Организация жизнедеятельности воспитанников в условиях проживания в группе школы-интерната. Из опыта работы.
материал

Банщикова Юлия Сергеевна

Опыт работы по организации жизнедеятельности воспитанников в условиях проживания в группе школы-интерната.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация жизнедеятельности воспитанников

в условиях проживания в группе школы-интерната.

(Выступление на педагогическом совете)

 

  Подготовила:

воспитатель

Банщикова Ю.С.

 

    Одной из ведущих задач воспитательной работы в школе-интернате прежде всего является создание в группе условий для организации и управления самостоятельной деятельностью воспитанников.

 Обстановку, когда дети хотят и могут проявлять свою самостоятельность, лучше всего создаёт игровая среда.

Посредством игры усиливается, выявляется, развивается творческий потенциал воспитанников. В игре воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, интеллектуальное, нравственное и эмоциональное развитие личности детей.

          Элементы игры способны приобщать к решению различных практических задач, вызывать положительные эмоции, способствовать накоплению жизненного опыта.

    Правильно организованная игровая деятельность способствует развитию самостоятельности воспитанников и коррекции таких волевых качеств, как ответственность, упорство, настойчивость, решительность, выдержка.

     Для этого у нас были созданы наборы сюжетно-ролевых игр («Больница», «Спасательные службы», «Парикмахерская», «Магазин», «Прачечная»), наполнение которых взаимозаменяемо и легко позволяет детям самостоятельно проигрывать различные жизненные ситуации.

Большой набор конструктора лего помогает не просто занять детский досуг, он позволяет закреплять некоторые темы с воспитательских занятий или экскурсий (к примеру, после экскурсии в пожарную часть и бесед по пожарной безопасности дети самостоятельно построили макет пожарной части и долгое время использовали его для своих игр).

Подборка настольных игр позволяет организовать как весь детский коллектив, так и небольшие группы или пары детей (шашки, игры-бродилки, карточные и экономические игры, лото, пазлы).

Выполнение домашних заданий является одной из основных форм самостоятельной учебной работы воспитанников.  

 По своей значимости самоподготовка является вторым режимным моментом после учебной работы на уроке. Успешное проведение самоподготовки способствует решению одной из главных задач коррекционной школы – формированию у воспитанников умения самостоятельно трудиться.

В силу плотной занятости детей во внеурочное время, выполнение домашних заданий чаще всего проходит в микрогруппах, при этом часть детей делают уроки самостоятельно, а трём ребятам необходимо присутствие воспитателя и полный контроль за их действиями.

В двух спальнях и группе организованы комфортные рабочие зоны, которые очень нравятся воспитанникам и позволяют заниматься отдельно, не мешая другим детям.  Там расположены сменные учебные памятки, таблица умножения, а в учебном уголке есть все необходимые письменно-чертёжные принадлежности.

Трудовая деятельность прописана в графиках дежурств, которые висят в спальнях, в общем уголке дежурств, в умывальной комнате, а так же в папке, к которой у детей есть доступ в любое время.

Учебные и внеурочные занятия составлены в удобное расписание на одном листе, в котором дети легко ориентируются, видят, кто, когда и куда и могут самостоятельно определить, когда они смогут заняться своими делами. Для удобства расписание так же находится в детской папке.

При зонировании группы мы стараемся опираться на правило «всё, что нужно, в одном месте». Зону для творчества организовали таким образом, чтобы у детей в удобном доступе были все, необходимые принадлежности – краски, карандаши, пластилин, бумага, раскраски, клей и т.д. Таким образом, у ребёнка нет необходимости просить у воспитателя какие-то материалы и он всегда может сесть и позаниматься, не мешая другим.

   Для чтения по выбору детей на отдельной полке собраны книги, которые наиболее популярны у воспитанников. Таким образом, они не берут первую попавшуюся книгу из шкафа, а читают то, что им действительно интересно. Так же регулярно делаем тематические подборки книг (День Космонавтики, о ВОВ, к государственным и православным праздникам, а так же книги о труде, о профессиях и др.)

Значимым  моментом в организации жизни группы являются традиции.

Одна из любимых детьми – это чаепитие  в последний день каникул, когда они своими руками готовят пирожные, угощают ими соседей или каких-то значимых для них людей. Во время таких чаепитий приветствуется общение за столом, разговоры о чём-то важном для детей, о чем не всегда есть время поговорить в будни.

Ещё одна наша традиция – это прогулки по городу 1-2 раза в месяц (в летнее время чаще), посещение достопримечательностей города, каких-то красивых двориков, спортивных площадок. Во время таких прогулок не просто гуляем, но и учим детей ориентироваться на местности в случае, если окажется где-то один, так же учим взаимодействовать с незнакомыми людьми (как обратиться за помощью, спросить разрешения поиграть с ребёнком и т.д.).

Вместе с 7 группой уже давно организовалась традиция посещения городского музея. Сотрудники музея всегда готовы предложить увлекательные интересные занятия, музейные уроки (прежде всего на военную тематику – «Дети блокадного Ленинграда», «Сибирь во время войны», «Помощь детей фронту», так же на другие темы – «История варежки», «История глиняной игрушки», «Русские богатыри» и др.). Так же посещаем разные выставки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация жизнедеятельности воспитанников в условиях проживания в группе школы-интерната

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План внеурочной воспитательной работы в группе школы-интерната

С целью осуществления внеурочной воспитательной работы в группе начальных классов, в условиях школы-интерната, воспитатель составляет план. Предлагаю свой вариант плана....

План работы по самообразованию . Воспитателя школы –интерната 8 вида. Тема: «Работа воспитателя с семьями учащихся ,воспитанников с ОВЗ в условиях школы-интерната»

План работы по самообразованию .            Воспитателя школы –интерната 8 вида.   Тема: «Работа воспитателя с семьями учащихся ,в...

Методическая разработка "План воспитательной работы 5 группы школы-интернат №6".

Календарное планирование работы в группе  на 2016-2017 учебный год...

Адаптация обучающихся 5 класса с ограниченными возможностями здоровья к новым учебным условиям в условиях специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната

Адаптация обучающихся 5 класса с ограниченными возможностями здоровья к новым учебным условиям в условиях специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната...

Формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях школы - интерната.(выступление из опыта работы на конкурсе "Воспитатель года")

laquo;Как хорошо , когда у человека есть возможность выбрать себе профессиюне по необходимости, а сообразуясь с душевными склонностями»  Для учащихся старших классов выбор ...