Творческая мастерская «Мудрый педагог» Мастер-класс педагога – наставника «Наставничество как эффективный метод профессионального становления личности молодого педагога»
материал

Кудря Марина Викторовна

Повышение профессионального мастерства, желание всегда идти вперед, достойно преодолевая трудности - главное в педагогической деятельности. Работа с молодыми специалистами, а также с вновь прибывшими педагогами является одной из самых важных составляющих в работе наставника.  Наставничество - это форма обучения на рабочем месте, которая направлена на развитие профессиональных компетенций человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческая мастерская «Мудрый педагог»

Мастер-класс педагога – наставника

«Наставничество как эффективный метод профессионального становления личности молодого педагога» 

 

«Уча других, мы учимся сами»

Л. Сенека

Повышение профессионального мастерства, желание всегда идти вперед, достойно преодолевая трудности - главное в педагогической деятельности. Работа с молодыми специалистами, а также с вновь прибывшими педагогами является одной из самых важных составляющих в работе наставника.  Наставничество - это форма обучения на рабочем месте, которая направлена на развитие профессиональных компетенций человека.

      Но не следует понимать наставничество как процедуру адаптации молодого педагога. Наставничество предусматривает решение сугубо узкого профессионального круга задач в области проведения занятия, в то время как адаптация подразумевает включение в широкую систему отношений внутри ДОУ в целом.

Выбор формы работы наставника начинается с вводного собеседования, где молодой специалист рассказывает о своих трудностях, проблемах, неудачах. Затем определяется совместная работа начинающего педагога с наставником. Чтобы взаимодействие наставника с молодым специалистом было конструктивным, нужно стараться не быть ментором, поучающим молодого педагога и доминирующим свой собственный опыт. Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация.

      Эффективность работы наставника напрямую связана с тем, насколько правильно выстроена система взаимосвязей между ним, его подопечным, другими сотрудниками и руководителями. У них должно установиться единое видение в восприятии реальности. Только в этом случае передаваемые знания и навыки будут иметь практическое воплощение. Хорошие плоды даст наставничество, если у обеих сторон будет система мотивов, побуждающих их к совместным действиям.

Чтобы взаимодействие с молодым педагогом было конструктивным и приносило желаемые результаты, педагогу – наставнику необходимо помнить о некоторых правилах общения: не приказывать («вы должны»), не проповедовать («на вас лежит ответственность…»), не поучать («если бы вы послушали меня …»). Один из важных моментов в совместной деятельности – это не подсказывать решения, не учить жизни молодого педагога. Необходимо так представить ситуацию, чтобы молодой педагог сам нашел правильные пути решения. Наставник должен стимулировать процесс профессиональной поддержки молодого педагога.

Одним из основных факторов успеха наставничества является парадигма, основанная на философии «я выиграл – ты выиграл». Небольшая личная победа подопечного – это успех наставника и, в конечном итоге, успех всего ДОУ и системы образования в целом.

 «Чтобы научить другого,

требуется больше ума,

чем чтобы научиться самому...»

М. Монтень

       Я вам предлагаю участвовать в играх, которые приведут к трем ключевых принципам наставничества. 

 Коллеги, как вы считаете, а умеете ли Вы, сотрудничать.
Давайте проверим.
Игра «Пчелы и змеи»
1. Я предлагаю всем участникам сейчас поделиться на две группы. 
2. Левая от меня команда – будет называться пчелы, правая от меня команда будет называться – змеи. 
3. Вам необходимо выбрать своего короля.
4. Королей я попрошу выйти из комнаты и подождать, я вас позову. 
5. Ваша задача спрятать предметы. Пчелы прячут условную банку мёда, а змеи прячут условную ящерицу. (Приглашаем королей)
6. Дорогие короли, мы спрятали два предмета, которые вам необходимо найти. Король пчел будет искать мед, а король змей - ящерицу.
7. А вы Пчёлы и змеи должны помогать своим королям. Каждая группа может делать это, издавая определенный звук. Все пчёлы должны жужжать: жжжжжжжж… Чем ближе змеиный король приближается к ящерице, тем громче должно быть шипение. 
8. Помните, что во время игры никто не должен что-либо говорить.

Вопросы:
-Как вы чувствовали себя в роли короля пчёл (змей)?
-Ваши группы хорошо вам помогали?
-Вы остались довольны вашими подданными?
-Пчёлы, как вы взаимодействовали друг с другом?
-Змеи, вы как взаимодействовали друг с другом?
- Что необходимо сделать, прежде, чем начать искать?

Правило 1: Определить конкретную цель (задание) (т.е., что нужно было искать конкретно).


Следующее 
упражнение называется  «Неожиданные картинки»
1.Дорогие коллеги, я предлагаю всем встать в круг.
2. У вас на столе лежит листок – подпишите его, переверните. (звучит музыка)
3.Нарисуйте какой-нибудь рисунок. (музыка остановилась)
4. А теперь свой рисунок передайте по часовой стрелке соседу, дорисуйте что-нибудь.
5. Снова обменяемся рисунками. 

Вопросы:
-Нравится ли вам рисунок, который вы начали создавать?
-Понравилось ли вам дорисовывать чужие рисунки?
-А можем ли мы этот прием использовать на своих уроках?
Правило 2: Определить последовательность (алгоритм действий) и роли участников.

Игра «Рисунок в два этапа»
1.Разбейтесь на пары и сядьте друг напротив друга. 
2. Положите между собой лист ватмана и поставьте фломастер в центр листа и, не отрывая руку, закройте глаза. 
3.В течении минуты (пока звучит музыка) вы будете путешествовать фломастером по всей поверхности листа, не отрывая его от бумаги. 
4. Рисуйте во все стороны, пока вам не покажется, что нарисовано на бумаге. 
5.Если хотите, вы можете разговаривать при этом с друг с другом.
6. Завершите рисунок и решите, как Вы его назовете.


Вопросы:
-Понравилось ли Вам рисовать с закрытыми глазами?
-Вы каким образом находили общий язык со своими партнерами?
-Насколько Вы довольны своим рисунком?
- Вам сложно было придумать название вашей картины?


Правило 3: Принимать совместное решение, учитывая мнение других.

Итак, общий вывод. В ходе нашего мастер-класса мы выделили 
3 ключевых правила. 

 

      Деятельность молодого человека, который нашел и зажег в себе искру личности и профессиональной индивидуальности, способствует прогрессивному развитию образования. 

«Педагог живёт до тех пор, пока учится, если он перестаёт учиться – в нём умирает учитель».

Эти слова великого педагога К. Ушинского – лейтмотив наставника и молодого педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лист самооценки профессионального развития в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог-наставник»

Лист самооценкипрофессионального развития в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог-наставник»...

«Личность молодого педагога: становление в наши дни»

Эссе к конкурсу. Автор Смирнова О.Д....

Эссе на тему "Личность молодого педагога.Становление в наши дни"

эссе Покосовой Е.А.  участницы конкурса Педагогического мастерства в наминации Педагогический дебют...

Классный час творческая мастерская "Хозяюшка-Благополучница" (мастер-класс по изготовлению народной куклы)

Цель  классного часа:познакомить учащихся с народным творчеством, пробудить познавательный интерес к народным традициям, духовным ценностям народа нашей страныРешаемые  задачи:показать техни...

Программа «Наставничество – эффективный путь профессионального становления молодого специалиста»

http://Наставничество – одна из наиболее эффективных форм адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению в образовательных учреждениях педагогических кадров. З...

Программа «Наставничество - эффективный путь профессионального становления молодого специалиста.

Наставничество – одна из наиболее эффективных форм   адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению в образовательных учреждениях педагогических кадр...