Урок по теме "Осложнённое предложение"
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

Рымарь Татьяна Алексеевна

Урок для учащихся 8 класса большим количеством слабоуспевающих учащихся.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

21.01.09       ТЕМА:

ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ПОНЯТИЕ О НЁМ

ЦЕЛИ:

  1. Сформировать понятие об осложнённом предложении, о синтаксических конструкциях, осложняющих предложение; отработать умение различать простые, осложнённые и сложные предложения; повторить изученный материал по темам «Типы связи слов в словосочетании», «Типы сказуемого», «Отличие полных односоставных предложений от неполных предложений»;

  1. развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, кругозор, внимание, память, логическое и образное мышление;

  1. воспитывать любовь к природе, к Родине.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Доска, мел, заготовки на доске, мультимедийная установка, карточки с индивидуальными заданиями для слабоуспевающих и сильных учащихся.

ХОД УРОКА:       1 мин

3 мин

6 мин

3 мин

7  мин

1 мин

5 мин

2 мин

7мин

  1. Оргмомент.

  1. Сообщение темы и цели урока. Запись в тетради №2.(Тетрадь номер один  - на краю парты).

Предупреждение: сегодня будет много работы по вариантам. 1-й В  – те, у кого лежат на партах сиреневые листочки, 2 -й В  – те, у кого голубые  листочки, 3-й – те,  кого лежат на партах белые листочки, 4- й - оранжевые листочки.

Обратить внимание детей, что по новым правилам после даты, слов «Классная работа», после темы, слов «Диктант», «Изложение»  ТОЧКИ НЕ СТАВЯТСЯ!

  1. Проверка домашнего задания: устное сообщение на тему «Неполные предложения» 2 уч-ся у доски выписывают предложения из упражнения, вставляют и объясняют пропущенные буквы, знаки препинания. Названные учащиеся  проверяют написанное и выставляют оценки.

Упражнение №214

  1. Орфоэпическая разминка: хоровое чтение слов, которые часто произносятся с нарушением ударения. Запись наиболее трудных случаев произношения в тетради.

Оптовый, общо, торты, каталог,  свекла, договор, водопровод, цепочка, хаос, щавель, цемент, танцовщица, феномен,  форзац, фарфор, приданое, ломоть, баловать, бармен, дремота, жалюзи, кедровый, квартал, закупорить, звонить, красивее, крапива, коклюш.

  1. Синтаксическая пятиминутка (выполняется по вариантам): работа со  стихотворением нашего земляка, бывшего директора сотниковской школы, ветерана ВОВ  А. И. Самойленко

а) Выразительное чтение стихотворения учителем (ученики следят).  

     б) Задание учащимся: Те, у кого стихотворение напечатано на белых листках (1-й вариант) и голубеньких (2-й вариант) листочках, Подчеркните в тексте  данного стихотворения все предикативные основы. Затем найдите в нём и  выпишите  все простые                                                                                                        односоставные предложения. Определите тип односоставных предложений. Приступайте к выполнению. Как только будете готовы, поднимите руку. 4-й вариант переписывает аккуратно и внимательно текст стихотворения в тетради, подчёркивая главные членыпредложения. Остальные (3-й вариант)  – отвечают на мои вопросы:

  - Какие предложения называются односоставными?

 - На какие типы делятся односоставные предложения?

 - Вспомним эти типы. Кто мне поможет?

 -  А  теперь приступайте к работе с текстом. Ваше задание: выписать 4-ое четверостишье, подчеркнуть в нём грамматические основы.

1 ученик даёт определение односоставных предложений. (На слайде вырисовывается табличка).

На слайде – таблица.

  1. Физминутка. Наклоны головы, вращание плечами, наклоны туловища влево-вправо в положении сидя. Взмахи руками.

  1. Изучение нового (сообщение учителя)

 - Начнём мы изучение новой темы с известных вам сведений о предложении. Вспомните, что такое предложение?

 - Чем предложение отличается от словосочетания?

 - Какие мы знаем типы предложений по количеству грамматических основ?

 

На слайде – слово «ПРЕДЛОЖЕНИЕ», после ответа ученика высвечивается определение термина.

  1. Проверка восприятия: эвристический вопрос (к предыдущему слайду):

 - Чем простое предложение отличается от простого не осложнённого?

 - Чем оно похоже на  сложное предложение? Чем отличается от него?

  1. Закрепление

а) Фронтальная работа: нахождение в 1-м четверостишье простого осложнённого предложения. Запись предложения на доске, его анализ (план анализа – в §38).

     б) Индивидуальная работа по карточкам (по вариантам).

    в) Фронтальная проверка: правильный ответ высвечивается на презентации.

Текст на презентации

  1. Итоги урока:

- С чем мы познакомились на сегодняшнем уроке?

 - Какое предложение считается осложнённым?

 - Чем может быть осложнено предложение?

  1. Выставление оценок, задавание на дом.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Понятие об осложнённом предложении Двадцать первое января Классная работа

Слайд 2

Цели урока: Понять, что такое осложнённое предложение; Узнать, какие синтаксические конструкции могут осложнять предложение; Отработать умение различать простые осложнённые и сложные предложения; Повторить изученный материал по темам «Неполные предложения», «Типы односоставных предложений».

Слайд 3

Проверка домашнего задания. Устное высказывание на тему «Неполные предложения» ( § 37) Упражнение № 214

Слайд 4

Устное высказывание на тему «Неполные предложения». План. Неполными называются предложения, в которых… Например:….. Отсутствующие члены могут быть восстановлены из контекста, то есть из… Неполные предложения встречаются в …, а также в … Если пропуск члена предложения (чаще всего сказуемого) в устной речи отмечается паузой, то на его месте ставится… Например: …

Слайд 5

Ёлка украшена-переукрашена, наряжена-перенаряжена; в борьбе домашних максималистов с домашними минималистами победили, как всегда, минималисты.

Слайд 6

Ещё давайте сюда этот изумрудный, обсыпанный стеклянным сахаром шар, а вот сюда - ещё тёмно-синий со складчатой впадиной, а сюда - серебряно-барбарисовые цепи, а вот тут пусть висит крошечный немецкий домик, с будто бы заснеженной крышей, с будто бы уютно горящим в ночи окошечком, а сюда – кукольный чайничек.

Слайд 7

Орфоэпическая разминка. Оптовый, общо, торты, каталог, свекла, договор, водопровод, цепочка, хаос, щавель, цемент, танцовщица, феномен, форзац, фарфор, приданое, ломоть, баловать, бармен, дремота, жалюзи, кедровый, квартал, закупорить, звонить, красивее, крапива, коклюш.

Слайд 8

Синтаксическая пятиминутка. Познакомимся со стихотворением нашего земляка Андрея Игнатьевича Самойленко «Зимняя мелодия». Поработаем с текстом: 1-й и 2-й варианты – подчеркните в тексте стихотворения все предикативные основы. Выпишите из него все простые односоставные предложения, определите их тип. 4-й вариант – спишите текст стихотворения в тетрадь, подчеркнув, где возможно, главные члены 3-й вариант – расскажите об односоставных предложениях. Повторим тему «Односоставные предложения»

Слайд 9

ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ НАЗЫВНЫЕ ОПРЕДЕЛЁННО-ЛИЧНЫЕ НЕОПРЕДЕЛЁННО-ЛИЧНЫЕ БЕЗЛИЧНЫЕ Зима! Приходи ко мне в гости! К вам пришли. За окном холодно. Мне не спится. На улице темнело.

Слайд 10

ПРЕДЛОЖЕНИЕ – основная синтаксическая единица, которая содержит в себе законченное высказывание. ПРОСТОЕ СЛОЖНОЕ Содержит одну грамматическую основу Содержит две и более грамматических основы ПРИМЕР: ПРИМЕР: Зал украшали красные шары. Зал украшали красные шары, а зелёные и оранжевые шары свисали с потолка вестибюля. НИЧЕМ НЕ ОСЛОЖНЁННОЕ ОСЛОЖНЁННОЕ ПРИМЕР: Здание украшали красные , зелёные и оранжевые шары.

Слайд 11

Предложение считается осложнённым, если в его составе есть выделенные знаками препинания (а в устной речи интонацией) слова, обороты, конструкции. Предложение может быть осложнено: ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ ОБОСОБЛЕННЫМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТ- ВАМИ ПОВТОРЯЮ- ЩИМИСЯ СЛОВАМИ ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ, СЛОВОСОЧЕТА- НИЯМИ, ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ ОБОСОБЛЕН- НЫМИ ОПРЕДЕЛЕНИЯМИ ОБРАЩЕНИЯМИ ОБОСОБЛЕННЫМИ ДОПОЛЕНИЯМИ ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ ОБОСОБЛЕННОЙ ЧАСТИЦЕЙ МЕЖДОМЕТИЕМ

Слайд 12

В далёком детстве с особой радостью встречали мы весною журавлей, возвращавшихся на свою родину. (Повеств., невоскл., прост., двусост., полн., распростр., осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом) Услышав их голоса, доносившиеся с высокого неба, мы оставляли наши игры и, подняв головы, глядели в голубую небесную высь. (Проанализируйте предложение самостоятельно)

Слайд 13

Домашнее задание: Составить устное монологическое высказывание на тему «Осложнённое предложение», пользуясь составленной на уроке таблицей и материалом § 39 . Упражнение №222 по вариантам: 1-й вариант – 3,4,5, отрывки; 2-й вариант – 4.5,6 отрывки 3-й и 4 й варианты – 1,2,7 отрывки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Виды односоставных предложений. Определенно-личные предложения.

Данный урок представлен в разделе « Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» На данном уроке предполагается изучение и закрепление новой темы....

Разработка урока "Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении"

Урок разработан с использованием средств субъективизации на уроках русского языка....

Урок русского языка «Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью».

повторить изученное о словосочетании и предложении, правилах постановки знаков препинания в конце предложения, в простом осложнённом предложении, между частями сложного предложения, в предложениях с п...

Презентация к уроку "Строение сложноподчинённого предложения. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Практикум"

Данная презентация предназначена для работы на уроке в 9 классе по теме "Строение сложноподчинённого предложения. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Практикум". Работа со...

Презентация- сопровождение к уроку " Классификация сложных предложений. Средства связи между частями сложного предложения "

Презентация сопровождение к уроку русского языка в 9 классе в соответствии с ФГОС ООО...

Интегрированный урок по теме Предложение как средство выражения мысли. Строение предложения. Знакомство с творчеством известного русского художника И. И. Шишкина

Интегрированный урок по теме: "Предложение как средство выражения мысли. Строение предложения. Знакомство с творчеством известного русского художника И. И. Шишкина"...