Содержание и основные методы работы учителя-дефектолога в школе.
статья

Васильева Анна Алексеевна

Любое сопровождение детей с задержкой психического развития или других интеллектуальных нарушений представляет собой комплекс специальных занятий и упражнений, направленных на повышение познавательного интереса, формирование произвольных форм поведения, развитие психологических основ учебной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_defektologa.docx19.23 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание и основные  методы работы учителя-дефектолога в школе.        

Любое сопровождение детей с задержкой психического развития или других интеллектуальных нарушений представляет собой комплекс специальных занятий и упражнений, направленных на повышение познавательного интереса, формирование произвольных форм поведения, развитие психологических основ учебной деятельности.

В своей работе я использую различные методы:        
1.
Словесные.        (рассказ, объяснение, беседа)        
2.
Наглядные (демонстрационный материал, мультимедийные презентации).
3.
Практические (коррекционно-развивающие игры и упражнения, настольные игры творческие        игры и задания).        
  Всё вышеперечисленное оказывает         благотворное влияние на развитие не только познавательной деятельности, но также         носит личностно-ориентированную направленность, которая помогает в дальнейшем
адаптироваться детям в социуме.

     Основная часть занятий, включает упражнения и задания, направленные преимущественно на развитие одного какого-либо психического процесса (3-4 задания), и 1-2 упражнения, направленных на другие психические функции. Предлагаемые упражнения разнообразны по способам выполнения, материалу

При работе с детьми, имеющими задержку психического развития, от педагогов и родителей часто можно услышать жалобы на то, что дети плохо воспринимают материал на слух, у них снижено внимание, работоспособность. Ребенок как не старается, а не может быстро запомнить текст, путается в словах, строчках.        
    В то же время многие родители отмечают, что их ребенок великолепно запоминает рекламу или может легко пересказать очередную серию любимого мультфильма.  Дело в том, что, при запоминании материала занятий, разучивании стихотворения, требуется произвольное запоминание (когда мы запоминаем что-то специально, это требует волевых усилий, а во втором - действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе ребёнка .

  Одним из методов, которые я использую в работе со школьниками  как младшего, так и  среднего и старшего звена являются мнемотехники

Мнемотехника, или мнемоника, — это метод эффективного запоминания информации, основанный на построении ассоциаций.

Мнемотехника помогает развивать :

• зрительную и слуховую память

• воображение

• ассоциативное мышление

• восприятие

• развитие мелкой моторики рук

• преобразование абстрактных символов в образы.

Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить».  

Сегодня я хочу разобрать лишь несколько из  огромного множества мнемотехник.

Например для улучшения процесса запоминания можно использовать   предметно - схематические и схематические мнемотаблицы, например, при пересказе или, заучивании стихов. Таблицы и схемы желательно использовать цветные, так детям легче запоминать и ориентироваться. Необходимо, чтобы применяемые таблицы и схемы были различны по тематике, например, на одном занятии - на тему сказок, в следующий раз – при изучении математических понятий и т. д.

При заучивании стихотворения в начале необходимо познакомить детей со стихотворением целиком, затем построчно, по смысловым частям. Далее предложить придумать или найти картинки по смыслу стихотворения. Затем повторить его несколько раз с опорой на картинки, чтобы ребенок мог визуализировать текст.

   Также одни из самых интересных приёмов мнемотехники – это метод акрофраза и метод ритма и рифмы. Чтение рифмовок доставляет немалое удовольствие, особенно младшим школьникам. А то, что пережито эмоционально положительно, надолго остаётся в памяти маленького человека, оставляя след в его сознании.

Не так легко наизусть зазубрить последовательность планет Солнечной системы. Но если выучить простую считалку, в которой каждое слово связано с конкретным небесным телом, задача становится не такой сложной.
«Мы Все Знаем: Мама Юли Села Утром На Пилюли», — Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

(каждый охотник желает знать, где сидит фазан)

Рифмовка может использоваться при отработке любого лексико-грамматического материала.        
Например, в начальной школе многие учителя пользуются различными договорками. Например:

 

Пудель, такса и бульдог,

Называются все — dog.

Отчего корова, cow

Молоко давать не стала?

Овечка по лужку бежит

Овечку называют sheep.

Parrot в клеточке сидит,

и всё время говорит.

Для того, чтобы запомнить число Пи существует такое стихотворение.


Чтобы нам не ошибаться,
Надо правильно прочесть:
Три, четырнадцать, пятнадцать,
Девяносто два и шесть.
Ну и дальше надо знать,
Если мы вас спросим —
Это будет пять, три, пять,
Восемь, девять, восемь.

(С. Бобров «Волшебный двурог»)

   Далее будет представлен фрагмент подгруппового дефектологического занятия на тему «Наша память» для обучающихся по адаптированной общеобразовательной программе для детей с задержкой психического развития. В занятии принимали участие обучающиеся пятых классов.

    Целью занятия было познакомить учащихся с одним из познавательных процессов-памятью и совокупностью приёмов увеличивающих её объём и облегчающий запоминание информации.        
    В видео-фрагменте представлен один из методов мнемотехник- «Алгоритм» Чтобы ничего не забыть ребёнку предлагается прокрутить в голове план действий и подумать, какие вещи пригодятся в каждый момент.
Например, отправляясь на море, обязательно нужно взять с собой: кепку, купальник, зубную пасту с щёткой, шорты, ласты, футболку ,шлёпанцы, полотенце, расчёску и, конечно же, крем для загара.

Алгоритм для запоминания может быть такой:         
«Как проснёшься, надо почистить зубы и расчесаться. Надеть купальник, шорты с футболкой и кепку, шлёпанцы - ведь на море очень горячий песок. На пляже расстелить полотенце, намазаться кремом, чтобы не обгореть, и пойти плавать в ластах.»

    На занятии были использованы карточки с описанием мнемотехник, карточки с заданиями и условиями для запоминания, доска и цветные маркеры.

  Следует отметить, что использование приёмов мнемотехники в работе дефектолога по познавательному развитию детей с интеллектуальными нарушениями, является актуальным: использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти детей.

   Продуманная и целенаправленная работа с приемами мнемотехники оказывает существенную помощь в заучивании стихотворного текста, правил, словарных слов и оказывает положительное влияние на речевое развитии детей с интеллектуальными нарушениями.

  Таким образом, мнемотехники является тем специфическим средством, которое позволяет упорядочить разрозненные представления и впечатления, учит анализировать, выделять существенное, учит наблюдательности и любознательности – формирует целостное восприятие мир


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Слагаемые работы учителя-дефектолога по повышению качества знаний учащихся" (Составили учителя-дефектологи Лигус О.А., Мошникова Е.Л.)

Статья содержит методические рекомендации для работы учителей-дефектологов на коррекционно-развивающих занятиях со слабослышащими учащимися....

Литературно-музыкальное мероприятие в рамках областного семинара-практикума для учителей-логопедов, учителей-дефектологов с(к) школ, центров, детских домов, школ-интернатов «Формирование лексико-грамматического строя речи у обучающихся с ограниченными воз

Литературно-музыкальное мероприятие в рамках областного семинара-практикума для учителей-логопедов, учителей-дефектологов с(к) школ, центров, детских домов, школ-интернатов «Формирование лексико-грамм...

Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»

Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...

Содержание работы учителя-дефектолога

статья в которой говориться о должностных обязанастях работы учителя-дефектолога...

Работа учителя-дефектолога в МБОУ школе № 8 в условиях ФГОС.

Основные цели, задачи и направления  деятельности учителя- дефектолога с детьми с ОВЗ и учащимися с низким уровнем школьной мотивации в условиях школы....

Выступление «Осуществление индивидуального подхода в работе учителя-дефектолога в коррекционной школе»

Выступление «Осуществление индивидуального подхода в работе учителя-дефектолога в коррекционной школе»...

Отчет о проделанной работе учителя-дефектолога ГКОУ «Котовская школа-интернат» Варнавской М.М. за 2021-2022 учебный год

Отчет о проделанной работеучителя-дефектолога ГКОУ «Котовская школа-интернат» Варнавской М.М.за 2021-2022 учебный год...