Развернутый конспект урока по русскому языку на тему: "Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Конспект урока по русскому языку в 5 классе с планом. В конспекте полное содержание примеров и  упражнений, алгоритм рассуждения учеников и учителя, указан обем письменных работ на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvernutyy_konspekt_uroka_russkogo_yazyka.docx19.36 КБ

Предварительный просмотр:

 Развернутый конспект урока русского языка

В 5 классе на тему: «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова».

1. Конспект урока изучение нового материала в 5 классе (Вариант Б – комбинированный урок).

2. Тема: «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова».

3. Цели: 

Образовательные:

А) выявить условия действия правила правописания  проверяемых безударных гласных в корне слова.

Развивающие:

А) развивать умение анализировать изучаемое орфографическое правило.

Б) развивать умение анализировать слова (написание и объяснение их) с изучаемой орфограммой, применяя соответствующее орфографическое правило.

Воспитательные:

А) формировать сознательное отношение к изучению русского языка на материале темы урока;

Б) формировать интерес к изучению русского языка на материале темы урока.

4. Оборудование урока, средства обучения: 

1. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.] – М.: Просвещение, 2005.

Этапы

Виды работы

Время

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Объяснение нового материала (беседа).

IV. Закрепление

материала.

V. Итог урока.

VI. Задание на дом.

Устное выступление.

1. Анализ дидактического материала.

2. Выявление условий действия правила.

3. Выводы учителя и учеников.

4. Чтение учебника (формулировка правила).

5. Показ образца применения правил учителем.

1. Комментированное  письмо.

2. Самостоятельное выполнение упражнения.

3. Работа по карточкам.

Опрос

Запись в дневниках: §7 выучить правила, упражнение 33.

0,5 мин.

6 мин.

10 мин.

5мин.

10мин.

5мин.

5мин.

3мин.

0, 5мин.

План урока

III. Развернутый конспект урока.

I.Организационный момент:

Учитель:         

Здравствуйте, садитесь. Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы:  «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова», познакомимся с новым правилом и научимся его применять на письме.

II. Проверка домашнего задания.

Учитель: 

Начнем нашу работу с проверки домашнего задания. На прошлом уроке вам было дано задание, выполнить упражнение 24.

Ученик:

III. Объяснение нового материала (беседа).

Учитель:

 Сегодня, мы будем говорить о правописании проверяемых безударных гласных в корне слова».

Посмотрите на слова, которые записаны на доске, прочитайте их.

Ученик:

Ст_р_на, к_л_сок, х_л_да, ст_рик.

Учитель:

Запишите число, классная работа.

 

Спишите слова. Вставьте пропущенные буквы, объясните их правописание и обозначьте орфограммы.

Ученик 1:

Ст_р_на – ударение падает на гласную А, корень –сторон-, нужно проверить безударные гласные в корне, первую гласную проверяем словом   – стороны, вторую - сторонка.

К_л_сок – ударение падает на гласную О, корень –колос- нужно проверить безударные гласные в корне,  первую гласную проверяем словом колос, вторую  – колосья.

Х_л_да - ударение падает на гласную А, корень – холод –, нужно проверить безударные гласные в корне,  первую гласную проверяем словом холод, вторую -  холодный.

Ст_ рик –  ударение падает на гласную И, корень – стар -, нужно проверить безударную гласную в корне слова, проверяем словом -старый.  

Учитель:

- Скажите, каким образом можно проверить безударные гласные в корне слова?

Ученик:

Безударные гласные в корне слова проверяются на письме ударной гласной в этом же слове.

Учитель:

Какие два основных способа проверки правильности написания безударных гласных в корне слова вы знаете?

Ученик:

Изменение слова, подбор однокоренных слов.

Учитель:

- Правильно, теперь прочитаем правило на с. 16, которое дано в учебнике.

Ученик:

Чтобы не ошибиться в написании безударных гласных в корне слова,  нужно изменить слово, или подобрать однокоренное, в котором безударная гласная была бы под ударением.

IV. Закрепление

материала.

Учитель:

Хорошо, теперь поучимся применять правило на письме, выполните упражнение № 30.

Первое слово разберем вместе:

Ночной – ударение падает на букву О,  корень слова –ноч- нужно проверить безударную гласную в корне слова, подберем проверочное слово – ночь, ударение падает на гласную в корне О.

Ученик:

Пастух – ударение падает на гласную У, корень слова –пас-, нужно проверить безударную гласную в корне, подберем проверочное слово – пас, ударение падает на гласную в корне А.

Н_бесный  – ударение падает на гласную Е, корень слова –пас-, нужно проверить безударную гласную в корне, подберем проверочное слово – небо, ударение падает на гласную в корне Е.

Х_лмистый – ударение падает на гласную И, корень слова –холм-, нужно проверить безударную гласную в корне, подберем проверочное слово – холм, ударение падает на гласную в корне О.

Уд_вляться – ударение падает на гласную Я, корень слова –див-, нужно проверить безударную гласную в корне, подберем проверочное слово – диво, ударение падает на гласную в корне И.

К_рмить – ударение падает на гласную И, корень слова –корм-, нужно проверить безударную гласную в корне, подберем проверочное слово – корм, ударение падает на гласную в корне О.

Стр_на– ударение падает на гласную А, корень слова –стран-, нужно проверить безударную гласную в корне, подберем проверочное слово – страны, ударение падает на гласную в корне А.

Ож_вать – ударение падает на гласную А, корень слова –жив-, нужно проверить безударную гласную в корне, подберем проверочное слово – жив, ударение падает на гласную в корне И.

Д_ждливый – ударение падает на гласную И, корень слова –дожд-, нужно проверить безударную гласную в корне, подберем проверочное слово – дождь, ударение падает на гласную в корне О.

Учитель:

-Молодцы, а теперь прочитайте слова, приведенные в упражнении 36.

В_л_сипед, г_мнаст, м_ршрут, к_чевник.

- Можнот ли проверить безударную гласную в корне в этих словах?

Ученик:

Нет.

Учитель:

Если гласную в корне слова нельзя проверить, как определить правильное написание?

Ученик:

Правописание непроверяемых гласных в корне слова,  нужно запомнить.

 

Учитель:

Правильно: правописание  непроверяемых гласных в корне слова нужно запомнить.

Приведите примеры слов?

Ученик:

Октябрь, корова, хризантема.

Учитель:

Чтобы закрепить изученный материал, выполним упражнение 37.

Ученик вслух разбирает домашнее задание.

Ученики по очереди читают слова на доске.

Число, классная работа  на доске.

Ученик читает правило вслух.

Учитель приводит образец разбора слова.

Комментируемое письмо. Ученики по очереди объясняют написания слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка для 5 класса. Тема: «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением»

Разработка урока русского языка  для 5 класса. Тема: «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением» Предметные цели:Знать виды орфограммы безударная гласная в корне сло...

конспект урока по русскому языку по теме "Внимание! Опасный безударный гласный!"

Урок посвящен повторению и обобщению знаний о безударных гласных в корне слова, способах их проверки, выявлению данной орфограммы в предложениях.  Данная тема предложена в сочетании с повторением...

Конспект урока по русскому языку на тему "правописание слов с мягким знаком в середине слова".

Конспект урока по русскому языку с элементами песочной терапии. Целью данного занятия является закрепление знаний о мягком знаке и его роли в словах....

Методическая разработка урока по русскому языку 5 класс «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова»

P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 115%; widows: 2; orphans: 2; }P.western { font-family: "Calibri",sans-serif; font-size: 11pt; }P.cjk { font-family: "Ti...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Чередующиеся безударные гласные в корне слова"

В 5 классе дети с удовольствием играют.Тема "Чередующиеся гласные в корне слова " позволяет помочь ребятам в форме игры овладеть умением делать выбор правильного написания корней....

Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе "Чередование безударных гласных в корне. Обобщение".

Материалы содержат конспект урока по теме "Чередование безударных гласных в корне. Обобщение" и презентацию к уроку....