Воспитание интереса к предмету
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме

Родителям и не только...
Методы и приёмы учебной деятельности, которые формируют навыки самостоятельной работы, воспитывая интерес к учению (презентация опыта работы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Vospitanie_interesa_-_1.zip26.08 КБ
Package icon Vospitanie_interesa_-_2.zip787.87 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитание интереса к предмету через формирование навыков самостоятельной работы в урочной и внеурочной деятельности»

Формат: творческая мастерская

Примерный план (по пунктам):

  1. Социальное проектирование и конструирование в системе образования (или что мы воспитываем, воспитывая интерес)
  2. Маршрутный лист: организационные формы в познавательной деятельности
  3. Итоги творческой самостоятельности
  4. Рефлексия

Слайд №1

В современных условиях социальный заказ школе - личность, способная мыслить и действовать творчески, самостоятельно, нетрадиционно.

Уважаемые коллеги, уверена, что не раз случалось и вам думать, как донести до своих учеников «разумное, доброе, вечное», не повторяя слова: «Откроем учебник, работаем с упражнением…», а построить урок с учетом современных требований.

Слайд №2

Задача школы сегодня - не только сообщение определённой суммы знаний, но и развитие у учащихся познавательных интересов, творческого отношения к делу, стремления к самостоятельному “добыванию” знаний и умений, применения их в своей практической деятельности.

В своей работе учитель - предметник применяет такие методы и приёмы учебной деятельности, которые формируют навыки самостоятельной работы, воспитывая интерес к учению.

Русский язык, как учебный предмет, имеет ряд особенностей: пробелы в знаниях отдельных тем скажутся на успешности усвоения последующего материала сейчас или позже. На уроках мысль ученика работает в мире абстрактных понятий, подчас утрачивая связь с реальной действительностью. Отрыв филологических знаний от практической жизни приводит к тому, что русский язык считают трудной, даже не интересной наукой.

Среди многих идей, направленных на совершенствование учебного процесса, идея формирования познавательных интересов учащихся является одной из самых значимых.

Слайд №3

Цель моего выступления: представить свой опыт по данной теме.

Слайд №4

«Ученье, лишённое всякого интереса и взятое только силою принуждения … убивает в ученике охоту к учению, без которого он далеко не уйдёт”, - писал К.Д.Ушинский.

Слайд №5

1 Интерес – мощный побудитель активности личности, под его влиянием деятельность становится увлекательной и продуктивной. В формировании познавательного интереса учащихся можно выделить следующие этапы:

  1. любопытство;
  2. любознательность;
  3. устойчивый интерес.

Слайд №6

2 Любопытство – естественная реакция человека на всё неожиданное, оно приковывает внимание учащегося к материалу на уроке, но не переносится на другие уроки. Это неустойчивый, ситуативный интерес, который гаснет и быстро исчезает. Но это первая возможностью вызвать ростки интереса к учению, начальная стадия познавательной направленности личности ученика, когда объектом является не содержание предмета, а формы работы на уроке, мастерство учителя, оборудование.

Слайд №7

3 По мере обогащения запаса конкретных знаний происходит процесс перерастания любопытства в любознательность.

Однако любознательность ученика не распространяется на изучение всего предмета. Материал другой темы может оказаться для него скучным и интерес к предмету пропадёт.

Задача учителя состоит в том, чтобы поддерживать любознательность и стремление сформировать у учащихся устойчивый интерес к предмету. Этому содействует опыт самостоятельной деятельности.

Слайд №8

Именно интересное преподавание приводит к интересному учению. Их совокупность надо считать одним из основных критериев ценности учебного процесса.

Для воспитания и развития интереса к предмету использую работу на уроке и

внеклассные мероприятия.

Традиционные уроки

Какие же формы и приёмы работы помогают развить интерес к предмету?

Чтобы держать учащихся в «рабочей  форме», не снижать их деловую активность, увеличиваю объём работы за счёт

- дополнительных заданий, которые выполняются на том же самом дидактическом материале. Это обеспечивает занятость детей и содействует формированию более прочных навыков, систематическому повторению пройденного. Дополнительные задания имеют самый разнообразный характер: найти слова с чередующимися звуками; слова, где нет соответствия между звуками и буквами; однокоренные слова и формы одного слова; подобрать к слову синонимы и антонимы, разобрать слово по составу, начертить схему предложения.

Ученики 6-7 классов еще довольно медленно пишут, поэтому я даю больше заданий типа «Расставьте знаки препинания, «Вставьте буквы», «Сравнени тексты», предпочитая их заданиям «Спишите текст». Правда, есть свои трудности. Необходимо распечатывать экземпляр текста на каждый стол или на каждого учащегося.

Предлагаю дифференцированные задания для работы у доски или на месте. Как

правило, разноуровневые задания выполняются школьниками с желанием, способствуют развитию познавательного интереса:

- первый уровень: непосредственное воспроизведение содержания – учащиеся должны пересказывать, узнавать, давать определения;

- второй уровень: применение знаний в знакомой ситуации по образцу - ученики соблюдают правила, сравнивают, составляют по готовой схеме;

- третий уровень: применение знаний в незнакомой ситуации, то есть творчески – ученики составляют ответ на проблемный вопрос, высказывают суждение, анализируют информацию, пишут сочинение, дают отзыв или рецензию, ищут сами информацию.

Самостоятельный подбор учащимися дидактического материала, аналогичного упражнению учебника.

Например:

- в упражнении пятиклассникам предлагается в данных пословицах изменить лицо глагола. Сильные учащиеся должны выполнить указанное задание на материале пословиц, которые они должны подобрать самостоятельно.

- в  упражнении предлагается вставить в данных словах пропущенные орфограммы. Учащиеся же самостоятельно подбирают слова с аналогичными орфограммами и обозначают их.

Слайд №9

Включаю в урок задания повышенной трудности, для выполнения которых нужен более высокий интеллектуальный уровень. Это наиболее продуктивное направление работы. 

Например:

Перестройте и запишите предложение в соответствии со схемой.

Волны играют друг с другом, взлетают, спорят с ветром.

1. Волны, (деепричастие) и (деепричастие), (сказуемое).

2. Волны (сказуемое) и, (деепричастие), (сказуемое) .

3. Волны (сказуемое), (деепричастие), и (сказуемое).

(Слайд-«ключ» № 13)

1. Волны, играя друг с другом и взлетая, спорят с ветром.

2. Волны играют друг с другом и, взлетая, спорят с ветром.

3. Волны играют друг с другом, взлетая, и спорят с ветром.

Слайд №10

Задания, ориентирующие учащихся на поиски разнообразных вариантов выполнения.

Такая форма работы позволяет рассматривать те или иные лингвистические явления не однолинейно, а под разными углами зрения, находить варианты решения одной и той же проблемы.

Например:

Сколько вариантов группировки слов можете вы предложить? Укажите, что лежит в основе группировки. (Сторож, мышь, течь, молодёжь, с пастбищ,  река Сож, город Керчь, из училищ, дочь, без калош).

Учащиеся могут предложить массу вариантов группировки:

  1. Наличие мягкого знака и его отсутствие;
  2. тип склонения;
  3. род;
  4. падеж;
  5. собственные - нарицательные;
  6. одушевлённые- неодушевлённые;
  7. с предлогами - без предлогов;
  8. имеющие форму только ед. числа.

Слайд №11

Задания на подбор грамматических синонимов.

Например:

Как можно сказать иначе, не изменяя содержания высказывания:

Мальчик испугался грозы и заплакал.

(Мальчик, испугавшись грозы, заплакал.

Испугавшийся грозы мальчик заплакал.

Испугавшись грозы, мальчик заплакал.

Мальчик, испугавшийся грозы, заплакал.

Мальчик, который испугался грозы, заплакал.

Мальчик заплакал, потому что испугался грозы. (При проверке таких  заданий обращаем внимание на оттенки значения, которыми различаются синонимы).

Задания, содействующие формированию навыка самостоятельного добывания учащимися знаний.

Цель таких заданий - будить детскую любознательность, пробуждать желание заглянуть за рамки учебника, формировать активное отношение к процессу познания. Очень полезна здесь пропедевтическая работа. Например, работая над прилагательными, глаголами, преднамеренно сталкиваю детей с причастиями и деепричастиями: в предложении для разбора слова таинственный и мерцающие учащиеся классифицируют как прилагательные. Исправляю ошибку и предлагаю раскрыть «тайну» второго слова, шагнуть «за горизонт программы», на два года вперёд, указав адрес, куда можно обращаться за справками. На следующем уроке заслушиваются сообщения «разведчиков» из страны будущего, показываю, как отличить прилагательные от причастий; в дальнейшем эти термины систематически звучат на уроке и понятия практически усваиваются учащимися.

Так же поступаю и при встрече с незнакомыми орфограммами и пунктограммами.

Работа со словарями.

Большое значение для формирования навыков самостоятельного добывания знаний имеет работа со словарями. Практическую необходимость обращаться к словарям воспитываю на базе ситуативных задач. Например:

Вы готовитесь к докладу. У вас возникли сомнения, как

правильно произносить следующие слова. Поставьте ударения в словах, используя словарь.

Творческие задания.

Каждый нормальный ребёнок стремится к творческой деятельности.

Творческие работы формируют навыки связной речи, развивают интерес к предмету и творческие способности учащихся.

  1. Создание сочинений-миниатюр по образцу. Например, в упражнении

предлагается вставить прилагательные в текст, представляющий собой описание пасмурного дня. Детям предлагаю по данному образцу дать самостоятельное описание солнечного дня.

  1. Ситуативно-творческие задания. На уроке использую не естественные

ситуации, а ситуации учебные, искусственные, созданные на основе определённой установки, устной зарисовки, иллюстративного материала или специально подобранного текста.

Например:

1). «Лето. Ярко светит солнце. Иду по лесу. Шумят сосны. Лепечут берёзы. Запах дыма. Выхожу на поляну. Кто-то оставил горящий костёр. Начался лесной пожар».

Опишите ваши чувства и ваши действия, используя вводные слова.

2). Представьте себе, что это не две девочки, а вы сидите на киле перевёрнутой лодки (картина О.Д.Яновской «Ждут») и смотрите в бескрайнюю и загадочную даль моря. Опишите, что вы видите там, используя наречия и деепричастия.

Выполнение творческих заданий способствует поддержанию у учащихся интереса к предмету. Как правило, все ученики стараются выполнить такие задания как можно лучше и получить за них хорошую оценку.

Работа с текстом.

Высокая речевая культура - самая лучшая рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности. В речи выражается весь человек.

Сегодня я работаю с текстом на каждом уроке.

Как? Сначала текст нужно прочитать – мы учимся и это делать, потом текст надо понять – начинается комплексный анализ текста: определение идеи, темы, стиля, типа, фонетических, лексических, синтаксических особенностей. Целая серия методической литературы помогает в этом. Я пользуюсь книгами Александра Малюшкина, созданными для каждой параллели, в которых предлагаются интересные тексты в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

После окончания работы с текстом предлагаю учащимся на выбор две-четыре цитаты (или пословицы, расхожих выражения), связанные с содержанием текста и отражающие различные подходы к интерпретации сюжета. Детям нужно выбрать одну из них – какая, на их взгляд, больше подходит по смыслу к тексту – и написать небольшое эссе (маленькое сочинение), обосновывающее выбор. Это можно сделать как на уроке, так и в качестве домашнего задания. Некоторые из эссе зачитываются перед классом. Все письменные работы, рисунки, накопленные в процессе работы, собираю в портфолио. Так появляются стихи, волшебные сказки, басни, оды. И чтобы лучше понять текст, я обязательно прошу учащихся рисовать на уроках. Раньше это были в основном уроки литературы. Сегодня это и уроки русского языка. Так современная программа Светланы Ивановны Львовой рекомендует изображать орфографические и пунктуационные правила.

Работа с текстом дает свои ощутимые результаты. Каждый заинтересован в раскрытии способностей, в данном случае раскрыться творчески в создании поэтического или прозаического текста, в журналистских заметках. На школьном сайте я веду страничку «Творческая мастерская», где и публикую ученические произведения. Ребята рады видеть свои работы напечатанными. Есть ребята одаренные, а есть те, которые начинают писать, не зная даже, что это у них может получиться.

Слайд №12

Подборки стихотворений трех моих учеников вошли в седьмой сборник стихотворений «Крылатые качели», двое ребят стали лауреатами и принимали участие в Девятом открытом Интернет - фестивале молодых читателей России «Сочи-МОСТ - 2010» посвящённый 150-летию со дня рождения А.П.Чехова, одна ученица - лауреат Всероссийского литературно-художественного конкурса «Восхождение к образу», есть два победителя в Краевом конкурсе сочинений «Моя профессия», получена грамота от Русской Православной Церкви за участие во Всероссийском детском творческом конкурсе «Святые заступники Руси» в номинации «Литературное творчество».

Слайд №13

Задания, целью которых является расширение кругозора учащихся, формирование навыка передавать полученные знания товарищам.

Для выполнения таких заданий используются книги по занимательной грамматике, «Энциклопедический словарь юного филолога». Дети получают задание приготовить небольшие сообщения и выступают с ними на уроках. Для того чтобы работа была планомерной и систематической, ввожу в уроки так называемые этимологические пятиминутки («В мире слов», «Загадки слов», «В гостях у фразеологизмов»…). Материалы, используемые на пятиминутках, должны быть логически связаны с темой урока, с дидактическим материалом.

Например, при изучении имени прилагательного в 5 классе учащиеся знакомятся с происхождением прилагательных, обозначающих цвет: голубой, коричневый, оранжевый, фиолетовый…

Работая над темой «Состав слова», слушаем сообщения, раскрывающие секрет названий птиц, растений, зверей.

На уроках, связанных с изучением существительных, можно познакомить детей с происхождением «хлебных слов».

Работая над именами собственными, учащиеся знакомятся с топонимами города.

Использование мультимедийного комплекса, мультимедийных уроков «Виртуальной школы Кирилла и Мефодия», собственных презентаций стимулируют познавательный интерес учащихся.

Работа по картине

Результативной является и такая форма организации работы на уроке с текстом, как опора на МХК - работа по картине. Обычно «читают» картину: пересказывают, что на ней изображено, несколько слов о колорите, о главной мысли полотна, о своих впечатлениях. А если, после этого, наполнить картину звуками? Ребята тонко чувствуют природу, удивительно «озвучивают» картины, например, картина И.Шишкина «Корабельная роща». Даже картины, на первый взгляд лишённые звуков, если в них вслушаться, зазвучат. Например, картина «Пимен, склонившийся над летописью. Тишина разлита на этом полотне. Но вдруг потрескивает свеча, поскрипывает перо, шелестят страницы книги, завывает за окнами кельи ветер, вздыхает мудрый старец…

Или работа по картине Ивана Айвазовского «Ниагарский водопад». Цель: научить использовать деепричастия и деепричастные обороты для создания текста.

Поэту удалось изобразить могущество и великолепие водопада при помощи деепричастий. А теперь обратимся к живописи и посмотрим, какое впечатление произвел водопад на художника Ивана Константиновича Айвазовского

(на экране репродукция «Ниагарский водопад)

Слайд №14

Задание № 1

Допишите текст, вставив вместо пропусков деепричастия и деепричастные обороты. Можно воспользоваться материалом стихотворения Р.Саути.

(текст на экране)

Перед нами картина И.К.Айвазовского «Ниагарский водопад». Мощные потоки воды,_ . _ . _ . _. _ . _  , устремляются вниз с огромной высоты. Они, _ . _ . _ . _. _ . _ , неостановимо бегут наперегонки, _ . _ . _ . _. _ . _. Вот они, _ . _ . _ . _. _ . _ , переливаются под лучами солнца, а вот, _ . _ . _ . _. _ . _ , сливаются с темными скалами. Кто разгадает тайну? Кто укротит стихию, которая, _ . _ . _ . _. _ . _ , веками удивляет человека?

Домашние задания

Следует учитывать роль домашних заданий в воспитании познавательного интереса: предлагаю составление кроссвордов, словарных диктантов, памяток, сочинение сказок, синквейнов.

Слайд №15

Нетрадиционные уроки

Одним из эффективных путей воспитания у школьников интереса к предмету является нетрадиционные уроки-игры. Их назначение – развитие познавательных процессов у школьников (восприятие, внимание, память, наблюдательность, сообразительность) и закрепление приобретённых знаний.

На уроках игра имеет особое значение, как писал Я. И. Перельман, не столько для друзей, сколько для недругов, которых важно не приневолить, а приохотить к учению. В играх различные задания и новые сведения ученик получает свободно. Поэтому часто то, что на традиционном уроке казалось трудным, недостижимым, во время игры легко усваивается. Здесь интерес и удовольствие – важные психологические показатели игры.

Игру можно назвать восьмым чудом света, так как в ней заложены огромные воспитательные и образовательные возможности. В процессе игр дети приобретают самые различные знания. Игра развивает детскую наблюдательность. Не всегда победителями игры становятся хорошо успевающие учащиеся. Часто много терпения и настойчивости проявляют именно те ученики, у которых этого не хватает для систематического освоения предмета.

Игра оказывает большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение, интерес к предмету.

«Урок – сказка», «Урок – путешествие», «Урок – заочная экскурсия» - это уроки, опирающиеся на фантазию школьников. Учитывая физиологические особенности детей, такие учебные занятия следует проводить в 5-6 классах. Внимание школьника направлено на игровое действие, наблюдая за которым, он незаметно для себя выполняет обучающую задачу.

С интересом учащиеся работают на «Уроках – улей», которые представляют собой особым образом организованную самостоятельную работу школьников. На подобных занятиях учащиеся не могут пользоваться ни учебником, ни тетрадью, ни черновиком. Они выполняют каждое задание на отдельных листочках. Сначала выдаётся по одному листочку на каждого ученика. Ученик выполняет первое задание, подходит к учителю, который мгновенно проверяет правильность решения. Если задание выполнено верно, то учитель забирает листочек, ученик берёт другой и на нём выполняет другое задание.

На доске заранее записываются три варианта заданий: на «3» - синим мелом, на «4» - жёлтым, на «5» - красным. Отдельно готовится стенд для учёта каждого выполненного задания. Слева – колонки с фамилиями, справа – три колонки вариантов: на «5», «4», «3». После проверки правильности решения в таблице отмечаются результаты. Работа прекращается за 5-7 минут до звонка. За это время даю оценку подготовке всего класса и каждого ученика в отдельности, ориентируясь на закрашенные клеточки стенда.

Преимущество таких уроков: учащиеся могут выбрать задания по своим силам, а учитель – оценить всех учащихся за урок, увидеть, где больше было допущено ошибок.

Опыт показывает, что, как правило, не бывает отрицательных оценок. Даже слабые ученики стараются выполнить задание на «4» и получить оценку выше, чем всегда.

«Урок – КВН» - заключительный урок изучаемой темы. Целесообразно проводить такие уроки с учащимися 7-9 классов. Велика подготовительная работа учителя к такому уроку: разбить класс на команды, выявить лидеров, которые смогут работать в качестве консультантов во время КВН. На уроке используются наглядные пособия, дидактический материал. Команды готовят эмблемы, газеты, вопросы противникам, повторяют материал изученной темы, выполняют заранее оговорённое творческое домашнее задание.

«Урок – КВН» превращает в соревнование занятие по самому обычному школьному материалу. Он вносит живинку в однообразное течение уроков, вызывая большую активность даже слабых учеников.

Слайд №16

Метод проектов

Сегодня я предлагаю ученикам прямо на уроках осуществлять проектную деятельность. Пятый класс так был заинтересован темой «Заимствованные слова в русском языке», что появились пока еще небольшие проекты. Следующие работы возникли при изучении темы «Фразеологические обороты в речи». Работа по теме «Имена собственные» легла в основу проекта «Лингвистический портрет Краснодара в контексте культурных традиций казачества» и была представлена на городской конференции «Эврика».

Результаты выполненных проектов должны быть материальны, то есть как-либо оформлены (видеофильм, альбом, “борт – журнал путешествий”, компьютерная газета…).

Реализация метода проектов, методики сотрудничества весьма перспективны; работа в указанных формах вызывает у учащихся неподдельный интерес и является более результативной, нежели на традиционных уроках.

Тестирование учащихся

Большое внимание в последнее время уделяется тестированию. В настоящее время одна из основных задач учителя – подготовить выпускников к ЕГЭ. В своей работе использую тесты при проверке знаний по какой-либо теме, как правило, за урок до диктанта с тем, чтобы выявить пробелы учащихся по данной теме.

В 5-6 классах тест занимает примерно 15-20 минут. Сами задания не очень трудоёмкие.

В 7-9 классах применяю более объёмные тесты, рассчитанные на 25-30 минут.

Правильно и своевременно проведённое тестирование способствует развитию у учащихся таких качеств, как контроль за своими знаниями и их самооценке. Ученики с интересом относятся к тестированию. Проверка занимает мало времени и, уходя с урока, каждый из них знает результат своего труда.

В целях развития у учащихся интереса к изучению русского языка, приобщения к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 3, п.19.6, абзац 3.) включаю в уроки региональный компонент, который позволяет создать систему знаний о родном крае, расширить познавательную сферу, развить исследовательские навыки и творческие способности, выработать навыки самообразования.

Слайд №17

С первого сентября в этом учебном году я начинаю с 5 классом работать по УМК Елены Александровны Быстровой. В учебнике объединены традиционные подходы преподавания русского языка с новыми тенденциями в организации и подаче учебного материала. Красочно оформленные современные художественные тексты для данного возраста, тексты с интересными фактами и явлениями русского языка, форзацы-памятки, совершенно новое для меня и детей Интернет-задание, надеюсь, сделают работу в овладении русским языком успешной.

Слайд №18

Внеклассная работа

Плодотворно влияет на учебную работу и развитие интереса к предмету внеклассная работа:

- участие в Международной игре-конкурсе «Русский медвежонок»;

- предметные недели;

- школьный тур конкурса юных поэтов «Крылатые качели», победители награждаются специальными грамотами, их работы участвуют в городском конкурсе;

- тематические классные часы: «День славянской письменности и культуры», «Кирилл Россинский - первый просветитель Кубани», «Праздник Наума-Грамотника»;

- конкурс газет;

- общие мероприятия на параллели.

Я вспоминаю свои первые учительские шаги. Мои конспекты уроков двадцатилетней давности – это толстые тетради, в которых подробнейшие изложения биографий писателей, историй создания их произведений, характеристика героев, анализ деталей. Я была поглощена жаждой обрушить на учеников водопады легенд, занимательных историй, фактов из жизни писателей и их героев, щедро одаривала детей своей эрудицией. Но когда подводила итоги, то обнаруживала, что между мной и учениками нет «обратной связи». Почему после доступного объяснения нового материала ученики не справлялись с его изложением самостоятельно, не умели пользоваться на практике теоретическими положениями.

Это была расплата за мои монологи: я заставляла детей «заглатывать» то, что было найдено другими. Были минуты отчаяния: «Я не умею работать так, чтобы ученикам было интересно у меня учиться». Я и сегодня не могу сказать, что готова полностью отказаться от традиционных методов обучения, но наряду с зунами использую в работе методы новые.

Слайд №19

Считаю, именно творческая самостоятельная деятельность необходима современной школе. Поэтому на своих уроках и во внеурочной деятельности стремлюсь к ней.



Подписи к слайдам:


Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 84

г. Краснодара

Евстигнеева Наталия Васильевна

Воспитание интереса к предмету через формирование навыков самостоятельной работы в урочной и внеурочной деятельности

Задача школы - не только сообщение определённой суммы знаний, но и развитие у учащихся познавательных интересов, творческого отношения к делу, стремления к самостоятельному “добыванию” знаний и умений, применения их в своей практической деятельности.

Идея формирования познавательных интересов учащихся сегодня является одной из самых значимых.




Краснодар 2010



1. Что мы воспитываем, воспитывая
интерес?

2. Формы работы в познавательной
деятельности

3. Итоги творческой самостоятельности

4. Рефлексия


План выступления:

«Ученье, лишённое всякого интереса и взятое только силою принуждения убивает в ученике охоту к учению, без которого он далеко не уйдёт”, - писал К.Д.Ушинский.

Интерес – мощный побудитель активности личности, под его влиянием деятельность становится увлекательной и продуктивной.

В формировании

познавательного интереса учащихся можно выделить следующие этапы:

любопытство;

любознательность;

устойчивый интерес.

Любопытство - естественная реакция человека на всё неожиданное.

Это неустойчивый, ситуативный интерес, который гаснет и быстро исчезает

Поддерживая любознательность, мы формируем у учащихся устойчивый интерес к предмету. Этому содействует опыт самостоятельной деятельности

Обогащение запаса конкретных знаний приводит процесс перерастания любопытства в любознательность

Интересное преподавание приводит к интересному учению

Какие же формы и приёмы работы помогают развить интерес к предмету?

I. Традиционные уроки:

дополнительных задания на том же дидактическом

материале;

-

дифференцированные разноуровневые задания для работы у доски или на месте;

- задания повышенной трудности. Например:

- самостоятельный подбор учащимися дидактического материала, аналогичного упражнению учебника;

Перестройте и запишите предложение в соответствии со схемой.
Волны играют друг с другом, взлетают, спорят с ветром.



1. Волны, (деепричастие) и (деепричастие), (сказуемое).




2. Волны (сказуемое) и , (деепричастие), (сказуемое) .




3. Волны (сказуемое) , (деепричастие) , и (сказуемое).

1. Волны, играя друг с другом и взлетая, спорят с ветром.




2. Волны играют друг с другом и, взлетая, спорят с ветром.




3. Волны играют друг с другом, взлетая, и спорят с ветром.




Слайд-«ключ»

-

- задания, ориентирующие учащихся на поиски разнообразных вариантов выполнения. Например:

Сколько вариантов группировки слов можете вы предложить? Укажите, что лежит в основе группировки.

Сторож, мышь, течь, молодёжь, с пастбищ, река Сож, город Керчь, из училищ, дочь, без калош




Варианты группировки:

Наличие мягкого знака и его отсутствие;

тип склонения;

род;

падеж;

собственные - нарицательные;

одушевлённые- неодушевлённые;

с предлогами - без предлогов;

имеющие форму только ед. числа.

- задания на подбор грамматических синонимов;

- задания, содействующие формированию навыка

самостоятельного добывания учащимися знаний;

- работа со словарями;

творческие задания, работа с текстом, дают ощутимые результаты:

-

Внимание! Мы начинаем знакомить Вас с шедеврами (не побоимся этого слова ) школьной классики.

- задания, целью которых является расширение кругозора учащихся;

использование мультимедийного комплекса и мультимедийных уроков «Кирилла и Мефодия»;

- работа по картине;

домашние задания: составление кроссвордов,

словарных диктантов, памяток, сочинение

сказок, сиквейнов;

II. Нетрадиционные уроки

Игру можно назвать восьмым чудом света, так как в ней заложены огромные воспитательные и образовательные возможности.

«Урок – сказка»

«Урок – путешествие»

«Урок – заочная экскурсия»

«Урок-улей»

«Урок – КВН»

Метод проектов

Тестирование учащихся

Интернет-задания

III. Внеклассная работа




Плодотворно влияет на развитие интереса к предмету внеклассная работа:

- участие в Международной игре-конкурсе «Русский медвежонок»;

- предметные недели;

-школьный тур конкурса юных поэтов «Крылатые качели»;







- тематические классные часы: «День славянской письменности и культуры», «Россинский - первый просветитель Кубани», «Праздник Наума-Грамотника»;

- конкурс газет;

- общие мероприятия на параллели.

Современной школе необходима творческая самостоятельная деятельность как на уроках, так и во внеурочной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О воспитании детей и о воспитании интереса в детях

О важности проведения с детьми игровых обучающих уроков....

Воспитание интереса к предмету ОБЖ в процессе творческой деятельности на уроке.

Творчество является необходимым элементом обучения для качественного усвоения материала учащимися....

Презентация по теме "Демонстрации, экспериментальные и практические работы на уроках физики общеобразовательной школы, как средства возбуждения интереса к предмету, развития материалистического мировоззрения, воспитания бережного отношения к природе, обуч

В презентации представлен опыт применения на уроках физики демонстрационного эксперимента, проведения практических работ каксредства развития интереса к предмету, воспитания в обучающихся таких качест...

Интерес к личности учителя как средство активизации интереса к предмету

Профессия педагог - особенная. Это те люди, вокруг которых постоянно вращается большое количество коллег, родителей и детей. Без интереса к личности учителя не может быть и интереса к предмету....

Игра на уроках математики как один из эффективных путей воспитания у школьников интереса к предмету.

Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том,...


 

Комментарии

Абдурахманов Алхамжан Пазилджанович

Узнал много интересного