Изучаем жанры: Заметка
методическая разработка (7 класс)

Яногян Татьяна Тафиковна

В этом занятии дети узнаю что такое заметка и в итоге сами писать заметки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_na_ns.docx18.26 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                 Яногян Татьяна Тафиковна

                                                                                                                 педагог ОДОД, объединение

                                                                                                                «Слово за нами»

                                               Изучаем жанры: Заметка

       Как известно, современная журналистика изобилует жанровым разнообразием газетных статей. Это и репортаж, и интервью, и заметка, и диспут, и очерк, и проблемная статья, и многое другое. Задача руководителя объединения «Слово за нами» - познакомить членов редакции с особенностями каждого жанра, научить практическому применению знаний на практике и, как финал, - публикация лучших работ в школьной газете. Однако здесь может быть ряд трудностей, которые приходится преодолевать. С ними столкнулась и я в текущем учебном году.

     Программа «Слово за нами» рассчитана на два года, поэтому в этом учебном году я набрала новый курс из состава семиклассников и восьмиклассников. Вновь пришедшие кружковцы поразили меня желанием заниматься журналистикой и в такой же мере незнанием азов работы над материалом для газеты. Оказалось, что ребята не знают особенностей простейших жанров, несмотря на то, что на уроках развития речи работают над очерком, интервью, проблемным текстом, заметкой. Однако, видимо, знания оказались кратковременными и слабыми,  поэтому знакомство с жанрами журналистики пришлось начинать с нуля. Трудность работы состояла в том, что, даже получив задание и комментарий к его выполнению, ребята были не в состоянии самостоятельно организовать свою работу. Стало ясно, что надо провести работу над жанрами, руководя каждым ее этапом. Я выбрала жанр заметки в газету как самый простой по реализации и требующий минимум времени.

       Вся работа в данном направлении была спланирована поэтапно.

      Этап 1. Выбор  общей для всех темы для заметки.

      Этап 2. Теоретическое знакомство с жанровыми особенностями  заметки. Цель написания, идейное содержание, необходимые факты, предварительное знакомство с участниками выбранного мероприятия.

      Этап 3. Ознакомительная беседа с ответственным за проводимое школьное мероприятие о том, что будет происходить, с каким возрастом, участники и руководители мероприятия, время и место проведения.

      Этап 4. Коллективное посещение выбранного мероприятия, записи по ходу, фотографирование ярких моментов.

      Этап 5. Составление, чтение и анализ отчетов о посещенном мероприятии. Рекомендации по отбору материала. Просмотр и отбор фотографий.

      Этап 6. Индивидуальная работа каждого члена редколлегии над своей заметкой. В процессе работы – индивидуальные консультации с педагогом ОДОД направляющего характера.

      Этап 7. Заседание редколлегии с чтением и обсуждением промежуточных вариантов заметки. Плюсы и недостатки подачи материала. Рекомендации по доработке в соответствии с требованиями публицистического стиля.

       Этап 8. Чтение и обсуждение окончательных вариантов заметок, отбор лучших для газеты. Выбор заголовков: ярких и точных.

       Этап 9. Размещение лучшей заметки в газете.

      Как видно из данного планирования, работа над заметкой оказалась очень долгой, кропотливой и требующей времени. Но это того стоит, потому что заметка в газету – основной жанр, лежащий в основе других газетных жанров. Если научишься хорошо и правильно писать заметку, то будет проще работать над остальными жанрами.

        Практически данная работа происходила так. За основу ребята выбрали школьный тур конкурса «Дети читают классику детям». В нем принимали участие все желающие учащиеся  5-11 классов, они читали отрывки из русской классики наизусть и с листа. Цель конкурса – отбор четырех лучших чтецов в номинациях «Проза», «Поэзия», «Драматургия» и «Литература второй половины 20века» для районного тура.  Участники кружка побеседовали с учителями, которые готовили ребят к конкурсу, узнали о трудностях выбора текстов, отборах лучших чтецов в классах.  После этого на занятии кружка мы познакомились с жанровыми особенностями заметки: точность в фамилиях, классах и названиях прочитанных произведений, умение отметить эмоциональность или равнодушие зала, выделить наиболее ярких исполнителей, сказать о процедуре проведения. Главное – отметить победителей и подобрать к их исполнению точные эпитеты: «очень яркое чтение», «эмоциональность», «неравнодушное чтение» и другие. Особенно важно записать точные названия произведений и ничего не перепутать! С такой подготовкой члены кружка побывали на конкурсе, сделали необходимые записи и фотографии.

       В настоящее время мы  находимся на шестом этапе плана: индивидуальная работа каждого члена редколлегии над своей заметкой  и индивидуальные консультации с педагогом ОДОД направляющего характера.  Индивидуальный подход к каждому автору очень важен, так как далеко не все мои нынешние кружковцы литературно одарены и приходится кропотливо работать с некоторыми над каждой фразой. Одновременно  советуемся по отбору фотографий,  думаем над заголовком – и тоже пока с каждым отдельно. Хочется, чтобы на коллективном чтении и обсуждении заметок каждый ребенок выглядел уверенно, не стеснялся высказывать свое мнение, мог принимать критику в адрес своей работы и доказывать свою правоту. Это первый шаг к развитию самостоятельности и принесет свои плоды в дальнейшей  работе.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект к уроку русского языка "Особенности жанра: Путевые заметки."

Разработка урока развития речи по русскому языку, преследует цель: знакомство с жанром путевые заметки и обучает написанию сочиненй в заявленном жанре....

Баршевская И.И. Индивидуальная дополнительная образовательная программа дистанционного обучения "Краеведческая заметка - оригинальный газетный жанр, исследовательская работа и литературное творчество"

Данная индивидуальная дополнительная образовательная программа дистанционного обучения написана в сентябре - октябре 2015 года для учащихся объединения "Юные журналисты-краеведы" Полины Чешевой (17 ле...

Методическая разработка занятия ОДОД "Основы журналистики". Заметка в газету. Работа над жанром.

Данная разработка поможет организации работы на начальном этапе работы кружка или отделения ОДОД, особенно если есть проблемы в подготовленности участников кружка....

Информационные газетные жанры (заметка)

Презентация предназначена для обучения основам теории журналистики детей 10-14 лет первого года обучения в рамках образовательной программы «Основы журналистики и издательского дела», осно...

ЧТО ИЗУЧАЕТ ГЕОГРАФИЯ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ? КАК ЛЮДИ ОТКРЫВАЛИ И ИЗУЧАЛИ ЗЕМЛЮ.

ЧТО ИЗУЧАЕТ ГЕОГРАФИЯ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ?КАК ЛЮДИ ОТКРЫВАЛИ И ИЗУЧАЛИ ЗЕМЛЮ.Цель: Ознакомить с целью, задачами  предмета, дать определение понятиям науки, родолжить формирование представления о ...

Статья. Заметка как информационный жанр.

Развернутый план занятия по журналистике в дополнительном образовании.Цель: познакомить с информационным жанром современной газетной журналистики «заметкой».Задачи:1. Познакомить с жанром ...