«Проблема массового героизма в «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого».
методическая разработка (6 класс) по теме

В пособии обобщены наработки современной методической науки, а также личный опыт в подготовке суворовцев к восприятию прозаического текста, творческого осмысления, отбора необходимых для достижения цели эпизодов, с целью его дальнейшего идейно-художественного анализа. В разработке преподаватели могут найти практические советы, как овладеть логической операцией выявления проблемы массового героизма в «Севастопольских рассказах».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodichka.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство обороны Российской Федерации

Федеральное государственное общеобразовательное учреждение

Уссурийское суворовское военное училище

                                                                                             

                                                                                          УТВЕРЖДАЮ

                                                                                     Начальник учебного отдела

  П/полковник _______ Шляхтов М.А.

«____» ___________ 2011 г.

Методическое пособие  по предмету литература

для  преподавателей

по теме: «Проблема массового героизма в «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого».

Составил преподаватель Муравьев О.А.

Рассмотрено на заседании преподавателей

отдельной дисциплины (русский язык и литература)

«____» __________   20_____г. протокол №_____

г. Уссурийск

2011 г.

Содержание.

  1. Методическое обоснование                3        стр.
  2. Введение                4        стр.
  3. Глава I. Массовый героизм в «Севастополе в декабре

месяце» Л.Н. Толстого                7        стр.

4.        Глава II. Проблема истинного и ложного героизма в

рассказе Л.Н. Толстого «Севастополь в мае»                11        стр.

5.        Глава III. Проблема индивидуального и массового
героизма в рассказе Л.Н. Толстого «Севастополь в

августе»                14        стр.

  1. Заключение                16        стр.
  2. Список используемой литературы                18        стр.

 Методическое обоснование.

Методическая цель: Разработка методов и приёмов работы с художественным текстом, формирующих познавательную деятельность и развивающих творческих способности суворовцев; обобщение опыта с целью обмена среди преподавателей ПМК.

Данная методическая разработка адресована преподавателям 2 курса Уссурийского суворовского военного училища, которым предстоит раскрыть суворовцам непреходящую ценность великого классического литературного наследия 19 века. В ней обобщены наработки современной методической науки, а также личный опыт в подготовке суворовцев к восприятию прозаического текста, творческого осмысления, отбора необходимых для достижения цели эпизодов, с целью его дальнейшего идейно-художественного анализа. В разработке преподаватели могут найти практические советы, как овладеть логической операцией выявления проблемы массового героизма в «Севастопольских рассказах».

Думаю, что представленный в работе материал поможет преподавателям литературы в работе над развитием творческих способностей суворовцев, в формировании думающего читателя.


 Введение.

Проблема массового героизма в русской литературе XIX века была намечена ещё до Толстого - в пушкинской «Полтаве» и лермонтовском «Бородино»: Но нужен был гений другого склада - эпического, способный изнутри героических событий, участником которых он бы стал, живописать о несгибаемой воле и мужестве русских солдат и офицеров. Таким гением стал Лев Николаевич Толстой.

Эпическим произведением, отобразившим героический дух русского народа, стали «Севастопольские рассказы» - «Севастополь в декабре месяце», «Севастополь в мае» и «Севастополь в августе 1855 года».

В первом из них писатель сосредоточил внимание на «побудительных причинах», заставлявших матросов, солдат-пехотинцев, артиллеристов с четвёртого бастиона, строевых командиров, врачей и сестёр из военного госпиталя, жителей не пожелавших покинуть осаждённый город, совершить чудеса храбрости и героизма.

На страницах севастопольского триптиха, описывая три периода борьбы за город, обозначенные декабрём, маем и августом, Толстой, как никто до него, стремился запечатлеть образ народа, сражающегося за русскую землю и не признавшего себя побеждённым, когда враги захватили город. Завершая рассказ «Севастополь в августе», писатель свидетельствует: «Почти каждый солдат, взглянув с Северной стороны на оставленный Севастополь, с невыразимой горечью в сердце вздыхал и грозился врагам». 1

Нельзя сказать, что проблема массового героизма в «Севастопольских рассказах» была поставлена и решена Толстым. Её поставил и решил сам народ - участник севастопольских баталий. Толстой был  прежде  всего  художник,  писатель-документалист,  который  сумел

1 Толстой Л.Н. «Повести и рассказы». М, Художеств, лит-ра, 1986 г. - с. 15.


схватить и правдиво запечатлеть в своём творчестве трагическую картину военной действительности.

Толстой оказался очевидцем таких событий, которые могут в мгновение перевернуть всю душу, обессмыслить существование человека или наполнить его новым смыслом.

Произведения Толстого воспринимались современниками как прямые репортажи, «переданные одним из участников героической обороны славной русской черноморской крепости». И это был действительно репортаж, но не из тех, которые в изобилии поставлялись в редакцию газет и журналов корреспондентами, что называется, не нюхавшим пороха, а репортаж самой «высокой пробы», ибо автором его был офицер действующей армии, своими глазами увидевший войну «в настоящем её выражении - в крови, в страданиях, в смерти». И кроме того узревший войну - в беспримерной доблести солдатских масс, в героизме офицеров, в духе самоотверженья гражданских защитников города.

В основу работы легли не только примеры из текстов Толстого, но и те личные впечатления автора от Севастополя, известные нам по литературоведческим источникам биографического плана, в частности, по книге Н.Н. Гусева «Лев Николаевич Толстой. Материалы к биографии с 1828 по 1855 год» (Москва, Издат-во АН СССР, 1954 г.) и монографии К. Ломунова «Жизнь Льва Толстого» (М., 1984 г.). Кроме этого, использованы обращения к монографии В.Н. Куприяновой «Эстетика Л.Н. Толстого» (М.-Л., Наука, 1966 г.), сборнику статей отечественных литературоведов «В мире Толстого» (М., 1978 г.), книге знатока Толстого В.Б. Шкловского «Художественная проза. Размышления и разборы» (М., 1959 г.) и ряду других изданий.

Цель настоящей работы - показать на примере творчество Л.Н. Толстого («Севастопольских рассказов») то, как рядовой участник и, в то

2 Ломунов К. «Толстой - рассказчик и повествователь», из книги - Толстой Л.Н. «Повести и рассказы». М., Художественная литература, 1986 г. - с. 8.


же время, великий художник отображал и оценивал проявления массового героизма защитников Севастополя.

Проблема массового героизма в «Севастопольских рассказах» открывает перед нами и первостепенные задачи: рассмотреть проблему индивидуального и массового в героике рассказов, показать личное отношение Толстого к войне и героике, раскрыть проблему истинного и ложного героизма. Цель работы не будет достигнута без решения этих задач.


Глава I.

Массовый героизм в «Севастополе в декабре месяце» JLH. Толстого.

«Толстой приехал в осаждённый Севастополь в ноябре 1854 года», -отмечает литературовед К.Н. Ломунов, - «и был там до конца осады города. Долгое время он провёл на четвёртом бастионе, одним из самых опасных участников обороны Севастополя, где командовал батареей. Принимал участие в борьбе, писатель проявил истинное мужество. Он был награждён орденом Анны с надписью «За храбрость» и медалью «За защиту Севастополя» и «В память войны 1853-1858 гг.».

В рассказах севастопольского цикла изображается событие исторического значения: героическая оборона города - русской морской крепости. О простых людях - подлинных героях войны - автор рассказывает не только сочувственно, но и восторженно.

В рассказе «Севастополь в декабре месяце» Толстой воссоздаёт героический образ сражающегося народа. И старые матросы на переправе, и фурштатский солдат, который ведёт лошадей, и матрос, курящий на баррикаде, и санитары с носилками у ворот госпиталя, и раненные, с которыми автор рассказа беседует в госпитале, и белобрысенький офицер, встреченный автором в трактире, и, особенно, солдаты и матросы на четвёртом бастионе - все они охвачены единым порывом, живут одной заботой, и это сплачивает их в единую и несокрушимую силу.

«Севастополь в декабре месяце» был закончен 25 апреля 1855 года и вскоре отослан Некрасову для напечатания. В основу рассказа (очерка) положены личные впечатления Толстого от первых его посещений Севастополя в ноябре и декабре 1854 года. Рассказ с большой силой выражает патриотическое настроение народа и самого Толстого и его твёрдую уверенность в непоколебимой ни при каких обстоятельствах моральной силе русского народа. Н.Н. Гусев пишет: «Рассказ написан с

 3 Ломунов К. «Жизнь Льва Толстого». М.? Художественная литература, 1981 г. - с. 30.

 целью раскрыть перед читателем все необъятные размеры этой силы. Избрав форму как бы некого путевого очерка, Толстой проводит своего читателя по различным местам Севастополя, ни на минуту не упуская из вида своей основной задачи - показать мужество и героизм защитников Севастополя».

Основной патриотический тон всего очерка даётся на первых же его страницах. «Не может быть», - уверенно заявляет автор, - чтобы при мысли, что и вы в Севастополе, не проникло в душу вашу чувство какого-то мужества, гордости, и чтоб кровь не стала быстрее обращаться в ваших жилах».3

Этот основной патриотический тон строго выдерживается автором с начал до самого конца очерка при изображении как «солдатиков», так и матросов и офицеров.

Сразу же разрешая установившиеся романтические каноны изображения войны, Толстой развёртывает перед глазами своего воображаемого пунктика, прибывшего в Севастополь, разнообразные, но всё реальные картины. Дорогой перед глазами путника. развёртываются разнообразные картины осаждённого города. Он видит людей, спокойно занятых своим будничным делом. Вот обозный солдат ведёт поить тройку лошадей, и делает это дело «так же спокойно, самоуверенно т равнодушно, как бы всё это происходило где-нибудь в Туле или в Саранске». То же выражение спокойствия заметно на лицах у всех встречающихся на пути офицеров, рабочих, местных жителей.

Но вот автор подводит своего воображаемого путника к военному госпиталю. Первый раненый, к которому подводит Толстой своего путника, это матрос с отрезанной выше колена ногой. В ответ на вопросы матрос рассказывает, где и когда он был ранен, и говорит, что он чувствует себя теперь, как и чувствовал раньше, «ничего».

4 Гесув Н.Н. «Лев Николаевич Толстой. Материалы у биографии с 1828 по 55 гг.».

5 Толстой.Л. Н. «Повести и рассказы». М., Художественная литература, 1986 г. - с. 15.


Рассказ матроса прост и краток. Но тут подходит женщина в простом сереньком платье и досказывает про всё то, о чём умолчал муж: про его тяжёлые страдания, про то, как будучи ранен, он остановил носилки, чтобы посмотреть на залп нашей батареи, как он сказал великим князьям, что хочет опять на бастион,  чтобы учить молодых, если сам работать не сможет.

Из таких толстовских зарисовок индивидуальных защитников города складывается единая целостная картина массового героизма, и эта картина показывается Толстым не через парад и блеск, а через кровь, страдания и смерть.

Толстой показывает и ужасы операционной; из госпиталя ведёт автор своего путника в центральную часть города и через неё на четвёртый бастион.

Спокойствие морского офицера, разрывы бомб, воодушевление русских солдат, «восторг» сражения - вот, что видит путник на бастионе.

Показывая массовый героизм русских солдат, сражающихся на бастионе, Толстой отмечает черты русского характера: «Здесь на каждом лице кажется вам, что опасность, злоба и страдания войны, кроме этих главных признаков, проложили ещё следы сознания своего достоинства и высокой мысли и чувства».6

Следует заключительная часть рассказа, подводящая итог всему виденному и слышанному путником, и, выражающая мнение самого автора о значении севастопольской обороны, о массовом героизме его защитников: «Главное отрадное убеждение, которое вы вынесли, - это убеждение в невозможности взять Севастополь, и не только взять Севастополь, но поколебать где бы то ни было силу русского народа, - эту невозможность видели вы не в этом множестве траверсов, брустверов, хитросплетённых траншей, мин и орудий, одних на других, из которых вы

6 Гусев Н.Н. «Лев Николаевич Толстой». М., 1954 г. - с. 541.


 ничего не поняли, но видели её в глазах, речах, приёмах, в том, что называется духом защитников Севастополя».

Литературовед МБ. Храпченко отмечает кульминационный момент толстовского рассказа: «Кульминационным пунктом в размышлениях повествователя об ужасном и героическом является его суждения о побудительных причинах мужества защитников Севастополя, их славном подвиге». 8

Толстой в завершении рассказа пишет: «Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский...».9

Герой «Севастополя в декабре месяце» - народ, матросская, солдатская и офицерская масса, героически отстаивающая город и правдиво запёчатлённая молодым офицером и начинающим писателем Львом Николаевичем Толстым.

7        Толстой Л.Н. «Повести и рассказы», М., Художественная литература, 1986 г. - с. 25,

8        Толстой Л.Н. «Повести и рассказы», М., Художественная литература, 1986 г.

9        Толстой Л.Н. «Повести и рассказы», М., Художественная литература, 1986 г.


Глава II.

Проблема истинного и ложного героизма в рассказе Л.Н. Толстого

«Севастополь в мае».

Проблема массового героизма находит своё разрешение в связи с постановкой такой проблемы как истинный и ложный героизм. Нам думается, что без постановки и решения второй проблемы не будет полного охвата первой.

Внутренняя тема второго рассказа - «Севастополь в мае» -существенно отличается от темы первого рассказа. М.Б. Храпченко отмечает, что «Севастополь в мае» рисует поведение на войне офицеров -аристократов, их духовный мир. Не любовь к Родине, не патриотическое чувство определяет действия этих героев, а тщеславие, соображения карьеры». 10   Какой уж тут героизм, особенно, массовый.

Если в первом рассказе севастопольского цикла за обычным заурядным вырисовывается мужество, высокий строй души, то в рассказе «Севастополь в мае» за благородной позой героев, их словесным патриотизмом открываются низменные чувства и стремления. Всё это можно назвать ложным, показным героизмом, не имеющим ничего общего с истинным героизмом, героизмом народных масс, жертвующих собой. М.Б. Храпечнко пишет: «Толстой здесь впервые овладевает художественными средствами того глубокого и острого обличения «избранного» общества, которое занимает столь важное место в его последующих произведениях. «Севастополь в мае» знаменует собой новый момент в освоении социальной тематике и в то же время является важным

10 Храпченко М.Б. «Лев Толстой как художник». М., Художественная литература, 1978 г. - с. 34.


звеном в обогащении и углублении способов раскрытия внутреннего мира человека». 11

В кругу основных действующих лиц «Севастополя в мае», в кругу офицеров-аристократов, есть желающие быть храбрыми и те, кто в душе совершенно не испытывает этой потребности, но в то же время хочет казаться бесстрашным героем. Военные события «проясняют» каждого из действующих лиц рассказа. Калугин «был самолюбив и одарён деревянными нервами, то, что называют храбр, одним словом». Побуждённый надеждами на награды и отличия, Калугин на виду у других сдерживает свой страх, но как только он остаётся один, чувство ужаса охватывает его, а таким трудом усвоенная поза мгновенно исчезает. Пример Калугина - пример ложного героизма.

Князя Гальцина, самозабвенно рассуждающего о храбрости, бросает в дрожь при одной мысли, что он должен пойти на передовую линию огня. Хвастовство, желание блеснуть и полное отсутствие внутреннего мужества здесь оказывается двумя сторонами одной и той же медали. И сколь тщательно скрывается последнее обстоятельство, столь же настойчиво и упорно подчёркиваются внешние приметы геройства.

Отсутствие мужества не мешает аристократам высокомерно третировать подлинных героев, с нескрываемым презрением относиться к «низшим» - рядовым офицерам, солдатам, самоотверженно несущим на себе тяжесть обороны осаждённого города и являющим пример массового героизма

«Вот этого я не понимаю и признаюсь не могу верить, - сказал Гальцин, - чтобы люди в грязном белье, во вшах и с неумытыми руками могли бы быть храбры». 12

1111Храпченко М.Б. «Лев Толстой как художник». М., Художественная литература,
1978 г. - с. 35.

12        Толстой Л.Н. «Повести и рассказы». М, Художественная   литература,    1986 г.   -

с. 37.


Столкновение реально-героического с геройско-показным и фальшивым выявляется в рассказах аристократов о своих геройских подвигах, в обрисовке лицемерной их скорби по поводу страданий людей, огромных жертв, приносимых войне. «Калугин, князь Гальцин и какой-то полковник ходили под руки около павильона и говорили о вчерашнем деле... Лица и звук голосов их имели серьёзное, почти печальное выражение, как будто потери вчерашнего дела сильно трогали и огорчали каждого, но, сказать по правде, так как никто из них не потерял очень близкого человека... это выражение печали было выражение официальное, которое они только считали обязанностью выказывать. Напротив, Калугин и полковник были бы готовы каждый день видеть такое дело, с тем, чтобы только каждый раз получать золотую саблю и генерал - майора...». 13

В «Севастополе в мае» явно и сильно звучат антивоенные ноты. Толстой восхищается мужеством солдат и офицеров, обороняющих Севастополь, но он же с глубочайшей горечью пишет о кровавой вражде людей, о бесчисленных жертвах войны. Противопоставляя подлинный героизм мнимому геройству, Толстой даёт нам понять, что истинный героизм - это героизм народных масс, простых солдат, проливающих на поле брани «честную, невинную кровь». Таково решение проблемы массового героизма сквозь призму истинного и ложного начала в рассказе Толстого «Севастополь в мае».

13 Толстой Л.Н. «Повести и рассказы».    М., Художественная  литература,    1986 г.

с. 57.


Глава III

Проблема индивидуального и массового героизма в рассказе

Л.Н. Толстого «Севастополь в августе».

Развенчание ложной военной романтики, воссоздание трезвой правды о войне составляет содержание рассказа «Севастополь в августе 1855 г.». В центре рассказа - две индивидуальности. Это образ двух братьев, офицеров Козельцовых. Младший из них - Володя Козельцов, стремящийся сразу же после окончания кадетского корпуса попасть в Севастополь, преисполнен романтических представлений о жизни, он «с эстетическим наслаждением и героическим чувством самодовольства» воспринимает своё предстоящее участие в военных событиях. Старший брат - Михаил Козельцов - прошёл суровую военную школу: раненный в Севастополе, он многое видел, много испытал и свободен от иллюзий.

Юного романтика Володю Козельцова Толстой последовательно проводит через разные ступени будней войны. С мечтами о невиданных личных подвигах, мечтали в духе дешёвых батальных повествований, Володя Козельцов приближается к Севастополю. Но уже в ближнем тылу, на подступах к фронту молодой офицер замечает, что реальная действительность далека от того, о чём он думал, что надеялся увидеть.

Глубокое впечатление производят на Володю Козельцова первые часы его пребывания на передовой линии огня. В трудной борьбе с самим собой Володя Козельцов постепенно начинает приобретать самообладание и мужество.

Володе Козельцову не удалось совершить тех подвигов, о которых он мечтал. Боевая схватка, в которой он погибает, ничем не напоминала картин войны, рисовавшихся его воображению прежде. Володя Козельцов - обыкновенный молодой русский офицер. Сколько трагических судеб молодых офицеров погубила война! Толстой даёт нам понять, что гибель одного человека, гибель надежд, незавершённых поисков мужества - всё

это влилось одной струёй в неудержимый поток народного мужества, массового героизма, самопожертвования.

Если Володя Козельцов «спускается» с романтических высот к Суворовым будням, то старший брат его Михаил становится выше повседневного, проявляя высокую моральную силу, силу стойкости и героизма.

Находясь в строю после ранения, когда раздаётся боевая тревога и начинается вражеский штурм бастиона, Козельцов не только вовремя появляется на своём боевом посту, но и показывает пример мужества. Преодолевая растерянность, смятение, он увлекает за собой солдат и добивается успеха, который однако, не мог изменить общего развития событий. Смертельно раненный, Козельцов думает о том, что «он хорошо исполнил свой долг».

Так тема преодоления иллюзий сплетается в рассказе с темой мужества, развенчание ложной романтики - с показом подлинного героизма, а индивидуальный героизм Михаила Козельцова не отделим от «общего дела».

Индивидуальный героизм в «Севастопольских рассказах», в частности в рассказе «Севастополь в августе», никак нельзя отделить от массового. Массовый героизм складывается из индивидуальных проявлений стойкости и мужества.


Заключение

Рассмотрение проблемы массового героизма в «Севастопольских рассказах» дано в её едином и вертикальном срезе.14 Показаны персонажи, представляющие «низы» и «верхи». В «Севастопольских рассказах» нами были рассмотрены проблемы индивидуального и массового, истинного и ложного героизма.

Сам Толстой глубоко осуждал войну, хотя и восторгался героическим духом русских войск. Писатель передал всю боль и страдание народа - героя, передал открыто и чётко.

Литературовед В. Днепров в статье «Изобразительная сила толстовской прозы» отмечал: «Один из важных элементов толстовской изобразительности, - особая, присущая его искусству форма целостности, структура целостности».15

Нужно сказать, что массовый героизм в показе Толстого носит целостный характер: здесь рядовой и его подвиг не отделимы от подвигов офицеров, истинно героическое находит место рядом с фальшивым, ложным героизмом.

Массовый героизм у Толстого определяло и так называемое «военное вдохновение», «восторг» боя. В.Б. Шкловский по этому поводу пишет: «Если взять у Толстого ощущение военного вдохновения, то это состояние, когда люди думают, что именно сейчас надо выступить, ударить на врага и он побежит».16 Таковы многие герои «Севастопольских рассказов».

В «Севастопольских рассказах» концепция массового героизма глубока, как и концепция самой войны. Т.Л. Мотылёва пишет: «Война

14        Купреянова В.Н. «Эстетика Л.Н. Толстого». М. - Л., Наука, 1966 г. - с. 300.

15        «В мире Толстого». Сборник статей. М., Советский писатель, 1978 г.

16        Шкловский В.Б. «Художественная проза. Размышления и разборы». М., Советский
писатель, 1959 г. - с. 453.


сама по себе бесчеловечная и ужасна. Художник не хочет скрывать своего трагического недоумения по поводу того, что «христиане», исповедующие один великий закон любви и самоотвержения», убивают друг друга. Но война в защиту родной страны, на которую напал неприятель, как бы то ни было, есть дело необходимое и благородное». 17

Толстой в «Севастопольских рассказах» стремился разобраться в природе воинского героизма. Иной раз Толстой, развенчивая официально-шаблонные или наивно-романтические представления о воинском героизме, нарочно, полемически акцентирует предрасположенность своих персонажей не только к добрым, но и к дурным поступкам. А в то же время и такого склада люди могут в определённых условиях стать участниками великих дел, приобщиться к коллективному подвигу народа -воина.

«Севастопольские рассказы» подсказали проницательному русскому читателю-современнику Толстого, что такое настоящий массовый героизм сражающегося народа.

17 «История всемирной литературы». Т. 7. М, Наука, 1991 г., с. 133.


 Список используемой литературы

  1. «В мире Толстого». Сборник статей. М., Советский писатель, 1978 г.
  2. Гусев Н.Н. «Лев Николаевич Толстой». М., 1954 г.
  3. «История всемирной литературы», Т. 7. М., Наука, 1991 г.
  4. Купреянова В.Н. «Эстетика Л.Н. Толстого». М. - Л., Наука, 1966 г.
  5. Ломунов К.Н. «Жизнь Льва Толстого». М., Художественная литература, 1981 г.
  6. Ломунов К.Н. «Толстой - рассказчик и повествователь», - из книги - Толстой Л.Н. «Повести и рассказы», М., Художественная литература, 1986 г.
  7. Толстой Л.Н. «Повести и рассказы». М., Художественная литература, 1986 г.
  8. Храпченко М.Б. «Лев Толстой как художник». М., Художественная литература, 1978 г.
  9. Шкловский В.Б. «Художественная проза. Размышления и разборы». М., Советский писатель, 1959 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Севастопольские рассказы" Л.Н. Толстой

Историческая справка, краткие сведения о Толстом Л.Н., рассказ "Севастополь в декабре"....

Правда о войне в "Севастопольских рассказах" Л.Н.Толстого

Папка содержит презентацию, рассказывающую о защите Севастополя в Крымской войне 1855-56г.г., об участии в ней Л.Н.Толстого, и урок по "Севастопольским рассказам"....

Правда о войне в "Севастопольских рассказах" Л.Н.Толстого

Папка содержит презентацию, рассказывающую о защите Севастополя в Крымской войне 1855-56г.г., об участии в ней Л.Н.Толстого, и урок по "Севастопольским рассказам"....

Конспект урока в 7 классе по теме "Севастопольские рассказы"Л. Н. Толстого"

Тема урока:    Правдивое изображение войны и человека на войне в «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого.Учащиеся научатся работать  с художественным текстом, научатся...

Правда о войне в "Севастопольских рассказах" Л.Н. Толстого

Урок-путешествие может быть использован при изучении Л.Н.Толстого в 10 классе. Цель этого урока: знакомство с рассказом Толстого и воспитание патриотизма. Презентация: https://docs.google.co...

Урок литературы в 10 классе по "Севастопольским рассказам" Л.Н.Толстого

Материалы состоят из конспекта урока, презентации и дополнительных материалов...