Фрагменты ученических сочинений с типичными ошибками
материал по русскому языку (9 класс) по теме

Лебедева Лариса Альбертовна
Данный материал направлен на подготовку учащихся к ГИА и ЕГЭ. На примере ученических сочинений школьники смогут увидеть типичные ошибки и исправить их.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фрагменты ученических сочинений с типичными ошибками

№ п/п

Пример

Тип ошибки

1.

Я считаю, что русский язык проходит путь своего естественного развития, так как и  в бытовой, и в официальной сфере используется много иноязычных слов, причём нередко неоправданно. Зачем употреблять слово «консенсус», когда есть русское слово «согласие»; «электорат» - «народ». Наше слепое подражание Западу наносит непоправимый вред русской речи.

Логическая ошибка (ученица утверждает, что русский язык развивается, а сама приводит пример, подтверждающий гибель языка)

2.

В последние годы интерес к русскому языку в мире растёт в связи с развитием промышленности в нашей стране, торговли с другими странами. Россия – один из крупнейших импортёров нефти и газа, и с этим нельзя считаться.

Речевая ошибка – неправильное словоупотребление (надо «экспортёров»)

3.

В настоящее время многие учёные уделяют заботу вопросу экологии русского языка.

Речевая ошибка – нарушение лексической сочетаемости

4.

Я совершенно не согласна с мнение Кирилла, который утверждает, что «зачем нужна эта орфография? Неужели без неё нельзя обойтись? Пиши так, как слышишь…И всё!»

Речевая ошибка – смещение прямой и косвенной речи.

5.

Как известно в русской пунктуации выделяют девять знаков препинания: точка, запятая, точка с запятой, вопросительный знак, восклицательный знак, тире, двоеточие, кавычки, скобки.

Фактическая ошибка – десять знаков препинания (ещё многоточие).

6.

Мой любимый вид спорта – это футбол. Быв (1) маленьким, я очень любил вместе с папой смотреть футбольные матчи по телевизору. Тогда я не очень понимаю(2) правила игры, но знал одно: нужно запнуть (3) гол в ворота  недруга(4) Для меня раньше иностранными казались слова: пенальти, голкипер и др.

1. Грамматическая ошибка – ошибка в образовании форм глагола (вместо «быв» нужно употребить «когда я был»).

2. Речевая ошибка - нарушение  видовременной соотнесённости глагольных форм (надо – понимал).

3. Речевая ошибка – неудачное употребление слова (нужно «забить»)

4. Речевая ошибка - (надо «противника» или «соперника»)

7.

Я часто представляю, как после завершённой работы прохожу мимо красиво уложенных альпийских горок. Мне весело смотреть на причудливые очертания аккуратно обстриженных(1) кустов. Приятно сидеть возле маленьких бассейнов с золотыми рыбками, вдыхать ароматного аромата(2,3) цветов.

Кто-то  сядет на лавочку или у бассейна, или прямо на траве (4), придет сюда раскинет руки, поднимет глаза на высокое голубое небо (7) , вздохнёт (5) полной грудью свежего воздуха и блаженно произнес (6): «Как хорошо!»

1. Грамматическая ошибка – ошибочное словообразование (надо – остриженных)

2. Грамматическая ошибка – нарушение управления (вдыхать (что?) сущ.в В.п – вдыхать ароматный..)

3.  Речевая ошибка - употребление рядом или близко двух однокоренных слов (тавтология)

4. Грамматическая ошибка - ошибка в управлении (  надо «сядет (на что? – В.п.) на траву»)

5.  Грамматическая ошибка – ошибочное словообразование (надо – вдохнёт)

6.Речевая ошибка - нарушение  видовременной соотнесённости глагольных форм (надо – произнесёт).

7. логика

8.

…Я расскажу тебе такой рассказ (1).

В один из жарких июльских дней мы с Анютой, которую ты прекрасно знаешь, прохаживались по сосняку, находящемся(2)рядом с моим домом. Ходим по тропинкам, ощущая приятную прохладу леса, вдыхая хвойный аромат, исходящий от разогревшихся сосен. Я увидела маленькую белочку, прыгающую с ветки на ветку. Наше присутствие её нисколько не испугало. По стволу дерева на поляну спустилась белочка, покрытую низкой шелковистой травкой (3). Мы подумали, что она ищет грибочки себе на обед, и приблизились к ней.

1. Речевая ошибка - употребление рядом или близко двух однокоренных слов (тавтология).

2.  Грамматическая ошибка – нарушение согласования  (по сосняку (какому?) находящемуся).

3. Неудачный порядок слов

9.

Мой край богат не только полезными ископаемыми, но и углём. 

Логическая ошибка – сочетание родового понятия с видовым ( уголь – это и есть полезное ископаемое)

10.

Привет, Лика!

Как у тебя дела? Что нового? У меня всё хорошо, даже отлично.  Так как у нас начались каникулы, я пишу тебе письмо, потому что много свободного времени (1). В своём письме ты мне рассказала о своём(2) летнем путешествии, я тебе даже немного позавидовала, потому что я летом из посёлка никуда не выезжала. Но ты знаешь, даже в своём посёлке могут случаться забавные истории. Расскажу случай, который случился (3) со мной этим летом.

Когда-то (4) мы с ребятами решили пойти за грибами. Поднялись мы рано утром и отправились в соседнюю рощу. В лесу было удивительно красиво. Солнце золотило верхушки деревьев, а на листьях переливались капельки росы.

1. логика

2. Речевая ошибка – повторение одного и того же слова).

3.Речевая ошибка - употребление рядом или близко двух однокоренных слов (тавтология)

4. Логическая ошибка (этим летом – правильнее будет не «когда-то», а «однажды»)

11.

А знаешь, почему наш посёлок имеет такое красивое название, Малиновка? Когда появились первые жители, леса были настолько богаты зверьём, ягодами, животными (1), шишками опятами и грибами (2), что можно было спокойно жить этими запасами годами. Но больше всего в лесах было зарослей малины. Сейчас у многих жителей посёлка есть свои садовые участки, и им нет нужды ходить в лес за ягодой, но когда мама была ещё маленькой, то она с бабушкой и дедушкой ходили в лес специально за малиной и набирали целые вёдра. Мы и сейчас нападаем (3) на малину, когда ходим в лес за грибами. Вот так лесная пахучая ягода дала название нашего посёлка(4)

1.Речевая ошибка – тавтология (богаты или зверьём, или животными).

2. Логическая ошибка - сочетание родового понятия с видовым ( надо было «шишками и грибами» или же «шишками и разными грибами: опятами, лисичками …»)

3. Речевая ошибка – неудачное употребление слова (можно было употребить слово «натыкаемся» или «нам и сейчас встречается (попадается) малина).

4. Грамматическая ошибка - нарушение управления (название (чему? Д.п.)  нашему посёлку)

12.

В Кузбассе расположены плодородные степи, большие таёжные массивы, горные кряжи, реки и озёра. Недра его богаты полезными ископаемыми. Это и железная руда, и сырьё для металлургии, и мрамор, и источники минеральных вод и др. Но главным богатством подземельных (1) кладовых является каменный уголь.

1. Речевая ошибка - неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой или суффиксом (надо – подземных).

13.

…В следующий раз меня удивил фонтан. Это было летом. Фонтан как раз работал, и от его мелких брызгов над ним поднималась радуга. А вокруг его бегали малыши. Им не было никакого дела до этой красоты, до разноцветной радуги, им просто было хорошо.

1.Грамматическая ошибка – ошибка в образовании форм существительного (поднималась от чего? от брызг)

2. Грамматическая ошибка – ошибка в образовании форм местоимений ( надо «вокруг него»)

14.

Дом культуры – это  центр посёлка. Он собирает на своей площади всех жителей  на различные торжества и праздники.

Зимой, когда посреди площади ставят ёлку, сюда приходят покататься  ребятишки (1). Снежный городок делают ученики школ. Ёлка тоже украшена умелыми руками ребят. Все игрушки неповторимы, потому что они сделаны умелыми руками ребят(2).  В новогоднюю ночь здесь особенно людно…

… Летом, когда шахтёры празднуют свой профессиональный праздник (3), Дом культуры опять становится центром веселья, радости. На площади строят большую сцену, и там выступают приезжие гастролёры(4).

1.

2. Речевая ошибка – повторение одного и того же слова.

3. . Речевая ошибка - употребление рядом или близко двух однокоренных слов (тавтология)

4. Речевая ошибка - употребление лишнего слова (плеоназм)

15.

Незаметно промелькнула золотая осень. С каждым днём становится всё холоднее. Днём солнце старается прогреть воздух, но, наверное, ему уже не хватает сил. Во всём ощущается морозное дыхание зимы. Поля отдыхают после протяжной(1) тяжёлой работы. Словно о чём-то задумаясь (2), стоит грустный и молчаливый лес.

1. Речевая ошибка – (надо - продолжительной)

2. Грамматическая ошибка – ошибка в образовании форм глагола (надо – задумавшись)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Типичные ошибки , допущенные учащимися 9 классов на пробном экзамене по географии . ГИА – 2011г.

Государственная (итоговая) аттестация 2011 года (в новой форме) обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы. Назначение экзаменационной работы – оцени...

Типичные ошибки при создании презентаций

. Сложность создания хорошей презентации не в технических вопросах. Они осваиваются единожды и за минимум времени. Настоящие вопросы сложнее. Они требуют больше времени на размышление и часто не имеют...

Типичные ошибки в сочинениях по прочитанному тексту. -2011

1Типичные ошибки в сочинениях по прочитанному тексту. -2011...

Типичные ошибки сочинений-эссе ЕГЭ по русскому языку

В файле собраны основные ошибки, допускаемые учащимися при написании сочинения-эссе по русскому языку и снижающие их баллы за грамотность. Данная памятка рекомендуется для повторения непосредственно п...

Сочинение по литературе. Типичные ошибки

Сочинение по литературе. Типичные ошибки...

фрагмент выступления "типичные ошибки обучающихся при выполнении 2 части ОГЭ"

типичные ошибки обучающихся при выполнении 2 части ОГЭ"...

Типичные ошибки и затруднения организации ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях России

Материал может быть использован старшими вожатыми, классными руководителями для выступлений на педагогических советах, заседаниях методических объединений, в работе с классными коллективами....