ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья

Лышко Наталья Геннадьевна

Развитие творческого потенциала личности через приобщение к искусству – неотъемлемая сторона подготовки современного успешного человека. Интерес, вовлеченность в культуру своего региона, своей нации, знание традиций, любовь к фольклору своего народа – все это значимо и продуктивно для творчества. И играет особую роль в передаче и сохранении культурных традиций, в воспитании у школьников любви к родине, в развитии гражданской активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyshko_statya.docx38.11 КБ

Предварительный просмотр:

Лышко Н. Г., учитель ИЗО и технологии

 МБОУ «Новороссийская СШ»

Алтайского района Республики Хакасия

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Память – основа совести и нравственности,

память – основа культуры, «накоплений» культуры,

память – одна из основ поэзии, эстетического понимания

культурных ценностей.

Хранить память, беречь память – это наш нравственный

долг и перед потомками.

Д.С. Лихачёв

             В условиях глобализации всех сфер жизнедеятельности человека и общества проблемы сохранения историко-культурного наследия являются весьма актуальными.

             Д.С. Лихачев считал, что «…сохранение культурной среды – задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной жизни… » [1, с.11]

Думаю, что столь важное дело, как сохранение культурных традиций, нужно начинать с малых лет, передавая молодому поколению культуру, накопленную человечеством веками. Это сложное многоаспектное понятие, обозначающее целенаправленный педагогический процесс приобщения подрастающих поколений к этнической, общероссийской и мировой культуре, нравственное и гражданское воспитание молодежи, формирование готовности  и умения жить в дружбе в многонациональной среде. И поэтому задача школы создать условия для развития духовной культуры на основе национальных традиций и обычаев во время занятий творчеством и внеурочной деятельности.  В свете новых реформ образования государство обращает внимание на личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования, которые должны отражать:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5)  развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. [2]

              В Новороссийской школе действует воспитательная программа «Мы вместе», целью которой и является этнокультурное воспитание подрастающего поколения. Реализация программы ведется через:

1)  познавательную деятельность, где детей знакомят с животным и растительным миром, историей республики, традициями и обычаями хакасов, национальными блюдами, с творчеством писателей и художников Хакасии;

2)  декоративно-прикладное искусство, где проходит знакомство с элементами хакасских узоров, национальным костюмом, изготовлением украшений и оберегов;

3)  музыкальное воспитание, осуществляемое в процессе слушания хакасского музыкального фольклора;

4)  физическое развитие с использованием национальных игр.

Важную роль в приобщении школьников к традиционному народному искусству играет кружковая и внеурочная деятельность. Именно в условиях работы кружка возможно целенаправленное и планомерное развитие творческой инициативы и самостоятельности учащихся, что, в свою очередь является залогом формирования склонности к определенной деятельности. Здесь осуществляется тесная связь теории с практикой, более глубокое изучение теоретических основ конкретного ремесла, развивается интерес к творчеству мастеров - ремесленников.[4, с. 128]

Воспитательная программа  реализуется и на уроках ИЗО и технологии. На своих занятиях знакомлю детей с декоративно-прикладным искусством и ремеслами хакасов, творчеством хакасских художников, историческими памятниками Хакасии, элементами наскальной живописи (петроглифы). Все это богатство я использую на своих занятиях, создавая творческие проектные работы. Вот примеры некоторых работ:

Творческий проект: «Сувенирные куклы в национальных костюмах»

Цель проекта: создание сувенирных кукол в национальной одежде.

Во время подготовительного этапа была изучена информация по русскому и хакасскому национальным костюмам, определены традиционные составляющие мужского и женского костюмов. На технологическом этапе были изготовлены и расписаны  куклы из древесины, сделаны выкройки, сшиты и украшены костюмы.

Проект получил диплом победителя II Республиканской выставки-конкурса «Куклы в национальных костюмах». Сейчас работа находится в Районном краеведческом музее.

Творческий проект «Набор сувенирных тарелок «Сказки древней Хакасии».

Цель проекта: создание интерьерного украшения в этническом стиле.

Идея родилась после знакомства с графикой хакасских художников. В работе использованы элементы графики Р. Субракова, наскальные изображения духа Солнца.

Проект занял призовое место в районной НПК, стал победителем районной выставки декоративно-прикладного творчества.(2013 г.)

Творческий проект «Панно «Дух белой лошади». 

Цель проекта: создание интерьерного украшения в технике имитации чеканки.

За основу взята традиция почитания лошадей. Конь всегда стоял в центре внимания жителей Хакасии, хакас-скотовод не представлял без коня своей жизни. Хакасы посвящали многим духам лошадей – ызыхов, через которых «обеспечивалось» благополучие в жизни людей. Таким образом, лошадь являлась своего рода посредником между мирами духов и людей. В Хакасии на горе «Солбан» есть наскальный рисунок «Белая лошадь», который насчитывает уже 18 тысячелетий. При работе над творческим проектом были использованы идеи хакасского художника Г.С. Краснова, рубаи замечательного поэта Г. Маеркова.

Проектная работа заняла призовое место в районной НПК, стала победителем районной выставки декоративно-прикладного творчества.(2014 г.)

      Творческий проект «Панно «Птица Хысхылых». 

Цель работы: создание интерьерного украшения в технике имитации чеканки, используя стиль неомифологизма, присущий Г. С. Краснову.

Тема этой работы – красивый хакасский обычай: если юноша поймает фламинго, которые весной и осенью иногда пролетают над Хакасией, он может сватать любую девушку. На птицу надевали красную шелковую рубаху, на шею повязывали красный шелковый платок и отправлялись с ней к любимой девушке. Родители должны были принять фламинго, а взамен отдать дочь. Калым при этом не полагался. Если девушку не отдавали, то, по хакасским поверьям, птица Хыс-хылых проклянет этот дом, и дочь их умрет. Естественно, узнав историю про южных фламинго в сибирской Хакасии, многие думают, что это – красивая легенда. Но традиция имеет под собой реальную почву: фламинго на самом деле в Хакасии встречаются. Правда, такие случаи – единичные.

             Этот обычай нашел отражение и в археологии. В Бейском районе на кургане, находящемся на территории музея «Усть - Усос», есть рисунок, на котором, по мнению исследователей, изображена пара фламинго.[3, с.21]

             В ней также использованы идеи Г. С. Краснова, работающего в направлении неомифологизма. Творческая работа «Панно «Птица Хысхылых» была оценена:

- Дипломом I степени в Республиканской НПК «Диалог культур – культура диалога» (2015 г.);

- Дипломом  за I место в Республиканском конкурсе «Моя малая родина: природа, культура, этнос» в номинации «Традиционная материальная и не материальная культура»;

- Дипломом I степени в Республиканском конкурсе – выставке «Мир детской фантазии» в Центре культуры и народного творчества им. С.П. Кадышева.(2016 г.)

Учебно- исследовательская работа «Птица Хысхылых, как символ счастья в традиционной культуре хакасов».

Цель работы: определение значения образа птицы Хысхылых в традиционной культуре хакасов.

    Причиной для выполнения этой работы послужила статья в местной прессе и видеосюжет на республиканском телевидении о фламинго в Хакасии. Были изучены литературные  источники и источники из сети Интернет по теме,  

проведены  интервью с местными жителями, работниками музеев, заповедника, с заместителем председателя совета старейшин хакасского народа, исполнительницами народных песен. Во время выполнения работы посещены музейные комплексы.

      Работа стала призером на республиканском этапе  конкурса им. В.И. Вернадского.

        Детей манит разгадка жизни наших предков, их обычаев и традиций – что может быть более захватывающим, чем исследования в ходе таких творческих работ.

        Этнокультурное воспитание учащегося  – это залог успеха в формировании развитой личности современного и будущего общества нашего государства. Знание народной культуры, следование традициям, забота об их сохранении и развитии, участие в создании новых традиций позволяет формировать в детях лучшие нравственные качества: деликатность, внимательность, заботливость, добросердечность, искренность, терпимость, уважение к окружающим; предоставляет каждому возможность выбирать правила и нормы, образ жизни. А потенциал этнокультурного наследия неисчерпаем, надо только умело его использовать.

Библиографический список

  1. Лихачев Д.С. Экология культуры // Экология.- М., 2000.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/documents/922 (дата обращения 04. 10.2016).
  3. Семейное право хакасов в XIX начале XX века. URL: http://studopedia.ru/15_55357_svadebnie-obichai.html
  4. Т. Тюкпеева. Фламинго в Хакасии/ Т. Тюкпеева/ Хакасия -2015. -  №215-216 – с.  21
  5. Максимов Ю.В. У истоков мастерства: Нар. искусство в худож. Воспитании детей. Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1983. – 159 с. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему; Нравственное воспитание учащихся. Типы уроков и виды внеурочной деятельности

На уроках "Духовное краеведение Подмосковья" обучающиеся работают над своей душой. Данный предмет помогает осмыслить нравственные категории добра и зла, смысл жизни на примере жизнеописания святых и г...

Педагогический проект "Развитие творческих и исследовательских способностей учащихся на уроках технологии и внеурочной деятельности врамках реализации ФГОС"

«Подлинная красота человека проявляется в труде. Прекрасен не только результат труда, но и сам процесс свободного труда, в котором раскрываются творческие возможности человека, мощь его раз...

Из опыта работы:"Экологическое воспитание учащихся на уроках и во внеурочной деятельности"

Экология стала важнейшей проблемой для каждого из нас, для всего человечества в целом. Нет необходимости говорить о том, как важно заинтересовать этой темой школьников, научить их бережно относи...

статья "Формирование этнокультурной компетентности учащихся на уроках технологии, ИЗО"

Формирование этнокультурной компетентности предполагает введение ребенка изначально в родную для него, а затем и иные культуры. В качестве механизмов формирования этнокультурной компетентности у ...

Работа с учащимися на уроках "Технологии" и внеурочной деятельности.

Описание олыта работы на уроках технологии и внеурочной деятельности,...

«Сетевой, телекоммуникационный проект как средство развития личности учащихся на уроках технологии и внеурочной деятельности»

Наше общество достаточно чётко определяет главные цели образования молодого человека. Предполагается, что молодой человек должен иметь собственную точку зрения, уметь управлять принятием решений в гру...

Обобщение педагогического опыта «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности по биологии с использованием технологий деятельностного типа».

Обобщение педагогического опыта«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности по биологии  с использованием технологий деятельностного типа»....