Существительное как часть речи. Урок в 6 классе.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Урок - поход с использованием ИКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_6_klasse.docx27.65 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                       

Урок русского языка в 6 классе

Тема: Имя существительное как часть речи.

                                                      Ход урока.

1.Вступительное слово учителя.

Ребятки, сегодня мы с вами  отправляемся в поход по дорогам морфологии. Как поется в песне. «мы прошли дорог немало, но огромен белый свет». Целью нашего похода будет проверка знаний, умений и навыков, полученных в прежние годы обучения.

    Запишите тему урока в тетрадь – Имя существительное как часть речи. – Слайд 1. 

    Наша с вами задача:

                                  1. Видеть, слышать, находить имена существительные.

                                  2. Знать  грамматические значения имени существительного.

                                  3. Правильно писать и безошибочно употреблять существительные  

                                      в своей речи.                          

 2. Беседа с учащимися.

Перед тем как двинуться в путь, ответьте на несколько вопросов. Я задаю их для проверки вашей готовности начать движение.

- На какие две группы делятся части речи в русском языке?

- Почему одна из них называется самостоятельные ?

- По какому принципу слова делятся на разные части речи? Что их объединяет в одну группу?                                                                                                                                                                                    Открыть Слайд 2

- Какая часть речи стоит на первом месте в группе самостоятельных частей речи? 

- Как вы думаете, почему?

- А что такое имя существительное?

Теперь, чтобы подготовленными выйти в поход, нам необходимо собрать вещи. А поможет нам в этом словарный диктант.

3. Словарный диктант.

Слайд 3

  1. Б…нокль, к…стюм, м…ршрут, рю…зак, фотоа(п, пп)арат, п…латка,к…стёр, пр…визия, в…кзал, к…телок, к…мпания, г…рбарий, настр…ение.

Слайд 4.

Проверь себя. Дети сравнивают написанное с образцом и исправляют допущенные ошибки.

 Докажите, что вами записаны имена существительные!

4. О частоте употребления имен существительных.

Слайд 5.

Человека окружают ….  . Их очень много, и они разные. Для названия ….  в языке есть специальные слова.
Это существительные.
           
Сделайте вывод о частоте употребления существительных    
           в нашей речи, если известно, что на каждые 100 слов в
          среднем приходится 40 существительных (глаголов 26).

5. Игра «Замени одним словом, или Что скрывается за перифразом?»

 Вещи собраны, уложены в рюкзаки. Мы занимаем места в автобусе. Путь долог. Чтобы его сократить, поиграем. Игра называется «Замени одним словом, или Что скрывается за перифразом?»

Слайд 6.

Туристы целых шестьдесят минут шли по густому частому лесу. Они пробирались сквозь заросли дикой розы с ярко-красными ягодами и совсем выбились из сил. Решили сделать привал, разожгли костер. Над огнем повесили сосуд для кипячения воды и отправились к реке на рыбалку. Туристы поймали хищную рыбу с острыми зубами, из которой затем сварили уху. Пообедав, они выпили полезный напиток из лесных трав и отправились дальше.

Что у вас получилось? Прочитайте.

Слайд 7.

Туристы целых час шли по чащобе. Они пробирались сквозь заросли шиповника и совсем выбились из сил. Решили сделать привал, разожгли костер. Над огнем повесили чайник и отправились к реке на рыбалку. Туристы поймали щуку, из которой затем сварили уху. Пообедав, они выпили чай и отправились дальше.

6. Займемся исследованием.

Посчитайте, сколько слов в тексте. 46

Сколько из них существительных? 16

Глаголов – 12.

Прилагательное 1.

Местоимение – 2.

Итог исследования – существительные в группе самостоятельных частей речи занимают главенствующее место по частоте употребления.

6.  Автобус наш прибыл к месту назначения. Мы успешно преодолели путь и вышли на полянку. Ненадолго задержимся и выполним ряд заданий.

- Что в грамматике  называется предметом?

Слайд 8.

 Рассмотрите картинки, приведите примеры существительных четырех групп.

Слайд 9.

 Дополните устно каждую группу.

7. Обратите внимание, что существительные отличаются кое-чем друг от друга.

Слайд 10.

Например: крупа – бинокль – настроение.

Какими морфологическими признаками обладают имена существительные?

Слайд 11.

 Изменяются ли существительные по родам?

Обоснуйте свой ответ.

По вопросу «Что называется склонением имен существительных» заслушаем докладчика.

Выступает заранее подготовленный ученик.

Выберите любую картину и определите морфологические признаки изображенного на ней предмета, то есть докажите, что это имена существительные!

8. Наш привал закончен. Прогуляемся по берегу реки, посмотрим, что нас окружает.

- А я пока расскажу вам сказку.

Слайд 12.

Вспомним падежи.

 - Вновь поиграем.  «Подскажи словечко!» Запиши его в той же форме и с тем же предлогом, если он есть.

  1. Тучек нет на горизонте, но раскрылся в небе... зонтик.
  2. Через несколько минут опустился... парашют.
  3. Елка слишком высока, достает до... потолка.
  4. Взял художник краски, рисует на... терраске.
  5. Не шумит в реке камыш, не шуршит под полом... мышь.
  6. Темноту замкнув на ключ, месяц вышел из-за... туч.
  7. В этот час такая тишь, только слышно: "Спи,.. малыш".
  8. Осень лесу каждый год платит золотом за... вход.
  9. Сон приходит втихомолку, пробирается сквозь... щелку.
  10. Раскрывают звезды очи и желают доброй... ночи.
  11. Я подошел к окошку и луч поймал в... ладошку.

Слайд 13.

  1. зонтик.
  2. парашют.
  3. до  потолка.
  4. на терраске.
  5. мышь.
  6. из-за туч.
  7. малыш 
  8. за вход.
  9. сквозь щелку.
  10. доброй  ночи.
  11. в ладошку.

Определите у выписанных существительных род, число, падеж, склонение.

9. Идем дальше.

Слайд 14.

О чем он?

Вспоминаем синтаксическую роль имен существительных.

10. Прочитайте текст.

Путешественник, напрягая силы, прокладывает себе путь среди непроходимых лесных зарослей. Трудна дорога; на каждом шагу бесстрашного исследователя этих дремучих дебрей подстерегает смертельная опасность.

(Г.Скребицкий)

- Назовите существительное женского рода.

Найдите существительное множественного числа.

В каком падеже автор употребил слово НА ШАГУ? ИССЛЕДОВАТЕЛЯ? ОПАСНОСТЬ?

К какому склонению относится существительное ДОРОГА? ПУТЕШЕСТВЕННИК?

ОПАСНОСТЬ?

Каким членом предложения является слово ПУТЬ? ДЕБРЕЙ?

11. Вот и закончилось наше путешествие. Мы с пользой провели время.

      Что вы вспомнили об имени существительном?

      А что узнали нового?

      С этим и связано домашнее задание.

 

12. Слайд 15.

Домашнее задание.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторительно-обобщающий урок русского языка в 5 классе по теме «Имя существительное как часть речи»

Повторительно-обощающий урок русского языка в 5 классе по теме " Имя существительное как часть речи". Открытый урок был проведен для американских студентов, которые приехали в Татарстан изучать русски...

Урок русского языка в 6 классе "Имя существительное как часть речи. (Вводный урок)"

Урок русского языка в 6 классе Тема: Имя существительное как часть речи. (Вводный урок).Цели урока:1)...

Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема урока "Имя существительное - удивительная часть речи "

Урок русского языка в 5 классе. Обобщающий урок по теме  "Имя существительное - удивительная часть речи "....

Презентация к уроку русского языка в 6 классе на тему "Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в 5 классе"

Презентация к уроку русского языка в 6 классе на тему "Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в 5 классе"...

Имя существительное как часть речи. Урок русского языка в 5 классе

Цель урока: Достичь наиболее правильного узнавания существительного среди других частей речи путём закрепления понятий о его...