Урок русского языка в 8 классе "Публичное выступление на общественно значимую тему"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Международное гуманитарное право (МГП) изучается не только на уроках литературы. Урок русского языка в 8 классе по рассказу Р.Бредбери "Улыбка" совершенствует навыки составления текстов публицистического стиля и поднимает вопрос о значимости культурных ценностей.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Тема урока: «Публичное выступление на общественно значимую тему

 (по рассказу Р. Брэдбери «Улыбка»)»

Цели:

  1. Обсудить с учениками всеобщую значимость культурных ценностей, необходимость их сохранения;
  2. Рассмотреть нормы по ограничению средств и методов ведения войны, в соответствии с которыми в ситуации вооружённого конфликта культурные ценности не должны подвергаться нападению
  3. Совершенствовать навыки составления текстов публицистического стиля.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Подготовка к восприятию.

  1. Словарная работа: подобрать однокоренные слова к слову культура (культурный, окультурить, некультурный). Как вы понимаете значение слова культура?

Культура – совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. (слайд 2)

Продолжите фразу: «Культурные ценности – это…».(Учащиеся записывают фразу в тетрадь, а затем сопоставляют свои определения со словарным: «Культурные ценности – исторические памятники, произведения искусства или места отправления культа, составляющие культурное и духовное наследие народов». Это определение также записывается в тетрадь.) (слайд 3)

Как вы понимаете слово наследие? (Наследие – 1. какое-либо явление культуры, быта и т.п., полученное от предыдущих эпох, от прежних деятелей. 2. (Устар.) То же, что «Наследство»)

Какое определение слова цивилизация вы нашли в словарях? (Цивилизация – определённая ступень развития общества, его материальной и духовной культуры.) (слайд 4)

  1. Приведите примеры известных вам культурных ценностей.

III. Сообщение темы и целей урока. (слайд 5)

IV. Изучение нового материала.

1.Чтение рассказа Р. Брэдбери «Улыбка».

  1. Постановка проблемного вопроса. Какое выражение получили в этом рассказе рассмотренные нами понятия?

2.Проверка первичного восприятия с опорой на картину Леонардо да Винчи «Мона Лиза, или Джоконда». (слайд6)

Эта женщина жила около пятисот лет назад в Италии. Её имя Лиза, но называют её Мона Лиза, то есть «госпожа Лиза». Ещё её называют Джоконда, потому что её итальянская фамилия – Джоконда. Леонардо да Винчи, написавший этот портрет, был уже в то время знаменит. Художнику впервые удалось создать и внушить зрителю ощущение живой жизни. Он сообщил лицу Джоконды загадочно-неуловимое выражение: это полуулыбка, по которой трудно определить внутреннее состояние молодой женщины. (слайд7)

 И хотя атмосфера вокруг производит впечатление покоя, кажется, что и освещение вот-вот изменится. Перед зрителем впервые предстаёт картина, столь тонко передающая движение времени.

Эта картина имела огромный успех при жизни Леонардо да Винчи. В ней было всё ново: светотень, ощущение остановившегося мгновения в полуулыбке Моны Лизы…Эта женщина, как будто ничем не замечательная, представляет весь род человеческий: увиденная в долю секунды – и запечатлённая навеки, освещённая скользящим лучом света – и окутанная тенью, которая хранит её тайну.

3.Аналитическая работа по тексту.

  1. Подберите слово, которое наиболее ёмко, точно определяло бы то, что было совершено толпой по отношению к картине.(Ученики могут сами догадаться и назвать слова «вандализм»,»варварство».)(слайд 8)

Слово вандализм обозначает бессмысленно жестокое разрушение исторических памятников и культурных ценностей. Слово это произошло от вандал – разрушитель культуры, варвар (по названию воинственных древнегерманских племён, разрушивших Рим и уничтоживших его культурные ценности).

Варвар – 1. У древних греков и римлян: пренебрежительное название чужеземца. 2. Невежественный, грубый, жестокий.

Варварство – грубость, дикость нравов, бессмысленное разрушение культурных ценностей.

  1. Приходилось ли вам сталкиваться с подобного рода разрушительными действиями по отношению к культурным ценностям в вашей повседневной жизни? Как вы думаете, почему это происходит?
  2. Одна из статей нашего великого соотечественника Николая Константиновича Рериха в защиту Культуры начинается такими возвышенными формулами: (слайд 9)

"Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и Красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце. Если соберем все определения Культуры, мы найдем синтез действенного Блага, очаг просвещения и созидательной Красоты".

Как вы их понимаете?

Идеи борьбы за мир, красоту и знание он пронес через всю свою жизнь.

Эта борьба включала в себя не только пропаганду охраны памятников русской истории и искусства, веское слово писателя-гуманиста в их защиту и прекрасные полотна художника. На основе его предложения 14 апреля 1935 г. был заключен Пакт об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха ), который стал первым международно-правовым актом в области охраны культурных ценностей .

  1. Познакомьтесь с информацией рубрики «Знаешь ли ты…». Как вы думаете, почему в источниках международного гуманитарного права есть специальные положения о защите культурных ценностей во время войны? (слайд 10)

Памятники искусства и культуры являются теми оазисами, в которых воплощено все самое возвышенное, утонченное и героическое в жизни народа.Они образуют непосредственный мост от его исторической памяти к утверждению жизни настоящей, к светлому строительству будущего.

  1. Познакомьтесь с одним интересным эпизодом времён Великой Отечественной войны (отрывок о Кижах), проанализируйте действия лётчика и мотивы принятого им решения.

  1. Закрепление изученного.(слайд 11)
  1. Обсудите с соседом по парте вопрос: «Могут ли личные вкусы и оценки влиять на определение того, какие культурные ценности необходимо охранять и защищать, а какие – нет? Почему?»
  2. Из текста рубрики «Знаешь ли ты…» выбери фразу, которая могла бы стать частью вывода по проблеме отношения к культурным ценностям.

  1. Самостоятельная работа. (слайд 12)

       Задание к сочинению: представь, что тебя пригласили принять участие в радиопередаче. Основная её цель – обратиться к участникам вооружённого конфликта как с одной, так и с другой стороны и привести веские аргументы, убеждающие воюющих щадить и уважать те культурные ценности, которые находятся в зоне вооружённого конфликта.

  1. Выборочное чтение работ.
  2. Итог урока. Актуальна ли эта тема в современном мире? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок 8 класс Публичное выступление на общественно значимую тему

Открытый урок по развитию речи, позволяет организовать работу учащихся в группах, в парах, индивидуально....

Урок развития речи в 8 классе "Публичное выступление на общественно значимую тему: «Что такое толерантность?» и презентация к нему

Урок развития речи по русскому языку в 8 классе с ииспользованием технологии РКМЧП на тему: "Что такеое толерантность?"...

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, ДУХОВНОСТИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ НА УРОКАХ русского языка и ЛИТЕРАТУРЫ (выступление на педагогическом совете)

Мы стремимся к развитию и воспитанию всесторонней, гармоничной личности с высоким уровнем интеллекта, но немаловажное, а может быть, и первостепенное значение имеет формирование гражданской позиции, в...

Публичное выступление на общественно значимую тему

Открытый урок развития речи в 9 классе,...

Урок развития речи «Публичное выступление на общественно значимую тему»

Цели:обобщение знаний о правилах публичной речи, ее свойствах;развитие письменной и устной речи учащихся;формирование познавательного интереса, усиление положительной мотивации обучения....