Система работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования (из опыта работы ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района)
статья

Кернасовская Владислава Валерьевна

Мартынова Марина Владимировна,

методисты методического отдела 

государственного бюджетного учреждения дополнительного образования

Дворца детского (юношеского) творчества
Московского района Санкт-Петербурга

 

Система работы с одаренными детьми
в условиях дополнительного образования

(из опыта работы ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района)

 

В последние годы отмечается повышение интереса к вопросам раннего выявления и раскрытия детских дарований. Интерес к данному феномену достаточно высок и в настоящее время работа с одарёнными детьми признана одним из приоритетных направлений в образовании на государственном уровне.

Как известно, дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом его индивидуальных склонностей.

Именно поэтому администрацией Дворца детского юношеского творчества Московского района в 2013 году было принято решение о необходимости проектирования и внедрения в деятельность учреждения эффективной системы работы с одаренными детьми. Итак, работа с одаренными учащимися во Дворце продолжается почти 10 лет. В настоящее время эта работа продолжается в соответствии с локальными актами Дворца: Положением о работе с одаренными учащимися и утвержденной Программой по работе с одаренными учащимися на период 2019-2023 годы.

Целью работы с одаренными учащимися является создание условий для их оптимального развития и дальнейшей успешной социализации в обществе. Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  • выявить одарённых детей с использованием специально подобранных диагностических методик;
  • разработать индивидуальные образовательные маршруты развития на каждого одаренного учащегося;
  • использовать на занятиях дифференцированные методы с учетом индивидуально-личностных особенностей детей;
  • организовать работу по психолого-педагогическому сопровождению семей одаренных учащихся;
  • организовать поощрение учащихся и педагогов за достигнутые результаты.

Для определения результативности реализации Программы были установлены следующие количественные и качественные критерии.

количественные критерии:

  • увеличение количества учащихся-победителей конкурсов;
  • увеличение количества образовательных программ с разработанным учебно-календарным планом для одаренных детей;
  • рост числа педагогов, распространяющих свой опыт работы с одаренными учащимися.

качественные критерии:

  • повышение уровня мотивации одаренных учащихся диагностируется по шкале для рейтинга поведенческих характеристик одаренных школьников Дж. Рензулли (в адаптации Поповой Л.В.).

 

Основным результатом реализации Программы стало создание и внедрение в работу учреждения «Системы работы с одаренными учащимися». Система работы с одаренными учащимися состоит из трех этапов.

 

Первый этап – на первом этапе, который проходит в мае текущего учебного года, педагог проводит групповую диагностику потенциальных возможностей учащихся посредством наблюдения во время занятий. Анализирует достижений учащегося за предыдущий год. Заполняет «Карту выявления одаренных учащихся», разработанную педагогом-психологом Дворца. В диагностике принимают участие учащиеся второго года обучения и далее.

Карта выявления одаренных учащихся состоит из двух блоков. Первый блок одинаков для всех направленностей дополнительного образования и включает в себя характеристики творческой одаренности:

  • нестандартное мышление и оригинальные решения;
  • открытость новому, целеустремленность и настойчивость;
  • увлеченность и изобретательность.

 Второй блок включает характеристики качеств, присущих тому или иному виду одаренности (академическая, интеллектуальная, артистическая, физическая, музыкальная, социальная). Для сравнения на слайде представлены примеры характеристик качеств художественной и артистической одаренности. Например, художественная одаренность содержит следующие критерии: оригинален в выборе сюжетов, охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение в свободное время без побуждения взрослых и т.д. А артистическая одаренность включают в себя другие критерии: легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других, разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт и др.

После анализа заполненной Карты по своей направленности педагог выделяет из группы учащихся ребенка, набравшего наибольшее количество баллов.

 

Второй этап (август-сентябрь) – составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее ИОМ) каждого одаренного ребенка. ИОМ представляет собой пакет документов:

  1. Бланк «Общие сведения»;
  2. План достижений;
  3. Индивидуальный учебно-календарный план для одаренного обучающегося;
  4. Индивидуальная диагностика мотивации по шкале для рейтинга поведенческих характеристик одаренных школьников Дж. Рензулли и соавторы 1977 г. (в адаптации Поповой Л.В.).

 

  1. Бланк «Общие сведения» включает в себя следующие параметры: ФИО ребенка, возраст ребенка по какой образовательной программе обучается и год обучения. Цель и задачи; ФИО педагога и ФИО родителя/опекуна; дата составления, согласования и подписи педагога, родителя/опекуна и подпись заместителя директора по УВР.
  2. План достижений включает в себя сведения о конкурсных мероприятиях, в которых предположительно будет участвовать одаренный ребенок. Педагог и учащийся вместе изучают положение о конкурсе, принимают решение об участии в нем. Если решение положительное, то ставят цель, какого уровня результатов хотят достигнуть: победитель, лауреат, дипломант.
  3. В рамках часов, отведенных на реализацию ДООП педагог выделяет время на работу с одаренным учащимся. Эта деятельность отражается в индивидуальном учебно-календарном плане, в котором определено усложнение материала по разделам и темам программы.

Третий этап (май) – подведение итогов достижений одаренных обучающих. В конце учебного года педагог проводит анализ работы с одаренным учащимся в рамках ИОМ и планирует работу в следующем году с учетом полученных результатов.

 В плане достижений одаренного обучающегося педагог заполняет графу «Фактический результат». Вместе с учащимся анализируют полученные результаты, что получилось, что не получилось и почему. Планируют достижения на следующий год.

В индивидуальном учебно-календарном плане педагог заполняет графы «Освоение» и «Примечание». В графе «Освоение» педагог проставляет 1 балл, если учащийся не освоил материал, 2 балла – освоил частично; 3 балла – освоил полностью. В графе «Примечание» педагог делает пометки о причине не освоения учебного материала и планирует пути их преодоления.

Педагог анализирует изменения уровня мотивации одаренного учащегося по шкале для рейтинга поведенческих характеристик одаренных школьников Дж. Рензулли.

Таким образом, формируется Портфолио достижений одаренного учащегося, в котором собрана вся документация по работе с ним. А также результаты учащегося, демонстрирующие его индивидуальные усилия, прогресс и образовательные достижения в период его обучения в объединении.

Хотелось бы отметить, что на протяжении всего цикла мероприятий по работе с одаренными педагог-психолог взаимодействует с участниками процесса: детьми, педагогами, родителями по их запросу. Проводит консультации, помогает осуществлять наблюдение, оказывает психолого-педагогическую поддержку при подготовке к конкурсам.

В 2021-2022 учебном году в диагностике участвовали учащиеся 53 учебных группы (636 чел); в результате было выявлено 44 одаренных, с которыми была организована системная работа по их психолого-педагогическому сопровождению. разработаны индивидуальные образовательные маршруты и планы достижений на период 2021-2022 учебного года, учащиеся получили рекомендации и занимаются по индивидуальному маршруту в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями и способностями.

На слайде представлена динамика развития направления по работе с одаренными детьми за три года. На данный момент в программе участвуют 36 педагогических работников ДД(Ю)Т это и педагоги дополнительного образования, и концертмейстеры, и педагоги-организаторы, методисты, и педагог-психолог, и заместитель директора по методической и опытно-экспериментальной работе. Вы можете заметить, что мотивация педагогов с каждым годом увеличивается и количество участников Программы по работе с одаренными учащимися тоже растет. В учреждении существует система поощрений за участие педагогов в работе по данному направлению.

Работа по выявлению, поддержке и сопровождению одаренных детей в рамках системы, апробированной в ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района, может быть организована как индивидуально, так и в группах, например, ансамблевая работа.

В настоящее время во Дворце работа с одаренными ведется в рамках реализации программы наставничества.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл martynova_kernasovskaya_po_odarennym_11.docx23.49 КБ

Предварительный просмотр:

Кернасовская Владислава Валерьевна

Мартынова Марина Владимировна,

методисты методического отдела  

государственного бюджетного учреждения дополнительного образования

Дворца детского (юношеского) творчества
Московского района Санкт-Петербурга

Система работы с одаренными детьми
в условиях дополнительного образования

(из опыта работы ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района)

В последние годы отмечается повышение интереса к вопросам раннего выявления и раскрытия детских дарований. Интерес к данному феномену достаточно высок и в настоящее время работа с одарёнными детьми признана одним из приоритетных направлений в образовании на государственном уровне.

Как известно, дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом его индивидуальных склонностей.

Именно поэтому администрацией Дворца детского юношеского творчества Московского района в 2013 году было принято решение о необходимости проектирования и внедрения в деятельность учреждения эффективной системы работы с одаренными детьми. Итак, работа с одаренными учащимися во Дворце продолжается почти 10 лет. В настоящее время эта работа продолжается в соответствии с локальными актами Дворца: Положением о работе с одаренными учащимися и утвержденной Программой по работе с одаренными учащимися на период 2019-2023 годы.

Целью работы с одаренными учащимися является создание условий для их оптимального развития и дальнейшей успешной социализации в обществе. Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  • выявить одарённых детей с использованием специально подобранных диагностических методик;
  • разработать индивидуальные образовательные маршруты развития на каждого одаренного учащегося;
  • использовать на занятиях дифференцированные методы с учетом индивидуально-личностных особенностей детей;
  • организовать работу по психолого-педагогическому сопровождению семей одаренных учащихся;
  • организовать поощрение учащихся и педагогов за достигнутые результаты.

Для определения результативности реализации Программы были установлены следующие количественные и качественные критерии.

количественные критерии:

  • увеличение количества учащихся-победителей конкурсов;
  • увеличение количества образовательных программ с разработанным учебно-календарным планом для одаренных детей;
  • рост числа педагогов, распространяющих свой опыт работы с одаренными учащимися.

качественные критерии:

  • повышение уровня мотивации одаренных учащихся диагностируется по шкале для рейтинга поведенческих характеристик одаренных школьников Дж. Рензулли (в адаптации Поповой Л.В.).

Основным результатом реализации Программы стало создание и внедрение в работу учреждения «Системы работы с одаренными учащимися». Система работы с одаренными учащимися состоит из трех этапов.

Первый этап – на первом этапе, который проходит в мае текущего учебного года, педагог проводит групповую диагностику потенциальных возможностей учащихся посредством наблюдения во время занятий. Анализирует достижений учащегося за предыдущий год. Заполняет «Карту выявления одаренных учащихся», разработанную педагогом-психологом Дворца. В диагностике принимают участие учащиеся второго года обучения и далее.

Карта выявления одаренных учащихся состоит из двух блоков. Первый блок одинаков для всех направленностей дополнительного образования и включает в себя характеристики творческой одаренности:

  • нестандартное мышление и оригинальные решения;
  • открытость новому, целеустремленность и настойчивость;
  • увлеченность и изобретательность.

 Второй блок включает характеристики качеств, присущих тому или иному виду одаренности (академическая, интеллектуальная, артистическая, физическая, музыкальная, социальная). Для сравнения на слайде представлены примеры характеристик качеств художественной и артистической одаренности. Например, художественная одаренность содержит следующие критерии: оригинален в выборе сюжетов, охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение в свободное время без побуждения взрослых и т.д. А артистическая одаренность включают в себя другие критерии: легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других, разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт и др.

После анализа заполненной Карты по своей направленности педагог выделяет из группы учащихся ребенка, набравшего наибольшее количество баллов.

Второй этап (август-сентябрь) – составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее ИОМ) каждого одаренного ребенка. ИОМ представляет собой пакет документов:

  1. Бланк «Общие сведения»;
  2. План достижений;
  3. Индивидуальный учебно-календарный план для одаренного обучающегося;
  4. Индивидуальная диагностика мотивации по шкале для рейтинга поведенческих характеристик одаренных школьников Дж. Рензулли и соавторы 1977 г. (в адаптации Поповой Л.В.).

  1. Бланк «Общие сведения» включает в себя следующие параметры: ФИО ребенка, возраст ребенка по какой образовательной программе обучается и год обучения. Цель и задачи; ФИО педагога и ФИО родителя/опекуна; дата составления, согласования и подписи педагога, родителя/опекуна и подпись заместителя директора по УВР.
  2. План достижений включает в себя сведения о конкурсных мероприятиях, в которых предположительно будет участвовать одаренный ребенок. Педагог и учащийся вместе изучают положение о конкурсе, принимают решение об участии в нем. Если решение положительное, то ставят цель, какого уровня результатов хотят достигнуть: победитель, лауреат, дипломант.
  3. В рамках часов, отведенных на реализацию ДООП педагог выделяет время на работу с одаренным учащимся. Эта деятельность отражается в индивидуальном учебно-календарном плане, в котором определено усложнение материала по разделам и темам программы.

Третий этап (май) – подведение итогов достижений одаренных обучающих. В конце учебного года педагог проводит анализ работы с одаренным учащимся в рамках ИОМ и планирует работу в следующем году с учетом полученных результатов.

 В плане достижений одаренного обучающегося педагог заполняет графу «Фактический результат». Вместе с учащимся анализируют полученные результаты, что получилось, что не получилось и почему. Планируют достижения на следующий год.

В индивидуальном учебно-календарном плане педагог заполняет графы «Освоение» и «Примечание». В графе «Освоение» педагог проставляет 1 балл, если учащийся не освоил материал, 2 балла – освоил частично; 3 балла – освоил полностью. В графе «Примечание» педагог делает пометки о причине не освоения учебного материала и планирует пути их преодоления.

Педагог анализирует изменения уровня мотивации одаренного учащегося по шкале для рейтинга поведенческих характеристик одаренных школьников Дж. Рензулли.

Таким образом, формируется Портфолио достижений одаренного учащегося, в котором собрана вся документация по работе с ним. А также результаты учащегося, демонстрирующие его индивидуальные усилия, прогресс и образовательные достижения в период его обучения в объединении.

Хотелось бы отметить, что на протяжении всего цикла мероприятий по работе с одаренными педагог-психолог взаимодействует с участниками процесса: детьми, педагогами, родителями по их запросу. Проводит консультации, помогает осуществлять наблюдение, оказывает психолого-педагогическую поддержку при подготовке к конкурсам.

В 2021-2022 учебном году в диагностике участвовали учащиеся 53 учебных группы (636 чел); в результате было выявлено 44 одаренных, с которыми была организована системная работа по их психолого-педагогическому сопровождению. разработаны индивидуальные образовательные маршруты и планы достижений на период 2021-2022 учебного года, учащиеся получили рекомендации и занимаются по индивидуальному маршруту в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями и способностями.

На слайде представлена динамика развития направления по работе с одаренными детьми за три года. На данный момент в программе участвуют 36 педагогических работников ДД(Ю)Т это и педагоги дополнительного образования, и концертмейстеры, и педагоги-организаторы, методисты, и педагог-психолог, и заместитель директора по методической и опытно-экспериментальной работе. Вы можете заметить, что мотивация педагогов с каждым годом увеличивается и количество участников Программы по работе с одаренными учащимися тоже растет. В учреждении существует система поощрений за участие педагогов в работе по данному направлению.

Работа по выявлению, поддержке и сопровождению одаренных детей в рамках системы, апробированной в ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района, может быть организована как индивидуально, так и в группах, например, ансамблевая работа.

В настоящее время во Дворце работа с одаренными ведется в рамках реализации программы наставничества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сотрудничество - эффективная пед. технология в работе с одаренными детьми в системе дополнительного образования.

Сотрудничество - эффективная пед. технология в работе с одаренными детьми в системе дополнительного образования....

Особенности работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования

В статье рассматриваются приемы работы с одаренными детьми в творческом объединении юных журналистов....

Особенности работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования

Уникальный, инновационный педагогический проект туристско-краеведческого направления «Программа поддержки одаренных детей МОУ ДОД СДЮТ «Борус» МО г. Саяногорск»....

Система работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования (из опыта работы)

Система работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования (из опыта работы)...

Система работы с одаренными детьми в рамках реализации ФГОС - из опыта работы

Одним из наиболее дискуссионных вопросов является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две точки зрения: «все дети являются одаренными» и «одаренные дети встречаются крайне ред...

Система работы с одарёнными детьми в условиях введения ФГОС. Из опыта работы.

Работа с одарёнными и способными детьми по физике и математике....

Выступление на семинаре «Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования» Бадмаев Эдуард Борисович, педагог дополнительного образования МКУ ДО «ДДТ» с.Приютное

спортивная одаренность – это развивающееся свойство психики ребенка, обусловленное взаимодействием природных задатков и социокультурной среды, которое стимулируется, спортивно-тренировочной деят...