лексика, ты почему грустишь? Давай в прятки что ли поиграем? Я буду считать:

                         Вдруг охотник выбегает, прямо в зайчика стреляет.

                        Ай-яй-яй, ой-ей-ей, умирает зайчик мой!

Лексика (витирая слезы) Жа-алко!

Фразеология Кого?

Лексика Зайчика! А давай лучше так:

             Раз, два, три, четыре, пять. Вышел зайчик погулять.

             Кто – то в зайчика стреляет – он бежит, не умирает,

             Не желает умирать. Раз, два, три, четыре, пять.

Фразеология  Здорово, теперь много зайчиков в лесу будет!

Лексика Да, оптимистическая считалочка получилась.

Фразеология (недоуменно) Что такое «оптимистическая»?

Лексика (к залу) Ребята, является ли слово «оптимистическая» русским? Как называются такие слова? (заимствованными)

Подберите к данному слову синоним – исконно- русское слово (жизнерадостный) и антоним (пессимистический)

        Фразеология Вот это да! Ребята и это знают. Может, следует испытать их еще раз – придумать посложнее задание.

Лексика  Да, есть у меня задание для капитанов команд. Определите, чем в стихотворении Кирсанова «Птичий клин» являются одинаково звучащие слова?

Когда на мартовских полях лежала толща белая,

Сидел я с книгой, на полях свои пометки делая.

     И в миг, когда мое перо касалось граф тетрадочных,

Вдруг журавлиное перо с небес упало радужных.

А в облаках летел журавль, и не один, а стаями,

    Крича скрипуче, как журавль, в колодец опускаемый.    

    На север мчался птичий клин и ставил птички в графике,

Обыкновенный город Клин предпочитая Африке.

             Журавль был южный, но зато он в гости к нам пожаловал!

        Благодарю его за то, что мне перо пожаловал.

                                                                                                                                  (5 баллов)

Фразеология подумать только, не верю своим глазам! Практически без ошибок!

(обращаясь к лексике) Теперь – то ты довольна?

Лексика Довольна, но знают ли ребята, какими способами происходит обогащение словарного состава нашего языка (ответы из зала). Верно: заимствования, возвращение к жизни устаревших слов, неологизмы и, конечно же,  словообразование. Проведем следующую игру. ЗНАЙКА, ты поможешь мне?

Знайка  С превеликим удовольствием!

(Знайка держит развернутые веером заготовки с суффиксами. Представитель от каждой команды вытягивает по 4 -5 карточки и возвращается к командам).

Объяснение задания:

Слова какой части речи можно образовать с помощью каждого из суффиксов. По каким из них можно определить род имен существительных? Приведите примеры.

( суффиксы: чив, арь, анин, ну, ствова, ич, тельн, ющ, онн, ыва, ищ, ыш, ист, ышк, няк, ски, иц, ц, ок, о, ник, ость)

Знайка А пока команды готовятся, скажите, какая греческая приставка соответствует русской приставке противо-  Приведите примеры слов с этой приставкой. (по 1 баллу) (анти-)

Дополнительный вопрос: Чем оканчиваются день и ночь?  (ь знаком)

Лексика. Попросим  выступить команды.

Знайка Слово предоставляется жюри для подведения итогов.

Фразеология Ну что же! Пора ставить точку!

Лексика Грустно расставаться.

Знайка Надеюсь, что вы никогда не поставите точку на желании постоянно узнавать что – то новое.

Кнопочка.  Будете постоянно расширять круг своих интересов

Незнайка  Любить свой родной язык. Теперь я понял, что всех нас объединяет чудо языка. А в нем все наши ценности.

ВСЕ  ГЕРОИ  ВМЕСТЕ: Желаем вам успехов в мире слов, в мире знаний!

Использованные материалы:

edu.cap.ruhome/5711/prazdnic frazeologii.doc

olgschool-32.narod.ruresurs.files/russk.files…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра «В стране Лингвиния»

«Игра - это огромное светлое окно, через которое духовный мир ребёнка, вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознате...

Интеллектуальная игра "Библиотечная страна"

игра помогает проверить знания учащихся, развивает творческие способности детей....

Интеллектуальное путешествие в страну знаний.

Классный час для 6 класса в форме путешествия по станциям. Его материал способствует развитию у детей любознательности, формирует положительное отношение к знаниям, развивает у детей умение работать в...

Интеллектуальная игра КУХНИ СТРАН ИЗУЧАЕМОГО ЯЗЫКА

Очень увлекательная игра-соревнование между двумя командами с интересными заданиями...

Интеллектуальная игра "Англоговорящие страны"

Лингвострановедческий материал для учащихся 7-8 классов по теме "Англоговорящие страны"...

Интеллектуальная игра "В стране дорожных знаков"

Интеллектуальная игра "В стране дорожных знаков"...

Интеллектуальная игра: "В стране головоломок". 24.01.2023 год

Цели:1.     Пробудить у учащихся интерес к изучению школьных предметов: математики, русского языка, литературного чтения.2.     Развивать логическое м...