А3: Морфологические нормы (образование форм слова).
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

Щербакова Елена Александровна

Единый государственный экзамен – серьезный шаг в жизни каждого выпускника, требующий обобщения знаний, умения организовать свою работу. Один из самых трудных экзаменов для выпускников – это ЕГЭ по русскому языку.

Цель данных методических рекомендаций – мотивировать учащихся на безошибочное выполнение заданий ЕГЭ по русскому языку, привить выпускникам навыки грамотной речи. Рекомендации представляют собой блок из трех занятий по отработке морфологических и синтаксических норм. Каждое занятие содержит  теоретическую  часть (набор обобщенных таблиц и небольшой комментарий к ним) и практическую (тест)  часть.

Данные рекомендации  могут  быть использованы на уроках русского языка, а также для самостоятельной подготовки к экзамену

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shcherbakova_tarko-sale_soshno1.docx43.64 КБ

Предварительный просмотр:

 «Морфологические нормы (образование форм слова)».

Е. А. Щербакова, учитель русского языка и литературы,

МБОУ «СОШ № 1» г. Тарко-Сале 

Аннотация

Единый государственный экзамен – серьезный шаг в жизни каждого выпускника, требующий обобщения знаний, умения организовать свою работу. Один из самых трудных экзаменов для выпускников – это ЕГЭ по русскому языку.

Цель данных методических рекомендаций – мотивировать учащихся на безошибочное выполнение заданий ЕГЭ по русскому языку, привить выпускникам навыки грамотной речи. Рекомендации представляют собой блок из трех занятий по отработке морфологических и синтаксических норм. Каждое занятие содержит  теоретическую  часть (набор обобщенных таблиц и небольшой комментарий к ним) и практическую (тест)  часть.

Данные рекомендации  могут  быть использованы на уроках русского языка, а также для самостоятельной подготовки к экзамену.

Рекомендуется каждое занятие по подготовке к ЕГЭ  начинать с устной работы со словом. Учащиеся должны произносить слова с правильным ударением, вслушиваться в их конкретное звучание.

Занятие по подготовке к ЕГЭ.  «Морфологические нормы (образование форм слова)».

Каждая часть речи имеет свои слабые стороны при образовании форм слов. В КИМах широко представлены примеры с ошибками в образовании форм имён существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов.

Образование форм имен существительных является одним из самых сложных. Это связано с тем, что нет каких-либо определенных правил для запоминания написаний окончаний существительных в именительном падеже множественного числа.

Трудные случаи образования форм имён существительных

  1. Именительный падеж множественного числа

- а, - я

- ы, -и

борт - борта

вексель - векселя

вензель – вензеля

ворох – вороха

директор – директора

инспектор – инспектора

катер – катера

китель – кителя

кузов – кузова

купол – купола

окорок – окорока

округ – округа

ордер – ордера

паспорт – паспорта

погреб – погреба

профессор – профессора

сторож –сторожа

тенор – тенора

фельдшер – фельдшера

флюгер – флюгера

хутор - хутора

штабель – штабеля

штемпель – штемпеля

шулер - шулера

бухгалтер –бухгАлтеры

возраст - вОзрасты

грифель – грИфели

грунт – грУнты

диспетчер – диспЕтчеры

 договор – договОры

драйвер – дрАйверы

инженер – инженЕры

конструктор – констрУкторы

лектор – лЕкторы

лифт – лИфты

плейер – плЕйеры

порт – пОрты

 приговор – приговОры

принтер – прИнтеры

прожектор – прожЕкторы

редактор – редАкторы

ректор – ректоры

свитер – свИтеры

сектор – секторы

склад – склАды

слесарь – слЕсари

торт – тОрты

тренер – тренеры

штаб – штабЫ

штурман - штурманы

Кроме этого, можно запомнить ряд закономерностей именительного падежа множественного числа:

  1. Склоняемые существительные среднего рода, начальная форма которых оканчивается на – ко, имеют безударную флексию множественного числа именительного падежа – и (личики, перышки, яблоки, брюхи). Исключения составляют существительные с ударными  окончаниями множественного числа: войска и облака.
  2. Остальные существительные среднего рода в форме множественного числа принимают окончание –а (- я): болта, поля, моря, окна.

          В некоторых случаях окончания существительных в и.п. ед. ч. служат для разграничения лексического значения слов:

- а, - я

- ы, -и

адресА (новосёлов)

векА (средние)

годА (мои)

колЕна (трубы)

корпусА (заводские)

кренделЯ (выводить ногами)

мехА (соболиные)

мужьЯ ( и жёны)

образА (святых)

орденА ( и медали)

пропускА (временные)

Адресы (поздравительные)

вЕки (вечные)

гОды (войны)

колЕни (больные)

кОрпусы (часов)

крЕндели (вкусные)

мехИ (кузнечные)

мужИ (учёные)

Образы (литературные)

Ордены (монашеские)

прОпуски (занятий)

2. Родительный падеж множественного числа

-ов, -ев

нулевое

Названия национальностей:

бедуинов, казахов, калмыков, киргизов, монголов, семитов, таджиков, тунгусов, узбеков, хорватов, якутов

армян, башкир, болгар, бурят, грузин

Названия отдельных лиц:

(пять) гардемаринов, гренадеров, гусаров, драгунов, кирасиров, уланов

Названия воинских соединений: (эскадрон)

гусар, (отряд) гардемарин, гренадер, драгун, кирасир, улан

Растительный мир:

абрикосов, ананасов, апельсинов,

баклажанов, бананов, георгинов, гранатов, мандаринов, помидоров, томатов

яблок

Единицы измерения:

байтов, гектаров, граммов, децибелов, каратов, килограммов, километров

ампер, аршин, бит, ватт, вольт, радиан, рентген

Парные предметы:

боков, бронхов, джинсов, гольфов,

клипсов, носков, рельсов

ботинок, валенок, плеч, погон, сапог, чулок, шорт

Названия предметов и явлений:

браслетов, брелоков, габаритов, купонов, нервов, рельсов

 погонь, мест, окон, стёкол

Сущ. ср.р. на -це:

болотцев, деревцев, кружевцев, оконцев

блюдец, зеркалец, копытец, одеялец, полотенец, сердец

-ей

нулевое

Сущ. ж.р. и общ. р. :

Сущ. ж.р. и общ. р. :

ведомостЕй, лопастЕй, скоростЕй, четвертЕй, мОщностей, Отраслей, рАспрей, скАтертей

вАфель, пЕтель, потЕрь, тУфель, барж, копЁн, кочерЁг, манжЕт, обОем (обойма), пелЁн, серЁг, сирОт

Сущ. ж.р. на -ия, ья:

армий, аудиторий, бегуний, гостий, колдуний, оладий, пародий, плясуний, эскадрилий. ПолынЕй (полынья), статей, судей

Сущ. ср.р. на -ье:

гуляний, застолий, кушаний, надгробий, новоселий, ожерелий, раздумий, сидений, снАдобий, солений, ущелий

Сущ. ср.р. на -ьё :

ружей, питЕй, НО копий

Сущ. ж.р. на –ня:

богинь, погонь, тихонь, яблонь;

басен, башен, боен, вишен, двоен (двойня), пашен, сотен, спален, сплетен, тамОжен, черешен;

барышень, боярышень, деревень, кухонь

Следует запомнить: солнце – солнц.

3. Родительный падеж множественного числа сущ., употребляющихся преимущественно во множественном числе

-ов

-ей

нулевое

вЫборов, дебАтов,джИнсов,

зАморозков, кулуАров, манЁвров, мУскулов, нАрдов, очИстков, сОтов,

чИпсов

бУдней, дрОвней, кОзней, пельмЕней, Яслей

зраз, жабр, канИкул, лосИн, макарОн, невзгОд, окОв, сардИн, уз, шорт, шпрот

Для некоторых существительных образование форм множественного числа затруднительно; это слова мечта, мольба, башка. Слова щец и дровец не имеют других форм, кроме формы множественного числа родительного падежа.

Трудные случаи образования форм имён прилагательных

Образование степеней сравнения

Разряд

прилагательных

сравнительная степень

превосходная степень

простая

составная

простая

составная

качественные

-ее (-ей): сильнее

-ше : раньше

-е : реже

более…:

более сильный

менее…:

менее сильный

-айш (ий):

строжайший

-ейш (ий):

сильнейший

простая сравнит. степень +

всего (всех): глубже всех

наиболее (наименее) …:

наиболее качественный

самый глубокий

относительные

Не образуется

притяжательные

Не образуется

Очень часто в задании А4 встречаются примеры, в которых допущены ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных. Чтобы научиться их видеть, необходимо помнить следующее: НЕЛЬЗЯ смешивать простую и составную формы степеней сравнения.

Трудные случаи образования форм числительных

  1. Склонение имён числительных

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

неод.

одуш.

один

ед.ч.

м. р.

один

одного

одному

один

одного

одним

об одном

ср. р.

одно

одно

ж.р.

одна

одной

одной

одну

одной

одной

мн.ч.

одни

одних

одним

одни

одних

одними

одних

два

м.р. ср.р

два

двух

двум

два

двух

двумя

двух

ж.р.

две

две

оба

м.р. ср.р

оба

обоих

обоим

оба

обоих

обоими

обоих

ж.р.

обе

обеих

обеим

обе

обеих

обеими

обеих

полтора (-ы)

м.р. ср.р

полтора

полутора

полутора

полтора

полутора

полутора

ж.р.

полторы

полторы

3, 4

три

трех

трем

три

трех

тремя

трех

5 – 20, 30

пять

пяти

пяти

пять

пятью

пяти

40, 90, 100

сорок

сорока

сорока

сорок

сорока

сорока

Сложные (состоят из двух корней; имеют два окончания при склонении)

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

полтораста

полтораста

полутораста

полутораста

полтораста

полутораста

полутораста

50, 60, 70, 80

пятьдесят

пятидесяти

пятидесяти

пятьдесят

пятью-десятью

пятидесяти

200

двести

двухсот

двумстам

двести

двумястами

о двухстах

300, 400

триста

трехсот

тремстам

триста

тремястами

о трехстах

500, 600, 700, 800, 900

пятьсот

пятисот

пятистам

пятьсот

пятьюстами

о пятистах

Составные (состоят из нескольких слов)

Например:

375

Триста семьдесят пять

Трёхсот семидесяти

пяти

Трёмстам семидесяти

пяти

Триста семьдесят пять

тремястами

семьюдесятью пятью

о трёхстах семидесяти

пяти

Собирательные (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро)

2 - 3

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

неод.

одуш.

двое

двоих

двоим

двое

двоих

двоими

двоих

4 - 10

пятеро

пятерых

пятерым

пятеро

пятерых

пятерыми

пятерых

  1. Нормы сочетания числительных с существительными

Собирательные числительные (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро) употребляются только в следующих случаях:

  1. с существительными, обозначающими лиц мужского пола (двое друзей, трое братьев);
  2. с существительными дети, люди, а также с существительными, обозначающими названия детёнышей животных (четверо детей, семеро козлят, трое зайчат);
  3. с  существительными, имеющими форму только множественного числа и обозначающими названия парных или составных предметов (двое саней, четверо ворот, семеро суток).

Числительное оба (обоих, обоим, обоими) употребляется только с существительными мужского рода (оба брата, на обоих столах), а числительное обе (обеих, обеим, обеими) – только с существительными женского рода (обе сестры, по обеим сторонам).

Трудные случаи образования форм местоимений

Притяжательное местоимение их имеет только эту форму.

Трудные случаи образования форм глаголов

  1. Образование форм повелительного наклонения некоторых глаголов

Инфинитив

Ед.ч.

Мн.ч.

глядеть

гляди

глядите

ехать

поезжай

поезжайте

лазать

лазай

лазайте

лезть

полезай, лезь

полезайте, лезьте

лечь

ляг

лягте

трогать

трогай

трогайте

  1. В форме множественного числа повелительного наклонения возвратных глаголов употребляется постфикс – сь: умываться – умывайся, умывайтесь. 
  2. Глагол класть (всегда без приставки)
  3. Глаголы положить, выложить, уложить, сложить (всегда с приставкой)
  4. У глаголов  победить, убедить, очутиться, чудить, подтвердить, пылесосить  нет формы 1л. ед.ч.

Тренировочные упражнения

1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1) мокла под дождём

2) косвенных падежов

З) чудеснейшим образом

4) здоровые дёсны

2. Укажите ошибку в образовании формы слова:

  1) лягте на пол

  2) самый красивейший

  3) пара носков

  4) пятисот лет        

3.  Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1) больше шестиста рублей

2)  нет мест

3) проиграв вступление

4) в двухстах метрах

4. Укажите ошибку в образовании формы слова:

1) пять апельсинов

2)  наиболее решительнее

3)  в двухстах метрах

4)  на их территории

5.  Укажите ошибку в образовании формы слова:

1) несколько ножниц

2)  умелые повара

3) двое подружек

4) в полутора часах

6. Укажите ошибку в образовании формы слова:

1) несколько килограммов

2)  скучать по вам

3) до тысяча восемьсот двенадцатого года

4) строгие инспектора

7.  Укажите ошибку в образовании формы слова:

1) несколько грамм

2)  выправь текст

3) двадцать три юноши

4) старые профессора

8 . Укажите ошибку в образовании формы слова:

1) немного апельсин

2)  в обеих руках

3) до тысяча девятьсот пятого года

4) уважаемые директора

9. В каком случае форма слова не соответствует норме литературного языка:

1) яьлонь

2) свечей

3)  платьев

4) блюдцев

10. Укажите ошибку в образовании формы слова:

1) более глубочайший

2)  лягте на пол

3) шофёры

4) в трехстах метрах

11. Укажите ошибку в образовании формы слова:

1) лажу по крышам

2)  часовые пояса

3)  с семьюстами метрами

4) разожгёт костер

12. Укажите ошибку в образовании формы слова:

1) двести граммов

2)  их тетради

3)  из полутора метров материи

4)  самый молодой

13. Укажите ошибку в образовании формы слова:

1) служебные пропуска

2)  пропуски занятий

3) работа в аэропорту

4) заключить выгодные договора

14. Укажите ошибку в образовании формы слова:

1) бегите

2)  вздрогнул

3) иссякнул

4) клали

15. Укажите ошибку в образовании формы слова:

1) поезжайте

2)  съездите

3) младше

4) более моложе

Ответы: 1 - 2, 2 - 2, 3 – 1, 4 – 2, 5 – 3, 6 – 2, 7 – 1, 8 – 1, 9 – 4, 10 – 1, 1 – 4, 12 – 3,                           13 - 4, 14 – 3, 15 – 4.

Список литературы

  1. Голуб И.Б. ЕГЭ 2010. Русский язык без репетитора: сдаем без проблем!/ И.Б. Голуб. – М.: Эксмо,  2009.
  2. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. Трудные вопросы морфологии. 10 – 11 классы. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006.
  3. Гостева Ю.Н. ЕГЭ. Русский язык. Тематическая рабочая тетрадь ФИПИ/ Ю.Н.Гостева, В.В.Львов. – М: издательство «Экзамен», 2010.
  4. Иссерс  О.С. Интенсивный курс русского языка: 1000 тестов для подготовки к Всероссийскому тестированию ЕГЭ; Орфография. Пунктуация. Культура речи. Система языка. Выразительные средства. Анализ текста/ О.С. Иссерс, Н.А. Кузьмина. – 5-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2007.
  5.  Иссерс  О.С. Интенсивный курс русского языка. Почему так говорят по – русски: пособие по культуре речи/ О.С. Иссерс, Н.А. Кузьмина.  – М.: Флинта: Наука, 2007.
  6. Иссерс  О.С. Интенсивный курс русского языка: пособие для подготовки к тестированию и сочинению в правилах, алгоритмах и шпаргалках/ О.С. Иссерс, Н.А. Кузьмина. – 4-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2007.
  7. Мамона Т.Н. ЕГЭ. Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ: учебно-методическое пособие/ Т.Н. Мамона, Е.С.Сергеева, Е.М. Михайлова, Е.Л. Ерохина, Г.Т. Егораева.  – М: издательство «Экзамен», 2010.
  8. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Орфография. Пунктуация. – 3-е изд., испр. – М.: Айрис – пресс, 2002.
  9. Сенина Н.А. Русский язык. ЕГЭ – 2008. Вступительные испытания: Учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2007.Цыбулько И.П. ЕГЭ 2010. Русский язык: тренировочные задания/ И.П. Цыбулько, С.И. Львова, В.А. Коханова. – М.: Эксмо, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Морфологические нормы (образование форм слова)».

Цель данных методических рекомендаций – мотивировать учащихся на безошибочное выполнение заданий ЕГЭ по русскому языку, привить выпускникам навыки грамотной речи. Рекомендации представляют собой...

Ошибка в образовании формы слова. А3. ЕГЭ.

Ошибка в образовании формы слова. А3.ЕГЭ. Учебный тренажёр и проверочный тест для подготовки к экзамену....

Образование формы слова. ЕГЭ, А3.

Тест 2. Образование формы слова. ЕГЭ, А 3. ...

Грамматические ошибки в образовании форм слов.

Презентация к уроку русского языка в 11 классе. Подготовка к ЕГЭ....

Грамматические ошибки в образовании форм слов. Тест.

Тест по теме: "Грамматические ошибки в образовании форм слов" для закрепления материала по данной теме при подготовке К ЕГЭ....

Интерактивный тест «Морфологические нормы (образование форм слова)»

Тест с вводом ответа и автоматическим выставлением оценки предназначен для промежуточного контроля за уровнем подготовки учащихся к выполнению задания 6 ЕГЭ по русскому языку «Морфологические но...