Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проекты: от идеи до воплощения»
рабочая программа (5, 6, 7 класс)

Ляпнева Оксана Алексеевна
Современный этап развития образования характеризуется переосмыслением функций таких предметов, как «Русский язык» и «Литература», как в образовательной системе в целом, так и в системе филологического и собственно лингвистического образования в частности. Введение в качестве цели обучения коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетенций представляют собой попытку реализовать деятельностный подход в обучении родному языку и литературе, ориентированный на многостороннее развитие личности школьника, его способности и готовности к дальнейшему саморазвитию. Современное переосмысление целей обучения русскому языку повлекло изменение в содержании школьного курса. Формирование лингвистической и коммуникативной компетенций становится важнейшей целью преподавания русского языка и литературы в школе. Объем знаний, круг умений, которыми должны владеть выпускники, зафиксированы в нормативных документах. Новая парадигма образования 21 века основана на вооружении школьников умениями самостоятельно учиться, приобретать знания, умения, навыки и универсальные способы деятельности: познавательные, информационно – коммуникативные, рефлексивные. Методологической основой стандартов нового поколения является системно - деятельностный подход, который нацелен на развитие личности. Учебный процесс должен быть организован так, чтобы обеспечить школьнику общекультурное, личностное, познавательное развитие, а главное вооружить такими важным умением, как умение учиться. Одним из вариантов комплексного решения задач современного школьного образования являются учебные проекты, позволяющие формировать у учащихся способность к осуществлению практической деятельности – способность определять цель деятельности и планировать пути ее достижения, анализировать и оценивать результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_proektam.docx66.48 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проекты: от идеи до воплощения»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современный этап развития образования характеризуется переосмыслением функций таких  предметов, как  «Русский язык» и «Литература», как в образовательной системе в целом, так и в системе филологического и собственно лингвистического образования в частности. Введение в качестве цели обучения коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетенций представляют собой попытку реализовать деятельностный подход в обучении родному языку и литературе, ориентированный на многостороннее развитие личности школьника, его способности и готовности к дальнейшему саморазвитию. Современное переосмысление целей обучения русскому языку повлекло изменение в содержании школьного курса. Формирование лингвистической и коммуникативной компетенций становится важнейшей целью преподавания русского  языка и литературы в школе. Объем знаний, круг умений, которыми должны владеть выпускники, зафиксированы в нормативных документах.

Новая парадигма образования 21 века основана на вооружении школьников умениями самостоятельно учиться, приобретать знания, умения, навыки и универсальные способы деятельности: познавательные, информационно – коммуникативные, рефлексивные. Методологической основой стандартов нового поколения является системно - деятельностный подход, который нацелен на развитие личности. Учебный процесс должен быть организован так, чтобы обеспечить школьнику общекультурное, личностное, познавательное развитие, а главное вооружить такими важным умением, как умение учиться.

Одним из вариантов комплексного решения задач современного школьного образования являются учебные проекты, позволяющие формировать у учащихся способность к осуществлению практической деятельности – способность определять цель деятельности и планировать пути ее достижения, анализировать и оценивать результаты. Этот метод способствует формированию у учащихся следующих умений: составлять план работы по выполнению проекта, разбиваться на группы, распределять роли внутри группы, определять сроки выполнения проекта, определять необходимые для реализации проекта материалы, данные и выяснять места, откуда они будут браться, обобщать полученную информацию, представлять результат проделанной работы.

Проектная деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и является средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме, трансляции норм и ценностей научного сообщества в образовательную систему.

Анализ состояния школьной практики формирования проектной деятельности учащихся, в том числе при изучении  русского языка и литературы, позволяет сделать вывод о том, что современная школа не в полной мере реализует педагогический потенциал метода проектов как личностно ориентированной технологии обучения. Вот почему и появилась программа курса  «Проекты: от идеи и воплощения», актуальность которой очевидна:

1. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, а методы и приемы проектно - исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования.

2. Знания, умения и универсальные учебные действия, необходимые для организации проектно — исследовательской деятельности в школе, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности во всех типах высших и средне — профессиональных учебных заведениях и позволят стать конкурентоспособным на рынке труда и в любой сфере профессиональной деятельности.

Новизной данной программы является то, что в основе лежит системно-деятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности и обеспечивает соответствие деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.

Гипотеза работы: систематическая работа по развитию проектной деятельности школьников, учитывающая ряд критериев выполнения проекта, способна в значительной степени повысить качество УУД по изучаемому предмету.

Программа курса  «Проекты: от идеи до воплощения» создана с целью актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка и литературы. Её главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенций. Содержание, формы и методы обучения помогают учителю стимулировать познавательную активность учащихся, способствуют повышению информационной и коммуникативной компетенции, выявлению интересов учащихся, раскрывают их творческий потенциал, позволяющий познать глубины родного языка, расширяют знания учащихся о русском языке и русской литературе, формируют языковые и речевые умения, воспитывают у учащихся любовь и интерес к родному языку, к истории и культуре родного края.

Курс может вестись 5-7 классах в зависимости от учебного плана школы и нацелен на развитие навыков самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности учащихся. Наряду с общетеоретическим материалом по технологии проектной деятельности, учащиеся получают практические навыки работы с литературными источниками, подготовки сообщений и рефератов, проведения исследований, а так же публичного выступления. Отдельные занятия курса проводятся в школьной и детской библиотеках. При непосредственном участии школьного библиотекаря организуется ознакомление и работа с каталогами, происходит обучение основам библиографической грамотности.

В основе построения данного курса лежат следующие принципы:

  • Принцип развития, т.е. обучение от простого к сложному, сопровождаемое многократными повторениями.
  • Принцип природосообразности, т.е. учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Так, в 5-7 классах ребята работают над созданием творческих проектов (изучение технологии творческих и проектов). При создании игровых и творческих проектов используются технологии коллективной творческой деятельности, когда каждый получает свой посильный объем работы. Кто-то учится управлять, кто-то подчиняться, развивается уверенность в себе и формируются навыки самоуправления.
  • Принцип нацеленности на завтрашний день учащихся, т.к. главное назначение курса – развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности.

Программа предусматривает теоретические и практические занятия, индивидуальные и групповые виды деятельности, дополняет содержание школьного курса русского языка, предназначена учителям русского языка общеобразовательных учреждений.

Структура курса. Цели и задачи.

В основу программы курса внеурочных занятий «Учимся создавать проекты по русскому языку» легли исследования в данной области Пахомовой Н.Ю., Вахрушевой Л.М., Нарушевича А.Г. Соколова Ю.А., Полат Е.С.

Программа рассчитана на 34 часа, т.е. 1 час в неделю. Занятия построены на основе системы заданий для учащихся, при выполнении которых формируются проектные умения. Урок состоит из фронтального диалога учителя с классом для обсуждения заданной ситуации, практической самостоятельной работы в группах и презентации результатов и хода работы

Структура курса

1 часть - вводная – направлена на формирование навыков сотрудничества и знакомство с понятием проекта, проектной деятельности, проектной культуры.

2 часть - ориентирована на ознакомление с типами проектов, основными этапами выполнения проекта, формирование навыков их распознавания .

3 часть - проработка структуры совместной деятельности участников проекта, отработка практических навыков. 

Цели программы:

– формирование у учащихся умения проектной и исследовательской работы;

– повышение мотивации к учению;

– содействие развитию личности ученика, помощь в самоопределении;

– расширение кругозора учащихся.

 

Задачи программы:

1. Обучающие:

• познакомить с различными методами исследования;

• научить определять цель и формулировать проблему, выбирать конкретные методы, необходимые для проведения собственного исследования;

• познакомить с различными формами организации исследовательской работы;

• научить умению работать с первоисточниками;

• грамотно и логически излагать собранный материал;

• привить навыки публичного выступления.

2. Развивающие:

• развить способности к аналитическому мышлению, сравнению, обобщению;

• развить способности и задатки ребёнка, направленные на раскрытие познавательного интереса к исследовательской работе.

3. Воспитывающие:

• интерес к исследовательской работе;

• любознательность;

• творческую активность ребёнка.

Методика работы:

1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна “мозговая атака” с последующим коллективным обсуждением.

3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).

6. Защита проектов, оппонирование.

7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

Формы работ:

-индивидуальная работа учащихся в тетрадях,

- работа учителя с классом,

-выполнение заданий у доски,

-обсуждение проблемной ситуации в микрогруппах в условиях класса,

-работа учащихся в подгруппах,

-групповое обсуждение проблемной ситуации,

-практическая работа по определению типов проблем,

-разделение на рабочие группы для решения поставленных задач.

Формы подведения итогов реализации программы.

• Мини-проект или письменный отчёт исследовательского характера, презентация по теме;

• выставка творческих работ;

• публичная защита;

• научно-практическая конференция;

• выступление на школьной конференции;

• вручение свидетельств. 

Техническое обеспечение образовательного процесса

• Материальное обеспечение кабинетов:

• Мультимедийный компьютер;

• Проектор;

• Экран;

• Интернет;

• Программное обеспечение

• Операционная система Windows 10

• Текстовый редактор MS Word

• Графический редактор Paint

• Программа MS Power Point

 

Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности:

1. Рефлексивные умения:

  • умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
  • умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2. Поисковые (исследовательские) умения:

  • умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
  • умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
  • умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
  • умение находить несколько вариантов решения проблемы;
  • умение выдвигать гипотезы;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Навыки оценочной самостоятельности.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

  • умения коллективного планирования;
  • умение взаимодействовать с любым партнёром;
  • умение взаимопомощи в группе в решении общих задач;
  • навыки делового партнёрского общения;
  • умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5. Менеджерские умения и навыки:

  • умение проектировать процесс;
  • умение планировать деятельность, время, ресурсы;
  • умение принимать решение и прогнозировать их последствия;
  • навыки анализа собственной деятельности (её хода и промежуточных результатов).

6. Коммуникативные умения:

  • умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
  • умение вести дискуссию;
  • умение отстаивать свою точку зрения;
  • умение находить компромисс;
  • навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.

7. Презентационные умения и навыки:

  • навыки монологической речи;
  • умение уверенно держать себя во время выступления;
  • артистические умения;
  • умение использовать различные средства наглядности при выступлении; умение отвечать на незапланированные вопросы.

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение (2 ч.)

Предмет, задачи, структура курса. Условия успешности проектной деятельности. Правила и принципы успешности работы над проектом.

Знакомство с историей метода проектов, с проектной технологией (основные требования, структура, классификация, методы работы), терминологией, со способами оформления проектной деятельности. 

Основные теоретические сведения

Понятие проекта, проектной деятельности, проектной культуры. Структура проекта. Типология проектов. Основные требования, предъявляемые к выполнению и оформлению учебных, творческих проектов. Критерии оценивания проекта.

Работа с источниками информации (2 ч.)

Система научной информации и ее поиск. Способы чтения. Отбор литературы у книжной полки, по предисловию и послесловию, каталогу. Аннотация на книгу. Эссе. Работа с текстом книги. Способы фиксирования информации. Библиографическое описание книги, статьи из книги, статьи из журнала.

Этапы проектной деятельности (9 ч.)

Планирование работы и сбор информации. Оформление проекта.

Выбор темы и целей проекта (через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т.д.); постановка задач, выдвижение гипотезы; определение количества участников проекта, состава группы; определение источников информации; планирование способов сбора и анализа информации; планирование итогового продукта (формы представления результатов):

-отчёт (устный, письменный, устный с демонстрацией материалов);

-издание сборника, фильма, макета и т.д.;

установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов;

распределение обязанностей среди членов команды.

Основные теоретические сведения

Понятие творческого, учебного проектов, их особенности. Основные этапы выполнения проекта. Подбор информации для реализации проекта. Проработка структуры совместной деятельности участников творческого проекта.

Исследовательская деятельность (11 ч.)

Сбор информации, решение промежуточных задач.

Основные формы работы:

Интервью, опросы, наблюдения, изучение литературных источников, исторического материала, организация экскурсий, экспериментов.

Основные теоретические сведения

Способы поиска информации, передачи идей, выбор лучшей идеи. Игра «Мозговой штурм». Исследование объекта проектирования, конспекти-рование. Художественное моделирование: выполнение набросков, эскизное проектирование, изготовление наглядных рисунков, чертежей.

Обработка результатов (10 ч.)

Анализ информации. Формулировка выводов. Оформление результата

Анализ и синтез лучших идей. Представление разнообразных форм результата работы; самооценка и оценка со стороны. Оформление списка литературы и приложений.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№п/п

раздел

кол-во часов

лекция

практика

1

Введение

2

1

1

2

Работа с источниками информации

2

-

2

3

Этапы проектной деятельности

9

4

5

4

Исследовательская деятельность

11

3

8

5

Обработка результатов

10

2

8

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Неделя

Тема урока

Тип урока,

кол - во

часов

Планируемые результаты (предметные )

Планируемые результаты (личностные и метапредметные )

Характеристика деятельности

Содержание урока (ученик должен знать)

Познавательные УУД

Регулятивные

УУД

Коммуникативные УУД

Личностные

УУД

1.

1-2 нед.

Введение. Проект? Проект!

Урок первичного предъявления новых знаний .

(2 ч)

 

Понятие о проектной деятельности. Свое исследование.

Структура исследовательской работы.

Типология проектов.

Этапы проекта. Что значит защитить проект? Ознакомление и работа с пакетом документов по проекту.

 

Формирование умения ставить проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Учиться составлять план и последовательность действий.

Развивать умения общаться со взрослыми и сверстниками.

Развитие умений выдвигать гипотезы

Развитие умений задавать вопросы

Развитие умений давать

определения понятиям.

Приемы определения понятий.

Классификация понятий

Учимся наблюдать

Формировать интерес к новому и к способу действия.

 

2

3-4 нед.

Учимся выбирать дополнительную литературу.

Комбинированный

(2 ч)

Экскурсия в библиотеку.

Работа с научной и справочной литературой. Приемы и методы. Аннотация на книгу. Эссе. Работа с текстом книги. Способы фиксирования информации. Библиографическое описание книги, статьи из книги, статьи из журнала.

 

 

Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Умение читать текст изучающим чтением, умение выделить главную мысль, умение сопоставлять и сравнивать, делать выводы. Структурирование знаний.

Способность к мобилизации сил и энергии.

Формировать умение договариваться, находить общее решение, убеждать и уступать.

Формировать основы гражданской идентичности личности.

3.

5-6 нед.

Подготовка проекта «Моё имя»

Комбинированный

(2 ч) Подготовительный этап работы над проектом. Исследовательская работа

Формулирование проблемы. Распределение обязанностей, деление на группы Рассмотрение темы, утверждение плана выбранных объектов

Практический этап работы над проектом

 

Формирование умения ставить проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Учиться составлять план и последовательность действий.

Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Умение читать текст изучающим чтением, умение выделить главную мысль, умение сопоставлять и сравнивать, делать выводы. Структурирование знаний.

Развивать умения общаться со взрослыми и сверстниками.

Формировать интерес к новому и к способу действия.

4.

6 нед.

Методическая консультация.

 

Комбинированный

(1 ч)

Рассказ о проделанной работе, какую информацию нашли, что еще предстоит сделать.

Корректировка черновых проектов

Индивидуальные консультации.

Формирование умения ставить проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Учиться составлять план и последовательность действий.

Развивать умения общаться со взрослыми и сверстниками.

Формировать интерес к новому и к способу действия.

5.

7

нед.

Защита проекта «Тайна имени»

Комбинированный

(1 ч)

Отчет учащихся о проделанной работе. Демонстрация рисунков, журнала, оформление выставки.Обработка результатов.

Выделять существенные характеристики объекта. Осознанно строить речевое высказывание.

Осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества уровня усвоения.

Умение обосновывать собственное мнение.

Умение отбирать главную информацию, выделять наиболее значимые части сообщения.

Способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с трудолюбием.

6.

8-9 нед.

Подготовка проекта «Что я знаю о фамилии?»

Комбинированный

(2 ч)

Формулирование проблемы. Распределение обязанностей, деление на группы Рассмотрение темы, утверждение плана выбранных объектов

Практический этап работы над проектом. Составление анкеты. Соц. опрос.

 

Формирование умения ставить проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Учиться составлять анкету, план и последовательность действий.

Умение рассуждать, аргументировать, обобщать и делать выводы

Развивать умения общаться со взрослыми и сверстниками.

Формировать интерес к новому и к способу действия.

7.

6 нед.

Методическая консультация.

 

Комбинированный

(1 ч)

Рассказ о проделанной работе, какую информацию нашли, что еще предстоит сделать. Корректировка черновых проектов

Индивидуальные консультации.

Формирование умения ставить проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Учиться составлять план и последовательность действий.

Умение обосновывать собственное мнение.

Умение отбирать главную информацию, выделять наиболее значимые части сообщения.

Развивать умения общаться со взрослыми и сверстниками.

Формировать интерес к новому и к способу действия.

8.

10-11 нед.

Презентация проекта «Что я знаю о фамилии?»

Комбинированный

(2 ч)

Отчет учащихся о проделанной работе, чтение сочинений, рефератов, оформление выставки рисунков, плакатов.

Выделять существенные характеристики объекта. Осознанно строить речевое высказывание.

Осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества уровня усвоения.

Умение обосновывать собственное мнение.

Способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с трудолюбием.

9.

12-13

нед.

Подготовка проекта «Улицы моего города»

Комбинированный

(2 ч)

Формулирование проблемы. Распределение обязанностей, деление на группы. Рассмотрение темы, утверждение плана выбранных объектов

Практический этап работы над проектом

 

Формирование умения ставить проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Учиться составлять план и последовательность действий.

Умение отбирать главную информацию, выделять наиболее значимые части сообщения.

Развивать умения общаться со взрослыми и сверстниками.

Формировать интерес к новому и к способу действия.

10.

14

нед.

Методическая консультация.

 

Исследовательская лаборатория

Проектировочный этап работы над проектом. Учимся проектировать и исследовать

 

 

Рассказ о проделанной работе, какую информацию нашли, что еще предстоит сделать Корректировка черновых проектов

Индивидуальные и групповые консультации.

Формирование умения ставить проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Учиться составлять план и последовательность действий.

Развивать умения общаться со взрослыми и сверстниками.

Формировать интерес к новому и к способу действия.

11.

15-16 нед.

Защита проекта «Улицы моего города»

Комбинированный

(2 ч)

Выставка работ учащихся, устный журнал в младших классах, мини-эссе, оформление проектов.

Формирование умения ставить проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Учиться составлять план и последовательность действий.

Развивать умения общаться со взрослыми и сверстниками.

Формировать интерес к новому и к способу действия.

12.

17

нед.

Участие в школьной научно-практической конференции

Творческая мастерская

Выступления учащихся по теме. Статья в школьную газету.

Формирование умения ставить проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Учиться составлять план и последовательность действий.

Развивать умения общаться со взрослыми и сверстниками.

Формировать интерес к новому и к способу действия.

13.

18

нед.

Подготовка игрового проекта «Знаешь ли ты свой город?»

Практическая работа

Формулирование проблемы. Выдвижение идей. Распределение обязанностей, деление на группы. Анкетирование.

Умение отбирать главную информацию, выделять наиболее значимые части сообщения.

Выделять существенные характеристики объекта. Осознанно строить речевое высказывание.

Осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества уровня усвоения.

Умение обосновывать собственное мнение.

Способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с трудолюбием.

Формировать интерес к новому и к способу действия

14.

19

нед.

Проведение классного часа ««Знаешь ли ты свой город?»

Комбинированный

(1 ч)

Проведение викторины. Рассказ о проделанной работе, какую информацию нашли

Выделять существенные характеристики объекта. Осознанно строить речевое высказывание.

Осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества уровня усвоения.

Умение обосновывать собственное мнение.

Способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с трудолюбием.

15.

20-21

нед.

Подготовка и реализация проекта «Страна Лексика»

Комбинированный

(2 ч)

Формулирование проблемы. Выдвижение идей. Распределение обязанностей, деление на группы

Создание карты, маршрута. Проведение праздника.

Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Способность к мобилизации сил и энергии. Развивать умение находить и исправлять свои ошибки в работе и в ошибки других участников группы .

Развивать способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с трудолюбием

Формировать умение договариваться, находить общее решение, убеждать и уступать.

Формировать основы гражданской идентичности личности.

16.

22 -24

нед.

Подготовка и реализация проектов

« Мир синонимов», «Мир антонимов»

Комбинированный

(3 ч)

Выдвижение идей. Рассмотрение темы, утверждение плана выбранных объектов

Практический этап работы над проектом

Оформление газеты, рефератов, сообщений, презентаций.

Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Выделять существенные характеристики объекта. Осознанно строить речевое высказывание.

Осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества уровня усвоения.

Развивать умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

17.

25-27 нед.

Подготовка проекта и реализация «Всё о художественных средствах»

Комбинированный

(3 ч)

Формулирование проблемы. Выдвижение идей. Распределение обязанностей, деление на группы. Создание творческого проекта Рассмотрение темы, утверждение плана выбранных объектов

Практический этап работы над проектом

 

Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Формирование умения ставить проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Развивать умения общаться со взрослыми и сверстниками.

Формировать интерес к новому и к способу действия.

Развивать умение находить и исправлять свои ошибки в работе и в ошибки других участников группы

18.

28-30 нед.

Подготовка проекта по фразеологии

Комбинированный

(3 ч)

Формулирование проблемы. Выдвижение идей. Рассмотрение темы, утверждение плана выбранных объектов Распределение обязанностей, деление на группы. Практический этап работы над проектом

 

Формирование умения ставить проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Учиться составлять план и последовательность действий.

Развивать умения общаться со взрослыми и сверстниками.

Формировать интерес к новому и к способу действия.

19.

31-32

Практическая работа по созданию презентаций

Комбинированный

(2 ч)

Практический этап работы над презентацией. Выдвижение идей. Распределение обязанностей, деление на группы.

Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, оформление материала с помощью компьютерных средств. Развивать умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

Развивать умения общаться со взрослыми и сверстниками.

Формировать интерес к новому и к способу действия.

20.

33-34

Защита презентаций

Комбинированный

(2 ч)

Отчет учащихся о проделанной работе, оформление презентаций , её защита.

Умение обосновывать собственное мнение.

Способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с трудолюбием.

Развивать умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

 

 

Библиографический список для учителей.

  1. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии. - Москва: Педагогика, 1989.
  2. Бобиенко, О.М. Теоретические подходы к проблеме ключевых компетенций // www.tisbi.ru/science/veatnik/2003/issue2/
  3. Вахрушева, Л.М. Применение проективного метода на уроках русского языка [Текст]/ Л.М.Вахрушева //Русский язык. – 2007. - №14. – С. 35-36.
  4. Горбунова, Н.В., Кочкина ,Л.В. Методика организации работы над проектом. // Образование в современной школе. 2000. №4. С. 21-27.
  5. Гузеев, В.В. Планирование результатов образования и образовательных технологий.- М.: Народное образование, 2001.
  6. Добрецова, Н.В. Педагогическое проектирование в дополнительном экологическом образовании // Экологическое образование в школе.- 1999, -№ 9, -с.57
  7. Нарушевич,А.Г. Русский язык. Проекты? Проекты…Проекты! 5-11 классы.Учебно-методическое пособие/Под редакциейН.А. Сениной.-Ростов –на –Дону:Легион,2003.-78с.-(Мастер-класс)
  8. Нефедова ,Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. - 2006. -№ 4.- с.61
  9. Пахомова ,Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003
  10. 10.Пахомова ,Н.Ю. Проектный метод в арсенале массового учителя. - http://schools.keldysh.ru/labmro
  11. Полат, Е. С. Обучение в сотрудничестве // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 1.
  12. 12.Полат, Е.С. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям// Методология учебного проекта: Материалы методического семинара. М., 2001. - с.123.
  13. 13.Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное посо¬бие. - Москва: Народное образование, 1998.
  14. 14.Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- М.: Аркти, 2004, с.4.
  15. 15.Ступницкая, М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами [Текст]: рекомендации для учащихся, учителей и родителей / М.А.Ступницкая; художник А.А.Селиванов. – Ярославль: Академия развития, 2008. С. 7- 197.
  16. 16.Чечель, И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. – М.: Сентябрь, 1998. 144 с.
  17. 17.Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - Москва: Сентябрь, 1996

Библиографический список для учащихся.

1. Барашков, В.Ф. Знакомые с детства названия.- М.: Просвещение, 1983.

2. Вартаньян, Э.Д. Путешествие в слово-3-е изд.,испр.-М.: Просвещение, 1987.-208 с.

3. Брагина, А.А. Неологизмы в русском языке.- М., 1986.

4. Земская, Е.А. Как делаются слова.- М.: Просвещение, 1963.

5. Казанский, Б.В, В мире слов.- Л., 1958.-219 с.

6. Крысин, Л.П. Жизнь слова .-М.: Просвещение,1980.

7. Маковский ,М.М. Удивительный мир слов и значений.- М.: Высшая школа, 1989.

8.Нарушевич,А.Г. Русский язык. Проекты? Проекты…Проекты! 5-11 классы.Учебно-методическое пособие/Под редакциейН.А. Сениной.-Ростов –на –Дону:Легион,2003.-78с.-(Мастер-класс)

9. Подгаецкая, И.М., Постникова И.И. Необъятный мир слова. - М.: Просвещение, 1995.

10. Шанский ,Н.М. В мире слов.-3-е изд. испр. И доп.-М.: Просвещение, 1985.

11. Я познаю мир. Детская энциклопедия: Русский язык /Под ред. Хинн О.Г.-М.: ООО “Фирма “Издательство АСТ””, 1998.

Словари для учителя и учащихся.

1. Ашукин, Н.С., Ашукина М. Г. Крылатые слова.-М.,1966.

2. Жуков, В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. - М., 1980.

3. Новое в русской лексике. Словарные материалы- 1985 /Под ред. Котеловой Н.З., Денисенко Ю. Ф.- СПб.: Дмитрий Буланин,1996.

4. Новое в русской лексике. Словарные материалы- 1986 /Под ред. Котеловой Н.З., Алаторцевой С.И. и Буцевич Т.Н.- СПб.: Дмитрий Буланин,1996.

5. Новое в русской лексике. Словарные материалы- 1987 /Под ред. Котеловой Н.З., Денисенко Т.Ф.- СПб.: Дмитрий Буланин,1996.

6. Новое в русской лексике. Словарные материалы- 1988 /Под ред. Левашова Е.Н.- СПб.: Дмитрий Буланин,1996.

7. Одинцова, В.В. и др. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. Иванова В.В.- М., 1983.

8. Ожегов, С.И. Словарь Русского языка / Под ред. Н.Ю.Шведовой.- М., 2000.

9. Ожегов, С.И. , Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и выражений / Российская Академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова.- 4-е изд., дополн.- М.: Азбуковник, 1999.- 944 с.

 

Ресурсы Интернет

  1. http://proektoriya.siteedit.su/page63
  2. http://www.managment.
  3. http://ru.wikipedia.org
  4. http://www.shkola.net.
  5. http://proektsosgim.ucoz.ru
  6. http://www.managment.aaanet.ru/economics/gipoteza.php
  7. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Science/guseihan/02.php
  8. http://aleks-umniki.narod.ru/p73aa1.html
  9. http://www.google.ru/intl/ru/landing/internetsovety/

Пакет документов. Приложение № 1

Правила успешной проектной деятельности (для учащихся)

В команде нет лидеров. Все члены команды равны.

Команды не соревнуются.

Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.

Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.

Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых “спящих” партнеров.

Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание. 

План действий учащихся в проекте Приложение № 2

Выбор темы проекта (исследования).

Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь? Записать ответы).

Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение – гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему? Записать ответы).

Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат? (Записать план своих действий, время выполнения каждого шага).

Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).

Получаем результаты. (Если что-то не удалось – это тоже результат).

Анализируем результаты. (Сравниваем полученные результаты с данной гипотезой).

Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.

Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов

Шаблон отчёта о работе Приложение № 3

ВВЕДЕНИЕ

Тема моего проекта

Я выбрал эту тему, потому что

Цель моей работы

Проектным продуктом будет

Этот продукт поможет достичь цель проекта, так как

План моей работы

(указать время выполнения и перечислить все промежуточные этапы) :

Выбор темы и уточнение названия

  • информации (где и как искал информацию)

Изготовление продукта

 

что и как делал

Написание письменной части проекта

как это делал

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Я начал свою работу с того, что

 

Потом я приступил к

 

Я завершил работу тем, что

 

В ходе работы я столкнулся с такими проблемами

 

Чтобы справиться с возникшими проблемами, я

 

Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен график работы)

 

План моей работы был нарушен, потому что

 

В ходе работы я принял решение изменить проектный продукт, так как

 

Но все же мне удалось достичь цели проекта, потому что

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Закончив свой проект, я могу сказать, что не все из того, что было задумано, получилось, например

 

Это произошло, потому что

 

Если бы я начал работу заново, я бы

 

В следующем году я, может быть, продолжу эту работу для того, чтобы

 

Я думаю, что я решил проблему своего проекта, так как

 

Работа над проектом показала мне, что (что узнал о себе и о проблеме

 

Приложение № 4

Памятка

1. Проект или исследовательская работа – это твоя самостоятельная творческая разработка. Выполняя его, привлекай к работе родителей, друзей и других людей. Помни, что главное для тебя – развить твои творческие способности.

2. Работай в следующем порядке:

а) выбери с помощью родителей и учителя тему;

б) подбери информацию (книги, журналы, компьютерные программы и т.д.);

в) планируй весь объем работы и организацию её выполнения с помощью учителя;

г) выполни теоретическую и практическую части проекта;

д) внеси коррективы в теоретическую часть по результатам выполнения изделия;

е) напечатай графическую часть проекта;

ж) подготовься к защите и оценке качества твоей работы, выполни для защиты демонстрационные наглядные материалы; з) защити проект.

3. Используй в работе справочную литературу: каталоги, словари, журналы, книги и т.п., а также материалы музеев и выставок; материалы сети Интернет

4. Старайся применять в работе современную технику: видеокамеру, компьютер, видео- и аудиотехнику, фотоаппараты, Интернет.

5. Думай о том, как твоя работа пригодится тебе в будущем, старайся связать её с выбранной профессией.

6. Учитывай традиции и обычаи округа и города, в котором ты живешь.

7. Всегда помни об экологии родного города и своем здоровье.

8. Используй знания по любым предметам, а также свой бытовой опыт. Проявляя творчество, основывайся только на научных знаниях.

9. Не стесняйся по всем вопросам обращаться к руководителю проекта

Памятка по разработке гипотезы Приложение № 5

Гипотеза (от греч. gypothesis - основание, предположение) — это научно обоснованное предположение о причинах или взаимосвязях каких-либо явлений или событий природы, общества и мышления.

Этапы разработки гипотезы.

1. Выдвижение гипотезы. Выделение группы фактов, которые не укладываются в прежние теории или гипотезы и должны быть объяснены новой гипотезой.

Вначале производится анализ каждого отдельного факта, затем обязательно в их совокупности.

Синтез фактов и формулировка гипотезы, т. е. предположений, которые объясняют наибольшее количество данных фактов. Могут быть выдвинуты 29

конкурирующие гипотезы, по-разному объясняющие одно и то же явление.

2. Развитие гипотезы. Выведение из данной гипотезы всех вытекающих из нее следствий.

3. Проверка гипотезы. Сопоставление выведенных из гипотезы следствий с имеющимися наблюдениями, результатами экспериментов, с научными законами.

4. Подтверждение (опровержение) гипотезы. Превращение гипотезы в достоверное знание или в научную теорию, если подтверждаются все выведенные из гипотезы следствия и не возникает противоречия с ранее известными законами науки.

Приложение № 6

Как выбрать тему

Вопросы в помощь при выборе темы

Выбрать тему оказывается несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент, какая проблема волнует тебя больше других. Попробуй задать себе следующие вопросы:

1. Что мне интересно больше всего?

2. Чем я хочу заниматься в первую очередь.

3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

4. Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе?

5. Что из изученного в школе хотелось бы узнать глубже?

6. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

Если эти вопросы не помогли, обратитесь к учителям, спросите своих родителей, поговорите об этом с одноклассниками. Может быть, кто-то подскажет интересную идею.

Основные критерии выбора темы:

1. Сначала надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Она-то и подскажет, как сформулировать тему исследования. А что значит - найти проблему? Древнегреческое слово «problema» переводится как «задача», «преграда», «трудность». Главная задача любого исследователя - найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым.

2. Выбор темы должен быть обоюдно мотивирован интересом к ней и ученика, и педагога.

3. Тема должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература.

4. Формулировка темы должна отражать сосуществование в науке уже известного и еще не исследованного, т.е. процесс развития научного познания

Какими могут быть темы исследования?

Все темы можно условно объединить в три группы:

фантастические - темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;

экспериментальные - темы предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;

теоретические - темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках: книгах, кинофильмах и др.

 

Приложение № 7

Методы исследования

Что такое метод научного познания?

Метод - это совокупность действий, призванных помочь достижению желаемого результата. Ни один проект не должен остаться без того или иного вида исследования, иначе он превратиться в обычный реферат.

Метод

Суть метода

1.

Анализ

Расчленение целостного предмета на составляющие час-ти (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения. Может использоваться ис-точниковедческий, историографический, искусствовед-ческий, архитектурный, стилистический содержательный анализ.

2.

Дедукция

 

Вид умозаключения от общего к частному, когда из мас-сы частных случаев делается обобщенный вывод о всей совокупности таких случаев.

3.

Индукция

 

Метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок (от частного к общему).

4.

Классификация

 

Разделение всех изучаемых предметов на отдельные группы в соответствии с каким-либо важным для исследователя признаком.

5.

Моделирование

 

Изучение объекта путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих познание. Модель всегда соответ-ствует объекту-оригиналу в тех свойствах, которые под-лежат изучению, но в то же время отличаются от него по ряду других признаков.

6.

Наблюдение

 

Целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого получают знания о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов.

7.

Обобщение

Прием мышления, в результате которого устанавлива-ются общие свойства и общий признак объектов.

8.

Описание

 

Фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах.

9.

Прогнозирование

 

Специальное научное исследование конкретных перспектив развития какого-либо явления.

10

Синтез

 

Соединение ранее выделенных частей (сторон, призна-ков, свойств или отношений) предмета в единое целое.

11.

Эксперимент

 

Метод познания, при помощи которого в контролиру-емых и управляемых условиях исследуются явления действительности. В зависимости от способа проведения выделяют главным образом три вида экспериментов:

· Лабораторный эксперимент.

· Полевой, или естественный эксперимент.

· Формирующий, или психолого-педагогический эксперимент.

12.

Опыт

 

Исследование какого-либо явления природы с вмеша-тельством в процесс явления со стороны исследователя.

13.

Опрос

 

Наиболее распространенная и важнейшая форма сбора данных в маркетинге. Опрос может быть устным (лич-ным) или письменным.

14.

Интервью

 

Наиболее гибкий метод сбора социологической инфор-мации, предполагающий проведение беседы (по опре-деленному плану), основанной на непосредственном, личном контакте с респондентом. При формализованном интервью используется опросный лист, содержащий заранее подготовленные четкие формулировки вопросов и продуманные модели ответов на них.

15.

Анкетирование

 

Метод получения информации с помощью специального набора вопросов, на которые испытуемый дает пись-менные ответы.

Анкета - социологический инструментарий, пред-ставляющий собой структурированную систему вопро-сов, логически связанных между собой, а также с зада-чами и целями исследования.

16.

Краеведческий поиск

Комплексное научно-исследовательское изучение опре-деленной территории и накопление знаний о ней. При этом на географической базе объединяются знания по географии, экологии, истории, археологии, геральдике, этнографии, филологии, искусствознания.

17.

Атрибуция

Проблема атрибуции какого-либо произведения заклю-чается в определении его автора. Под произведением может пониматься любой связанный набор знаков, в том числе фильм, картина, аудио-произведение, письмо.

18.

Реконструкция

Воспроизведение процессов, происходивших в прошлом, на основе некоторой модели и предпосылок.

 

Приложение № 8

Памятка по составлению анкеты

Анкета представляет собой документ, содержащий совокупность вопросов, сформулированных и связанных между собой по определенным правилам

Анкетирование — метод сбора исследуемых данных, основанный на опросе опрашиваемых с помощью анкет. При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования.

Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.

Виды анкетирования:

- по числу респондентов: индивидуальное и групповое анкетирование

- по полноте охвата: сплошное и выборочное

- по типу контактов с респондентом: очное, заочное, рассылка анкет по почте

публикация анкет в прессе и в Интернете, вручение и сбор анкет по месту жительства, работы.

Вопросы не должны превышать возможности памяти и компетентности опрашиваемых; вызывать отрицательных эмоций и задевать самолюбие респондентов; навязывать чужое мнение; допускать слишком большую вариативность ответов.

Композиционное построение анкеты:

В первой ее части содержится обращение к респонденту, где должны быть ясно изложены цели и задачи исследования, объяснен порядок заполнения анкеты. Если анкетирование анонимное, об этом сообщается респонденту. Вторая часть анкеты содержит вопросы. При этом в начале располагаются более простые вопросы, затем более сложные и в конце опять легкие вопросы. Это обеспечивает лучшее их восприятие. Принято также выражать благодарность респонденту за его труд по заполнению анкеты.

Типы анкет:

- открытые, требующие самостоятельного конструирования ответа,

- закрытые, в которых приходится выбирать один из готовых ответов;

- именные, требующие указывать фамилии испытуемого;

- анонимные, обходящиеся без нее и др.

 

Приложение № 9

Памятка учащемуся по созданию и защите мультимедийной презентации проекта

Презентация или слайд-фильм создается в программе PowerPoint

  1. Оформление презентации

Стиль: Соблюдайте единый стиль оформления. Вспомогательная информация не должны преобладать над основной информацией

Фон: Для фона предпочтительны холодные тона

Цвет: На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста. Для фона и текста используйте контрастные цвета.

Анимация: Не злоупотребляйте анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.

  1. Информация на слайдах

Содержание информации: Текст должен носить тезисный характер. Используйте короткие слова и предложения. Заголовки должны привлекать внимание аудитории.

Размещение информации на слайде: Предпочтительно горизонтальное расположение информации. Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней. Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.

Шрифты: Для заголовков размер шрифта – не менее 24, для информации - не менее 18.

Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.

Для выделения информации следует использовать жирный шрифт или курсив. Подчёркивание является признаком гиперссылки. Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных ).

Способы выделения информации: Следует использовать: рамки; границы, заливку, стрелки; рисунки, фотографии, диаграммы, схемы. При необходимости в презентацию можно вставить видеоэффекты и звук.

Ресурсы: http://86mmc-konda.edusite.ru/p10aa1.html

http://www.openclass.ru/pages/144920

http://textbook.keldysh.ru/courses/2002mm-www/part3/mm4_1.htm

 

Приложение № 10

Рефлексия

Вопросы, направленные на анализ проектной работы

1.Удачно ли была выбрана тема проекта?

2. Оптимально ли были определены цель проекта и его задачи?

3. Глубоко ли Вы исследовали проблему? Какие «белые пятна» в ней еще остались?

4. Соответствовали ли методы исследования целям и задачам этого исследования?

5. Рационально ли Вы использовали имеющиеся средства?

6. Какие этапы реализации проекта для Вас были наиболее интересны?

7. Достаточно ли было времени на разработку проекта?

8. Какие знания и умения Вы приобрели в процессе работы над проектом?

9. Какие свои способности развивали?

10.Насколько эффективно был выбранный Вами внешний продукт?

11. Достаточно ли грамотно составлен Вами текстовый вариант работы?

12. Ваше публичное выступление вызвало интерес у аудитории?

Удачно ли Вы отвечали на вопросы оппонентов и других участников защиты?

13. Что из Вашего опыта проектной деятельности Вам следует сохранить и использовать в будущем

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Компьютерное сопровождение проекта» для 5 класса

Рабочая программа курса «Компьютерное сопровождение проекта» составлен на основе авторской программы Цветковой М.С. «Мой инструмент - компьютер», изложенной в сборнике  «Информатика. Математика. ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»

Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Издательская деятельность: газета "Большая перемена""

Программа направлена на  развитие  и реализацию  творческих  способностей учащихся через создание школьной газеты.Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения шк...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс

Рабочая программа по основам проектной деятельности разработана для 5 класса  на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской ...

Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс

Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности "Проектная деятельность" составлена на основе:  Федерального  государственного образовательного стандарта основного о...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Мастерская творческих проектов"

Предлагаемая рабочая программа предназначена для 8 класса общеобразовательных учреждений и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования...