Методические и практические особенности подготовки выпускников к сдаче ГИА по русскому языку по части С2.1 (написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему)
статья по русскому языку (9 класс) по теме

Статья предназначена для учащихся 7-9 классов и учителей, работающих в основной школе. она содержит памятку для написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, методические особенности работы над сочинением данного типа и примеры сочинений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

 «Волоколамская средняя общеобразовательная школа №2»

Методические и практические особенности подготовки выпускника к сдаче ГИА

по русскому языку по части С1 (написание сочинения-рассуждения)

                                                                   

Выполнила Соколова Ирина Юрьевна,

                                                                          учитель  русского языка и литературы

                                                                                               

Волоколамск 2011

В  КИМах по русскому языку в 2012 году произошли изменения. Это касается и задания С2.1. -  написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. В сравнении с ДЕМО-2011 задание С2.1 этого года выглядит усложнённым.

  Новая формулировка задания  вызвала у учителей недоумение, а у учеников панику. О чём писать в сочинении? Как приводить примеры из текста? Эти вопросы волнуют всех участников ГИА.

Если раньше оно звучало более конкретно и понятно для выпускников, то сейчас его формулировка может смутить многих ребят, потому что она не содержит прямого вопроса по лингвистике.  (Для чего нужны знаки препинания? Какова роль запятых в письменной речи? и т.п.)

Теперь перед ребятами стоит несколько иная  задача: прокомментировать слова лингвиста, расшифровать смысл высказывания,  поделиться своими мыслями и  подтвердить свой ответ двумя примерами из прочитанного текста (один пример должен иллюстрировать лексические явления, а другой - грамматические).  

Единственное, что может нас всех порадовать – это то, что на интернет-портале "ProШколу.ru" содержится высказывание Светланы Петровны Тарасенко от 19.11.2011. о том, что задание останется неизменным. «Данная формулировка останется приложимой АБСОЛЮТНО ко всем текстам на ГИА".

 Если это действительно так, то задача учителя облегчается: даём ученикам шаблоны сочинения, остаётся только научить их приводить примеры из прочитанного текста, иллюстрирующие лексические и грамматические явления.

В прошлом году, готовя выпускников 9 класса к написанию задания С2.1 мы предложили ребятам памятку. «Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему»

1. Что такое «сочинение на лингвистическую тему»?

Основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал, то есть Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, орфографии, словарях  и т.д. и  раскрывать важность этих языковых явлений в речевой деятельности.

2.Формулирована темы

  1. Раскройте  смысл высказывания известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует,  о чем думают люди, а грамматика – как они думают».

3. Оформление

 В демонстрационном варианте экзаменационного теста 2012 года задание С2.1 выглядит следующим образом:

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует,  о чем думают люди, а грамматика – как они думают». Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера).

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.  Начать сочинение вы можете словами Г.Степанова.

Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Обратите внимание, что в задании сформулированы основные требования к сочинению. Остановимся на них подробнее.

4. Композиция

 Поскольку ваша задача - написать сочинение-рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи  (см. критерий С1К4) Максимум 2 балла.

 Рассуждение состоит из следующих частей:

1. Вступление - тезис

2. Основная часть – доказательства + примеры

3. Заключение - вывод

5.Вступление

 Как было сказано выше, начинается сочинение со вступления-тезиса.

Тезис – это мысль, которую нужно доказать.

 Во вступлении вы либо сообщаете о реплике героя, либо  формулируете собственную позицию по данному вопросу или общие сведения о лингвистическом понятии и его роли в речи.

 Тезис может состоять из 2-х предложений минимум и более.

 Но помните, что объём вступления должен быть значительно меньше объёма основной части (вступление и заключение вместе составляют приблизительно 1/3 от всего объема сочинения).

 Рассмотрим несколько вариантов вступления.

Вариант 1. Известный лингвист Г.Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Попробуем разобраться в смысле этого афоризма.

Вариант 2. Я согласна с высказыванием известного лингвиста Г. Степанова о том, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Попробую доказать справедливость этих слов.

Вариант 3.      Язык - это сложная многоуровневая, но в то же время взаимосвязанная система. Так, лексика (словарный запас языка) отображает представление человека о явлениях действительности, то есть образ его мыслей. Но как выразить свои мысли в речи? Без знания грамматических правил невозможно создать связное высказывание, то есть построить предложение, текст. Связь грамматики и лексики очевидна. Объясним данное утверждение с помощью конкретных примеров из текста Б.Л. Васильева.

 Обратите внимание на то, какой фразой завершается каждое вступление и тем самым осуществляется переход ко второй части сочинения.

6. Основная часть

 Основная часть вашего сочинения должна быть по объёму больше, чем вступление и заключение (составлять приблизительно 2/3 от общего объема).

 В основной части вы должны назвать не менее двух функций (или доказательств) указанного лингвистического суждения  и привести минимум по одному примеру на каждую функцию (доказательство), то есть построить рассуждение на анализе и лексических, и грамматических  явлений. (См. критерий С1К1. Максимум 2 балла).

 Рассказывая о функциях лингвистического понятия, можно использовать такие вводные слова, как во-первых, во-вторых, в-третьих и т.д. (не забудьте выделять их запятой!) Но можно обойтись и без них.

Перед началом работы над этой частью сочинения ещё раз перечитайте текст и выберите те лексические и грамматические средства, которые помогут  вам подтвердить высказывание  лингвиста. Их вы будете использовать в своём сочинении в качестве примеров. Только после этого можно приступать к оформлению основной части сочинения.

Пример 1.  Люди думают о разных вещах: о добре и зле, войне и мире, справедливости и беззаконии. Это, несомненно, отражается в словаре, ведь лексика и есть выражение мыслей людей. Слова «плачет», «слезы», «жалостно», «грустно», «уныние», «страшно» автор использует для того, чтобы  рассказ бабушки натолкнул на размышления о её страшном одиночестве. Эта мысль трогает до слез каждого человека.

 Обращаясь ко второй части высказывания Г.Степанова, вспомним, что синтаксис является частью грамматики.  В предложении 11 тире предстает в качестве разделения двух миров. Первый – холодный, мрачный, а второй  – уютный, теплый, спокойный.

Пример 2.   Например, в предложении 1 автор использует слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом `бабуля` (лексическое явление названо). Оно выражает ласковое отношение внучки Тани к своей бабушке (объяснена роль слова в тексте).

 Однако в предложении существительное `бабуля` ещё является обращением (названо грамматическое явление). Писатель употребил его в форме именительного падежа и выделил запятой (прокомментировано грамматическое явление и названы основные грамматические признаки обращений). Так знание грамматики помогло понять, к кому девочка обращается с речью (названа роль речевой единицы в тексте). Пример 3. Данное высказывание состоит из двух частей. Рассмотрим первую часть. На мой взгляд, под словом «словарь» Г.Степанов подразумевал лексику, или словарный запас языка, который используют люди в речи. Слова понадобились человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире. Значит, они отражают мысли людей. Образно говоря, язык – это слепок нашего мышления. То есть «словарь языка свидетельствует, о чем думают люди». Например, используя в репликах одной из девочек (предложения 34, 35, 38) эмоционально-экспрессивную лексику ("трус несчастный") и разговорные слова (" пикни", "устроим"), автор текста подчёркивает грубость и жестокость в мыслях детей, их коварные намерения.

 Теперь остановимся на второй части высказывания. Чтобы понять её смысл, нужно выяснить значение слова «грамматика». Грамматика – это раздел лингвистики, который изучает правила построения словосочетаний и предложений. Знание грамматических правил не только помогает человеку правильно и ясно излагать собственные мысли, но и раскрывает его внутренний мир, состояние, отношение к окружающим. Возьмём, к примеру, предложения 19 и 20. Все знают, что слово "пожалуйста" употребляется в том случае, если человек хочет расположить к себе собеседника, проявить к нему уважение, вежливость. Но если рассмотреть эти предложения с точки зрения их построения, то есть грамматики, то мы увидим, что данное слово не входит в состав предыдущего предложения, а является самостоятельной синтаксической конструкцией. В данном случае автор использовал такой синтаксический приём, как парцелляция, чтобы подчеркнуть скрытую агрессию школьников, их требовательный тон. Помогает в этом и употребление слова "должны" (предложение № 19).

7. Оформление примеров

Во-первых, помните о требованиях к примерам (см. критерий С2К2) максимум 2 балла:

• примеров должно быть не менее 2;

• примеры обязательно  должны быть только из указанного текста;

• примеры должны иллюстрировать и лексические, и грамматические явления;

• каждый пример должен соответствовать указанному явлению;

• пример без указания на понятие  не учитывается.

Во-вторых, оформлять примеры в сочинении можно 3-мя способами:

  1. цитировать предложение (если оно не очень длинное), при этом знаки препинания расставляются так же, как и в предложении с прямой речью или  предложение заключается в скобки. В некоторых случаях цитировать можно не всё предложение, а часть его, ставя на месте пропущенных слов многоточие

 3) указывать номера предложений без цитирования (это делается в том случае, если предложение очень длинное).  

Для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише:

• Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.

• Проиллюстрировать названную функцию знаков препинания можно на примере …. предложения текста.

• Пример использования запятой в … функции можно найти в предложении … .

• Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует … .

• В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста.

• Рассмотрим … предложение. В нем использована … . Это подтверждает наш вывод о том, что … .

Советую также в основной части упомянуть фамилию автора текста, из которого вы берёте предложения для цитирования.

Например:  Так, Б. Васильев, рассказывая  о сборе материала для школьного музея героев военных лет, показывает, что для него в этом сюжете важны чувства и переживания действующих лиц.

 8. Заключение

 Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.

 Заключение должно представлять собой вывод о справедливости высказывания лингвиста, о сущности языкового явления.

Заключение должно быть связано с тезисом и построено по  принципу  построения сложноподчиненного предложения Если…(тезис), то…

Часто заключение представляет собой переписанный тезис. Заключение может повторить тезис, но при этом в нем необходимо указать, какие выводы из высказанного суждения сделал для себя автор сочинения.

 В заключении можно использовать следующие вводные слова: итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу и т.д.

 Помните, что они выделяются запятой!

 А также выражения: я думаю, я считаю, по моему мнению, по-моему, на мой взгляд, я убеждён, я уверен в том, что…и т.д.

 Рассмотрим несколько образцов заключения:

Образец 1.  Таким образом, благодаря выбору лексики в тексте проявились те грани ситуации, которые занимали мысли автора в момент написания своего произведения, а в выборе грамматических форм отразилось его отношение, то есть то, «как» он по этому поводу думал.

Образец 2. Таким образом, в том, как мыслит и говорит человек, заключается его сущность. Значит, мы постоянно должны совершенствоваться во владении лексическими и грамматическими средствами языка.

Образец 3.  Я считаю, что этими примерами мне удалось доказать правоту Г.Степанова о том, что «словарь языка свидетельствует,  о чем думают люди, а грамматика – как они думают», поэтому мы постоянно должны обогащать свой лексикон и умело использовать в своей речи все грамматические нормы нашего языка.

9. Количество абзацев

 Абзацное членение текста – это одно из важных условий при написании сочинения на лингвистическую тему (критерий С1К3.  Максимум 2 балла).

 Помните: сочинение должно иметь не менее 4 –х абзацев:

• 1 абзац - тезис,

• 2 абзац - функция или довод №1 с примером или примерами,

• 3 абзац - функция или довод №2 с примером или примерами,

• 4 абзац - вывод.

10. Объём сочинения

 Развивайте мысль так, чтобы объем сочинения был не менее 70 слов.

 Вы можете увеличить объем вашего  сочинения до 250 слов

 При подсчёте слов не забывайте о том, что союзы, предлоги и частицы – это отдельные слова, которые тоже нужно считать.

 Слова, которые пишутся через дефис, считаются, как одно слово.

11. Почерк

 Помните, что задание С1(изложение) и С2(сочинение) будет проверять экзаменационная комиссия, а не компьютер. Поэтому пишите сочинение АККУРАТНО, РАЗБОРЧИВО, так, чтобы экзаменатор смог прочитать написанное без труда и чтобы у него не возникало вопросов: какая в слове буква – О или А и т.п.

Приведем примеры таких сочинений

  1. Известный лингвист Г.Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Попробуем разобраться в смысле этого афоризма.

 Данное высказывание состоит из двух частей. Рассмотрим первую часть. На мой взгляд, под словом «словарь» Г.Степанов подразумевал лексику, или словарный запас языка, который используют люди в речи. Слова понадобились человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире. Значит, они отражают мысли людей. Образно говоря, язык – это слепок нашего мышления. То есть «словарь языка свидетельствует, о чем думают люди». Например, используя в репликах одной из девочек (предложения 34, 35, 38) эмоционально-экспрессивную лексику ("трус несчастный") и разговорные слова (" пикни", "устроим"), автор текста подчёркивает грубость и жестокость в мыслях детей, их коварные намерения.

 Теперь остановимся на второй части высказывания. Чтобы понять её смысл, нужно выяснить значение слова «грамматика». Грамматика – это раздел лингвистики, который изучает правила построения словосочетаний и предложений. Знание грамматических правил не только помогает человеку правильно и ясно излагать собственные мысли, но и раскрывает его внутренний мир, состояние, отношение к окружающим. Возьмём, к примеру, предложения 19 и 20. Все знают, что слово "пожалуйста" употребляется в том случае, если человек хочет расположить к себе собеседника, проявить к нему уважение, вежливость. Но если рассмотреть эти предложения с точки зрения их построения, то есть грамматики, то мы увидим, что данное слово не входит в состав предыдущего предложения, а является самостоятельной синтаксической конструкцией. В данном случае автор использовал такой синтаксический приём, как парцелляция, чтобы подчеркнуть скрытую агрессию школьников, их требовательный тон. Помогает в этом и употребление слова "должны" (предложение № 19).

 Таким образом, в том, как мыслит и говорит человек, заключается его сущность.

  1. Автор Кузнецова Наталья.

 «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают». Г. Степанов.

 Люди думают о разных вещах: о добре и зле, войне и мире, справедливости и беззаконии. Это, несомненно, отражается в словаре, ведь лексика и есть выражение мыслей людей. Слова «плачет», «слезы», «жалостно», «грустно», «уныние», «страшно» показывают, что рассказ бабушки тронул Хорошее Дело, натолкнул на размышления о его страшном одиночестве. Эта мысль трогает до слез каждого человека.

 Обращаясь ко второй части высказывания Г.Степанова, вспомним, что синтаксис является частью грамматики.  В предложении 11 тире предстает в качестве разделения двух миров. Первый – холодный, мрачный, а второй– уютный, теплый, спокойный.

 Я считаю, что этими примерами мне удалось доказать правоту Г.Степанова.

  1.   Я согласна с высказыванием известного лингвиста Г. Степанова о том, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».

          Мир вокруг нас слишком сложен и многообразен, поэтому мы не думаем сразу обо всех вещах, а держим в голове лишь несколько проблем. Поэтому, озвучивая свое мнение, мы показываем, что важно в этом мире именно для нас, что именно мы видим вокруг себя, замечаем, чему удивляемся, чем восхищаемся, а что совершенно не приемлем.

Так, Б. Васильев, рассказывая своим читателям сюжет о сборе материала для школьного музея героев военных лет, показывает, что для него в этом сюжете важны чувства и переживания действующих лиц. Это и передаёт лексика: эпитеты «нескрываемое недоверие» (предложение №12), «вызывающая агрессия» (предложение №24), метафора «вынули из души».

          Автор и сам переживает за своих героев, сочувствует матери, душа которой «ослепла» и «оглохла» из-за черствости троих подростков, и его отношение ко всей этой истории проявляется через выбор грамматических конструкций. Так, разговор подростков и старой женщины не представляет собой диалога с вопросами и ответами в классическом понимании. Среди реплик есть только два вопросительных предложения (№ 20, 24), зато очень много побудительных предложений с глаголами в повелительном наклонении – № 26,31,32.  Из-за этого атмосфера посещения воспринимается как недружественная, в чём-то даже угрожающая.

           Таким образом, благодаря выбору лексики в тексте проявились те грани ситуации, которые занимали мысли автора в момент написания своего произведения, а в выборе грамматических форм отразилось его отношение, то есть то, «как» он по этому поводу думал.

  1. "ProШколу.ru"

          Язык - это сложная многоуровневая, но в то же время взаимосвязанная система. Так, лексика (словарный запас языка) отображает представление человека о явлениях действительности, то есть образ его мыслей. Но как выразить свои мысли в речи? Без знания грамматических правил невозможно создать связное высказывание, то есть построить предложение, текст. Связь грамматики и лексики очевидна. Объясним данное утверждение с помощью конкретных примеров из текста Б.Л. Васильева.

           Например, в предложении 1 автор использует слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом `бабуля` (лексическое явление названо). Оно выражает ласковое отношение внучки Тани к своей бабушке (объяснена роль слова в тексте). Однако в предложении существительное `бабуля` ещё является обращением (названо грамматическое явление). Писатель употребил его в форме именительного падежа и выделил запятой (прокомментировано грамматическое явление и названы основные грамматические признаки обращений). Так знание грамматики помогло понять, к кому девочка обращается с речью (названа роль речевой единицы в тексте).

           Итак, справедливым является утверждение Г. Степанова: "Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика как они думают".



Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

 «Волоколамская средняя общеобразовательная школа №2»

Методические и практические особенности подготовки выпускника к сдаче ГИА

по русскому языку по части С1 (написание сжатого изложения)

                                                                   

Выполнила Соколова Ирина Юрьевна,

                                                                          учитель  русского языка и литературы

                                                                                               

Волоколамск 2011

ГИА по русскому языку 2011 в 9 классе заметно отличается от экзамена в предыдущей традиционной форме, прежде всего тем, что является более расширенной и комплексной работой, направленной на проверку практических знаний и теоретического фундамента с 1 по 9 классы.

 Остановимся на первой части ГИА по русскому языку – написании сжатого изложения по тексту. Размер изложения не должен быть менее 90 слов. Это задание требует структурированного подхода к восприятию текста, умения разделять его на подразделы, находить суть и отсекать второстепенное. Также нужно уметь сокращать объем полученной информации до минимума, но без ущерба для смысла. Этим практическим навыкам: умению воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания,  следует начинать обучать с 5 класса, предложив учащимся памятку «Как писать сжатое изложение». Разговор следует начинать с вопроса: «Вам нужны ошибки при написании сжатого изложения на экзамене?» «Нет». «Я так и знала! Тогда вам следует воспользоваться этой памяткой»

Первый этап  - работа над изложением (то, что необходимо сделать после первого прочтения текста)

1.Ты определишь тему текста, если ответишь на вопрос: о чём текст?

    Это можно сделать:

  1. по началу текста;
  2. по ключевым словам;
  3. по ключевым эпизодам;
  4. по поступкам или размышлениям героев (автора);
  5. по заглавию текста.

2. Ты найдешь проблему, если увидишь, какие вопросы рассматривает автор. Выделишь главную проблему текста, если отметишь, над каким вопросом автор рассуждает больше всего.

3. Ты определишь цель, если поймешь, зачем автор написал текст.

Важно увидеть роль языковых средств, ведь с помощью них автору удалось помочь тебе определить цель.

4. Ты сформулируешь основную мысль, если поймешь, чему учит текст?

    Способы (как это сделать):

  1. по настроению, которое вызывает прочтение текста;
  2. по отношению автора к событиям, героям;
  3. по наличию в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции).

5. Определите стиль текста и тип речи, особенности построения текста.

    Способы (как сделать):

  1. в повествовании
  1. по началу событий;
  2. ходу его самого острого момента сюжета;
  3. концу.
  1. в описании
  1. по предмету речи;
  2. по его значимым, существенным признакам.
  1. в рассуждении
  1. по общему положению;
  2. по аргументам, доказательствам;
  3. по выводу.

6. Ты поймешь авторскую позицию, если ответишь на вопрос: как сам автор отвечает на поставленные проблемы.

7. Ты составишь  план текста, если выделишь микротемы каждой части и озаглавишь их.

    Способы (как сделать):

  1. по выделению главной мысли в абзаце;
  2. по соотношению нескольких абзацев в соответствии с главной мыслью;
  3. по ключевым слова и ключевым предложениям абзаца.

Второй этап  (второе прочтение текста)

1. Отметьте в каждой микротеме существенное и дополнительное в каждой части.

Способы (как сделать):

по содержанию (существенное раскрывает тему и идею текста, дополнительное содержит подробности, детали, описательные элементы, которые можно опустить).

2. Определите способ сокращения текста (исключение, обобщение, упрощение).  Информацию, которую следует сжать, заключим в квадратные скобки.

1) Исключение – исключение слов, словосочетаний фрагментов предложений и целых предложений.

а) Есть люди, которым всегда всё ясно. [Это] они, по их [же собственному] мнению, лучше разбираются [в политике, медицине, образовании – короче говоря,] в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, [а потому ]и не способны совершить открытие, [даже самое маленькое]. [Вообще], люди, которым всегда всё ясно, - безнадёжные люди.

 Есть люди, которым всегда всё ясно. Они, по их мнению, лучше разбираются в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются и не способны совершить открытие. Люди, которым всегда всё ясно, - безнадёжные люди.

б) исключение однородных членов при обобщающем слове или ряда простых предложений в составе БСП.

- Воспитание имеет много аспектов: [тренер воспитывает тело – мускулы, силу, энергию,  физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления]. Но есть [ещё] одна важная сфера воспитания – воспитание души.

- Воспитание имеет много аспектов. Но есть одна важная сфера воспитания – воспитание души.

2) Обобщение – выявление обобщённого содержания какого – либо фрагмента текста.

б) Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто [не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами].

 Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает.

3) Упрощение – сокращается количество частей сложного предложения.

а) замена придаточного определительного синонимичным определением

Автомодели, [которые снабжены] электрическими двигателями, принимают участие в настоящих спортивных соревнованиях. Конфигурация трассы, [на которой происходят] соревнования, включает в себя скоростные участки, профилированные повороты, трамплины и горки.

  Автомодели с электродвигателями принимают участие в настоящих спортивных   cоревнованиях. Конфигурация трассы соревнований  включает в себя скоростные  участки, профилированные повороты, трамплины и горки

б) замена придаточного обстоятельственного деепричастным оборотом.

[Когда] анализируешь события, относящиеся к прошлому, помни о будущем. [Когда] говоришь о том, что есть и будет, не забывай о том, что было.

Анализируя события, относящиеся к прошлому, помни о будущем. Говоря о том, что есть и будет, не забывай о том, что было.

3. Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.

Способы (как это сделать):

  1. использовать лексические и лексико-грамматические средства соединения частей текста:

лексические - повтор, однокоренные слова, синонимы;

лексико-грамматические - местоимения, наречия, союзы и союзные слова, частицы.

4. Помните о главных условиях в написании изложения:

  1. необходимо передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом;
  2. не объединять микротемы в один абзац;
  3. каждый абзац начинать с красной строки;
  4. объём изложения - 90-150 слов;
  5. пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Рассмотрим использование различных приемов сжатия на конкретном примере.  Это текст Д.Гранина «О милосердии»

  В прошлом году со мной приключилась беда. Шел по улице, поскользнулся и упал ... Упал неудачно, хуже некуда: сломал себе нос, рука выскочила в плече и повисла плетью. Было это примерно в семь часов вечера в центре города, на Кировском проспекте, недалеко от дома, где живу.

 С большим трудом поднялся, забрел в ближайший подъезд и попытался платком унять кровь. Куда там! Я чувствовал, что держусь шоковым состоянием, боль накатывает все сильнее, и надо быстро что-то сделать. И говорить-то не могу - рот забит.

Решил повернуть назад, домой. Я шел по улице, думаю, не шатаясь. Хорошо помню этот путь - метров четыреста. Народу на улице было много. Навстречу прошли женщина с девочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, мужчина, молодые ребята - все они вначале с любопытством вглядывались в меня, а потом, отводя глаза, отворачивались. Хоть бы кто на этом пути подошел ко мне и спросил, что со мною, не нужна ли помощь. Я запомнил лица многих людей, видимо, безотчетным вниманием, обостренным ожиданием помощи.

   Боль путала сознание, но я понимал, что если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня или обходить. Надо добираться до дома. Так никто мне и не помог.

   Позже я раздумывал над этой историей. Могли ли люди принять меня за пьяного? Вроде бы нет, вряд ли я производил такое впечатление. Но даже если и принимали за пьяного, они же видели, что я весь в крови, следовательно, что-то случилось - упал, ударился. Почему же не помогли, не спросили хотя бы, в чем дело? Значит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил, "меня это не касается" стало чувством привычным?

   С горечью вспоминал этих людей - поначалу злился, обижался, недоумевал, потом стал вспоминать самого себя. Нечто подобное - желание отойти, уклониться, не ввязываться - и со мной было. Уличая себя, понимал, насколько в нашей жизни привычно стало это чувство, как оно пригрелось, незаметно укоренилось.

   Я не собираюсь оглашать очередные жалобы на порчу нравов. Уровень снижения нашей отзывчивости заставил, однако, призадуматься. Персонально виноватых нет. Кого винить? Оглянулся - и причин видимых не нашел.

   Размышляя, вспоминал фронтовое время, когда в голодной нашей окопной жизни исключено было, чтобы при виде раненного, пройти мимо его. Из твоей части или из другой - было немыслимо, чтобы кто-то отвернулся, сделав вид, что не заметил. Помогали, тащили на себе, перевязывали, подвозили. Кое-кто, может, и нарушал этот закон фронтовой жизни, ведь были и дезертиры, и самострелы, но не о них речь. Мы сейчас говорим о главных жизненных правилах той поры.

   Я не знаю рецептов для проявления необходимого всем нам взаимопонимания, но уверен, что только из общего нашего понимания проблемы могут возникнуть какие-то конкретные выходы. Один человек - я, например, может только бить в этот колокол тревоги и просить всех проникнуться ею и подумать, что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь". (Даниил Гранин).

Первый этап работы над изложением.

1.Сначала определим тему текста (о чём текст?). Это можно сделать по поступкам или размышлениям героев (автора) и по заглавию текста.

Он о помощи ближним, о милосердии.

2. Найдем  проблему. Автор рассматривает  следующие вопросы: с ним приключилась беда, ему никто не помог, кого винить. Выделим главную проблему: милосердие начнет согревать наши души, если каждый приложит хоть немножко душевного тепла.

3. Выясним, зачем автор написал текст, таким образом, определим цель: мы разучились ставить себя на место другого человека, люди заняты только собой.

4. Сформулируем  основную мысль, чему учит текст: утрачены выработанные веками  принципы воспитания в детях высокой духовности, настоящей религиозности, ведь по-настоящему верующий человек никогда не пройдет мимо того, кто нуждается в помощи.

5. Определим тип  текста и стиль речи, особенности построения текста.

    Это повествование, так как наблюдается изложение последовательно происходящих событий. Для данного текста характерно использование глагольных частей речи, глаголы-сказуемые употребляются в форме совершенного вида, при которых можно поставить наречия времени с фазовым значением  (сначала  пришел, потом увидел и наконец победил)

 Определить стиль нам помогли следующие языковые средства: риторические вопросы, наличие рядов однородных членов, наличие вводных слов, использование экспрессивно-эмоциональной лексики, наличие метафор, сравнений, олицетворений.

6. Авторскую позицию нам  помог понять ответ на вопрос: неужели нам нужна большая общая беда, чтобы мы стали внимательнее друг к другу?

7. Составим  план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их. Это сделаем по ключевым словам.

  1. Со мной приключилась беда.
  2. Так никто и не помог.
  3. Почему же не помогли?
  4. Уличал себя: желание не ввязываться и со мной было.
  5. Кого винить?
  6. Воспоминания о законах фронтовой жизни
  7. Необходимо общее понимание проблемы.
  8. Что же сделать, чтобы «милосердие согревало нашу жизнь»?

Второй этап  работы над сжатым изложением (второе прочтение текста)

1. Отметим  в каждой микротеме существенное и дополнительное в каждой части.

Это можно сделать по содержанию

2. Рассмотрим примеры способов сокращения текста.  

1. Исключение – исключение слов, словосочетаний фрагментов предложений и целых предложений.

а) В прошлом году приключилась со мной беда: [поскользнулся] я на улице [и] упал.(,) [Упал очень неудачно:] сломал нос, рука плетью повисла: случилось это в семь часов вечера в центре города, [недалеко от дома, где я живу]

2. Обобщение – выявление обобщённого содержания какого – либо фрагмента текста.

[Позже я долго раздумывал над этим происшествием.] Разве меня могли принять за пьяного? [Но я не производил такого впечатления!] Но [даже если и приняли за пьяного,] разве не видно, что с человеком приключилась беда[ -  он упал, его избили- почему никто не поинтересовался:] что случилось? Неужели пройти мимо, [не ввязываться, не тратить сил и времени на чужую беду] стало чувством привычным?

3. Упрощение – сокращается количество частей сложного предложения.

Я поднялся кое-как и забрел в ближайший подъезд, чтобы попытаться унять кровь платком.  - Я поднялся кое-как и забрел в ближайший подъезд, пытаясь унять кровь платком.  

Таким образом, после долгой, умелой и кропотливой работы учащиеся создадут свой текст на основе прослушанного..

Итак, написание сжатого изложения, требует от школьников мобилизации памяти, владение нормами правописания, навыками информационной обработки текста: выделять главное, отсекать второстепенное. А в наш информационный век уметь воспринимать и обрабатывать информацию – это не отвлеченное требование, а действительно важное умение, постоянно используемое в жизни. И задача учителя – научить школьников сокращать объем полученной информации до минимума, но без ущерба для смысла.

Тезисы.

  1. Написание сжатого изложения требует структурированного подхода к восприятию текста, умения разделять его на подразделы, находить суть и отсекать второстепенное.
  2. Предложенная учащимся памятка «Как писать сжатое изложение» учит  на первом этапе определять
  1. тему текста;
  2. проблему;
  3. цель;
  4. основную мысль;
  5. стиль текста и тип речи;
  6. авторскую позицию;
  7. составлять   план текста,

    а на втором этапе

  1. отмечать  в каждой микротеме существенное и дополнительное
  2. определять способ сокращения текста (исключение, обобщение, упрощение)
  3. связывать части текста  между собой, чтобы получился текст.

Выводы.

Написание сжатого изложения в наш информационный век – это не отвлеченное требование, а действительно важное умение, постоянно используемое в жизни. В средствах массовой информации «разоблачают» содержание экзамена, его форму, систему баллов, тем не менее разработчики каждый год анализируют результаты аттестации, совершенствуют контрольно-измерительные материалы. Да и кто теперь скажет, что устный экзамен по билетам, требовавший раньше зазубривания правил с готовыми примерами, лучше? Критически относиться нужно скорее не к форме экзамена, а к уровню подготовки по русскому языку учащихся нашей основной школы.

Используемая литература

  1. http://uchimcauchitca.blogspot.com/2010/07/blog-post_9996.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика поэтапной подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку (часть С)

           Охлопкова Елена Семеновна               Учитель русского языка и литературы МБОУ «...

Методические рекомендации и планирование подготовки выпускников к сдаче экзамена в форме ЕГЭ

Программа  "Мир рациональной математики"раскрывает цели, задачи и планирование курса подготовки  к итоговой аттестации по математике в форме ЕГЭ...

Авторская тетрадь для подготовки учащихся к сдаче ОГЭ по русскому языку в 9 классе общеобразовательной школы с русским языком преподавания.

Вашему вниманию предложена авторская разработка в помощь учителям русского языка и репетиторам для подготовки учащихся 9-х классов к сдаче ОГЭ. В тетради вы найдете тексты для подготовки к изложению, ...

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...

Презентация к уроку по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»

Презентация к уроку по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...

Круглый стол.Тема: «Применение новых информационных технологий для подготовки учащихся для сдачи ОГЭ на русском языке по биологии, химии, физике»

Вашему вниманию хочу представить ознакомительную работу для подготовки учащихся для сдачи ОГЭ на русском языке...

Круглый стол.Тема: «Применение новых информационных технологий для подготовки учащихся для сдачи ОГЭ на русском языке по биологии, химии, физике»

Вашему вниманию хочу представить ознакомительную работу для подготовки учащихся для сдачи ОГЭ на русском языке...