Внеклассное занятие по русскому языку "Лексика"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Камай Екатерина Сергеевна

Внеклассное занятие по русскому языку для учащихся 5-6 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon leksika.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

 Внеклассное занятие по русскому языку

«Лексика»

1.Игра «Кто больше?»

Ведущий записывает на доске слово и предлагает участникам игры придумать как можно больше словосочетаний с различными значениями этого слова.

Мягкий – мягкий хлеб, мягкий характер, мягкий согласный звук, мягкий свет, мягкий климат, мягкий знак, мягкий вагон.

Предлагаются слова: новый, острый, свежий, холодный, железный, каменный, считать, пройти, карта, история, род, свет, язык, источник.

2. Шуточные вопросы

- Какой иглой нельзя шить? (иглой ёлки или ежа)

- Можно ли отрезать без ножа? (резко ответить)

- Что можно собирать без помощи рук? (информацию)

- Можно ли считать без чисел? ( Я считаю, что…)

3. Омонимы – загадки

1. Я от солнца, от огня,                                

    Яркий луч несёт меня,

    Но бывает смысл иной:

    Весь огромный шар земной.     (Свет)

2. Я - всё то, что есть на свете,

    Все народы на планете,

    Мой омоним – враг войны,

    Друг труда и тишины.     (Мир)

3. Я плод заморского растенья

    И минерал для украшенья.

    Но букву А  поставьте рядом,

    И стану разрывным снарядом.    (Граната)

4. Считаюсь поваром по праву

    Я к пище важною приправой.

    Меня он предаёт ножу,

    Его до слёз я довожу.    (Лук)

Дети разгадывают загадки и доказывают, что отгадками являются омонимы.

Для раскрытия их лексических значений составляются предложения.

Царевич выстрелил из лука.- Мама режет лук для супа.

4. Игра «Уточни одним словом»

На доске столбиком записаны омонимы. Задача учащихся – дописать к каждому из них по одному слову (любой части речи) так, чтобы уточнить лексическое значение.

Мех – лисий мех, кузнечный мех.

Брак – вступить в брак, производственный брак.

Предлагаемые слова: шашка, суровый, рак, рубка, ласка, мешать, стопа.

В стихотворении найти омонимы и раскрыть их лексическое значение.

Вечером девочка Мила

В садике клумбу разбила.

Брат её, мальчик Иван,

Тоже разбил …стакан.

5. Игра «Омофоны»

На доске записаны пары омофонов, учащиеся за условленное время должны составить с ними предложения.

За селом глубокий пруд. – Я срезал гибкий прут.

Предлагаемые пары слов: луг - лук, плод - плот, браться - братца, переносица – переносится.

6. Скороговорка

Научиться говорить скороговорку, найти в ней омонимы и установить их принадлежность к той или иной части речи.

Не хочет косой косит косой.

Говорит: «Коса коса!»

7. Игра «Подбор синонимов»

К предложенным словам дети подбирают синонимы. Выигрывает тот, кто скорее справится с заданием.

Слова: блестеть, бой, враг, доктор, шалить, большой, темнота, хотеть, пища, интересный, лётчик, быстрый, крошечный, известие, горячий.

8. Игра «Самый догадливый»

Участники игры отвечают на вопросы:

  1. Я – синоним к слову гостеприимный, само значение моих корней указывает на старинный обычай встречать гостей хлебом и солью.
  2. Я синоним к слову пища, но употребляюсь только по отношению к животным.
  3. Синоним луны и омоним двенадцатой части года.
  4. Синоним к слову вселенная и омоним к слову покой.
  5. Я – синоним осьминога, а без С в метле нас много.
  6. Я то же, что и ураган, но только гость восточных стран.

На море я гроза для шхун, а называюсь я …

9. Игра «Скажи без запинки»

Участники игры садятся полукругом, ведущий называет слова, имеющие антонимы. Участники по очереди встают и называют антонимы. В случае задержки отвечает следующий, а сбившийся игрок продолжает стоять, пока до него не дойдёт новая очередь.

Предлагаемые слова: большой, глупый, узкий, дешёвый, мокрый, радоваться, чёрный, весёлый, плакать, громкий, сладкий, прямой, честный, трудолюбивый, скупой, плохой, трус, враг, здоровье, острый, твёрдый, лёгкий, нежный, болеть, мир, жара, зло, подогревать, поломать, поймать.

10. Чайнворд

1.

8.  

14.

7.

9.

15.

18.

13.

*************

2.

10.

16.

17.

6.

11.

12.

3.

4.

5.

Заполнить клетки чайнворда антонимами к словам:

  1. Юг. 2. Поздний. 3. Закрыт. 4. Здесь. 5. Сухо. 6. Принёс. 7. Трус.

 8. Начало. 9. Разбит. 10. Зима. 11. Нагрелся. 12. Грубо. 13. привык.

 14. прямо. 15. Весной. 16. Север. 17. мелко. 18. Нагревать.

11. Загадки – складки

1.  Я антоним к слову зной,                                    3.  Я антоним  шума, стука,

      Я в реке, в тени густой                                            Без меня вам ночью мука.

      И в бутылке лимонада,                                           Я для отдыха, для сна

     А зовут меня… (прохлада)                                      Да и в школе я нужна.

                                                                                         Называюсь… (тишина)

2. Я антоним к слову смех.

    Не от радости, утех, -

    Я бываю поневоле

    От несчастья и от боли,

    От обиды, неудач.

    Догадались? Это… (плач)

12. Игра «Самый внимательный»

 В предложенных стихотворных отрывках учащиеся должны найти антонимы.

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лёд и пламень

Не столь различны меж собой.

Зато и пламенная младость

Не может ничего скрывать:

Вражду, любовь, печаль и радость

Она готова разболтать.

В толпе друг друга мы узнали,

Сошлись -  и разойдёмся вновь,

Была без радости любовь,

Разлука будет без печали.

13. Игра «Омографы»

Учащиеся должны доказать, что предложенные слова являются омографами, определить, как влияет смещение ударения на  их лексическое значение, установить принадлежность каждого слова к той или иной части речи.

Предлагаемые слова: мука, гвоздики, плачу, замок, ворот, пили.

14. Игра «Омоформы»

В  ряду найти слово, имеющее только одно лексическое значение:

 Мыло, плачь, печь, село.

 

Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ Цель занятия: познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности.

КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИЦель занятия:  познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности. Наше внеклассное мероприятие по русском...

Конспект внеклассного занятия по русскому языку в 5 «Б» классе VII вида (ЗПР) "Турнир знатоков русского языка"

Предлагаю вам конспект внеклассного мероприятия по русскому языку в 5 классе коррекционной школы. Этот материал будет полезен учителям  при проведении Недели русского языка. Он поможет:привлечь в...

Внеклассное занятие по русскому языку "Его величество русский язык" 8 класс

Внеклассное занятие по русскому языку для 8 класса. Работа с эпическим, лирическим и драматическим текстом, выявление его  языковых особенностей и содержания....

Внеклассное занятие по русскому языку "Путешествие в страну Филологию. Турнир знатоков русского языка"

Внеклассное занятие по русскому языку  "Путешествие в страну Филологию. Турнир знатоков русского языка"...

Внеклассное занятие по русскому языку «Знатоки русского языка»

Цель: активизация познавательной и творческой активности учащихся.Задачи:1.      Расширять кругозор учащихся, обогащать словарь; совершенствовать навык грамотного письма.2....

Методическая разработка внеклассного занятия по русскому языку для обучающихся с ОВЗ "Путешествие в страну "Русский язык" 6 класс

Методическая разработка внеклассного занятия по русскому языку для обучающихся с ОВЗ 5-6 классы...

Внеклассное занятие по русскому языку "Знатоки русского языка"

Цель: активизация познавательной и творческой активности учащихся. Задачи:Расширять кругозор учащихся, обогащать словарь; совершенствовать навык грамотного письма.Развивать речь, мышление учащихс...