Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: " Методы и приемы обучения на занятиях "
методическая разработка

Методические   рекомендации для педагогов дополнительного образования:

" Методы и приемы обучения на занятиях "

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл upr.docx19.33 КБ

Предварительный просмотр:

Методические   рекомендации для педагогов дополнительного образования:

" Методы и приемы обучения на занятиях "

На занятиях учебных групп и коллективов педагог может использовать различные методы

и приемы обучения. Учебное занятие может проводиться как с использованием одного метода

обучения, так и с помощью комбинирования нескольких методов и приемов. Целесообразность и

выбор применения того или иного метода зависит от образовательных задач, которые ставит

педагог.

Выбор методов обучения определяется также с учетом возможностей обучающихся: возрастных и психофизиологических особенностей детей и подростков; с учетом специфики изучения

данного учебного предмета, направления образовательной деятельности; возможностей

материально-технической базы обучения.

Методы обучения.

1. Словесные методы обучения.

2. Работа с книгой.

3. Методы практической работы: упражнения, письменные работы, графические работы.

4. Метод наблюдения.

5. Исследовательские методы.

6. Метод проблемного обучения.

7. Методы программированного обучения.

8. Проектно-конструкторские методы.

9. Метод игры.

10. Наглядный метод обучения.

11.Использование на занятиях: средств искусства; активных форм познавательной деятельности;

психологических и социологических методов и приемов.

Метод упражнения:

упражнения; тренинг; тренировка; репетиция.

Письменные работы:

конспект;

выписки;

составление тезисов (доклада);

реферат;

письменные ответы на вопрос;

составление аннотации (произведения, статьи);

составление рецензии (отзыва);

написание заключения (обобщения, выводов).

Словесные методы обучения:

лекция;

объяснение;

рассказ;

чтение;

беседа;

диалог (диалог педагога с учащимися, диалог учащихся друг с другом); консультация.

Графические работы:

составление таблиц, схем, диаграмм, графиков, чертежей;

составление структурно-логических схем;

заполнение матриц;

работа с географическими и историческими картами.

Метод наблюдения:

запись наблюдений, ведение дневника наблюдений;

зарисовка, рисунки;

запись на магнитную ленту звуков, голосов, сигналов;

фото-, кино-, видеосъемка;

проведение замеров (температуры воздуха; состояния воды, почвы и др.).

7

Исследовательские методы

Метод проблемного обучения:

проблемное изложение материала: анализ истории научного изучения проблемы, выделение противоречий данной проблемы; указания на ошибки, заблуждения, находки, открытия;

эвристическая беседа: постановка проблемных вопросов, объяснение основных понятий,

определений, терминов;

создание проблемных ситуаций: постановка проблемного вопроса (задания, демонстрация

опыта, использование наглядности);

самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы учащимися: поиск и

отбор аргументов, фактов, доказательств;

самостоятельный поиск ответа учащимися на поставленную проблему; поиск ответов с

использованием «опор» (опорных таблиц, алгоритмов).

Методы программированного обучения:

объяснение ключевых вопросов программы обучения, остальной материал учащиеся изучают самостоятельно;

самостоятельное изучение определенной части учебного материала:

а) выбор между правильным и неправильным ответом (линейное программирование);

б) выбор одного ответа из нескольких ответов (разветвленное программирование).

Проектные и проектно-конструкторские методы обучения:

o разработка проектов, программ;

o построение гипотез;

o моделирование ситуации;

o создание новых способов решения задачи;

o создание моделей, конструкций; конструирование игр; конструирование из бумаги;

o создание творческих работ: литературных произведений (рассказов, повестей, сказок);

o разработка сценариев спектаклей, праздников;

o художественное конструирование;

o создание произведений декоративно-прикладного искусства;

o проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел.

Метод игры:

Игры:

дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные и др.

игры на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения;

игра-конкурс, игра-путешествие; ролевая игра, деловая игра.

настольные, электротехнические, компьютерные игры, игры-конструкторы.

Наглядный метод обучения:

• наглядные материалы: картины, рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы, диаграммы, чертежи, графики;

• демонстрационные материалы: модели, приборы, предметы (образцы изделий, геометрические фигуры, муляжи и т. д.);

 • видеоматериалы, диафильмы, диапозитивы, учебные и другие фильмы.

Проведение занятий с использованием средств искусства:

• изобразительное искусство (живопись, графика, скульптура, художественная

фотография): знакомство, изучение, обсуждение, создание произведений изобразительного

искусства; занятия на природе;

•декоративно-прикладное искусство: знакомство с декоративно-прикладным искусством,

изучение народных промыслов, изготовление художественных изделий, художественная

обработка утилитарных предметов (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, орудия труда,

средства передвижения, игрушки и т. д.), художественное конструирование. При обработке

материалов (дерево, металл, керамика, стекло, текстиль, природные материалы и др.)

использование резьбы, росписи, инкрустации, литья, ковки, чеканки, гравировки, выжигания,

вышивки, вязания, набойки, плетения и др.;

• литература (проза, поэзия, устное народное творчество): чтение, прослушивание,

обсуждение, сочинение литературных произведений, создание литературных композиций, встречи

8

с писателями и поэтами, литературные игры и конкурсы, конкурс чтецов и рассказчиков, создание

рукописного журнала (книги);

• музыка: по родам и видам (симфоническая, камерная, духовная, народная, фольклорная,

джазовая, рок-музыка, популярная музыка и др.); по средствам исполнения: вокальная (соло,

ансамблевая, хоровая), инструментальная (оркестровая, ансамблевая, соло); вокальноинструментальная; по жанрам: симфония, сюита, соната, опера, песня, марш, танец и др.

Прослушивание, пение, исполнение, разучивание, импровизация, сочинение музыкальных

произведений; создание музыкальных композиций; встречи с композиторами, музыкантами, исполнителями, музыкальные игры;

•хореография: просмотр балетных спектаклей, выступлений ансамблей танца; исполнение и

разучивание танцев - народных, бальных, современных, создание танцев (спектаклей), исполнение

и создание хореографических этюдов (изображение средствами хореографии явлений природы,

животных, предметов и т. д.);

• пантомима: создание живых композиций - картин, портретов, предметов; изображение

средствами пантомимы литературных и сказочных героев произведений, героев кинофильмов и

мультфильмов, животных и птиц; загадок, пословиц, поговорок и т. д.;

• театр (драматический, музыкальный, литературный, исторический, психологический,

дидактический, театр миниатюр, театр одного актера, театр балета, театр пантомимы (пластики,

жеста, мимики), театр кукол, театр теней, театр зверей): просмотр, обсуждение, инсценирование,

постановка, создание спектаклей; знакомство с историей театра, театрализованные игры;

• кино: просмотр и обсуждение фильмов, создание фильмов: рисованных фильмов, диафильмов, слайд-фильмов, мультфильмов, кино-, видео-, телевизионных фильмов, учебных, документальных, научно-популярных, художественных фильмов;

Психологические и социологические методы и приемы, используемые при проведении занятий:

• анкетирование: разработка, проведение и анализ анкеты;

• интервьюирование (опрос по телефону, компьютерный опрос);

• психологические тесты;

• создание и решение различных ситуаций (психология общения, социальное окружение);

• психологический театр;

• деловая игра;

•обсуждение сообщений, докладов, рефератов.

• создание творческих работ: литературных произведений (рассказов, повестей, сказок);

• разработка сценариев спектаклей, праздников;

• художественное конструирование;

• создание произведений декоративно-прикладного искусства;

• проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для педагогов дополнительного образования «Методика подготовки и проведения открытого занятия в учреждении дополнительного образования»

Методические рекомендации содержат  материалы  для педагогов системы дополнительного образования  по подготовке и  проведению открытого занятия в образовательных учреждениях.Методи...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Памятка педагогу при проведении занятий»

Дополнительное образование детей, ориентируясь на гуманистические общечеловеческие ценности, осуществляет целостный образовательный процесс, развивает творческий потенциал обучающихся в соответствии с...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по обучению детей с ОВЗ.

Рекомендации для педагогов дополнительного образования по обучению детей с ОВЗ....

Методические рекомендации педагогам дополнительного образования : " Методы организации занятия в творческом объединении "

Образовательный процесс – это целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие педагога и воспитанников, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и общего развития об...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования "Самоанализ учебного занятия. В помощь педагогу дополнительного образования"

Умение анализировать собственную деятельность — важное качество любого человека, тем более оно важно для педагога как человека, творческого. Педагог должен уметь анализировать, свою деятельность...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: "Формы учебной деятельности обучающихся на занятии."

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: "Формы учебной деятельности обучающихся на занятии."...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования использование информационных технологий в образовательной деятельности»

laquo;Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования использование информационных технологий в образовательной деятельности»...