Конспект урока по осетинскому языку в 6 классе
план-конспект урока (6 класс) на тему

Изучение архаизмов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon arhaizmty_ahuyrg_urok.doc222 КБ

Предварительный просмотр:

                         

                                 Цёлычы иумёйагахуырадон астёуккаг скъола

                   

                                Гом урочы конспект

                         ирон ёвзагёй 6 къласы

Урочы темё:   Ирон дзырдтё – фыдёлтё рагон хъёлёстё

              Архаизмты нысаниуёг. (Лексикё ёмё  фразеологи)

                             

                                                             

                                                               

                                                                Ирон ёвзаг ёмё литературёйы

                                                                ахуыргёнёг  Боциты  А.В.        

                         

                                         

Урочы нысантё: бацамонын скъоладзаутён архаизмты нысаниуёг,

                         цёмё базёронд вёййынц, кём сё пайда кёнём;

                         сывёллётты удыхъёды рёзын кёнын мадёлон

                         ёвзагмё уарзондзинад, нё ивгъуыдмё- аргъкёнынад;

                         фёсурокты кёсыныл сё цалх кёнын.

Урочы ёрмёг: ИКтаблицё (зёронд дзырдтё), журнал «Ногдзау»,

                           нывтё, ИФ.

                               Урочы цыд

  1. Уё бон хорз, не ‘ргом кёрёдзимё аздахём, бахудём ёмё абалц кёнём зонындзинёдты фёндагыл! Разы стут?

2. Фёйнёгыл  уынут ирон поэт Чеджемты  Ёхсары  ёмдзёвгёйё  скъуыддзаг, бакёсём - ма йё.

Ирон дзырдтё –

Нё фыдёлты рагон хъёлёстё.

Ирон дзырдтё –

Нё хёххон рыст зёххы бёлёстё.

Ирон дзырд у хурдзёсгом, мады ёнгёс.

Ирон дзырд –

Нё къона, нё мёгуыры къёс.

  - Цы равдыста автор йе ‘мдзёвгёйы, цы у йё хъуыды?

  - Цёимё бары ирон дзырды? Цы йё хоны?   Цымё цы уыдзён нё урочы темё абон? – Тынг раст, ирон дзырды фарн, хъёлёс, тыхыл баст уыдзён нё куыст.

 Ёмё уёд, сё нысаниуёгмё гёсгё, цавёр дзырдтёй спайда кодта поэт?

  (бынёттон, ёппётадёмон)

- Цы ахуыр кёны ахём дзырдтён  сё нысаниуёг?

- Цавёртимё ма стут зонгё, уый ныртёккё базондзыстём грамматикон хъазтёй.  Ёз уын дзурдзынён лексикёйы термин, сымах та мын

   хёсдзыстут йё ныхмёвёрд хъуыды:

  Синоним -  … (антоним)

  Бынёттон -…. (ёрбайсгё)

  Антоним -  …(синоним)

  Иунысанон - …(бирёнысанон).

    - Тынг хорз, зонут рацыд ёрмёг, уёдё ма цавёр терминты кой не

   скодтам, кай базыдтат, уыдонёй?( диалектизмтё, профессионалон дз.)

   -  Цы амонынц диалектизмтё? Профессионалон дзырдтё?

- Хорз. Раздёхём нё рёнхъытём. Кёцы дзырдты нысаниуёг уын у ёнёзонгё, цы ёмдзёвгё равзёрстам, уым?

Дзырдуатон куыст:

Къона – хёдзары артдзёсты бынат, хёдзар.

Къёс  -- хёдзар, фыдыуёзёг. (фыссынц сё тетрады.)

-Абон ацы дзырдтё  ис фехъусён нё ныхасы? Сымахмё гёсгё цёуыннё?(Хёдзары арты бынат абон бацахста пец, кёмё та – батарейтё дёр, къёс та ссис аивдёр, цёрёгдёр хёдзар)

- Ахём дзырдтё хонём архаизмтё, архи у латинаг дзырд, амоны рагон, зёронд. -Уёдё абон урочы  цавёр дзырдтимё кусдзыстам?

- Тынг раст.

4. Афтёмёй, къона ёмё къёс сты архаизмтё, сё бёсты абон пайда кёнём ёндёр дзырдёй –хёдзар. Фёлё сыл фембёлём уацмыстё кёсгёйё, иуёй-иу зёронд адёмы ныхасы. Цард цёуы размё, техникон, культурон ёгъдауёй дёр рёзы, ёмё иуёй-иу дзырдтё базёронд вёййынц бынтон - ома, сё пайда нал фёкёнём, иннёты бёсты та фёзыны ног дзырдтё, фёлё сё пайда фёкёнём уёддёр. Ныртёккё бафёлварут  таблицёйы дзырдты нысаниуёг равзарын.

5. Таблицёмё гёсгё куыст.

 

      Така –       згъёрхуд

     Ёлутон –  диссаджы нуёзт

     Къогъодзи – хъусджын къахыдарёс

     Зёнгой –   ёнёбын цъында

     Ёлдар –    хъёздыг, мулкджын лёг

     Хъоды –   нё уыныны, нё нымайыны тёрхон

     Лечъыр –  дохтыр

     Рын –       гуыбынниз

     Арм –       къух

     Ирёд –    усгуры фидинаг

     Цирхъ –  дёргъёццон хъама

- Зёгъут-ма, кёцы дзырдтёй дзы пайда кёнём абон дёр?  Кём ис фехъусён иннёты та?

6. Тынг раст, ёмё уый ныртёккё сбёрёг кёндзыстём. Ёз уын кёсдзынён ёмдзёвгётёй съуыддзёгтё, сымах та дзы ссарут архаизмтё:

Кёсгё та уын сё кёнын журнал «Ногдзауёй»:

 Развёлгъау уал радзурын ирон журнал, газетты тыххёй, куыд сё уадзынц, кём, чи сты сё редактортё.

-Ныр та хъусём лёмбынёг ёмё арём архаизмтё.

  1. ..Арвыл митгёлёбу хъазы,

Дымгёимё симды бацыд.

Ёз кёсын йё фёзындмё ёнхъёлмё,

Уёлё и, фёзынд мё сёрмё,

Къухёй йём  фёсидтён ёз:

«Мё арм дын уёд хуыссёнуат, къёс».

Митгёлёбу сидтмё ртахти,

М’ армыл абадт ёмё ‘ртади…           Митгёлёбу. (Цомайты Р.)

-Цавёр архаизмыл сёмбёлыдыстут скъуыддзаджы?-  Къёс, арм.

Афыссут сё уё тетрёдты.

  1. Арв ёрбахгёдта ёваст.

Тёрккъёвда ныууарыди.

Къёртатёй цыма калд раст-

Ацёуёнтё нал уыди..                  Лёгдзинад.( Куыдзёгты В.)

- Чи айхъуыста фыццагдёр ам та архаизм?  Цавёр у?-  къёрта.

Цёмён у архаизм?

  1.  Мыртгёйы гагатё

Калынц цёхёр.

Тыртына абадти

Бёласы сёр…                        Бёркадджын фёззёг. (Пухаты  Ал.)

_ Цавёр архаизм фехъуыстат ам та? – тыртына (ёхсёрсёттёг)

Бакёсём-ма сё ныр.

Ёрхъуыды – ма кёнут сё иуимё хъуыдыйад.

(Фыссынц ёй тетрёдты, иу скъоладзау та – фёйнёгыл.)

- Хъуыдыйады уёнгтём гёсгё йё ёвзарём.

7. Ныр та куыд бахъуыды кодтат архаизмтё, уый  базондзыстём иу цымыдисаг хъазтмё гёсгё.

Фёйнёгыл уынут дзырдты цёджындз, сё ныхмё та – нывтё. Хъуамё сымах баиу кёнат, ныв ёмё дзырды нысаниуёг иу кём у, уыдон.

ИА фёйнёгыл:

Тыртына –

Куыси –

Кёфой –

Тыр(тырын) –

                     

Цирхъ –

Къёпи –

Къуыстил –

8. Рацыд ёрмёг бафидар кёнын. Чиныгимё куыст.

    82-ём фёлтёрён аразынц хибарёй.

9.  Рефлекси.

 - Цы базыдтат абон урочы?

 - Кём фёпайда кёнём архаизмтёй?

 - Цавёр ёнтыстдзинад бафтыд уё къухы урочы?

10. Бёрёггёнёнтё сёвёрын. Хёдзармё куыст. Фёлтёрён 86-ём.

Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС

Дата: 4.10. 2014г.

Класс, учитель:  6 класс, Боциева А.В.

Количество учащихся в классе: 14

Присутствовали на уроке: 13

Тема урока: Ирон дзырдта- фыдалты рагон хъаласта

Тип урока:  урок – обобщение (архаизмы)

Дидактическая задача урока: обобщить знания по лексике

Цели урока (образовательная, воспитательная, развивающая): совершенствовать коммуникативную деятельность учащихся посредством соблюдения речевых норм и работы в группе,  умения использовать средства письменной коммуникации, успешно справляться с конфликтной ситуацией; прививать любовь и уважение к родному языку, краю, традициям и обычаям народа.

Методы обучения

Методы обучения соответствовали решению триединой образовательной цели. На уроке применялась наглядная передача информации( наличие литер.материала, таблица на интеракт.доске)обмен информацией между учителем и учениками, между учениками, организовывалась работа в парах, самостоятельная работа.

Формы обучения

Формы обучения соответствовали решению основной дидактической задаче урока. На уроке применялись: фронтальная форма обучения, групповая, самостоятельная работа.

Результативность урока

В конце урока учащиеся закончили работу самоанализам, подвели итог своей работы за урок. Цели урока были достигнуты, основная дидактическая задача решена.

Практическая направленность урока

Задачи, предложенные учащимся были тесно связаны с теоретической и практической значимостью изучаемой темы.

Самостоятельная работа учащихся

В ходе урока учащиеся показали высокий уровень самостоятельности. От формулировки темы, постановки целей, до решения задач и самоанализа при рефлексии.

Формирование УУД

При актуализации знаний и создании проблемной ситуации учащиеся учатся ставить проблему, а потом решать её. При закреплении материала показана связь теоретических знаний с практическим их применением  

Формирование ИКТ- компетенций

На уроке учителем применялись таблицы на интерактивной доске, подобранный картинный материал, разработанный учителем по теме урока.

Структура урока

Данный урок соответствовал структуре комбинированного урока. Соблюдены все этапы:

Постановка целей и задач. Мотивация учебной деятельности учащихся

Актуализация знаний

Закрепление материала

Контроль усвоения, обсуждение ошибок

Педагогический стиль

Учитель во время урока корректен, выдержан, тактичен, доброжелателен, доступен в общении, грамотно выражает свои мысли.

Использование современных образовательных технологий

На уроке применялась технология проблемного обучения. Учащиеся учатся находить проблему и пути её решения. Ставить перед собой задачи и решать их. ИКТ технологии применялись на протяжении всего урока.

Применение здоровье сберегающих технологий

Во время урока соблюдался временной режим работы компьютера, проектора. Для охраны зрения в течение урока учитель за осанкой учащихся, проведена физминутка. Смена видов деятельности способствовала тому, что учащиеся были в рабочем настрое в течение всего урока

Урок построен  методически грамотно, структура урока соблюдена. Урок соответствует всем требованиям образовательных стандартов

Зам.директора по УВР                                                Сидакова И.Б.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты уроков по немецкому языку 2 класс по УМК Немецкий язык Н.Д. Гальсковой

Конспекты уроков разработанны в соответствиии с ФГОС. Конспект урока включает  в себя: тему урока, УУД, тип урока и сам конспект с действиями учащихся, конспекты разработаны по УМК Н.Д, Гальсково...

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...