Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках английского языка при обучении младших школьников
статья

Пуртова Елена Александровна

Использование технологии развития

критического мышления через чтение и письмо на уроках английского языка при обучении младших школьников

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 372.8

Автор: Пуртова Е. А.

Использование технологии развития

критического мышления через чтение и письмо на уроках английского языка при обучении младших школьников

Аннотация.

В предлагаемой статье рассматривается технология развития критического мышления через чтение и письмо, которую можно использовать на уроках английского языка. В статье описываются некоторые методические приемы работы по данной технологии.

Ключевые слова: критическое мышление, кластер, инсерт, синквейн.

        В условиях введения федерального государственного образовательного стандарта значительно возрастает значение и  роль современных образовательных технологий. Одни образовательные технологии в большей степени направлены на развитие творческого мышления, другие на развитие коммуникативных способностей. Однако, цели и конечный результат данных технологий можно в самом общем виде описать так: формирование метапредметных умений, направленных на развитие способности к самообразованию.

Технология развития критического мышления, созданная западными учеными и адаптированная к российской школе, во многом стала предвестником изменений, пришедших в нашу школу с новыми стандартами. Этим объясняется ее востребованность и популярность в школе сегодня. Технология развития критического мышления через чтение и письмо была разработана в конце XX века в США. В российской педагогической практике технология применяется с 1997 года. Создатели этой технологии модифицировали идеи свободного воспитания (А. Ковальчукова) и творческого саморазвития личности (Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, Дж. Дьюи, Ж. Пиаже, М. Монтессори), деятельностного подхода к обучению (А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн), принципы личностно-ориентированного образования (Э.Фромм, К. Роджерс, Э. Н. Гусинский, В. В. Сериков, Е.В. Бондаревская), а также идеи эвристического обучения (А. В. Хуторской) и довели их до уровня технологии. [7]. Цель данной образовательной технологии – развитие интеллектуальных умений учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни: принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений.

Критическое мышление (как это понимается в технологии РКМЧП) – это процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что отвергнуть. При этом иногда приходится корректировать собственные суждения или даже отказываться от них, если они противоречат новому знанию. Это открытое мышление, не принимающее догм, которое развивается путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.  Критическое мышление учит активно действовать и помогает понять, как надо поступать в соответствии полученной информацией. [3] Технология критического мышления напрямую связана с чтением и письмом, поскольку чтение и письмо – это инструменты и продукты нашего мышления. Чтение служит для анализа, сравнения, сопоставления и оценивания того, что мы уже знаем, и неизвестного. Такое чтение в процессе критического мышления становится направленным и осмысленным. Ученики не просто строку за строкой читают новый материал, но и сами формулируют вопросы и сразу ищут на них ответы, определяют пробелы в тексте. А письмо - важнейший инструмент для выражения наших мыслей. При изучении нового материала важно, чтобы новая информация накладывалась на имеющиеся у учеников знания.

Критическое мышление - это один из видов интеллектуальной самостоятельной деятельности учащихся, основанный на исследовательских методах ведения урока: рефлексивном целеполагании, выявлении проблемы урока, выдвижение гипотез.

     На уроках английского языка мы обучаем 4 видам речевой деятельности - аудированию, говорению, чтению и письму. Именно в обучении чтению и письму можно проследить некоторые приемы формирования критического мышления.

      В технологии развития критического мышления выделяют три стадии:

  1. Стадию вызова.
    II. Стадию осмысления новой информации.
    III. Стадию рефлексии.

Каждой стадии присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач урока. Комбинируя их, учитель может планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости учащихся, целями урока и объемом учебного материала. Комбинирование приемов помогает достичь и конечную цель применения технологии критического мышления - научить детей применять эту технологию самостоятельно, чтобы они могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни.

Рассмотрим более подробно все три стадии с использованием возможных приемов и методов работы на уроке.

Стадия вызова. Деятельность учителя направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе. Ученики вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу (делают предположения), систематизируют информацию до ее изучения, задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ. В качестве приемов и методов работы на уроке можно применить: составление списка известной информации; рассказ-предположение по ключевым словам; систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки и т.д. Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах и группах.

Стадия осмысления содержания направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания старого к новому. Ученики читают (слушают) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации. Методами активного чтения могут быть: маркировка с использованием значков «v», «+», «-», «?» (по мере чтения их ставят на полях справа); ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д. На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах.

На стадии рефлексии учителю следует вернуть учащихся к первоначальным записям – предложениям, внести изменения, дополнения, дать творческие или исследовательские задания на основе изученной информации. На данной стадии учащиеся соотносят «новую» информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления. Полученные знания могут фиксироваться в виде кластеров, таблиц. Эффективными методами и приемами будут являются: установление причинно-следственных связей между блоками информации; возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям; ответы на поставленные вопросы; организация устных и письменных круглых столов; организация различных видов дискуссий; написание творческих работ; исследования по отдельным вопросам темы и т.д. На стадии рефлексии осуществляется творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группе. [6]

      Большое разнообразие приёмов и стратегий даёт большое поле для деятельности и размышлений. Приемы и стратегии, наиболее предпочитаемые учащимися на уроках английского языка при обучении младших школьников: «Синквейн»…..», «Верите ли вы…?», «Верные неверные утверждения», Таблица «Знаем-Хотим узнать - Узнаем», Инсерт, прогнозирование по ключевым словам, поиск ответов, на поставленные в первой части урока вопросы, «Круги по воде», «Тонкие» и «толстые» вопросы, перепутанные логические цепочки. Выбор того или иного приема работы зависит от уровня обученности учащихся, возраста, тематики и типа учебного текста. Использование разнообразных форм работы помогает учащимся в более интересной, живой, активной форме не только усваивать необходимый новый учебный материал, но и проявлять себя, мыслить творчески, нестандартно, работая в группах.

Итак, рассмотрим чуть подробнее технологию развития критического мышления через чтение и письмо на примере урока по английскому языку в 4 классе по теме: «Мультипликационные герои» (Cartoon heroes), УМК «Starlight 4» авторы К.М. Баранова, Дж. Дули, В.В.Копылова. [1]

I. Стадия вызова

     На данной стадии учитель создает проблемную ситуацию, вызывая у своих учеников воспоминания о данной теме, обращаясь к их собственному опыту. Ответы учащихся оформляются в виде кластера. Кластер – это выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в определенном порядке в виде «грозди».
Это графический прием систематизации материала.

На стадии вызова вносятся предположения по теме (без исправлений учителя). По ходу работы с текстом вносятся исправления и дополнения в «грозди».

Роль преподавателя на этом этапе работы состоит в том, чтобы стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников. При этом важно не критиковать их ответы, даже если они неточны или неправильны. На данном этапе важным является правило: «Любое мнение учащегося ценно». Иногда может возникнуть ситуация, когда заявленная тема незнакома учащимся, когда у них нет достаточных знаний и опыта для выработки суждений и умозаключений. В этом случае можно попросить их высказать предположения или прогноз о возможном предмете и объекте изучения. Итак, в случае успешной реализации фазы вызова у учебной аудитории возникает мощный стимул для работы на следующем этапе - этапе получения новой информации. 
II. Стадия осмысления (или смысловая стадия)

      Этот этап предполагает знакомство с новой информацией. Здесь я предлагаю использовать такой прием работы с текстом, который носит название инсерта. Инсерт - это прием такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чем хочется узнать более подробно.

     Это маркировка текста значками по мере его чтения.

«v» - уже знал

 «+» - новое  

«-» - думал иначе

 «?» - не понял, есть вопросы

      Во время чтения следует рекомендовать учащимся делать на полях пометки, а после этого заполнить таблицу, в которой значки будут заголовками ее граф. В таблицу тезисно заносятся сведения из текста.

Таким образом, мы обеспечим вдумчивое, внимательное чтение. Важным этапом станет обсуждение записей, занесенных в таблицу.

III. Стадия рефлексии 

     Данная стадия включает: размышление, анализ, творческую интерпретацию. На данном фрагменте урока в качестве рефлексии считаю целесообразным использовать прием «синквейн». Синквен - это творческая работа, которая имеет короткую  форму стихотворения, выражающую рефлексию эмоционального порядка. Оно состоит из 5 строк, представляющих собой:

  • 1 строка - одно существительное, выражающее главную тему синквейна
  • 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль
  • 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы
  • 4 строка – фраза, несущая определенный смысл
  • 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом)  

 Используя на уроках английского языка некоторые приемы формирования критического мышления, мы увидели, что ученики получают большое удовлетворение от самого процесса обучения и от его результатов. Учащимся удается быстрее и глубже освоить новый материал, за счет того, что на уроке ребята отвечают на личностно значимые вопросы, которые у них возникают. Учащиеся имеют возможность творить, формулировать собственные мнения и идеи, относиться с уважением к мнению других, принимать творческие решения и создавать принципиально новые идеи, вместе  самостоятельно осуществлять поиск нового знания,  использовать приобретенные знания и умения в новых ситуациях повседневной жизни. При использовании технологии развития критического мышления на уроках английского языка, мы можем увидеть атмосферу взаимодоверия, взаимопомощи и сотрудничества. В такой обстановке ребенок спокоен и уверен в себе, а значит чувствует себя комфортно. Уроки становятся еще более разнообразными, эмоциональными, деятельными и творческими. Данная технология позволяет сильным учащимся развивать свои таланты, ученикам со средними способностями добиться новых положительных результатов, а ученикам с недостаточной мотивацией к обучению побывать в ситуации успеха.

  Технология развития критического мышления предполагает гуманистический подход к обучению, в противоположность авторитаризму, предполагает личностную вовлеченность обучающегося в процесс учения: ученик в нём инициативен и самостоятелен, он учится осмысленно, его любознательность поощряется. Если в традиционном обществе ещё можно было строить обучение путём трансляции учителем информации, то в век динамичных изменений главным становится формирование умения учиться самостоятельно. Основным приоритетом развития образования сегодня становится его личностно-ориентированная направленность. Данная технология - один из способов превратить учение в личностно-ориентированное.

Литература:

  1. Баранова К. М., Дули Д., Копылова В. В., Мильруд Р. П., Эванс В. Английский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений и шк. с углцбл. изучением англ. яз. В 2 ч.Ч.1. - М.: Просвещение, 2011.
  2. Генике Е.А., Трифонова Е.А. Развитие критического мышления (базовая модель) / в сб. Учитель и ученик: возможности диалога и понимания. – Том 1 // под общ. ред. Л.И. Семиной. – М.: изд-во «Бонфи», 2002.
  3. Кларин М. В. Развитие критического и творческого мышления// Школьные технологии.- 2004.
  4. Коржуев А. Как формировать критическое мышление// Высшее образование в России,  2001.
  5. Кулькина Е.А. Приемы работы с учебными текстами по английскому языку на предтекстовом этапе.//Иностранные языки в школе, №5, 2007.
  6. Муштавинская И.В., Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке//Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. 2 - е изд., дораб. - М.: Просвещение,  2011.
  7. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии [Текст] / Г. К. Селевко. — М.: Народное образование. 1998. — 256 с.
  8. Соловьева Е.Н. Методика отбора и работы с текстами для чтения.//Иностранные языки в школе, №2, 2006.
  9. Сухова Л.В.. Некоторые приемы формирования критического мышления на уроках французского языка.//Иностранные языки в школе, №1, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация основных стратегий технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке английского языка

Статья, отражающая описанние, реализацию основных стратегий технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке английского языка, результаты применения....

Мастер-класс "Применение технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках английского языка

Обобщение и трансляция личного педагогического опыта. Характеристика технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо". Описание основных приёмов, которые будут демонстрироваться. Имит...

«Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы в 5 классе»

В педагогике XXI века в центре стоит личность ученика, развитие которой и является целью образования. Современный педагогический процесс ориентирован на индивидуальный подход к каждому ученику, педаго...

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы в старших классах.

Развитие критического мышления учащихся. Методические приёмы, помогающие формировать критическое мышление школьников....

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы

Как построить урок, чтобы научить ученика размышлять над прочитанным, задавать вопросы и  находить ответы, совершать открытия и радоваться процессу поиска? Здесь на помощь мне приходят приемы тех...