Организация работы творческой группы педагогов
методическая разработка по русскому языку на тему

Чернокова Валентина Леонидовна

 В статье рассказывается об организации работы районного профессиональого объединения учителей русского языка и литературы - творческой группы педагогов в течение трех лет. Проблемные творческие группы педагогов создаются в режиме временного творческого коллектива под тему, которую выбрала группа и которая представляет профессиональный интерес для них и для коллектива, или под проблему, которая оказалась важной для участников группы.

Планирование группы осуществлялось по следующей схеме.

1 этап - подготовка: создание творческой группы (по итогам работы за предыдущий учебный год), определение целей и задач, разработка содержания (план работы), определение вопросов для изучения, распределение творческих заданий.

2 этап – групповая работа по заданиям: поиск информации, изучение теории, вводный теоретический семинар (в нашем случае  - теоретический семинар «Интеграция в образовании»), «мозговой штурм», синквейн или кластер.

На теоретическом семинаре, работая в микрогруппах, педагоги определили виды интеграции в ОП, типы интегративных связей, формы и методы интегрированных уроков, уровни интеграции, понятие внутрипредметной  и межпредметной интеграции. Дали  коллективное определение «Интегрированный урок – это…» в форме мозгового штурма и синквейна.

3 этап – практическая групповая работа: разработка системы уроков по теме (например, система интегрированных уроков по творчеству Н.В.Гоголя для учащихся 8-11 кл.), творческая учеба – практический семинар или педагогическая мастерская, разработка методических рекомендаций, обмен опытом, предложения к решению  

Планирование группы осуществлялось по следующей схеме.

1 этап - подготовка: создание творческой группы (по итогам работы за предыдущий учебный год), определение целей и задач, разработка содержания (план работы), определение вопросов для изучения, распределение творческих заданий.

2 этап – групповая работа по заданиям: поиск информации, изучение теории, вводный теоретический семинар (в нашем случае  - теоретический семинар «Интеграция в образовании»), «мозговой штурм», синквейн или кластер.

На теоретическом семинаре, работая в микрогруппах, педагоги определили виды интеграции в ОП, типы интегративных связей, формы и методы интегрированных уроков, уровни интеграции, понятие внутрипредметной  и межпредметной интеграции. Дали  коллективное определение «Интегрированный урок – это…» в форме мозгового штурма и синквейна.

3 этап – практическая групповая работа: разработка системы уроков по теме (например, система интегрированных уроков по творчеству Н.В.Гоголя для учащихся 8-11 кл.), творческая учеба – практический семинар или педагогическая мастерская, разработка методических рекомендаций, обмен опытом, предложения к решению. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizaciya_raboty_tvorcheskoy_gruppy.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

В.Л.Чернокова,

МБОУ «Конёвская СОШ» Плесецкого района,

учитель русского языка и литературы

Организация работы творческой группы педагогов.

(из опыта работы)

«Заинтересовать людей работой – значит

реализовать планы. Заинтересовать учителей

в профессиональном развитии –

значит надолго обеспечить успех

 в развитии всей организации».

Н. В. Нелива

Как организовать работу всех субъектов образовательного процесса так, чтобы:

а) получить высокие результаты обученности и развития личности учащихся,

б) чтобы способствовать профессиональному самоопределению учеников и росту педагогического мастерства учителя,

в) чтобы выступать гарантом их адаптированности к существующему типу социума,

г) чтобы стать местом успеха детей и взрослых?

Готовых рецептов не существует, есть только тернистый путь проб, действий, есть видение деятельности, позволяющее не топтаться на месте, а идти в ногу со временем, прогнозируя желаемый результат.

Вхождение в компетентностное образование предполагает выполнение ряда последовательных действий со стороны всех субъектов образовательного процесса и прежде всего педагогов. Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному учителю, чтобы развивать у учащихся способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, уметь извлекать пользу из опыта, критически относиться к явлениям природы и общества, т.е. реализовывать ключевые компетенции? Какими профессионально-педагогическими компетенциями необходимо владеть самому учителю для того, чтобы обеспечивать собственное профессиональное продвижение и развитие?

Одной из форм эффективной методической работы, повышающей компетентность педагогов, является организация творческих групп.

Творческой группой называется объединение работников одного или нескольких учреждений (учителей, руководителей школ), занимающееся разработкой какой-либо психолого-педагогической, воспитательной или управленческой проблемы практико-ориентированного характера. Проблемные творческие группы педагогов позволяют привлечь максимальное число педагогов к работе по проектированию как ключевых направлений развития школы, так и конкретных практических проблем, связанных с содержанием образования, методикой преподавания, освоением современных педагогических технологий и т.д. Творческая группа отличается от других объединений (в том числе и от школ передового педагогического опыта) тем, что ее работа строится на опытно-экспериментальной основе.

Проблемные творческие группы педагогов создаются в режиме временного творческого коллектива под тему, которую выбрала группа и которая представляет профессиональный интерес для них и для коллектива, или под проблему, которая оказалась важной для участников группы.

Например, в 2008-2009 уч. году управлением образования администрации МО «Плесецкий район» была организована работа районной творческой группы учителей гуманитарного цикла «Интегрированные уроки», в которой работали 14 педагогов из школ района. Цель: создание условий для реализации технологии интегрированного обучения. Задачи: повышение компетентности педагогов в формировании общекультурных компетенций учащихся, использование потенциальных возможностей для развития креативной компетентности личности в условиях модернизации образования, укрепление межпредметных связей в образовательном процессе. Ожидаемый результат – совершенствование педагогического мастерства.

Планирование группы осуществлялось по следующей схеме.

1 этап - подготовка: создание творческой группы (по итогам работы за предыдущий учебный год), определение целей и задач, разработка содержания (план работы), определение вопросов для изучения, распределение творческих заданий.

2 этап – групповая работа по заданиям: поиск информации, изучение теории, вводный теоретический семинар (в нашем случае  - теоретический семинар «Интеграция в образовании»), «мозговой штурм», синквейн или кластер.

На теоретическом семинаре, работая в микрогруппах, педагоги определили виды интеграции в ОП, типы интегративных связей, формы и методы интегрированных уроков, уровни интеграции, понятие внутрипредметной  и межпредметной интеграции. Дали  коллективное определение «Интегрированный урок – это…» в форме мозгового штурма и синквейна.

3 этап – практическая групповая работа: разработка системы уроков по теме (например, система интегрированных уроков по творчеству Н.В.Гоголя для учащихся 8-11 кл.), творческая учеба – практический семинар или педагогическая мастерская, разработка методических рекомендаций, обмен опытом, предложения к решению.

Как известно, лучший способ узнать – это сделать, поэтому мы обратились к форме педагогической мастерской, которая позволила на практике увидеть технологию интегрированного урока.

На втором заседании – педагогической мастерской «Урок бинарный или интегративный?» были проведены открытые интегрированные уроки, представлена система интегрированных уроков по творчеству Н.В.Гоголя (к юбилею писателя) и творчеству А.И.Солженицына. Работа педмастерской завершилась педагогическим рингом «Бинарный или интегрированный? Плюсы и минусы», где определили достоинства данных форм уроков.    Педагоги пришли к единству: урок искусства не требует выводов и обобщений. Его цель - духовное обогащение ребенка и формирование потребности в общении с искусством.

4 этап – анализ и обобщение: проведение открытых занятий, мастер-класс, «аукцион идей», «открытый микрофон», рефлексия, выводы, рекомендации, оценка деятельности.

На заседании «Аукцион педагогических идей» был представлен мастер-класс «Интегрированные формы обучения в системе элективных курсов: профильное обучение» и система работы учителя русского языка и литературы по программе регионального компонента, проведен бинарный урок «О запятой..» (русский язык-математика), практикум «Анализ интегрированного урока».

Для организации работы творческой группы назначается руководитель из числа авторитетных педагогов. Участники группы разрабатывают программу деятельности (если это необходимо при участии администрации или методистов).

Творческая  группа предполагает постоянный состав участников, что позволяет систематизировать работу и предлагать участникам так называемые творческие домашние задания, которые, в свою очередь, активизируют работу на заседаниях.

Так как тематика, приблизительное содержание заседаний  и формы работы группы были сформулированы к первому занятию, то и творческие задания сразу предлагались на весь год, и члены группы могли определиться, на каком заседании они могут представить результаты своей работы.

При организации работы творческой группы «Интегрированные уроки»  предусмотрены следующие «домашние задания».

Задания к семинару №1 (теоретический в форме деловой игры – 4 группы участников)

1.Познакомиться с теоретическими материалами в Интернете, методлитературе по следующим вопросам: виды интеграции в образовательном процессе, типы интеграционных связей, формы и методы интегративных уроков, уровни интеграции, внутрипредметная и межпредметная интеграция, обобщить материал, подготовиться к дискуссии.

2.Подобрать литературу по данной теме.

3.Провести интегрированный урок, сделать его видеозапись для анализа на семинаре.

Задание к семинару №2 и №3

1.Разработать систему интегрированных уроков, учитывая методические особенности их проведения. Отчет о проделанной работе представить на последнем заседании творческой группы в апреле 2009 года. Рекомендуется разработать систему уроков по творчеству Н В. Гоголя и А.Солженицына в связи с юбилейными датами  и представить на одном из следующих заседаний  в форме творческой мастерской или мастер-класса.

2.Составить методические рекомендации по разработке и проведению интегрированных уроков.

3.Продумать, в чем преимущества интегрированных и бинарных уроков.

Задание к семинару №3

1.Разработать методику анализа интегрированного урока.

2.Подготовить и провести бинарный урок, объединяющий точные и гуманитарные предметы.

3.Подготовить и провести интегрированные уроки, объединяющие предметы гуманитарного цикла и искусство.

Необходимо отметить высокую активность и заинтересованность всех участников 1 и 3 заседаний тв. группы, творческий подход, возможность учителей из дальних школ представить свой опыт работы. Практически на каждом заседании была представлена возможность высказаться каждому.

Задание по завершении работы творческой группы:

- заполнить анкету-рефлексию, выполнив проблемно-аналитический анализ по предложенным вопросам, оценить работу группы, предложить вопросы для работы в следующем учебном году, обратив внимание на затруднения в педагогической практике (были отмечены трудности при организации дифференцированной работы на уроках, проведение интегрированных уроков в старших классах, работа над текстом при подготовке к итоговой аттестации и др.

По итогам всех заседаний разработаны методические рекомендации и определена проблема, над которой педагоги будут работать в следующем учебном году: «Инновационные технологии в работе с текстом на уроках гуманитарного цикла»:

  1. Работа по подготовке к написанию сочинения – рассуждения: обучение пониманию авторского текста и работе с ним. Семинар-практикум.

Задание к семинару №1:

- Проанализировать самые распространенные затруднения при написании сочинения-рассуждения.

- Представить из собственного опыта самые эффективные (по Вашему мнению) способы работы по постижению авторской позиции при анализе текста.

 2.Лингво-речеведческий анализ текста. Приемы и формы работы с текстом по подготовке к сжатому изложению и написанию сочинения на лингвистическую тему. Практикум - педмастерская.

Задание к семинару №2:

- представить тексты наиболее удачных сочинений-рассуждений  на лингвистическую тему из собственного опыта.

3. Дифференцированное обучение при работе с текстом на уроках русского языка, литературы, гуманитарного цикла. Круглый стол.

Задания к семинару №3:

- Тщательно проанализировать содержание ФГОС по русскому языку.

-  При подготовке открытых уроков предусмотреть демонстрацию на практике  дифференцированного обучения анализу текста.

- Для круглого стола участникам группы проанализировать свой педагогический опыт и представить наиболее эффективные формы работы.

- Провести проблемный анализ деятельности творческой группы, выявить педагогические затруднения, продумать конкретные конструктивные предложения для дальнейшей работы.

Таким образом, можно сделать вывод о высокой эффективности таких заданий, что и подтвердила высокая посещаемость заседаний  и активная работа всех участников.

В течение учебного года проводится не менее 3 заседаний творческой группы. Основные формы работы творческой группы: защита проектных работ, семинары-практикумы, исследовательские лаборатории, методические конференции, фестивали, деловые игры, "круглые столы", "мозговые штурмы", экспериментальные группы, школа передового опыта и др.

Документы и отчетность: положение о творческой группе, протоколы заседаний, анализ работы группы и полученных результатов, обобщение опыта работы, методические рекомендации, статьи, публикации, брошюры.

Критерии оценки работы творческой группы: проводится экспериментальная разработка моделей, анализируется их внедрение (эффективность) в практику работы школы, разработаны методические рекомендации, в основе которых лежит собственный опыт,  представлены результаты для обсуждения на практическую конференцию.

Формы поощрения руководителей и членов  творческих групп: справка за представление теоретического материала, сертификат за предоставление инновационного педагогического опыта, благодарность за эффективную творческую работу.

Работа творческой группы педагогов продолжается и в текущем учебном году по проблеме «Обновление содержания образования по литературе и русскому языку(реализация ФГОС в ОУ)».

В 1492 году великий путешественник Христофор Колумб открыл новый материк. Желаем и вам в ходе работы в творческой группе, а также в процессе педагогической деятельности сделать много открытий и найти свою Америку. Ведь наша профессия состоит из постоянных поисков и находок. Мудро звучит китайское изречение: «Учиться – все равно что плыть против течения: остановился, и тебя отнесло назад». Поэтому давайте вместе двигаться вперед, и успех придет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТВОРЧЕСКИХ ГРУПП ПЕДАГОГОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА

Методическая работа  в школе выступает необходимой организационной службой для повышения профессиональной компетентности педагога, формирования инновационной направленности  педагогической д...

Организация работы творческой группы "Наглядная геометрия".

Являюсь руководителем городской творческой группы "Преподавание курса "Наглядная геометрия""....

Организация работы творческой группы в детском саду

На примере работы творческой группы в рамках эксперимента по полиязычному обучению и поликультурному воспитанию дошкольников описываются основные этапы организации работы и предложены образцы необходи...

Проект организации деятельности творческой группы педагогов с помощью онлайн конструктора

В методической разработке представлено описение работы с онлайн инструментом для орагизации деятельности группы педагогов. Он представляет собой облачную программу для управления работой над совместны...

Статья "Организация работы творческой группы педагогов дополнительного образования с применением технологии SCRAM"

В статье представлен опыт работы по организации деятельности творческой группы педагогов дополнительного образования с применением технологии SCRUM»....