«Жизнь ратными подвигами полна»
план-конспект урока по мхк (5 класс)

Сидоровская Елена Станиславовна

Работа на конкурс "За нравственный подвиг учителя", 2023 год

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Вепревская основная общеобразовательная школа им.Ф.В.Морина»

Регистрационный номер работы

«Жизнь ратными подвигами полна»

разработка урока

по основам духовно-нравственной культуры народов России

5 класс, урок № 4-6

возраст детей 10-11 лет

Сидоровская Е.С., учитель ОДНКНР

д. Вепрь, Сонковский район

 

Бежецкая епархия Московского Патриархата Русской Православной Церкви  

Тверская митрополия Московского Патриархата Русской Православной Церкви

электронная почта. kojoosh@mail.ru 

телефон. рабочий 84824625917; мобильный 89607080936

2023 г.


Образовательная область: Основы духовно-нравственной культуры народов России

Тема: «Нравственные ценности российского народа»

Номер урока в теме: уроки 4–6 по программе, уроки в теме:

  1. «Береги землю родимую как мать любимую»
  2. Жизнь ратными подвигами полна
  3. «Мы будем говорить о земляке»

Класс: 5

Тип урока: урок открытия нового знания

Цели урока:

  • формирование понятий интернационализма подвига, патриотизма, служения Родине людей разного вероисповедания;
  • формирование и развитие ценностного отношения учащихся к совместной учебно-познавательной деятельности при ознакомлении с новыми понятиями «ратный подвиг», «герой», «подвиг»

Задачи:

Образовательные:

  • расширить знания о былинах, русских богатырях – защитниках Отечества;
  • расширить знания о святых – защитниках Отечества;
  • углубить знания о понятиях «ратный подвиг», «герой»;
  • познакомить учащихся с жизнью и деятельностью Ф.В.Морина.
    Развивающие:
  • развивать познавательный интерес, кругозор, интерес к чтению исторической литературы;
  • развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах;
  • развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные:

  • содействовать формированию положительных личных качеств обучающихся, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»;
  • углубить раскрытие нравственных категорий: ответственность, служение, любовь к Отечеству;
  • формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая его прямую связь с жизнью.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

  • формировать целостный, социально-ориентированный взгляда на мир в его органичном единстве;
  • формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  • воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы);
  • вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
  • быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.

Регулятивные УУД:

  • совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
  • после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;
  • прогнозировать предстоящую работу: определять цель учебной деятельности, выбор темы;
  • оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности;
  • выполнять корректировку своей деятельности.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний;
  • извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, аудиофайл, иллюстрация);
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы, пары.

Коммуникативные УУД:

  • доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
  • оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;
  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;
  • осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы.

Предметные УУД:

  • уметь объяснять значение терминов «богатыри», «ратный подвиг», «герой», «благоверный», «благословение» и др.;
  • расширить знания о защитниках Отечества.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая

Технологии обучения: технология деятельностного метода, технология проблемно-диалогического обучения, здоровьесберегающая технология, проектная технология, технология оценки образовательных достижений.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, аудиозаписи,  учебник Н.Ф.Виноградовой «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс.

Методы урока: словесные, наглядные, практические.

План урока:

Урок 1 (4). «Береги землю родимую как мать любимую»

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний. Постановка темы и целей урока.
  3. Работа по теме урока.
  4. Физкультминутка.
  5. Самостоятельная работа в группах.
  6. Подведение итогов урока.
  7. Рефлексия.
  8. Домашнее задание

Урок 2 (5). Жизнь ратными подвигами полна

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний. Постановка темы и целей урока.
  3. Работа по теме урока.
  4. Физкультминутка.
  5. Самостоятельная работа в группах.
  6. Подведение итогов урока.
  7. Рефлексия.
  8. Домашнее задание

«Мы будем говорить о земляке»

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний. Постановка темы и целей урока.
  3. Работа по теме урока.
  4. Физкультминутка.
  5. Самостоятельная работа в группах.
  6. Подведение итогов урока.
  7. Рефлексия.
  8. Домашнее задание


Урок 1 (4). «Береги землю родимую как мать любимую»

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в далекое и загадочное прошлое. Вы знаете, что наша Родина хранит много тайн, и я предлагаю вам изучать их сквозь призму самых разных направлений.

(Парты предварительно расставлены для работы в группах).

II. Актуализация знаний. Постановка темы и целей урока.

Учитель. Ребята, послушайте замечательное стихотворение Зинаиды Александровой.

(Учитель читает стихотворение «Родина» под музыку Свиридова: https://rustih.ru/zinaida-aleksandrova-rodina/ ).

У каждого человека есть тот уголок земли, который дорог и памятен ему, с которым связаны самые светлые и тёплые воспоминания. Русский педагог К.Д.Ушинский говорил: «Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила языку, как мать, защищает и бережет нас. Одна у человека мать, одна у него и Родина». Замечательные, искренние слова.

  1. Как вы понимаете слова К.Д.Ушинского?

(Ответы учащихся)

  1. Какие однокоренные слова к словам Родина, Отечество вы можете подобрать?

(Ответы учащихся)

  1. Как вы думаете, о чём сегодня на уроке мы будем с вами говорить?

(Ответы учащихся)

  1. Давайте сформулируем тему урока и определим его цель.

(Ответы учащихся)

III. Работа по теме урока.

Учитель. Слово «Родина» способно вызвать трепет в душе каждого. Но наверно, люди не смогли бы прочувствовать всю глубину чувства любви, гордости, уважения, если б не познали горечь потерь.

Ребята, как вы считаете, почему люди воюют?

(Ответы учащихся)

Почему одна страна нападает на другую? Как вы понимаете словосочетание «война освободительная» и «война захватническая»?

(Ответы учащихся)

Наши предки, жившие в эпоху постоянных войн с чужеземцами, выработали житейское представление о патриотизме, о тех качествах человека, благодаря которым формируется это высокое чувство. У всех народов есть множество пословиц и поговорок о любви к родине.

Учитель. Сейчас вам предстоит поработать в группах: выбрать пословицу или поговорку и обсудив, объяснить всем, как вы понимаете смысл данной пословицы.

(Ученики работают в группах)

Учитель. Сегодня мы будем говорить о людях, которые не боятся смотреть в лицо страшной опасности, угрожающей Родине. Мы познакомимся с одними из первых защитников нашей Родины. Об их подвигах слагали легенды,  и былины, ими восхищались, их могущество и силу отражали картины самых известных художников. Кто же это?

(Ответы учащихся)

Кого на Руси называли богатырями?

(Ответы учащихся)

А как вы думаете, богатыри существовали только у русского нарда или о них рассказывается в эпосах других народов?

(Ответы учащихся)

Сейчас вам предстоит  познакомиться с героями якутского и башкирского эпоса, и вы опять будете работать в группах.

1 группа. Карточка №1. «Нюргун Боотур Стремительный».

2 группа. Карточка №2. «Отважное сердце Урал-батыра».

(Отчеты групп)

IV. Физкультминутка «Богатыри»

Дружно встали, раз, два, три!

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и еще

Через левое плечо.

Мы дозором обошли

Все владения свои.

Все спокойно на пути.

V. Работа с иллюстративным материалом.

Учитель. Ребята, рассмотрите внимательно иллюстрации на странице 24. Кто изображен на них?

(Ответы учащихся)

Учитель. Богатыри (от др.-тюрк. багатур — храбрый воин), герои русских былин, защитники русской земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой, удальством, умом, самообладанием. Богатыри любили родную землю, охраняли ее границы, спасая свой народ от порабощения и унижения. Читая об их подвигах, люди проникались уважением к ним, и им хотелось поступать так же, как нашим далеким предкам, творить добро и противостоять злу, защищая землю от врага. Сказители усиливали личностные качества богатырей: смелость, отвагу, силу. На примере богатырей воспитывались нравственные качества у народа. А как называются произведения, в которых воспевается сила и могущество богатырей?

(Ответы учащихся)

Учитель. Были́на (стáрина) – древнерусская эпическая песня о героических событиях национальной истории XI—XVI веков. Сегодня мы познакомимся с былинами о самых известных русских богатырях. Их имена знакомы вам с раннего детства: Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец. Мы знаем их как бесстрашных воинов. О них расскажут ребята из 3, 4 и 5 групп.

(Отчеты групп)

3 группа. Карточка №3. «Алеша Попович»

4 группа. Карточка №4. «Илья Муромец»

5 группа. Карточка №5. «Добрыня Никитич»

Образы богатырей запечатлены не только в произведениях литературы, но и в музыке, живописи и даже архитектуре. Давайте обратимся к одной из самых известных картин В.М.Васнецова «Богатыри». Несмотря на то, что Алеша Попович, Илья Муромец и Добрыня Никитич жили в разное время, художник, объедил их на картине, показав нам, что сила этих героев передается потомкам, которые, подобно богатырям, стоят на страже покоя Родины. Скажите, как художник изображает былинных богатырей? Как передает их настроение?

(Ответы учащихся)

Учитель: Давайте на основе текстов легенд, былин, наших представлений о богатырях в картине В.М.Васнецова заполним таблицу (Приложение 3):

VI Подведение итогов урока.

Учитель. Как вы думаете, а что придавало смелости богатырям?

(Ответы детей: умение найти выход из любой сложной ситуации, победить самого сильного врага, любовь к Родине).

Учитель. Как называется чувство бесконечной любви, преданности и благодарности своей Родине?

(Ответы учащихся: патриотизм)

Учитель. Как вы считаете, каким надо быть и как надо себя вести, чтобы стать патриотом Родины?

(Ответы учащихся)

Учитель. Человеку нельзя жить без Родины. И наша задача заботиться о ней, сохраняя природу, язык, исторические памятники, потому что любовь к Родине проявляется не в громких словах, а в бережном отношении к тому, что нас окружает. А вокруг нас с детских лет природа родного края, которая дала нам жизнь, и мы обязаны отплатить ей тем же, сохраняя леса, реки и поля в чистоте, приумножая ее богатства, защищая ее от войн и несправедливости. «Береги землю любимую, как мать родимую». Мы опять вернулись к теме нашего урока.

VII Рефлексия.

Мне понравилось...

Мне не понравилось...

Я сегодня узнал...

Я хочу дополнительно узнать...

VIII Домашнее задание (по выбору):

1.Сочинить стихотворение о Родине, о родной природе.

2.Написать мини-сочинение на тему: «Моя малая Родина – село…».

3.Выполнить рисунок на тему «В краю кудрявых берёз».


Урок 2 (5). Жизнь ратными подвигами полна

Ход урока

I Организационный момент.

Учитель. Здравствуйте, ребята. Вижу, вы готовы к серьёзной работе. Займите рабочие места. (Парты  предварительно расставлены для работы в группах).

II Актуализация знаний. Постановка темы и целей урока.

Учитель. Ребята, наш урок сегодня мы начнем с замечательного стихотворения Эдуарда Асадова «Россия начиналась не с меча»

(Учитель читает стихотворение под  запись колокольного звона https://www.culture.ru/poems/47269/rossiya-nachinalas-ne-s-mecha).

Учитель. Ребята, о чем стихотворение, которое сейчас прозвучало?

(Ответы учащихся)

Учитель. Ребята, вы обратили внимание, что стихотворение читалось под звуки? Что это за звуки?

(Ответы учащихся)

Учитель. Как их можно охарактеризовать?

(Ответы учащихся)

Учитель. Россию невозможно представить без храмов и колокольного звона, они стали символами России. Колокола звонили в великие праздники, а в минуту испытаний звучал особенный колокольный звон – набат, предупреждавший людей о нависшей опасности.

Ребята, как вы думаете, если мы обратились к стихотворению о России, ее силе и мужестве,  о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

(Ответы учащихся)

Учитель. Обратите внимание на следующие строки:

Да, можно обмануть богатыря,

Но победить его – вот это уже дудки!

Как вы думаете, почему нельзя победить богатыря? В чем непобедимость России?

(Ответы учащихся)

Учитель. Правильно. Значит, тогда о чем и о ком мы будем говорить на уроке?

(Ответы учащихся: будем говорить о воинах, защищавших родную землю от нападения врагов)

Учитель. Откройте учебник на странице 25 и прочитайте тему нашего урока. Правильно ли мы думаем?

Итак, тема урока «Жизнь ратными подвигами полна».

– Есть ли в теме урока слова, которые вам понятны?

– Как вы понимаете эту тему? Давайте вместе разберемся.

(Ответы учащихся)

– Что означает «подвиг»?

(Ответы учащихся)

– А «ратный подвиг» – это какой подвиг?

(Ответы учащихся)

Давайте разберемся вместе. Посмотрите в Толковом словаре объяснения слов «подвиг», «ратный», «ратный подвиг».

(Работа со словарем в группе).

Учитель. Ребята, кто знает, как называют людей, совершивших подвиг?

(Ответы учащихся)

(Работа со словарем: нахождение  значения слова «герой»).

Давайте вместе с вами  поставим перед собой цели при изучении этой темы.

(Ответы учащихся)

Учитель. Ребята, наша Родина в разные исторические периоды подвергалась нападениям врагов, которые хотели ее ослабить. Но на Руси во все времена рождались герои, память о которых хранится веками. Сегодня мы вспомним и узнаем об этих людях и о тех подвигах, которые они совершили.

III Работа по теме урока.

Учитель. Ребята, сейчас вы будете работать по группам. Давайте вспомним правила, которых необходимо придерживаться, когда работаешь в группе. Прежде чем читать текст, данный на карточке, надо внимательно прочитать вопросы, на которые нужно найти в тексте ответы. Распределите обязанности и выберите тот вопрос, на который вы будете отвечать в группе.

(Ученики работают в группах, время работы – 7 мин)

IV Физкультминутка «Будем мир мы защищать»

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем мир мы защищать!

На границе встанем,

Всех врагов достанем.

Будем чаще улыбаться,

А не ссориться и драться!

V Самостоятельная работа в группах.

Учитель. Ребята, прежде, чем вы начнете работать в группах, я прошу вас, ребята, внимательно посмотреть на экран. На нем вы видите икону святого Сергия Радонежского.

Будущий святой получил при рождении имя Варфоломей, а когда он подрос и ушел в монастырь, то взял имя Сергий. Он был таким же человеком, как и мы, но сама его жизнь была подвигом. Настолько была велика его вера в Бога, что еще при жизни он совершал чудеса, и к нему шли люди за утешением и благословением.

Он обладал такими высокими духовно-нравственными качествами, как любовь к ближнему, безграничная доброта, терпение и смирение. Все эти качества позволили ему не только стать Великим Святым земли Русской, но и примирять враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому, князю Дмитрию, рассказывать о котором продолжит 1 группа.

(Отчет групп)

1 группа. Карточка №1. «Благословление Сергия Радонежского»

2 группа. Карточка №2. «Надежда Дурова»

3 группа. Карточка №3. «Башкирские кавалеристы на войне 1812 года»

4 группа. Карточка №4. «Рабби Шнеур-Залман»

5 группа. Карточка №5 «Всякий мужественный человек приносит честь своей Родине»

6 группа. Карточка №4. «Александр Иванович Покрышкин».

7 группа. Карточка №5 «Участие калмыков в Великой Отечественной войне»

VI Подведение итогов урока.

Учитель. Ребята, мы выслушали все группы. Давайте подведем итог. Каждая группа представляла героя или народ. Ответьте мне на вопрос, а зависело ли отношение к войне, к победе над врагом от того, к какой национальности принадлежал человек? Или это зависело от нравственных качеств, которыми обладали люди?

(Ответы учащихся)

Учитель. Какую лепту вносили в победу над врагом люди разных народов и разных вероисповедовании?

(Ответы учащихся)

Учитель. О каких нравственных качествах человека говорят все приведенные в текстах примеры?

(Ответы учащихся)

Учитель.  Почему люди не остались равнодушными к происходящим событиям?

(Ответы учащихся)

Учитель. Что поддерживало людей в трудное для их страны время?

(Ответы учащихся)

Учитель. Давайте обобщим все, что мы сегодня узнали и вычертим в тетрадях схему.

Учитель. Мы все: взрослые и дети в долгу перед теми, кто отдал жизнь за нашу Родину. Чем оплатить этот долг? На такой вопрос есть один ответ – любовью к Родине, готовностью защищать её от любого врага, как это делали наши предки. И вы должны уже сейчас готовить себя к защите Отечества, быть достойными его сыновьями и дочерьми.

Учитель. Ребята, вы сегодня молодцы! Спасибо за работу на уроке!

VII Рефлексия.

Продолжи предложение:

сегодня я узнал…

было интересно…

я понял, что…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

VIII Домашнее задание (по выбору):

  • Составить галерею образов по теме.
  • Разработать пять нравственных правил защитника Отечества.
  • Составить рассказ о защитнике Отечества (возможно об одном из родственников).

Урок 3 (6) «Мы будем говорить о земляке»

Ход урока.

I Организационный момент.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня на нашем уроке присутствует Герой Советского Союза Морин Федор Васильевич.

Дежурный. Герой Советского Союза Морин Федор Васильевич пал смертью храбрых 22 июня 1941 года при защите государственной границы Союз Советских Социалистических Республик!

Учитель. Садитесь, ребята! Сегодня на уроке мы будем говорить о нашем земляке. Остановись, время! Замри! Замри и оглянись в прошлое! Оглянись на тех, кто с высоты смотрит на нас, кто отдал за Отчизну свои жизни.

II. Актуализация знаний. Постановка темы и целей урока.

Учитель. Ребята, у нас стало традицией начинать урок с хорошего стихотворения. И сегодня я прочту вам стихотворение Виктора Викторова «На рассвете началась война».

(Учитель читает стихотворение https://stihi.ru/diary/oldulova/2021-06-23)

 О чем это стихотворение?

(Ответы учащихся)

Да, это стихотворение о том самом дне, когда началась Великая Отечественная война. Кто может назвать дату, когда это произошло?

(Ответы учащихся)

В этот день, вернее, рано утром, в 4 часа утра, принял свой первый и последний бой наш с вами земляк Федор Васильевич Морин. Что вы знаете о нем?

(Ответы учащихся)

А что хотели бы узнать?

(Ответы учащихся)

Наш урок называется «Мы будем говорить о земляке»

III. Работа по теме урока.

Учитель. Я попрошу выйти к доске моего помощника.

(Подготовленный ученик читает стихотворение)

Ученик

Нет края на свете красивей,

Нет Родины в мире светлей!

Россия, Россия, Россия, –

Что может быть сердцу милей?

Кто был тебе равен по силе?

Терпел пораженья любой!

Россия, Россия, Россия, –

Мы в горе и счастье – с тобой!

Россия! Как Синюю птицу,

Тебя бережём мы и чтим,

А если нарушат границу,

Мы грудью тебя защитим!

Учитель. Спасибо, садись на свое место.

Работа в группах

1 группа. Карточка 1. Васьянское

2 группа. Карточка 2. Крестьянское детство

3 группа. Карточка 3. Школа

4 группа. Карточка 4. Ленинград

5 группа. Карточка 5. Курсант

6 группа. Карточка 6. На заставе

(Отчеты групп)

IV. Физкультминутка «Солдаты»

Мы солдаты, мы солдаты

Бодрым шагом мы идем.

В нашу армию, ребята,

Обязательно пойдем.

Будем мы умелыми,

Сильными и смелыми.

V. Обобщение изученного материала

Ученик

22 июня 1941 года

В рассвет течёт неспешная река.

Крадётся сон, смежить пытаясь веки.

Туманом смыло ближние стога…

Остановить бы этот миг навеки!

Секунды в вечность пулями летят,

Пока кровавит берег свет ракеты.

Ещё пройдет мгновенье — и снаряд

Обдаст войной шестую часть планеты.

Заставу поднял у калитки взрыв.

Дробь каблуков по вымытым ступеням.

След по росе. Береговой обрыв.

Чужие вёсла нашу воду пенят.

Дошлёт патрон послушная рука,

В плечо ударит трёхлинейки ярость.

…Он принял бой, и для него река

Так навсегда границей и осталась.

В. Ганшин

Ученик

22 июня

Этот день не забыть.

Этот день навсегда

В нашу память вошел

Раскаленным осколком.

…Было чудное утро.

Заря, как слюда,

Серебрилась над серым

Пустынным проселком.

И когда за рекою

Верхушки берез

Обожгла докрасна

Орудийная вспышка,

Дав России сигнал,

К карабину прирос

Из глубинки тверской

Пограничник-парнишка.

И под ним

Обагрились ромашки,

Как мак,

Тонко звякнули

Гильзы пустые.

Но уже по тревоге

Вставала Россия,

Занося для удара

Свинцовый кулак.

Б. Яроцкий

Ученик

Тот самый длинный день в году

С его безоблачной погодой

Нам выдал общую беду

На всех, на все четыре года.

Она такой вдавила след

И стольких наземь положила,

Что двадцать лет и тридцать лет

Живым не верится, что живы.

Учитель. Имена Героев навечно остаются в памяти народа. Имя Ф.В.Морина осталось не только в памяти людей, но и в названиях школ, пограничных застав, улиц.

Ученик: 3 сентября 1965 года приказом Председателя Комитета Государственной безопасности при Совете Министров СССР имя Фёдора Васильевича Морина присвоено пограничной заставе, где он сражался и погиб. Здесь он прописан навсегда. Мраморный обелиск, возвышающийся в центре военного городка, был установлен в 1967 году. На его открытии присутствовала сестра Фёдора Васильевича Мария. На белом мраморе золотыми буквами на нём высечена надпись: "Вечная слава пограничнику лейтенанту Ф. В. Морину, погибшему в боях за Родину в июне 1941 года".

Имя Морина почитается в пограничных войсках как одно из самых почетных и дорогих.

Ученик: Приказом Совета Министров РСФСР от 31 мая 1967 года имя Ф.В.Морина было присвоено Вепрёвской восьмилетней школе Сонковского района Калининской области. Теперь это Вепрёвская общеобразовательная школа им. Ф.В.Морина Сонковского района Тверской области. Каждое утро сюда приходят дети. В их глазах нет страха. Чтобы так было всегда, молодой лейтенант когда-то поднялся в полный рост. 20 марта 2015 года на здании школы была торжественно открыта мемориальная доска. 4 мая 2022 года перед школой, носящей имя Героя, установлен бюст Ф.В.Морина. 23 декабря, день его рождения, в школе отмечают торжественной линейкой.

Учитель. Фёдору Васильевичу посвящают свои произведения поэты и писатели, художники пишут картины. О нем помнят и говорят с гордостью и восхищением как о герое и как о сильной личности. Калининский поэт Николай Попов, прошагавший по дорогам войны, еще в 1944 году напечатал в газете "Дзержинец" поэму "Письмо другу-пограничнику".

Ученик:

Мы о Морине вспомянем –

В сердце боль о нем остра.

Как живой он перед нами –

Словно был у нас вчера.

Только к нам уж не придет он,

Не протянет нам руки.

И никто не скажет: "Вот он!" –

Даже те, кто с ним близки...

Но в венке военной славы

Живы Морина слова:

"Мы в огне. Горит застава.

Держимся. Прощай, Москва!"

VI Подведение итогов урока.

Учитель. Нам есть чем гордиться: мы земляки Морина. Сегодня мы отдаём свой долг Фёдору Васильевичу, сберегая память о нем.

Ученик:

Погибшим – Быть бессменно на посту,

Им жить в названьях улиц и в былинах.

Их подвигов святую красоту

Отобразят художники в картинах.

Живым – Героев чтить, не забывать,

Их имена хранить в бессмертных списках,

Об их отваге всем напоминать

И класть цветы к подножьям обелисков!

Учитель.

Негасима память поколений

И память тех, кого мы свято чтим,

Давайте, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

Почтим светлую память всех, кто ковал победу в Великой Отечественной войне.

Минута молчания

VII Рефлексия.

Продолжи предложение:

сегодня я узнал…

я понял, что…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

VIII Домашнее задание (по выбору):

  • Выучить или выразительно прочитать стихотворение о войне
  • Нарисовать рисунок по теме «Один день из жизни Ф.В.Морина»

Список используемой литературы

  1. Виноградова Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – 2-е изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2018 – 160с.: ил.
  2. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 60000 слов и фразеологических выражений / С.И.Ожегов; Под общ.ред. проф. Л.И. Скворцова. – 25-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2006. – 976 с.
  3. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М.: изд-во Эксмо, 2002. – 736с.

Приложение 1.

Пословицы.

  1. Человек без родины, что соловей без песни.
  2. Жить – Родине служить.
  3. У чужой еды и вкус чужой.
  4. На родной стороне даже дым сладок.
  5. Смело иди в бой, Родина за тобой.
  6. Родина – мать, умей за нее постоять.
  7. Кто за Родину дерется, тому сила двойная дается.
  8. Если народ един, он непобедим.

Приложение 2.

Карточка №1

с.19 – 21 «Нюргун Боотур Стремительный»

Прочитайте текст на стр.19 – 21 «Нюргун Боотур Стремительный». Используя текст о герое якутского эпоса и иллюстрацию, составьте его словесный портрет:

Ответьте на вопросы:

  1. Нюргун Боотур Стремительный – герой какого эпоса?
  2. Каким он изображается в легендах?
  3. С кем сражается герой? Как он побеждает чудище? Найдите подтверждение в тексте.
  4. Оцените работу своей группы.

Карточка №2

с.21 – 22 «Отважное сердце Урал-батыра»

Прочитайте текст на стр.21 – 22 «Отважное сердце Урал-батыра».

Ответьте на вопросы:

  1. Какова главная мысль этой легенды?
  2. О каких нравственных качествах говорит герой?
  3. Имеют ли значение слова, сказанные Урал-батыром, для современных людей?
  4. Оцените работу своей группы.

Карточка №3

«Алеша Попович»

Прочитайте текст и подготовьте рассказ о богатыре:

Алеша Попович

Алеша родом из Ростова, он сын соборного попа, самый молодой из знаменитой троицы богатырей. Смелый, хитрый, легкомысленный, он склонен к веселью и шутке. Наиболее известный подвиг Алеши Поповича – победа его над Тугарином Змеевичем. Богатырь Алеша не всегда ведет себя достойным образом, часто он бывает заносчив, хвастлив. О нем сложены былины – Алеша Попович и Тугарин, Алеша Попович и сестра Петровичей.

Карточка №4

«Илья Муромец»

Прочитайте текст и подготовьте рассказ о богатыре:

Илья Муромец

Илья – самый популярный герой былин, могучий богатырь. Илья Муромец появился позже своих былинных младших товарищей Добрыни Никитича и Алеши Поповича. Родина его – город Муром, село Карачарово. Служил городу Киеву и князю Владимиру. На пути в Киев Илья побеждает Соловья-разбойника, кладет его в «тороки» (кусок полотна) и везет к княжескому двору. Из других подвигов Ильи стоит упомянуть его победу над Идолом, осадившим Киев и запретившим нищенствовать и поминать божье имя. Здесь Илья выступает как защитник веры. Илья Муромец перед смертью принял постриг и стал иноком Киево-Печерской лавры. После смерти канонизирован и стал Святым защитником Русской земли.

Карточка №5

«Добрыня Никитич»

Прочитайте текст и подготовьте рассказ о богатыре:

Добрыня Никитич

Добрыня – самый вежливый и воспитанный из русских богатырей, недаром именно он всегда выступает послом и переговорщиком в сложных ситуациях. Основные былины, связанные с его именем: Добрыня и змей, Добрыня и Василий Каземирович, Бой Добрыни с Дунаем, Добрыня и Маринка, Добрыня и Алеша.


Приложение 3.

Таблица 1. Богатыри народов России.

Имя героя

Нюргун Боотур

Урал-Батыр

Добрыня Никитич

Алеша Попович

Илья Муромец

Эпос

Подвиги и черты характера героя.


Приложение 4.

Подвиг героический, самоотверженный поступок.

Ратный – военный, боевой.

Ратный подвиг – подвиг, совершенный на войне.

Герой  человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.

(Толковый словарь Ожегова С.И.)


Приложение 5.

Карточка №1

с.25 – 28«Благословление Сергия Радонежского». Дмитрий Донской.

Прочитайте текст на стр.25 – 26 «Благословление Сергия Радонежского» и найди в тексте подтверждение мысли: «В борьбе за свободу своей Отчизны Дмитрия Донского укрепляла вера в Бога».

Ответьте на вопросы:

  1. Кто пришел в 1445 году на службу к московскому князю?
  2. К какому народу он принадлежал?
  3. Как долго служили татары российским государям? Оставались ли  касимовские татары мусульманами? Найди подтверждение в тексте.
  4. Оцените работу своей группы.

Карточка №2

Прочитайте текст на стр. 28 – 29 «Надежда Дурова».

Ответьте на вопросы:

  1. О какой войне идет речь в тексте?
  2. В какой семье воспитывалась Надежда Дурова?
  3. Почему она пошла в армию, переодевшись в мужское платье?
  4. Зачем представительнице «слабого пола»  женщине воевать? Может быть, ее роль только в том, чтобы быть хозяйкой дома, воспитывать детей и вести домашнее хозяйство?
  5. Оцените работу своей группы.

Карточка №3

Прочитайте текст на стр. 29-30 «Башкирские кавалеристы на войне 1812 года».

Ответьте на вопросы:

  1. О какой войне идет речь в тексте?
  2. К какому народу принадлежали герои текста?
  3. Что воины - башкиры делали для победы в войне 1812 года?
  4. Какими нравственными качествами обладали воины-башкиры? Почему они не остались равнодушными к происходящим событиям? О каких качествах людей это говорит?
  5. Оцените работу своей группы.

Карточка №4

Прочитайте текст на стр. 30-31 «Рабби Шнеур-Залман»

Ответьте на вопросы:

  1. О какой войне идет речь в тексте?
  2. О каком народе говорится в тексте?
  3. Как помогли евреи одержать победу в Отечественной войне 1812 года? Почему они не остались равнодушными к происходящим событиям? О каких качествах людей это говорит?
  4. Что говорил религиозный деятель Рабби Шнеур-Залман о Наполеоне?
  5. Оцените работу своей группы

Карточка №5

Прочитайте текст на стр. 31 -32 «Всякий мужественный человек приносит честь своей Родине».

Ответьте на вопросы:

  1. О ком идет речь в тексте?
  2. Какими чертами характера обладал герой рассказа?
  3. Что произошло с А.П. Маресьевым после того, как враги подбили его самолет?
  4. Какие чувства побуждают люде с ограниченными возможностями здоровья вернуться к любимому делу?
  5. Оцените работу своей группы.

Карточка №6

Прочитайте текст на стр. 32-33 «Александр Иванович Покрышкин».

Ответьте на вопросы:

  1. О какой войне идет речь в тексте?
  2. Какой национальности герой?
  3. Как зовут героя, и какой подвиг он совершил?
  4. Какие качества помогли А.И. Покрышкину, простому пареньку из Новониколаевска, стать национальным героем и гордостью России?
  5. Оцените работу своей группы.

Карточка №7

Прочитайте текст на стр. 34 «Участие калмыков в Великой Отечественной войне»

Ответьте на вопросы:

  1. О какой войне идет речь в тексте?
  2. О каком народе говорится в тексте?
  3. Как помогли воины Калмыкии одержать победу в Великой Отечественной войне?
  4. Оцените работу своей группы.

Приложение 6.

Карточка 1.

Васьянское.

Приготовьте пересказ: Село Васьянское. Здесь 23 декабря 1917 года родился Фёдор Васильевич Морин. Это было одно из богатейших сёл округи. В начале 20 века оно насчитывало более 200 дворов. Ежегодно в октябре съезжалась ярмарка, где торговали лошадьми, скотом, промышленными товарами, лакомствами, посудой и собирались не только сельчане, но и жители прилегающих деревень. В зимнее время в селе традиционным был праздник «Проводы масленицы». В этот день на быстрых лошадях, украшенных лентами, в красивых сбруях, с колокольчиками, каталась не одна сотня подвод со всей округи. В селе было много молодёжи. У ребят были свои забавы  и игры. Парни и девушки водили хороводы и пели песни.

Карточка 2.

Крестьянское детство.

Приготовьте пересказ: Любознательный живой мальчик Федя вырос в большой трудовой рабочее-крестьянской семье. Он любил мать, неутомимую труженицу, и  отца, от которого воспринял много полезного, сестру Марию, братьев. Здесь Фёдор провел своё детство, здесь пошёл в первый класс. Он очень любил природу, летом ходил в лес за грибами, зимой катался на лыжах. В одном из писем отцу он восторженно сообщает: «Ездил в школу на колхозной лошади. Мне доверили кучерскую должность. Я сам лошадь запрягаю, выпрягаю и отвожу её на колхозный двор».

Карточка 3.

Школа.

Приготовьте пересказ: Закончив начальную школу в родном селе, с 1931 по 1934 г. учился в Вепревской восьмилетней школе. Учителя и сверстники вспоминали, что пионер Фёдор Морин отличался исключительным трудолюбием. Он многим интересовался, был упорен в своих намерениях. Вместе с одноклассниками ставил спектакли, где зачастую играл главные роли. Мария, которая переехала в Ленинград, часто присылала в Васьянское по просьбе Феди книги с пьесами и инсценировками.

Карточка 4.

Ленинград.

Приготовьте пересказ: В 1934 году Ф. Морин вместе с матерью и братьями переехал в Ленинград. Он долго не мог привыкнуть к большому городу. В 1935 году Фёдор закончил 86-ю среднюю школу. В том же году поступил в техникум советской торговли, где учился в течение трех лет.

Карточка 5.

Курсант.

Приготовьте пересказ: В 1938 году поступил в Орджоникидзевское военное училище НКВД им. Кирова. Он был примерным курсантом: исполнительным, организованным, дисциплинированным, имел пять поощрений. «Это будет отличный офицер» – говорили преподаватели.

В феврале 1940 года Ф.В.Морин одним из первых досрочно окончил Орджонекидзевское военное училище по первому разряду с общей отличной оценкой. Ему присвоили воинское звание «лейтенант».

Карточка 6.

На заставе.

Приготовьте пересказ: После окончания училища Ф.В.Морин был направлен на западную границу помощником начальника заставы. На пограничной заставе лейтенант Морин быстро освоил службу. коллектив принял и полюбил его. Вскоре его назначили начальником 17 заставы 91-го Рава - Русского пограничного отряда.

22 июня 1941 года Ф.В.Морин погиб, защищая границу.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года и героизм, проявленный в боях с немецко-фашистскими захватчиками, лейтенанту Фёдору Васильевичу Морину посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Ежегодный Всероссийский конкурс в области педагогики, воспитания

и работы с детьми и молодёжью до 20 лет

«За нравственный подвиг учителя»

Центральный ФО

Бежецкая епархия Московского Патриархата Русской Православной Церкви  

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Вепревская основная общеобразовательная школа им.Ф.В.Морина»

Сидоровская Елена Станиславовна

Название работы: «Жизнь ратными подвигами полна». Разработка уроков по основам духовно-нравственной культуры народов России 

Номинация: Лучшая методическая разработка по предметам: Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ), Основы духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР), Основы православной веры (для образовательных организаций с религиозным (православным) компонентом).

Информация об авторе (авторах) работы:

Дата и место рождения: 13.05.1968 г., р.п. Новая Ляда Тамбовского района Тамбовской области

Адрес места жительства (с указанием почтового индекса), телефоны,e-mail: 171441, Тверская область, Сонковский район, село Кой, д. 48, тел. 89607080936, e-mail kojoosh@mail.ru 

Место работы или род занятий: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Вепревская основная общеобразовательная школа им.Ф.В.Морина», учитель ОДНКНР

Почётные звания (при их наличии): нет

Наличие премий, призов и иных наград: нет

2023 год

Подпись:                                Сидоровская Е.С.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Береги землю родимую как мать любимую Муниципальное общеобразовательное учреждение «Вепревская основная общеобразовательная школа им.Ф.В.Морина» разработка урока по основам духовно-нравственной культуры народов России 5 класс, урок № 4 Сидоровская Е.С., учитель ОДНКНР д. Вепрь, Сонковский район 2023 г .

Слайд 2

Родина Если скажут слово «Родина», Сразу в памяти встаёт Старый дом, в саду смородина, Толстый тополь у ворот. У реки берёзка-скромница И ромашковый бугор… А другим, наверно, вспомнится Свой родной московский двор… В лужах первые кораблики, Над скакалкой топот ног И большой соседней фабрики Громкий радостный гудок. Или степь от маков красная, Золотая целина… Родина бывает разная, Но у всех она одна! Зинаида Александрова

Слайд 3

К.Д.Ушинский « Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила языку, как мать, защищает и бережет нас. Одна у человека мать, одна у него и Родина»

Слайд 4

О чем говорят пословицы? Человек без родины, что соловей без песни. Жить – Родине служить. У чужой еды и вкус чужой. На родной стороне даже дым сладок. Смело иди в бой, Родина за тобой. Родина – мать, умей за нее постоять. Кто за Родину дерется, тому сила двойная дается. Если народ един, он непобедим.

Слайд 5

Нюргун Боотур Стремительный

Слайд 6

Отважное сердце Урал-батыра

Слайд 7

Физкультминутка «Богатыри» Дружно встали, раз, два, три! Мы теперь богатыри. Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво. И налево надо тоже Поглядеть из-под ладошек. И направо, и еще Через левое плечо. Мы дозором обошли Все владения свои. Все спокойно на пути.

Слайд 8

Алеша Попович

Слайд 9

Илья Муромец

Слайд 10

Добрыня Никитич

Слайд 11

В.М.Васнецов «Богатыри»

Слайд 12

Богатыри народов России Имя героя Нюргун Боотур Урал-Батыр Добрыня Никитич Алеша Попович Илья Муромец Эпос Подвиги и черты характера героя.

Слайд 13

Рефлексия Мне понравилось... Мне не понравилось... Я сегодня узнал... Я хочу дополнительно узнать...

Слайд 14

Домашнее задание (по выбору ): 1.Сочинить стихотворение о Родине, о родной природе. 2.Написать мини-сочинение на тему: «Моя малая Родина – село…». 3.Нарисовать рисунок на тему «Край кудрявых берёз».

Слайд 15

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное общеобразовательное учреждение « Вепревская основная общеобразовательная школа им.Ф.В.Морина » разработка урока по основам духовно-нравственной культуры народов России 5 класс, урок № 5 Сидоровская Е.С., учитель ОДНКНР д. Вепрь, Сонковский район 2023 г. Жизнь ратными подвигами полна

Слайд 2

Россия начиналась не с меча Россия начиналась не с меча, Она с косы и плуга начиналась. Не потому, что кровь не горяча, А потому, что русского плеча Ни разу в жизни злоба не касалась… И стрелами звеневшие бои Лишь прерывали труд ее всегдашний. Недаром конь могучего Ильи Оседлан был хозяином на пашне. В руках, веселых только от труда, По добродушью иногда не сразу Возмездие вздымалось. Это да. Но жажды крови не было ни разу. А коли верх одерживали орды, Прости, Россия, беды сыновей. Когда бы не усобицы князей, То как же ордам дали бы по мордам! Но только подлость радовалась зря. С богатырем недолговечны шутки: Да, можно обмануть богатыря, Но победить – вот это уже дудки! Ведь это было так же бы смешно, Как, скажем, биться с солнцем и луною. Тому порукой – озеро Чудское, Река Непрядва и Бородино. И если тьмы тевтонцев иль Батыя Нашли конец на родине моей, То нынешняя гордая Россия Стократ еще прекрасней и сильней! И в схватке с самой лютою войною Она и ад сумела превозмочь. Тому порукой – города-герои В огнях салюта в праздничную ночь! И вечно тем сильна моя страна, Что никого нигде не унижала. Ведь доброта сильнее, чем война, Как бескорыстье действеннее жала. Встает заря, светла и горяча. И будет так вовеки нерушимо. Россия начиналась не с меча, И потому она непобедима! Э. Асадов

Слайд 3

Из словаря Подвиг – героический, самоотверженный поступок. Ратный – военный, боевой. Ратный подвиг – подвиг, совершенный на войне. Герой – человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. ( Толковый словарь Ожегова С.И.)

Слайд 4

Физкультминутка Раз , два, три, четыре, пять. Будем мир мы защищать! На границе встанем, Всех врагов достанем. Будем чаще улыбаться, А не ссориться и драться!

Слайд 5

Сергий Радонежский

Слайд 6

Отечественная война 1812 года Надежда Дурова Башкирские кавалеристы Рабби Шнеур-Залман

Слайд 7

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Александр Иванович Покрышкин Степной моряк Алексей Петрович Маресьев

Слайд 8

Герой

Слайд 9

Рефлексия Продолжи предложение: сегодня я узнал… было интересно… я понял, что… урок дал мне для жизни… мне захотелось…

Слайд 10

Домашнее задание (по выбору): Составить галерею образов по теме. Разработать пять нравственных правил защитника Отечества. Составить рассказ о защитнике Отечества (возможно об одном из родственников).

Слайд 11

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Мы будем говорить о земляке» Муниципальное общеобразовательное учреждение « Вепревская основная общеобразовательная школа им.Ф.В.Морина » разработка урока по основам духовно-нравственной культуры народов России 5 класс, урок № 6 Сидоровская Е.С., учитель ОДНКНР д. Вепрь, Сонковский район 2023 г .

Слайд 2

Федор Васильевич Морин

Слайд 3

Россия Нет края на свете красивей, Нет Родины в мире светлей! Россия, Россия, Россия, – Что может быть сердцу милей? Кто был тебе равен по силе? Терпел пораженья любой! Россия, Россия, Россия, – Мы в горе и счастье – с тобой! Россия! Как Синюю птицу, Тебя бережём мы и чтим, А если нарушат границу, Мы грудью тебя защитим!

Слайд 4

Детство, отрочество… Вепревская школа, учеба 1931-1934 гг. Село Васьянское церковь Михаила Архангела Первая учительница

Слайд 5

… юность Ленинград в 1930-е годы Здание Орджоникидзевского военного училища войск НКВД-МВД СССР имени С.М. Кирова

Слайд 6

На границе

Слайд 7

С пеньем Интернационала лейтенант в бессмертие шагнул…

Слайд 9

Моринская застава

Слайд 10

Он вернулся в свою школу

Слайд 11

Негасима память поколений

Слайд 12

Рефлексия Продолжи предложение: сегодня я узнал… я понял, что… урок дал мне для жизни… мне захотелось…

Слайд 13

Домашняя работа (по выбору) Выучить или выразительно прочитать стихотворение о войне Нарисовать рисунок по теме «Один день из жизни Ф . В. Морина »

Слайд 14

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жизнь ратными подвигами полна

О подвиге, на примерах выдающихся исторических личностях...

Урок ОДНКНР 5 класс Тема урока: «Жизнь ратными подвигами полна» Итоговый урок-викторина

Книга Б.Полевого: «Повесть о настоящем человеке»,которую необходимо обучающимся прочитать до проведения данного урока....

Жизнь ратными подвигами полна

Презентация( с использованием видеоматериала ) по ОДНКНР...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «Жизнь ратными подвигами полна»

ОДНКНР  5 классФормирование и развитие ценностного отношения учащихся к совместной учебно-познавательной деятельности при анализе  понятий «ратный подвиг», «герой»,...

Жизнь ратными подвигами полна

Тема урока: Жизнь ратными подвигами полна Образовательная система:ОДНКНРТип урока:Урок открытия нового знания...

Технологическая карта урока «Жизнь ратными подвигами полна» 2021 г.

Тема урока  Жизнь ратными подвигами полнакласс5 классТип урока«открытие» новых знанийЗамысел урока/занятия Изучать ратные подвиги  нашего народа на основе краеведческого мат...