Конспект урока с презентацией "Слитное и раздельное написание НЕ с наречием"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Оксана Юрьевна Кузина

Материал для урока "Слитное и раздельное написание НЕ  с наречием"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                         План урока

  1. Организационный момент
  2. Проблемная ситуация -  тема и задачи урока
  3. Работа над темой урока

       - правило;

       -  лексическое значение;

       -  составление словосочетаний

4.  Групповая работа

       - групповое выполнение;

       - проверка выполнения;

       - обсуждение.

5. Диктант

       -взаимопроверка

6. Работа по развитию речи

       - фразеологизмы;

        - синонимы (наречия с не-)

7. Творческая работа

         - составление стихотворения или небольшого текста

8. Кластер

9. Выводы урока и оценки

                                                      Ход урока

I. Здравствуйте, ребята!

Давайте знакомится: меня зовут Оксана Юрьевна. Сегодня я буду вести у вас урок русского языка. А чтобы мне вас побыстрее запомнить, я подготовила карточки с вашими именами. Проверьте, всё правильно?

Любите ли вы русский язык?

Я постараюсь сделать так, чтобы вы полюбили наш великий, красивый и  интересный язык!

И чтобы у нас все получилась, на уроке мы будем следовать  следующим правилам.   Они лежат у некоторых на столах. (розовые)

В тетрадях мы будем работать аккуратно.

Нам будет радостно от сделанных открытий,

Мы честно воспримем ошибки, если с ними встретимся,

Играючи выполним все задания,

К концу занятия нам всё станет ясно и понятно.

И надеюсь, что вам со мной будет надежно.

II. Перед вами слова. Какая это часть речи?    (наречие)

Что на это указывает?                                    (отвечают на вопросы……..,

                                                                обозначают признак действия……)

Что объединяет эти слова?                     ( орфограмма «слитное и

                                                            раздельное написание не с наречиями)

Какова же тема нашего сегодняшнего урока?  Сформулируйте её.  

                                (слитное и  раздельное написание не с наречиями)

Открывает тетради. Записываем число, классная работа, и тему  урока.

В ходе урока мы должны решить следующие задачи:

                           ПОВТОРИТЬ знания о наречии как части речи

                           ЗАКРЕПИТЬ   правописание не с наречиями;

                            Умело ИСПОЛЬЗОВАТЬ  правила

В чем суть данного правила?   (рассказывают правило, приводят примеры)

III. Вернемся к нашим словам. Как вы  их понимаете? Объясните  лексическое значение?

А проверят правильность наших мыслей  ________________________________________________________________

Они буду работать с этимологическими словарями.

Неожиданно-

Необдуманно-

Несуразно-

Нещадно-

Составьте с данными словами словосочетания и запишите их в тетрадь.

Объясните правописание данных слов.

Все ли аспекты правила отражают данные слова?     (нет)

Приведите  свои примеры.

Запишите свои примеры в тетрадь. Орфограмму обозначьте.

Сидим ровно, пишем красиво и аккуратно.

IV. Следующее задание вы будете выполнять в группах.

 Для этого сидящим за первыми и третьими партами нужно просто повернуться  назад. На столах уже лежат фишки разных цветов – возьмите себе по одной.

Поднимите руку те, кто взял красную фишку – вы будете командирами

Кто взял желтую фишку будет читать задание

Ученик с зеленой фишкой будет записывать ваш ответ.

Тот, кому осталась фишка синего цвета,  будет отвечать по данному заданию устно или у доски.

Сделать (не) умело; пришить (не)крепко; выполнить (не)брежно; взлететь (не) высоко; сделать (не)опрятно; взглянуть (не)доверчиво, а с подозрением; говорить ничуть (не) весело;  совсем (не)громко; далеко (не)ласково; говорить (не)громко, а тихо.

                    Проанализируйте  правописание данных наречий и  запишите 4 своих

                     словосочетания на данное правило, обозначая орфограмму

 

Несколько человек будут работать индивидуально  на доске.

  1. Морфемный разбор: (не)дружелюбно, (не)красиво, (не)искренне
  2. Морфологический разбор: Птенец взлетел (не)высоко. Зимой поеду в деревню.
  3. Синтаксический разбор предложения: По зимнему лесу неслышно бежит заяц.

Представитель первой группы выделяет орфограмму у слов, пишущихся слитно с не.

Представители  второй группы обозначают раздельное правописание  наречий с не.

Все молодцы! Поработали дружно. Выполнили всё правильно.

  1. Правило мы вспомнили. Можно проводить небольшой диктант  уже на оценку.

 Разговаривать не громко,  а тихо; сделать неаккуратно; держаться невозмутимо; было немало; поступить нелепо; остановился неожиданно; слушать вовсе не интересно, недешево, но красив; одет несуразно; поступить необдуманно;  не хорошо, а плохо,  ничуть не весело.

Поменяйтесь тетрадями, возьмите в руки ручки другого цвета или карандаши и с помощью записи на экране проверьте  и оцените своего соседа. А  критерии оценок можно посмотреть на доске.

Посмотрим, кто же у вас в классе оказался самым грамотным сегодня? Кто наступает на пятки грамотеям?-  У кого «4»?

А у кого не получилось написать хорошо-обязательно получится в следующий раз. Просто надо быть немного внимательнее.

  1.  Ну что, пока всё  идет  неплохо. Посмотрим как вы справитесь со следующим заданием. Внимание на экран.

Сегодня опять на уроке Коля отвечал с бухты барахты.

Как вы понимаете это  предложение? Что значит с бухты барахты?

У вас  на столах лежат карточки с буквами. Правильно расположив буквы мы вспомним, как называется такое выражение. Работаем в парах. Кто выполнит – поднимает руку.

У некоторых на партах лежат карточки с буквами. Вам нужно прикрепить их на доску, составив буквы таким образом, чтобы получилось  название данного выражения

Молодцы! Очень быстро справились с заданием. Запишите  это слово в тетрадь. Обратите внимание на его правописание.

Вот сейчас мы  будем заменять фразеологизмы наречиями с не, объясняя тем самым лих лексическое значение.

Сегодня опять на уроке Коля отвечал с бухты барахты. -НЕОБДУМАННО

Гости свалились как снег на голову           -                       НЕОЖИДАННО

Выполнять домашнюю работу в час по чайной ложке  - НЕТОРОПЛИВО

Пятерок у некоторых в дневнике кот наплакал                 НЕМНОГО

Как вы убедились в русском языке возможна замена  словосочетания   одним словом. Это говорит о богатстве и красоте нашего языка. Недаром Иван Сергеевич Тургенев писал: «О, великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»

  1. В России много выдающихся писателей и поэтов. И все они когда-то были детьми. Учились в школе, получали домашнее образование. Первые творческие шаги их были не всегда удачными. Но они работали над собой, над словом. Совершенствовали свои тексты. Сейчас вы попробуете себя в роли писателей, а кто-то даже и поэтов.

Используя наречия , записанные на экране составьте небольшой текст или четверостишие стихотворения.

Молодцы! Неплохие работы у вас получились.

  1. Сейчас с помощью кластера мы  постараемся  вспомнить,  какие знания о наречии нам пригодились сегодня на уроке?

         

Самостоятельная часть речи                                         Неизменяемая часть речи

                                                 НАРЕЧИЕ

Нет окончаний        Имеет разряды

                                     

             В предложении обстоятельство  

                                                                          Правописание с не-

 

                  Оканчивается на суффиксы –о-, -е-

  1. Ну что же,  ребята, наш урок подходит к концу . Как вы считаете, мы выполнили поставленные нами задачи?

                                    ПОВТОРИТЬ знания о наречии

                                   ЗАКРЕПИТЬ   правописание не с наречиями;

                            Умело ИСПОЛЬЗОВАТЬ  правило правописания наречий

Мне удалось заинтересовать вас русским языком?

С каким настроением вы сегодня работали?

Несмотря на то, что на улице холодно, и снежно, мне было с вами комфортно и замечательно!

1. Отметьте (прямо на карточке) орфограмму «Слитное и раздельное написание не с наречиями». Подготовьте устное объяснените.

Сделать (не) умело; пришить (не)крепко; выполнить (не)брежно; взлететь (не) высоко; сделать (не)опрятно; взглянуть (не)доверчиво, а с подозрением; говорить ничуть (не) весело;  совсем (не)громко; далеко (не)ласково; говорить (не)громко, а тихо.

2. Проанализируйте  правописание данных наречий и  запишите на обратной стороне листка  четыре  своих   словосочетания на данное правило, обозначая орфограмму.

 

Морфемный разбор: (не)дружелюбно, (не)красиво,

Морфологический разбор: Птенец взлетел (не)высоко. Зимой поеду в деревню.

Синтаксический разбор предложения: По зимнему лесу неслышно бежит заяц.



Предварительный просмотр:

В тетрадях мы будем работать аккуратно.

Нам будет радостно от сделанных открытий

 

Мы честно воспримем ошибки, если с ними встретимся

Играючи выполним все задания

А к концу занятия нам всё станет ясно и понятно.

ПОВТОРИТЬ


ЗАКРЕПИТЬ


ИСПОЛЬЗОВАТЬ

Самостоятельная

     часть речи                                           Неизменяемая

    часть речи

                                       НАРЕЧИЕ

Нет окончаний

Правописание с  не-

  Имеет разряды (место, времени, причины, цели, образа действия, меры и степени)

                                     

             В предложении обстоятельство  

                                                                                 Оканчивается на суффиксы –о-, -е-

Правописание с  не-

 



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока русского языка

Урок русского языка проводился в 7-а классе 118 школы

Урок соответствует программе. Тема урока «Слитное и раздельное написание не- с наречием на о-, е-»

На данную тему отводится 2 часа. Этот урок является вторым по тематическому планированию.

Тип урока закрепление

Цели урока:

  1. Закрепить знания учащихся по теме «Слитное и раздельное написание не- с наречиями на о-, е-»
  2. Развивать логическое мышление
  3. Воспитывать ответственность учащихся за общий результат деятельности.

Задачи, решаемые учителем на уроке:

  1. Повторить полученные знания о наречии;
  2. Использовать знания правила «Слитное и раздельное написание не- с наречием»;
  3. Развивать умственный потенциал ученика через творческую и самостоятельную работу;
  4. Создать комфортную, культуроведческую и здравосозидательную обстановку на уроке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Слитное раздельное написание НЕ с наречиями на О-Е".

Презентация урока по  данной теме с использованием интерактивной доски.  Применены различные формы работы на уроке: фонетическая зарядка, анализ текста на экологическую тему, работа сорфогра...

Урок взаимного обучения учащихся по теме «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о, -е» (7 класс)

ЦЕЛЬ: формирование навыка написания НЕ с наречиями в занимательной нетрадиционной форме в результате групповой работы над материалом....

Урок "Слитное и раздельное написание не с наречиями на о- е"

Приложение к уроку русского языка в 7 классе "Слитное и раздельное написание не с наречиями на о- е"...

Конспект урока "Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных"

Конспект урока для 7 класса по учебнику М.Т.Баранова и др. Разработка содержит 2 урока: изучение нового материала и его закрепление. В конспекте представлены исследовательские и творческие задания. Ур...

Конструкт урока в 7 классе.Перевод информации из графического или символьного значения в текстовое и наоборот. Конструкт урока русского языка в 7 классе «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями».

Конструкт урока в 7 классе.Перевод информации из графического или символьного значения в текстовое и наоборот. Конструкт урока русского языка в 7 классе «Слитное и раздельное написание НЕ с наре...