Пояснительная записка и рабочая программа. Русский язык. 5 класс
рабочая программа (русский язык, 5 класс) по теме

Пикалева Ирина Германовна

Рабочая программа по русскомй языку по учебнику М.М. Разумовской с элементами углубления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_5_klass.docx66.79 КБ
Файл poyasnitelnaya_zapisk1.docx20.53 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование

урока

Тема урока

Элементы содержания

Углубление предмета  по учебнику  В.В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы»

Вид контроля

Домашнее

задание

Дата    проведения

По

плану

Фактиче-ская

                                                                                                                                      1 четверть – 45 часа

О языке и речи ( 4 часа )

1

Зачем человеку нужен язык.

Язык как основное средство общения в определенном национальном коллективе.

Развернутый ответ на вопрос: зачем человеку нужен язык?

ЗСП-1, упр. 1

03.09

2

Что мы  знаем о русском языке.

Наука о русском языке, ее основные разделы. Русский язык как развивающее явление.

Богатство и выразительность русского языка.

Комментированное письмо

Упр.8

05.09

3

Что такое речь.

Речь как деятельность. Виды речевой деятельности. Особенности каждого вида речевой деятельности.

Текущий контроль

§3, упр. 3

06.09

4

Речь монологическая и диалогическая. Речь письменная и устная.

Умение общаться – важная часть культуры человека. Разновидности речевого общения.

Понятие о литературном языке. Нормы литературного языка.

Творческое задание

Выписать из худ. Лит-ры примеры

07.09

         Повторение изученного в начальных классах

                                                                                                                                              Фонетика. Графика ( 5 часов)

5

Звуки  и буквы. Алфавит.

Фонетика как раздел лингвистики. Звук – основная единица фонетики.

Отличие звукового и буквенного состава слова. Транскрипция. Произношение букв и звуков.

Словарно-орфографическая работа

Упр. 23, 24, 26(у)

08.09

6

Что обозначают буквы Е,Е,Ю,Я.

Особенности произношения и написания слова с помощью элементов транскрипции.

Сопоставление звуков и букв.

Объяснительный диктант

§6,, упр. 34

10.09

7

Фонетический и орфоэпический  разбор слова.

Звуковой анализ слова с целью объяснения его произношения, написания и для проведения элементарного анализа звуковой стороны художественного текста.

Фонетический разбор

§7, упр. 37

12.09

8

Р/р Что такое текст (повторение). Тема текста.

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Овладение основными нормами построения текста.

Творческое задание

Индивидуальные задания

13.09

9

Р/р Основная мысль текста.

Определение основной мысли текста, подбор наиболее удачного заголовка. Соответствие текста теме и основной мысли.

Комплексный анализ текста

Ответить на вопросы учебника

14.09

Письмо.  Орфография (14 часов)

10

Зачем людям нужно письмо?

Назначение письма в  жизни человеческого общества.

Морфемное написание – что это такое?

Словарный диктант

§11, фонетический разбор слов

15.09

11

Орфография. Нужны ли правила?

Орфография как раздел правописания. Разделы русской орфографии.

Комплексный анализ текста

§12, упр. 58,

ЗСП-4

17.09

12

Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами гласных звуков.

Виды орфограмм в корне слова, связанных  с обозначением в безударных гласных.

Словарно-орфографическая работа; объяснительный диктант

§13, упр.60, 63(у)

Индивидуальные задания

19.09

13

Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами согласных звуков.

Виды орфограмм в корне слова, связанных  с обозначением согласных звуков.

Словарно-орфографическая работа;; индивидуальные задания

§14, Упр. 69, 71

Работа по карточкам

20.09

14

Контрольное изложение

Тема, основная мысль,  план текста. Стиль и тип речи.

Изложение

-

21.09

15

Анализ изложения

Анализ недостатков в содержании и написании изложения.

Работа над ошибками

Индивидуальные задания

22.09

16

Сочетания букв жи-ши, ча-ща, чу-щу; нч, чн, чк, нщ, щн, рщ.

Правописание сочетания букв, воспроизводящихся на письме всегда в одном и том же виде.

Объяснительный диктант

§15, упр. 73, 74

24.09

17

Ь после шипящих в конце имен существительных и глаголов.

Склонение существительных с шипящими на конце.

Правило написания Ь после шипящих, исключения из правила

Объяснительный диктант

§16, упр. Упр. 78, 79, ЗСП – 5

26.09

18

Разделительные Ь и Ъ.

Правописание Ь и Ъ в разных случаях.

Особенности Ъ и Ь знаков в древнерусском языке

Объяснительный диктант

§17, упр. 89, 90

27.09

19.

Комплексный анализ текста

Текст как основная дидактическая единица.  Тема и основная мысль текста. Стиль и тип речи. Принцип деления текста на части. План текста. Орфография. Грамматические разборы.

Комплексный анализ текста

-

28.09

20

Правописание НЕ с глаголами.

Слова-исключения.

Словарный диктант

§18, упр. 97

29.09

21

Написание – тся, - ться в конце глаголов.

Способ определения написания  - тся, - ться по вопросу.

Словарно-орфографическая работа

§19, упр. 98, 99(у)

01.10

22

Написание контрольного диктанта «Дни поздней осени»,

Орфография, пунктуация, грамматические разборы. 

Диктант с грамматическим заданием

-

03.10

23

Анализ контрольного диктанта.

Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Грамматические разборы.

Работа над ошибками

Индивидуальные задания

04.10

Строение слова ( 2 часов )

24

Почему корень, приставка, суффикс и окончание -  значимые части слова.

Морфема – значимая часть слова. Отличия морфемы от звука (буквы) и слога. Словарь значения морфем.

Понятие – морфема, морфемика, основа слова..

Объяснительный диктант

Тест

§20, упр. 107, 112

Упр. 119

05.10

25

Как образуются формы слова с помощью окончания.

Окончание как изменяемая морфема. Основа как часть слова без окончания.

Словоизменительная, формообразовательная морфема, нулевое окончание

Морфемный разбор слов

Практическая работа

§21, упр. 122, 124

Упр. 126, ЗСП – 6

06.10

Слово как часть речи ( 6 часов)

26

Самостоятельные части речи.

Знаменательные части речи, их основные признаки.

Грамматическое значение, морфологические признаки, понятие «знаменательные части речи»

Комплексный анализ текста

Тест

§22, упр. 128

Упр. 133, 136

11.10

27

Как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы.

Формы изменяемых частей речи. Склонение. Спряжение.

Формообразовательные и словообразовательные морфемы

Морфологический разбор самостоятельных частей речи

§23, упр. 143, 144

13.10

28

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частица.

Значение и правописание предлогов. Роль союзов в простом и сложном предложении. Роль частиц в речи, их значение.

Особая часть речи – междометие.

Предупредительный диктант

§24, упр. 155, 156

14.10

29

Смысловые отношения между предложениями и последовательность предложений в тексте

Смысловые отношения между предложениями в тексте. Последовательность предложений в тексте.

Комплексный анализ

15.10

30

Абзац как часть текста

Микротема текста. Абзац как  речевая единица и часть текста. Единство содержания текста – межфразовые связи. Красная строка.

Комплексный анализ текста

16.10

31

Анализ текста:: определение стиля

Текст. Стили речи. Стилистические признаки в тексте.

Комплексный анализ текста.

18.10

Систематический курс русского языка ( 159 часов)

Фонетика. Орфоэпия ( 11 часов)

32

Что изучает фонетика.

Фонетика как раздел науки о языке. Звук – основная единица фонетики.

Словарный диктант

§27, ЗСП – 7,8

20.10

33

Звуки гласные и согласные.

Гласные ударные и безударные. Согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие.

Фонетический разбор

§28, упр. 186

21.10

34

Изложение

Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Языковые особенности текста. Авторский стиль.

Изложение

-

22.10

35

Анализ изложения.

Анализ ошибок, допущенных в изложении.

Работа над ошибками

Индивидуальные задания

23.10

36

Слог, ударение.

Предметы изучения орфоэпии. Знакомство с орфоэпическим словарем и его использование.

Слабая, сильная позиция.  Понятие «подвижное ударение»

Фонетический разбор

§у9, упр. 301, 302

25.10

37

Что изучает стилистика?

Стили речи. Стилистика. Речевая ситуация. Текст.

Основные отличия стилей (публицистический, разговорный, научный, художественный)

Творческое задание

§46, подобрать тексты на разные стили

26.10

38

Что изучает орфоэпия. Произношение ударных и безударных гласных  звуков.

Особенности ударения в русском языке. Трудные случаи ударения в словах.

Орфоэпический разбор слов

Тест

§30, упр. 211, 213

27.10

39-40

Произношение согласных  звуков. Орфоэпический разбор слова.

Изменения звуков в речевом потоке. Правильное произношение некоторых групп согласных.

Фонетический и орфоэпический разбор слов

§31, упр. 233

Найти примеры звукописи

28.10

30.10

41

Контрольный диктант по теме «Фонетика. Орфоэпия»

Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы. 

Диктант с грамматическим заданием

-

07.11

42

Анализ контрольной работы.

Анализ ошибок, допущенных в диктанте

Работа над ошибками

Индивидуальные задания

                                                                                                                             Лексика. Словообразование. Правописание ( 29 часа )

43

Как определить лексическое значение слова.

Точность употребления слова в соответствии с его лексическим значением. Основные способы объяснения лексического значения слова: краткое толкование значения слова, подбор синонимов, однокоренных слов.

Лексикология, понятие о слове, словарное богатство русского языка

Словарный диктант

Выборочный диктант

§32, упр. 238, 242

44

Сколько лексических значений имеет слово.

Однозначные и многозначные слова.

Распределительный диктант

§33, упр. 251

45

Когда слово употребляется в переносном значении.

Прямое и переносное значение слова. Понимание основания для переноса наименования (сходство, смежность объектов или признаков).  Основные виды тропов, основанные на употреблении слова в переносном значении (метафора, олицетворение,

эпитет). Фразеологические обороты.

Однозначные и многозначные слова

Объяснительный диктант

§34, упр. 257

Упр. 261

Упр. 269

                                                                                                                              2 четверть  ( 35 часов )

46

Сочинение-описание по картине И.Т.Хруцкого "Цветы и плоды".

 Тема сочинения. План сочинения. Материалы к сочинению.

Сочинение-описание по картине

-

47

Анализ сочинения-описания по картине И.Т.Хруцкого "Цветы и плоды".

Анализ недостатков в содержании и написании сочинения по картине.

Работа над ошибками

Индивидуальные задания

48-49

Как пополняется словарный состав русского языка.

Способы пополнения  словарного запаса. Заимствованные слова.  Роль старославянизмов в русском языке.

Этимология – наука о происхождении слова.

Текущий контроль

§35, упр. 277

Упр. 279

50

Разговорная и книжная речь

Разговорная речь. Книжная речь. Признаки разговорной и книжной речи. Текст.

Сопоставительный анализ текстов(разговорная и книжная речь)

51-52

Как образуются  слова в русском языке.

Морфема как минимальная значимая единица языка. Отличие морфемы от других языковых единиц. Виды морфем. Приставки, суффикс как словообразующие морфемы. Порядок разбора слов по составу. Основные способы образования слов (приставочный, суффиксальный приставочно-суффиксальный бессуффиксальный).  Сложение как способ словообразования.

Сложносокращенные слова, аббревиатура, правописание слов с приставкой пол-, образование слов из словосочетаний, переход слов из одной части речи в другую.

Практическая работа

§36, упр. 281,

Упр. 283

53

Какие чередования гласных и согласных происходят в словах.

Чередование гласных и согласных в корнях при образовании слов и их форм. и//е (-бир//бер, -тир//тер, -мир//мер и др.).

Словарный диктант, тест

§37, упр. 297

54

Сочинение-описание по фотографии В.Гиппенрейтера "Сухие стволы сосен".

 Тема сочинения. План сочинения. Материалы к сочинению.

Сочинение-описание по картине

-

55

Анализ сочинения-описания  "Сухие стволы сосен" В.Гиппенрейтера.

Анализ недостатков в содержании контрольной работы и написании сочинения-описания.

Работа над ошибками

Индивидуальные задания

56

Правописание чередующихся гласных а-о в корнях - лаг- - -лож- ; - рос- - раст- (-ращ-).

Варианты одного и того же корня, правописание которых зависит от конкретных условий в слове.

Чередование гласных, зависящих от лексического значения

Объяснительный диктант

§38, упр. 309 (1,2 ч)

57

Буквы о-е после шипящих в корнях слов.

Правописание иноязычных слов.

Объяснительный диктант

§39, упр. 315

58

Контрольный диктант  по теме «Правописание корней слов»

 Орфография. Пунктуация.  Грамматический разбор слов.

Диктант с грамматическим заданием

-

59

Анализ контрольного диктанта

 Анализ ошибок, допущенных в диктанте

Работа над ошибками

Индивидуальные задания

60

Чем отличаются друг от друга слова-омонимы.

Лексические омонимы как слова, тождественные по звучанию и написанию, но различные по лексическому значению. Различие омонимов и многозначных слов в речи.

Грамматические и функциональные омонимы

Комплексный анализ текста

§49, упр. 430, 322(у)

61

Что такое профессиональные и диалектные слова.

Диалекты, профессионализмы, жаргонизмы.

Понятие  «термин», интернациональные термины

Знать понятия профессиональные, диалектные слова, термины. Уметь их распознавать.

§41, упр. 326, 329

62

Сжатие и развертывание текста

Тема текста и основная мысль текста. Основные приемы сжатия и развертывания текста. Стили речи.

Сжатое изложение (не  менее 90 слов)

63

О чем рассказывают устаревшие слова.

Основные приемы появления устаревших слов в процессе развития языка. Два типа устаревших слов: историзмы и архаизмы.

Неологизмы

Комплексный анализ текста

§42, упр. 331, 332

ЗСП-2,4,6

64

Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова.

Понятие "речевой этикет". Слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности.

Творческая работа

§43, упр. 338, 339

65

Правописание корней с чередованием

Корни с чередованием гласных и согласных звуков. Условия выбора орфограмм.

Особенности корня –дром_

Тест

Индивидуальные задания

66

Художественная и научно-деловая речь

Художественная речь. Научно-деловая речь. Их признаки. Текст.

Текущий контроль

67

Правописание приставок.

Правописание неизменяемых приставок; приставок на з-с, приставок при- и пре-.

Особые случаи написание приставок при-, пре-

Объяснительный диктант

§44, упр. 349

Работа по карточкам

68

Буквы и-ы после ц.

Различие между произношением и написанием в слове.

Правописание заимствованных и исконно русских слов на -ий,- ый

Тест

§45, упр. 355

69

Повторение и обобщение изученного

Лексическое значение слов. Строение и правописание слов. Морфемный разбор слов.

Словарный диктант

Упр. 351

70

Итоговый контрольный диктант за 1-ое полугодие.

Орфография. Пунктуация. Грамматический разбор 

Диктант с грамматическим заданием

71

Анализ контрольного диктанта.

Анализ ошибок, допущенных в диктанте

Работа над ошибками

Индивидуальные задания

                                                                                                                                   Синтаксис и пунктуация (вводный курс)   ( 38 часов )

72

Что изучает синтаксис и пунктуация.

Синтаксис как раздел грамматики. Пунктуация как система правил правописания предложений. Ученый-лингвист А.М.Пешковский.

А.А. Шахматов.  Особенности знаков препинания.

Творческое задание.

§47,  упр. 338

73

Что такое тип речи?

Типы речи. Содержание высказывания.

Текущий контроль

§76, упр. 538

74

Словосочетание.

Смысловая и грамматическая связь в словосочетании. Особенности строения словосочетания. Типы словосочетания по характеру главного слова.

Связи в словосочетании (общее знакомство)

Тест

§48, упр. 394, 395

75

Разбор словосочетания.

Порядок разбора словосочетания.

Практическая работа

Упр. 398, ЗСП-1,3,11

76

Предложение. Интонация предложения. Виды предложений по цели высказывания.

Предложение как основная единица синтаксиса. Интонационные и смысловые особенности предложений. Повествовательные, вопросительные, побудительные предложения.

Основные признаки предложения. Отличительные особенности  повествовательных, побудительных и вопросительных предложений.

Комплексный анализ текста

Синтаксический разбор предложения

§51, упр. 404

Упр. 407

77

Восклицательное предложение.

Виды предложений по эмоциональной окраске: невосклицательные и восклицательные.

Риторический вопрос.

Творческая работа

§52, упр. 414

78

Описание, повествование, рассуждение.

 Типы речи. Аргументы при определении типов речи.

Комплексный анализ текста

79

Главные члены предложения.

Синтаксическая структура предложения. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое.

Понятие состав подлежащего и состав сказуемого.

Синтаксический разбор предложения

§53, упр. 422

ЗСП-13

                                                                                                                       3 четверть ( 55 часов )

80

Тире между подлежащим и сказуемым.

Главные члены предложения. Условия постановки тире между ними. Нулевая связка. 

Особые случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым.

Словарный диктант

Тест

§54, упр. 427

Упр. 429

81

Предложения распространенные и нераспространенные

Роль второстепенных членов предложения.

Тест

§56, написать мини-сочинение

82

Сочинение-описание по картине И.И. Машкова «Клубника и белый кувшин»

 Тема сочинения. План сочинения. Материалы к сочинению.

Сочинение-описание по картине

-

83

Анализ сочинения

Анализ недостатков в содержании и написании сочинения по картине.

Работа над ошибками

Индивидуальные задания

84

Второстепенные члены предложения.

Способы выражения второстепенных членов предложения.

Однозначные и многозначные члены предложения.

Объяснительный диктант

§57, упр. 438

85

Дополнение.

Второстепенные члены предложения. Дополнение. Косвенные падежи. Способы выражения дополнений. Приглагольное дополнение. Роль дополнений в предложении. Синтаксический разбор предложения. 

Отличие дополнений от подлежащих

Синтаксический разбор предложения

§58, упр. 441, 445 (у)

86

Определение.

 Второстепенные члены предложения. Определение. Способы выражения определения. Согласование.  Смысловые и художественные функции определений.

Согласованные и несогласованные определения (общее понятие). Приложение.

Словарный диктант

§59, упр. 450

87

Обстоятельство.

 Второстепенные члены предложений. Обстоятельства. Способы выражения обстоятельств. Виды обстоятельств по значению. Роль обстоятельств в предложении.

Однозначные и многозначные обстоятельства

Синтаксический разбор предложения

§60, упр. 456, 459

ЗСП-14

88-89

Однородные члены предложения.

Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами.

Союзы при однородных членах предложения

Комплексный анализ текста

Объяснительный диктант

§61, упр. 464

Упр.  467

90

Оценка действительности.

Основные способы выражения оценки действительности.

Творческая работа

§105, упр. 789

91

Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

Роль обобщающего слова в предложении.

Особые случаи расстановки двоеточия: без обобщающего слова, отделение обобщающего слова от однородных членов другими словами.

Предупредительный диктант

§62, упр. 469

92

Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения»

Орфография. Пунктуация. Грамматический разбор

Диктант с грамматическим заданием

-

93

Анализ диктанта

Анализ ошибок, допущенных в диктанте

Работа над ошибками

Индивидуальные задания

94

Анализ текста: определение типа речи

Текст. Типы речи.

Проверочная работа

Индивидуальные задания

95

Обращение.

Использование обращений в устной и письменной речи.

Использование обращений в поэзии.

Творческая работа

Тест

§63, упр. 474

Упр. 472

96

Синтаксический разбор простого предложения.

Порядок синтаксического разбора простого предложения.

Синтаксический разбор предложения

§64, разобрать предложения

97

Сочинение-описание по картине К.Ф.Юона "Русская зима".

 Тема сочинения. План сочинения. Материалы к сочинению.

Сочинение-описание

-

98

Анализ сочинения

Анализ недостатков в содержании и написании сочинения по картине.

Работа над ошибками

Индивидуальные задания

99-100

Сложное предложение.

Особенности строения сложносочиненного предложения, средства связи такого предложения; особенности строения СПП.

Бессоюзное сложное предложение. Особенности выделения на письме знаками препинания.

Комплексный анализ текста

Тест

§65, упр. 476, 481, 485

101-102

Прямая речь.

Анализ и конструирование предложений с прямой речью.

Особенности построения предложений с прямой речью (прямая речь внутри слов автора)

Творческая работа

Тест

§66, упр. 494

103

Изложение с элементами сочинения "Отчаянный воробей".

 Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип текста. Языковые особенности.

Изложение

-

104

Диалог.

Пунктуационное оформление  диалога.

Понятие «реплика»

Творческое задание

§67, упр. 506, 508

105

Строение текста типа рассуждения-доказательства.

Тезис. Аргумент.

Творческая работа

Упр. 799

106

Повторение и обобщение изученного по теме "Синтаксис и пунктуация".

Основные сведения о синтаксических единицах и знаках препинания в простом и сложном предложении.

Тест

Подготовиться к диктанту

Индивидуальные задания

107

Контрольный диктант с грамматическим заданием

Орфография. Пунктуация. Грамматический разбор

Диктант

-

108

Анализ контрольного диктанта.

Анализ ошибок, допущенных в диктанте

Работа над ошибками

Индивидуальные задания

Морфология. Правописание.  ( 61 час )

109

Самостоятельные и служебные части речи.

Дифференциация самостоятельных частей речи по грамматическому значению, морфологическим правилам и синтаксической функции. Грамматическое значение служебных частей речи, их роль в предложении.

Понятие «знаменательная часть речи». Признаки частей речи; М.В. Ломоносов

Токушей контроль

Тест

§68, упр. 513

Глагол ( 22 часа )

110

Что обозначает глагол.

Глагол как часть речи. Инфинитив.

Формообразовательные суффиксы –ть, -ти.

Объяснительный диктант

§69, упр. 523

111

Слитное и раздельное написание не с глаголами.

Слова-исключения.

Объяснительный диктант

Упр. 526

112

Как образуются глаголы.

Образование глаголов в приставочном и суффиксальным способом. Правописание недо- с глаголом.

Видовые пары, глаголы-антонимы

Творческая работа

Упр. 533

113

Как связываются предложения в тексте. «Данное» и «Новое» в предложениях

Связь предложений в тексте. «Данное» и «новое» в предложении

Лингвистический анализ текста

114

Вид глагола.

Вид - важнейший постоянный признак глагола. Глаголы совершенного и несовершенного вида.

Основные различия в значениях вида. Употребление глаголов несовершенного вида  в описательных текстах.

Выборочный диктант

Упр. 539

115

Корни с чередованием букв е-и.

Навыки написания корней с // в зависимости от а. Омонимические корни.

Понятие «родственные гнезда» слов

Тест

Упр. 543, 544

116

Неопределенная форма глагола (инфинитив).

-Ть, -ти - обозначаются как суффикс.

Словарный диктант

Упр. , 544

117

Правописание -тся и -ться в глаголах.

Форма инфинитива и 3 лицо  единственного числа глагола.

Объяснительный диктант

Упр. 549

118

Наклонение глагола.

Сопоставление и противопоставление примеров с изъявительным, сослагательным, повелительным наклонением.

Обозначение действия ы разных наклонениях глаголов.

Текущий контроль

§72, ЗСП-15

119

Строение текста типа повествования.

Особенности строения текста типа повествования.

Комплексный анализ текста

Упр. 819

120

Как образуется сослагательное (условное) наклонение глагола.

Закрепление правописания частицы бы. СПП с придаточным условным.

Особая роль частицы Бы (б),  союз чтобы (чтоб) и местоимение что с частицей бы.

Творческая работа

Упр. 558

121

Как образуется повелительное наклонение глагола.

Образование и употребление частых форм повелительного наклонения. Использование форм повелительного  наклонения в формулах этикета.

Роль вида при образование повелительного наклонения

Объяснительный диктант

Упр. 559

122

Морфологический разбор глагола

Морфологические признаки и синтаксическая роль глагола. Порядок морфологического разбора.

Практическая работа

Разобрать слова

123-124

Времена глагола.

Изменение глаголов по временам. Настоящее, прошедшее и будущее время глаголов.

Особенности образования прошедшего и будущего времени.

Распределительный диктант

§75, упр. 573

Упр. 574

125

Сочинение-повествование «Как я…»

Тема, план сочинения. Материалы сочинения.

Сочинение

-

126

Спряжение глагола. Лицо и число.

Перечень окончаний глаголов I и II спряжения. Алгоритм определения спряжения глаголов.

Разноспрягаемые глаголы

Словарный диктант

§76, упр. 582

127-128

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Алгоритм определения спряжения глаголов с безударным личным окончанием. Безударное окончание глаголов.

Глаголы-исключения, ь знак во 2 лице ед. ч. после шипящих.

Объяснительный диктант

Тест

§77, упр. 588

Определить спряжение

129

Безличные глаголы. Переходные и непереходные глаголы.

Безличные глаголы. Значение и формы безличных глаголов. Употребление безличных глаголов.  Переходные и непереходные глаголы.

Безличные предложения.

Словарно-орфографическая работа

§78, упр. 592

130

Контрольный диктант по теме «Глагол»

Орфография. Пунктуация. Грамматический разбор

Диктант

-

131

Анализ диктанта

Анализ ошибок, допущенных в диктанте

Работа над ошибками

Индивидуальные задания

Имя существительное ( 20 час )

132

Что обозначает существительное.

Имя существительное как часть речи. Грамматическое значение. Морфологические признаки. Синтаксическая функция.

Роль существительных в речи.

Комплексный анализ текста

§79, упр. 598

133

Как образуются имена существительные.

Способ образования имен существительных. Значение словообразовательных морфем.

Источники образования имен существительных

Работа с дидактическим материалом

§80, упр.  607

134

Употребление суффиксов существительных -чик-, -щик-.

Образование имен существительных. Правило правописание суффиксов. 

Ь в суффиксах чик, щик.

Выборочный диктант

§81, упр. 610

                                                                                                                        4 четверть ( 40 часов )

135

Строение текста типа описания предмета

Описание. Строение текста типа описания предмета.

Сочинение-миниатюра

Упр. 844, 847

136

Употребление суффиксов существительных -ек-, -ик-(-чик).

Беглые о и е.  Орфографическое правило, регламентирующее написание суффиксов –ек- ;ик.

Значение суффиксов ек - ик

Предупредительный диктант

Упр. 612

137

Слитное и раздельное написание не не с именами существительными.

 Приставка не, частица не, часть корня не. Условия слитного и раздельного написания не с существительными.

Роль приставки не- в образовании антонимов.

Объяснительный диктант

§83,  упр. 617

138

Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

Прием олицетворения

Отличительные особенности определения одушевленности – неодушевлённости имени существительных

Комплексный анализ текста

Упр. 622, ЗСП-16

139

Собственные и нарицательные имена существительные

Употребление прописной буквы в именах собственных. Правописание собственных наименований.

Топонимика – наука о происхождении названий.

Выборочный диктант

Упр. 625

140

Род имен существительных.

Категория рода. Грамматические нормы русского языка 

Определение рода по значению имени существительного

Тест

ЗСП-13,14,15

Подготовиться к сочинению

141

Сочинение «Знакомьтесь, мой друг…»

Тема сочинения. План. Материалы к сочинению.

Сочинение

-

142

Анализ сочинения.

Анализ ошибок, допущенных в сочинении.

Работа над ошибками

Индивидуальные задания

143

Существительные общего рода. Род несклоняемых имен существительных.

Род имен существительных. Существительные общего рода. Определение рода иноязычных существительных. 

Переход существительных мужского рода в существительные  общего рода.

Выборочный диктант

Текущий контроль

Упр. 633, 635

144

Число имен существительных.

Существительные, употребляемые только во множественном числе или только в единственном числе.

Комментированное письмо

Работа с дидактическим материалом

145

Падеж и склонение имен существительных.

Разносклоняемые существительные. Морфологический разбор имени существительного.

Особый тип склонения существительных

Комплексный анализ текста

Упр. 642, 644

146

Морфологический разбор имени существительного

Морфологические и синтаксические признаки имени существительного. Порядок морфологического разбора.

Практическая работа

Разобрать слова

147

 Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

Правописание безударных окончаний существительных на -ий, -ия, -ие.

Нулевое окончание существительный на -ий

Словарно-орфографическая работа

Тест

Упр. 651

148

Употребление имен существительных в речи.

Синтаксическая роль имен существительных.

Существительные- -ключевые слова текста

Объяснительный диктант

Упр. 654

149

Соединение типов речи в тексте

Стиль и тип речи. Соединение в одном тексте разных типов речи.

Комплексный анализ текста

150

Контрольный диктант по теме «имя существительное»

Орфография. Пунктуация. Грамматический разбор

Диктант

-

151

Анализ диктанта

Анализ ошибок, допущенных в диктанте

Работа над ошибками

Индивидуальные задания

Имя прилагательное ( 18 часов )

152-153

Что обозначает имя прилагательное. Прилагательные качественные, относительные и притяжательные.

Имя прилагательное как часть речи. Морфологические особенности прилагательных.

Роль прилагательных в речи.

Переход прилагательных из одного разряда  в другой

Словарный диктант

Объяснительный диктант

§85, упр. 665

154

Правописание окончаний имен прилагательных.

Дефисное написание прилагательных, обозначающих оттенки цветов.

Связь вопроса и окончания у имен прилагательных

Комплексный анализ текста

Тест

Упр. 673

155

Образование имен прилагательных.

Суффиксальный способ образования прилагательных. Значение суффиксов.

Особенности правописания суффиксов

Текущий контроль

Упр. 699

156

Анализ и редактирование текстов

Тема и основная мысль текста. Стиль и тип речи. Редактирование текста.

Творческая работа

-

157-158

Прилагательные полные и краткие.

Морфологические и синтаксические признаки кратких прилагательных в сравнении с полными прилагательными с основой на шипящий.

Синтаксические особенности кратких  и полных прилагательных.

Комплексный анализ текста

Тест

Упр. 692

159-160

Сравнительная степень имени прилагательного. Образование сравнительной степени.

Особенности употребления степеней сравнения качественных или прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного.

Словарно-орфографическая работа

Тест

Упр. 694

161

Контрольное изложение

Стр.315. "Поурочные разработки по русскому языку".

Изложение

-

162

Анализ изложения

Анализ ошибок, допущенных в изложении

Работа над ошибками

Индивидуальные задания

163-164

Превосходная степень имения прилагательного. Образование превосходной степени

Употребление прилагательных в устной речи. Суффиксы. превосходной  степени прилагательных.

Переход некоторых слов в формообразовательные частицы.

Комплексный анализ текста

Упр. 699

165

Сочинение-рассуждение «За что я люблю лето»

Рассуждение. Стиль и тип речи. Тема, план сочинения. Материалы к сочинению

сочинение

-

166

Анализ сочинения

Анализ ошибок, допущенных в сочинении

Работа над ошибками

Индивидуальные задания

167

Морфологический разбор имени прилагательного.

Морфологические признаки и синтаксическая роль имени прилагательного. Порядок синтаксического разбора

Практическая работа

Разобрать слова

168

Итоговый контрольный диктант

Орфография. Пунктуация. Грамматический разбор

Диктант

-

169

Анализ диктанта

Анализ ошибок, допущенных в диктанте

Работа над ошибками

Индивидуальные задания

Повторение и обобщение изученного в 5 классе ( 5 часов )

170-174

Повторение и обобщение пройденного

 Язык. Разделы языка. Текст. Типы речи. Орфография. Пунктуация. Речь

Творческая работа

Задания по дидактическому материалу

175

Итоговый урок

-

-



Предварительный просмотр:

                                                                                  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Данная рабочая программа составлена на основе требований образовательных стандартов и примерной программы по русскому языку в соответствии с программой и учебниками под редакцией Разумовской М. М.., вышедших в издательстве «Дрофа» в 2011г.

    Программа рассчитана на 175 часов в год (5 часа в неделю).

    Основная особенность курса русского языка по данной программе – его ориентация на интенсивное речемыслительное развитие ребенка.

Это проявляется прежде всего в целенаправленном формировании всех видов речевой деятельности: умение осмысленно воспринимать устную и письменную речь ( слушать и читать ), умение правильно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли и чувства в письменной и устной форме (говорить и слушать ), а также  в развитии врождённого языкового чутья и речемыслительных способностей школьников.  Курс отличается ярко выраженной семантической направленностью в изучении грамматико – орфографического материала, усиленным вниманием к особенностям употребления в речи языковых единиц, к эстетической функции изучаемых явлений языка. Большое внимание уделяется формированию навыков использования справочной литературы, работы  с различными видами лингвистических словарей.

    Программа реализует идею межпредметных связей при обучении русскому языку, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам.

    Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией Разумовской М.М. входит в состав УМК по русскому языку для 5 класса.

    Содержание учебника соответствует образовательному стандарту по русскому языку.

Требования к уровню подготовки учащихся:

В результате изучения русского языка ученик должен

знать:

-основные признаки разговорного, книжного, научного и официально-делового стилей;

-признаки текста типа описание, повествование, рассуждение;

-основные нормы ( грамматические, орфоэпические, лексические, орфографические, пунктуационные ) русского языка;

-нормы речевого этикета;

-смысл понятий: речь устная, письменная; монолог, диалог;

уметь:

-определять тему, идею, тип, стиль речи;

-осознавать языковые единицы ( части речи ), различать их, анализировать;

-читать тексты разных стилей и жанров, владеть разными видами чтения; говорения и письма;

-воспроизводить текст с заданною степенью свёрнутости;

-создавать тексты различных стилей и жанров;

-соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

-соблюдать в практике грамматические нормы современного языка;

-грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:

  1. Учебник по русскому языку для 5 класса под редакцией М.М. Разумовской, Дрофа, 2011
  2. Рабочая тетрадь к учебнику русского языка для 5 класса под редакцией М.М. Разумовской, Дрофа, 2011
  3. Книга для учителя к учебнику для 5 класса под редакцией Гордеевой И.А., Дрофа, 2010
  4. Программа по русскому для общеобразовательных учреждений. 5-9 класс

Мультимедийные пособия:

  1. CD-диск к учебнику русского языка для 5 класса под редакцией М.М. Разумовской, Дрофа 2011
  2. « Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов;
  3. 1-С Репетитор « Русский язык. Орфография» обучающая программа для школьников;
  4. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия  5-6 класс;

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ЗА КУРС 5 КЛАССА:

I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 5 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

II. К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

- производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в 5 классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом;

- с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;

- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

- находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.

- правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5классе.

- находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

- составлять сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе «Литература» 10 класс

Пояснительная записка к рабочей программе и тематическое планирование по литературе 10 класс по программе Г.С.Меркина...

Пояснительная записка к рабочей программе 6-9 класс.

Пояснительная составлена для рабочей  программа 6-11 классы общеобразовательных учреждений/ А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин./М., «Вентана-Граф»,2011г....

Пояснительная записка к рабочей программе история 11 класс

Пояснительная записка к интегрированному курсу история 11 класс....

Пояснительная записка к рабочей программе история 10 класс

Пояснительная записка к интегрированному курсу история 10 класс...

Пояснительная записка к рабочей программе в 6 классе «Английский язык» базовый уровень на 2015-2016 учебный год

Рабочая  программа для 6 классов «Английский язык» базовый уровень на 2015-2016 учебный год  составлена на основе:1. Закона Российской Федерации «Об образовании»;2. Примерные программы начал...

пояснительная записка к рабочей программе для 9 класса по французскому языку

Аннотация к рабочей программе по французскому языку для 9 класса Рабочая программа учебного предмета «Французский язык» для 9 класса составлена на основании:  -  закона «Об Образов...

Пояснительная записка к рабочей программе «Иностранный язык (английский)» для 2-3 классов в соответствии с ФГОС начального общего образования к УМК О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой «Английский язык. Rainbow English»

Пояснительная записка к рабочей программе "Иностранный язык (английский)» для 2-3 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта н...