мастер-класс "Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка при подготовке к ЕГЭ"
материал

Ротанова Ирина Викторовна

Мастер-класс  "Использование  интерактивных  методов обучения на уроках русского языка при подготовке к ЕГЭ" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Использование  интерактивных  методов обучения на уроках русского языка при подготовке к ЕГЭ

В начале 20 века Максим Горький сказал: «Знания, которые выработаны трудом людей, накоплены наукой, все растут, становятся глубже, шире, острей и служат опорой для дальнейшего бесконечного развития наших познавательных способностей и творческих сил».

 Успех процесса обучения во многом зависит от  взаимоотношений учителя с детьми; детей друг с другом; каждого ребёнка с учителем; ученика с коллективом. Это  помогают обеспечить интерактивные методы обучения.
В переводе с английского языка interact – « находиться во взаимодействии, общаться». Интерактивное обучение – это   диалоговое обучение.
В основе интерактивных  методов лежит совместное обучение или обучение во взаимодействии, суть которого выражает китайская пословица: «Скажи мне, я забываю,

покажи мне, я могу запомнить, позволь мне сделать это,и это станет моим навсегда».

Цели интерактивного  обучения:
-стимулирование учебно-познавательной  мотивации;
 -развитие самостоятельности и активности;
-  воспитание аналитического и критического  мышления;
 -формирование коммуникативных  навыков  и саморазвитие учащихся.

Интерактивные методы обучения позволяют решать следующие задачи:

-активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала;

-повышение познавательной мотивации;

-обучение навыкам успешного общения (умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание);

-развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, умение предусматривать последствия своего выбора, его объективная оценка;

-воспитание лидерских качеств;

-умение работать с командой и в команде;

-принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата.

От учителя требуется большая подготовительная работа. На уроке -  умение четко формулировать вопросы,  ясно и точно обрисовывать  условия и перспективы деятельности обучающихся, без лишних слов инструктировать обучающихся, организовывать диалоги в группах, помогать распределять роли, обеспечивать дидактическим и наглядным материалом, вовремя приходить на помощь, направлять на поиск рациональных путей при работе, консультировать, обеспечивать активное
слушание выступающих и, наконец, грамотно  и глубоко   организовывать  рефлексию.

       Именно интерактивные методы, по моему мнению,  способствуют качественной подготовке обучающихся к ЕГЭ.

      Подготовка к экзамену  по русскому языку в форме ЕГЭ   является одной из самых трудных задач, стоящих перед учителем-словесником. Что волнует любого учителя русского языка и литературы, работающего в выпускных классах? Конечно, вопрос о том, как наиболее эффективно построить работу по итоговому повторению и обобщению материала перед экзаменом по русскому языку. Основная цель занятий с обучающимися  в старших   классах по русскому языку — не только закрепить, обобщить знания, но и научить применять их на практике, подготовить учеников к сдаче  выпускного экзамена. Новые образовательные технологии сегодня являются необходимым условием интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающихся.

Современный урок русского языка  должен быть обучающим,  воспитывающим,  развивающим и интересным. Поэтому использование современных образовательных технологий на уроках – потребность сегодняшнего времени.

В своей педагогической практике я активно использую системно – деятельностный подход,  технологии проблемного обучения, элементы развивающего обучения, групповые, игровые, компьютерные технологии, тестовые методики.

В своей работе я использую такие методические приёмы интерактивного обучения:

 игры, пары и группы, «мозговая атака»,«общая дискуссия»,  проекты, семинары, воспроизведение информации. На уроках русского языка я часто использую информационно-коммуникационные технологии.

           Я  убеждена, что использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка способствует повышению творческой активности участников образовательного процесса и достижению главной цели обучения русскому языку: формированию языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции обучающихся; воспитанию чувства ответственности по отношению к родному слову, чуткости к красоте и выразительности родной речи. А особенно это необходимо при подготовке к ЕГЭ.

          ЕГЭ – серьезный шаг в жизни каждого выпускника, требующий и обдуманного выбора своего будущего, и обобщения знаний по предмету, и умения организовать свою работу. Успешность сдачи экзамена во многом определяется подготовкой, выбором учебного материала.

  ЕГЭ   по русскому языку позволяет проверить все виды компетенции и имеет безусловные преимущества по сравнению с другими формами контроля. Назначение экзаменационной работы определяют ее структуру: в нее входят задания различного уровня сложности. Способы предъявления языкового материала не новы для школьников и постоянно используются в практике преподавания русского языка, так же, как и основные умения. К концу 11 класса выпускник должен: 

  1)анализировать языковые факты;

 2)оценивать их с точки зрения информативности;

 3)оценивать языковые единицы (правильность, уместность употребления);

4)использовать основные приемы информационной переработки текста;

5)оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

6)проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

7)создавать собственное речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; вести речевой самоконтроль.

    ЕГЭ по русскому языку является обязательным, и поэтому передо мной как учителем стоит важная задача – целенаправленно повторить материал, изученный  ранее. Многие теоретические знания нуждаются в углублении и дополнении. Наконец, ученики просто психологически должны быть готовы к данной форме экзамена, уметь быстро и без ошибок заполнять бланки, знать требования к сочинению.  Организацию подготовки учащихся к ЕГЭ  начинаю с того, что  вначале знакомлю учащихся со структурой работы, демонстрационными тестами .

       Обязательным  условием  успешной работы является  обеспечение всех учащихся контрольно-измерительными материалами. В начале учебного года мы  организованно  приобретаем сборники тестовых заданий на каждого ученика. Затем я провожу диагностику знаний учащихся, мониторинг, чтобы выявить явные пробелы в знаниях учащихся.  Мною ведется лист учета ошибок, это позволяет увидеть динамику в  работе.    

В  своей практике я использую разные формы и методы , чтобы подготовить учащихся к  ЕГЭ: повторение изученного,  работу  с тестами, иногда просто натаскивание.

       Сократить время работы с теоретическим и практическим  материалом помогают интерактивные технологии. Учитель сейчас располагает большим количеством программ, СД –дисков, которые можно использовать  при подготовке к ЕГЭ. Их применение позволяет решить  дидактические задачи, направленные на успешную сдачу ЕГЭ. Компьютерные технологии я использую на разных этапах урока. При объяснении нового материала использую презентации, схемы. При закреплении материала - программы – тренажеры, при контроле и проверке изученного материала разные виды тестов.  Я часто обращаюсь при подготовке к ЕГЭ электронным учебникам , в которых собран большой теоретический  материал, интерактивные диктанты, которые помогают выявить темы, плохо усвоенные учащимися. Компьютерные технологии дают  широкие возможности для развития орфографической и пунктуационной  грамотности школьников. На уроках при подготовке к ЕГЭ по русскому языку я широко использую электронные пособия «Страна Лингвиния», « 1 С: Репетитор», «1 С: Репетитор. Тесты по пунктуации», », «1 С: Репетитор. Тесты по орфографии», «Подготовка к ЕГЭ». Для итогового или промежуточного тестирования на уроках можно использовать электронное пособие виртуальной школы «Кирилл и Мефодий».  В данном пособии есть справочники по теоретическому материалу. Интересны тестовые задания в компьютерной версии тематического приложения газеты «Русский язык» издательского дома  «1 СЕНТЯБРЯ».  Практика показывает, что изучение русского языка с использованием компьютерных программ имеет немало преимуществ перед традиционными методами обучения русскому языку.

Я считаю, что использование компьютерных технологий в обучении существенно влияет и на формирование образовательных компетенций школьников: умение работать с информацией (поиск, отбор материала; сравнение, обобщение, вычленение существенного, анализ информации, полученной из разных источников, в том числе и в сети Интернет; применение её в практической деятельности). Применение компьютерных технологий позволяет  наполнить уроки новым содержанием.

Компьютерные технологии на уроке

  • экономят время;
  • дают возможность многосторонней и комплексной проверки знаний и умений;
  • повышают мотивацию;
  • усиливают интерес;
  • позволяют выбрать темп урока;
  • наглядно и красочно представляют материал.

     Работе с орфографическими и пунктуационными правилами  при подготовке к ЕГЭ  я посвящаю как целые уроки повторения и обобщения материала, так и отдельные задания, используемые в ходе занятия. Традиционным стало проведение в начале каждого урока в старших классах орфографических, орфоэпических, пунктуационных   пятиминуток.

    Существенно сократить время на уроке помогает использование интерактивной доски.  Использование интерактивной доски позволяет разнообразить работу на уроке, повысить эффективность урока, что особенно необходимо при повторении и обобщении материала.

 Широко можно использовать интерактивную доску при работе с текстом. Текст, подготовленный учителем, можно использовать для разнообразного анализа. В тексте могут быть пропущены буквы, знаки препинания, можно разным цветом выделять слова, словосочетания, удобно работать с образцами, шаблонами, схемами. Информацию на интерактивно доске можно легко изменять, перемещать картинки, надписи, объекты в другое место.  Например при работе с заданием  В 8 ЕГЭ ,при  рассмотрении языковых особенностей текста,  можно использовать прием перетаскивания текста. Учащимся предлагается прозаический или поэтический текст  с пропусками слов, ниже на доске написаны слова, которые необходимо вставить в текст и название терминов.  Учащиеся должны подумать, какое художественное средство используется на месте пропуска. Знания, таким образом, не подаются в готовом виде, а становятся результатом исследования.

Теоретический материал можно представлять в виде схем, таблиц. Схемы, которые составляют сами учащиеся, формируют умение выделять главное, анализировать материал, обобщать.

     Материал можно открывать поэтапно.   При повторении орфографии, орфоэпии, пунктуации можно использовать прием «шторка». «Шторка» позволяет закрыть часть экрана и открывать его в нужный момент. Этот прием целесообразно использовать при повторении материала, он помогает существенно экономить время на уроке.

       При промежуточном  или итоговом контроле можно использовать интерактивные тесты, которые помогают получить оперативную информацию о результатах усвоения материала учащимися.

              Использование тестовых технологий в практике позволяет мне существенно повысить уровень подготовки учащихся к ЕГЭ. Для эффективного усвоения знаний, умений и навыков  я включаю в учебный процесс тестовые формы контроля с 5-го класса, помогая учащимся овладеть техникой работы с тестами, постепенно готовя их к формату ЕГЭ. В этом мне помогают книги тестов к учебникам Т.А. Ладыженской,М.Т.  Баранова, С.Г. Бархударова, Л.А. Тростенцовой.  Тестовые задания здесь расположены по темам, задания двух уровней, причем в задании №2 дается работа с текстом. Тестирование позволяет мне определить пробелы в подготовке учащихся по каждой теме курса и оперативно реагировать на них.

          Тестовые задания для учащихся я также составляю сама.

Данные  тестовые задания  можно вводить  в программу Hyper Test.  В базу этой программы можно включать разные вопросы. Если ученик неправильно ответил, есть возможность исправить ошибку. Протокол тестирования пропускается через принтер. Параметры тестирования  учитель сам определяет, устанавливает критерии оценок. Программа Hyper Test очень удобная программа для подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ.

   Так же при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе я широко использую интерактивные плакаты. Интерактивный плакат выполнен в программе PowerPoint с использованием триггеров. Он обеспечивает передачу определенного объема информации, необходимой при объяснении нового материала. Использование плаката возможно на различных этапах урока, на факультативных занятиях и при индивидуальной работе с учащимися. Переключатели делают ресурс многоуровневым и позволяют обращаться неоднократно к нужному на занятии материалу.

Ресурс состоит из 3 слайдов: титульный, информационный, ресурсы

Одним из вариантов использования компьютера в учебном процессе является создание учителем и учащимися и использование мультимедийных презентаций.

Мультимедийные презентации позволяют представить учебный материал как систему ярких опорных образов (схем-опор), наполненных исчерпывающей информацией, расположенной  в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся.

Для того чтобы информация  была  воспринята  учащимися,  я при проектировании теоретического материала в виде презентации или таблиц разбиваю материал на отдельные блоки.

         В лицее каждый ученик имеет возможность поработать с необходимой ему техникой, найти нужную информацию в сети Интернет. В лицея имеется богатая медиатека. Ресурсы медиатеки используются мною  как для коллективной и индивидуальной работы, так и учениками для самообразования.

Их применение позволяет решить следующие дидактические задачи:

  • усвоить базовые и углубленные знания по предмету,
  • систематизировать усвоенные знания,
  • психологически настроить учащихся на атмосферу экзамена,
  • натренировать отвечать на наиболее каверзные вопросы,
  • подготовить учащегося к экзамену в кратчайшие сроки, попутно сформировав у него общеучебные  навыки.

В своей работе я использую и метод моделирования. Модель обучения орфографии и пунктуации, построенная по принципу опоры на алгоритм действий, весьма эффективна в условиях, когда уровень орфографической и пунктуационной подготовки учащихся определяет успешность сдачи ЕГЭ. Принцип опоры на языковые модели и алгоритмы орфографических действий работает на всех этапах обучения.

       Я работаю  и в среднем, и в старшем звене школы. Это даёт возможность начать работу по подготовке к ГИА и ЕГЭ с пятого класса. Например, экзаменационные тесты за курс основной средней школы содержат в обязательном порядке задания А1 , посвящённые разделу «Орфоэпия », который изучается в 5 классе. Значит, эти задания ЕГЭ можно отработать уже 5 классе, и в последующие годы лишь повторять уже знакомый материал. Целесообразно уже в 5 классе познакомить учеников со структурой экзаменационного теста на уровне заданий по темам «Правописание приставок», «Правописание гласных в корне слова».  Уже с 5 класса выборочно использую  материалы ЕГЭ   для орфографических минуток . По этому принципу можно осуществлять постепенную, поэтапную подготовку ребят к итоговому экзамену по темам, пройденным в течение школьного курса. Все это способствует качественной подготовке учащихся  к сдаче ЕГЭ.

         За время существования экзамена   мною уже накоплен опыт работы по подготовке учащихся к ЕГЭ с использованием информационных технологий (готовые электронные продукты, составленные самостоятельно тестовые задания, созданные мультимедийные презентации, ресурсы сети Интернет).

Таким образом, подготовка к итоговому, теперь уже обязательному и неизбежному, экзамену по русскому языку должна осуществляться планомерно.

С целью повышения эффективности образовательного процесса отслеживаю результаты обученности. Основой для мониторинга служат анализ анкетирования учащихся, наблюдения за ходом учебного процесса, результаты контрольных, проверочных и творческих работ.

Мои учащиеся на протяжении нескольких лет успешно сдают ЕГЭ.  В 2017 учебном году 2 моих обучающихся получили 100 баллов по русскому языку, 1 по литературе. Средний балл по русскому языку в 2020-2021 учебном году -82.

Литература:

1.Попова А. И. « Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы».

2. Русский язык. Компьютерные технологии в обучении русскому языку. М., 2009.

3.    Селевко Г. К., Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.

4. Е.В. Ромочкина «Устройство MIMIO  на уроках русского языка и литературы».

5. Матюха Л.В. «Использование информационных технологий на уроках русского языка».

6.Аверин Д.В. Рекомендации по созданию электронных учебных пособий // Мир русского слова, 2002. № 2. С. 106-108.

7. Дмитриева Е.И. Основная методическая проблема дистанционного обучения через компьютерные телекоммуникационные сети Интернет // Иностранные языки в школе. 1998, № 1. С. 6-11.

8.Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. М.: Аcadema, 2005-189 с.

9. Пахнова Т.М. Комплексная работа с текстом // Русский язык (приложение к газете "Первое сентября"), 1996, N 3.

 10. Интернет в гуманитарном образовании / Под ред. Е.С. Полат. М., 2001

11.Ресурсы сети Интернет

12. https://infourok.ru/ispolzovanie-ikt-na-urokah-russkogo-yazika-i-literaturi-1879359.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проблемного обучения на уроках русского языка

В статье предлагаются как теоретический материал по теме, так и практические задания, направленные на реализацию проблемного обучения на уроках русского языка в 5-9 классах....

Технология использования интегрированного обучения на уроках русского языка и литературы

В данной статье рассматривается технология интегрированного обучения на уроках русского языка и литературы, область применения, формы интеграции, типы интегированных уроков, опыт работы учителя по дан...

мастер-класс по теме: "Дифференцированное обучение на уроках русского языка или "обучение по одиночке"

Качество знаний учащихся при традиционной системе обучения давно вызывает всеобщую тревогу. Сохранение традиционного урока, традиционной классно-урочной системы приводит к формализму в оценке деятельн...

Мастер-класс «Приёмы использования педагогических технологий на уроках русского языка, литературы и занятиях курса «Истоки»

Предлагаемый  материал позволит познакомиться с опытом моей работы. Здесь  описаны практические приемы работы с учащимися разных познавательных возможностей. Я считаю эти приёмы эффективными...

Использование кейс-технологии на уроках русского языка при подготовке к написанию части С ЕГЭ

Описание эффективной технологии для подготовки к написанию счти С ЕГЭ по русскому языку...

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ  НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ...

Возможности использования проблемного обучения на уроках русского языка в начальных классах.

Мышление необходимо человеку, прежде всего для того, чтобы все более глубоко отражать непрерывно изменяющиеся условия жизни деятельности. В силу своей постоянной изменчивости эти условия неизбежно ока...