Урок русского родного языка в 8 классе основной школы на тему «Основные особенности русского речевого этикета»
план-конспект урока (8 класс)

Салахова Светлана Алексеевна

Главное предназначение  учебного предмета «Русский родной язык» - формирование познавательного интереса  и уважительного отношения  к родному языку, к родной культуре, к свершениям и традициям своего народа; осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа.

Данная методическая разработка  содержит технологическую карту урока русского родного языка в 8 классе основной школы на тему «Основные особенности русского речевого этикета», содержание которого соответствует содержанию учебного пособия «Русский родной язык». 8 класс:  учебник для общеобразоват. организаций/  О.М. Александрова и др./ – М.: Просвещение, Учебная литература, 2020.

Методическая разработка содержит  современные методические стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Русский родной язык», которые направлены на успех каждого ребенк.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_rodnogo_yazyka_v_vestnik.docx34.82 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока учителя русского языка и литературы

Салаховой Светланы Алексеевны

МОУ Чебаковская СШ ТМР

Предмет

Родной язык (русский)

Класс

8 класс

УМК

«Русский родной язык». 8 класс:  учебник для общеобразоват. организаций/  О.М. Александрова и др./ – М.: Просвещение, Учебная литература, 2020.

 Александрова О.М. Русский родной язык. Примерные рабочие программы.5-9 классы: учебное  пособие для общеобразоват. организаций – М.: Просвещение, 2021.

Оборудование

Интерактивная доска, мультимедийный проектор, дидактические карточки с заданием творческого характера, планшеты, ноутбук

Тема урока

«Основные особенности русского речевого этикета»

Тип урока

Урок общеметодологической направленности. Получение новых знаний

Форма урока

Проблемно-творческий

Цель урока

Формирование представления об основных особенностях русского речевого этикета и

получение знаний о правилах ведения доброжелательного  диалога с использованием русских формул речевого этикета

Планируемые результаты

личностные

  • осознание  себя носителем родного языка, развитие  интереса к истории своего языка
  • формирование самооценки школьника  на основе успешности
  • адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности
  • повышение культуры речевого общения
  • развитие ассоциативно - образного мышления, фантазии и  способностей к творческому самовыражению.

предметные

  • формирование умения построения позитивного диалога, используя правила речевого этикета.
  • формирование умения анализировать и оценивать свою собственную и чужую речь с учетам ее соответствия  нормам

метапредметные

  • Познавательные результаты: сравнивать различные объекты, выявляя сходство и различие, обобщать полученную информацию, прогнозировать учебную ситуацию, выполнять учебные задания, соблюдая последовательность действий (алгоритм).
  • Регулятивные результаты: выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью, формулировать вопрос по учебному материалу, выявлять затруднения и их причины, осуществлять контроль, самооценку и взаимооценку учебной деятельности.
  • Коммуникативные результаты:  участвовать в учебном диалоге, в учебном сотрудничестве с учителем и сверстниками, находить общее решение учебной ситуации, организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом, выслушивать друг друга), аргументировать свою позицию и высказывать её в ходе учебного диалога, формулировать монологические ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный и читательский опыт, а также информацию, полученную на уроке или в сетевом пространстве.

Ход урока

Этап урока

Педагогические технологии

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

Формирующее

оценивание

1.Организационный момент (неожиданная ситуация)

Игровые технологии

Ребята! Давайте поприветствуем друг друга и получим заряд бодрости. Но сделаем это необычно.

 «Добрый день! Здравствуйте! » Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «Здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же радостней сделалась жизнь?

Давайте и мы скажем, друг другу: «Здравствуйте!»

Сколько народов– столько приветствий! А знает ли кто из вас, как здороваются люди других стран? 

Например, белорусы? (Добры дзень)Давайте поздороваемся, как белорусы!

А по-украински? (День добри) А теперь, как украинцы! 

А древние греки при встрече говорили друг другу «Хайре!», что в переводе на русский язык: «Радуйся!» 

Поприветствуем друг друга, как древние греки!

Русские и американцы при встрече пожимают друг другу правую руку. Пожмите друг другу руки! (пожимают руки) 

В Индии – соединяют ладошки и кланяются (показывает) (все приветствуют, как индийцы)

Давайте определим, что главное во всех приветствиях?

Поздоровались прекрасно, поработаем  мы классно!

Сегодня мы в наш урок с собой обязательно возьмем внимательность, трудолюбие, успешность и конечно, дружбу. Удачи!

Учащиеся играют с учителем в интерактивную игру-приветствие.

Дети приветствуют друг друга и учителя

 (все: Добры дзень) 

(все: День добри) 

(все: Хайре) 

Дети пожимают друг другу руки

Ученик: главное  во всех приветствиях - показать свое дружелюбное отношение друг к другу!

2 мин.

2.Этап повторения знаний предыдущего урока и  мотивация.

Работа с интерактивной доской (ИКТ)

Учитель: А сейчас вспомним о правилах этикета, теме прошлого урока.

Если на прошлом уроке мы говорили о правилах речевого этикета других стран и народов, то на этом уроке, как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить?

Правильно. О ценностях, особенностях русского речевого этикета.

 Работа с интерактивной игрой «Правила этикета» (вопрос-ответ)

5 мин.

3.Определение темы урока. Постановка цели.

Предположите, как же звучит тема урока? Запишите, пожалуйста, тему урока и подчеркните ключевые слова в теме.

Определите, что мы будем делать на уроке?

Учебная задача?  

Правильно,

познакомиться с основными особенностями русского этикета  и  научиться использовать этикетные формулы в общении.

План действий:

  • Узнать об основных особенностях русского речевого этикета
  • Научиться использовать русские формулы речевого этикета в общении.

Дети предлагают название темы урока «Основные особенности русского речевого этикета», подчеркивают слова: особенности русский этикет

Формулируют  учебную задачу и план действий.

3 мин

4.Актуализация знаний.

Работа с сервисом Яндекс.Эфир. Информационно - коммуникационные технологии 

Гимнастика для глаз, мимическая гимнастика (здоровьесберегающие технологии)

Работа с сервисом Wordwall

Информационно - коммуникационные технологии 

Внимание на экран  (идет демонстрация видеоролика «Особенности  русского речевого этикета»

Особенности русского речевого этикета.

В российском обществе особую ценность представляют такие качества как, тактичность, предупредительность, терпимость, доброжелательность, выдержанность.   

  Тактичность - требует от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него.
     
Предупредительность 

заключается в умении предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам.
     
Терпимость состоит в том, чтобы спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника. Следует уважать мнение других людей, стараться понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения.

Сдержанность - умение спокойно реагировать на неожиданные или нетактичные вопросы и высказывания собеседника.
     
Доброжелательность необходима как в отношении к собеседнику, так и во всем построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов.

Доброе и сердечное отношение ко всем людям, с которыми приходится сталкиваться в жизни,- вот что важнее всего. Вежливым, тактичным, деликатным может быть только тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других.

Учитель устанавливает осознанность восприятия. Использует шаблон для упражнения « Пропущенное слово»

-Важно ли нам уметь пользоваться формулами речевого этикета?

-Для чего необходимо соблюдение данных норм?

-Предлагаю выполнить тренировочное упражнение, пока безымянное, которое я создала для вас в сервисе Wordwall.

Пройдите по ссылке.  Как бы мы назвали это упражнение?

- Предлагаю  выполнить упражнение онлайн  и поделиться результатами.

Учащиеся вместе с учителем выполняют оздоровительную гимнастику

Учащиеся  отвечают.

Ответы учащихся:

«Формулы речевого этикета», «Найди нужное слово», «Восстанови фразу» и.т.п.

Работа в группах, работа в парах, индивидуальная работа на выбор учащихся

5 мин.

2 мин.

10 мин.

5.Сообщение материала урока.

Технология Поисково- исследовательское обучение

Молодцы, вы правильно отметили, что и вежливость, и этикет очень близкие понятия. Их суть во внешнем проявлении доброжелательности к окружающим. Правила речевого поведения регулируются речевым этикетом.  Богатый набор языковых средств дает возможность выбрать уместную для речевой ситуации и благоприятную для адресата ты или вы форму общения. Одной из особенностей русского речевого этикета является наличие речевых формул - благопожеланий.  Предлагаю познакомиться с ними с помощью  материала учебника. Текст на стр. 33, выделенный жирной чертой. Найдите в тексте понятия, с которыми познакомились на уроке.

Работа с материалом учебника

3 мин.

6.Практическая работа.

Технология Проблемно-поисковое обучение. Технология интеграции (связь с литературой)

Формирующее оценивание

Учитель:  А теперь переходим к практической работе.

Сейчас я вам зачитаю и раздам стихотворные  отрывки из книги «Вредные советы» Г. Остера,  а вам предлагаю,  используя  те знания, которые вы сейчас получили,  придумать подобные советы «наоборот» и записать их в тетрадь. Для  примера посмотрите, пожалуйста, материал  в учебнике на стр. 34 Упр. 43.

Какие критерии мы с вами  будем учитывать, когда станем оценивать работы?

 

Учащиеся  работают с листами, на которых представлены небольшие отрывки из книги «Вредные советы» Г.Остера

Учащиеся дают критерии.

10 мин.

Критерии;

-сохранение заданного жанра

-аккуратность

-орфографическая грамотность

-пунктуационная грамотность

-творческий подход

7.Самооценка работы рефлексия

Создание ситуации успеха

Учитель: Давайте, ребята, дадим оценку работ по  критериям.

(Объявление оценок за урок.)

Учитель: Предлагаю вернуться к учебной задаче  и проверить выполнение плана действий.

Дорогие ребята, сегодня мы всем можем сказать, что мы справились с поставленной учебной задачей. Значит, мы молодцы?  А полученные знания мы можем использовать всегда, когда будем находиться в какой-либо ситуации речевого общения.

Домашнее задание: создать минисловарик устойчивых формул (по одному примеру) приветствия, обращения, знакомства, просьбы, приглашения, предложения, совета, благодарности, извинения, пожелания, поздравления, похвалы, комплиментов, утешения, соболезнования, прощания. на основе словаря русского речевого этикета  Балакай А. Г.

Учащиеся дают оценку работ по критериям, которые сами дали перед выполнением практической работы.

Учащиеся проверяют выполнение плана действий.

5 мин.

Учащиеся  дают оценку работ по критериям, которые сами дали перед выполнением практической работы (каждый критерий оценивается в 1 балл, высший балл 5 соответствует отметке «5»:

-сохранение заданного жанра

-аккуратность

-орфографическая грамотность

-пунктуационная грамотность

-творческий подход

45 мин.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы в основной школе

Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы в основной школе.Развитие образовательной системы России сопровождается с одной стороны усилением самостоятельност...

Самореализация учащихся с ЗПР на уроках русского языка и литературы в основной школе.

Самореализация учащихся с ЗПР на уроках русского языка и литературы в основной школе....

Урок русского языка в 5 классе по теме:"Фонемы как основные фонетические единицы языка"

Урок русского языка в 5 классе по теме:"Фонемы как основные фонетические единицы языка" нацелен на то, чтобы дети поняли, чем отличается буква от звука...

«Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения» (урок русского родного языка) 5 класс.

Урок русского родного языка в 5 классе в соответствии с ФГОС...