Программа профилактики правонарушений младших школьников «Легче предупредить, чем исправить»
рабочая программа

Иконникова Инна Александровна

Стремительное проведение социально-экономических реформ вызвало тенденцию изменения социальной структуры общества. В результате чего значительная часть населения оказалась лишенной не только качественного образования, но и духовного развития.

Не все смогли приспособиться к новым условиям жизни. Духовная пустота, отсутствие смысла жизни, потеря веры в разумность и справедливость окружающего мира, травмирует молодое поколение.

Особую роль в этой цепи проблем играет социально-педагогическая безнадзорность и правонарушения детей и подростков, развивающаяся на фоне равнодушного и невнимательного отношения к ним: родителей, друзей, родственников, педагогов, общественности.

Микросреда, в которой вращается современный школьник, весьма неблагоприятна. Он сталкивается с различными формами отклонения поведения в семье, на улице, в общественных местах.

За последние пять лет ухудшилось здоровье детей, произошло снижение возраста обучающихся, склонных к совершению правонарушений, что свидетельствует о социальном неблагополучии, о росте жизненных проблем детей, появления новых асоциальных групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_legche_predupredit._peredelannaya.doc153 КБ

Предварительный просмотр:

Программа профилактики правонарушений младших школьников

«Легче предупредить, чем исправить»

г. Абакан


ПАСПОРТ   ПРОГРАММЫ

Программа профилактики правонарушений младших школьников

«Легче предупредить, чем исправить» - часть комплексной программы МБОУ « СОШ

№ 25»  «Современные педагогические технологии, как механизм управления качеством образования, на основе системного подхода».

     Руководители программы:

Директор школы Богинская Н.Ф.

Зам. по УВР в начальной школе Кызласова В.М.

Автор Программы:

Социальный педагог

Казанцева С.И.

Иконникова И.А.

Исполнители программы:

Кабинет воспитания

Кабинет профилактики

Психолог, классный руководитель

Субъекты профилактики (по согласованию)

Общественные объединения

Срок исполнения 3 года

ХАРАКТЕРИСТИКА   ПРОБЛЕМЫ

Стремительное проведение социально-экономических реформ вызвало тенденцию изменения социальной структуры общества. В результате чего значительная часть населения оказалась лишенной не только качественного образования, но и духовного развития.

Не все смогли приспособиться к новым условиям жизни. Духовная пустота, отсутствие смысла жизни, потеря веры в разумность и справедливость окружающего мира, травмирует молодое поколение.

Особую роль в этой цепи проблем играет социально-педагогическая безнадзорность и правонарушения детей и подростков, развивающаяся на фоне равнодушного и невнимательного отношения к ним: родителей, друзей, родственников, педагогов, общественности.

Микросреда, в которой вращается современный школьник, весьма неблагоприятна. Он сталкивается с различными формами отклонения поведения в семье, на улице, в общественных местах.

За последние пять лет ухудшилось здоровье детей, произошло снижение возраста обучающихся, склонных к совершению правонарушений, что свидетельствует о социальном неблагополучии, о росте жизненных проблем детей, появления новых асоциальных групп.

      Предупреждение отклонений в развитии личности и поведении обучающихся требует их социальной иммунизации: формированию навыков законопослушного поведения, умению делать правильный выбор.

      В нашей школе, абсолютное большинство учащихся начальной школы имеют полезные привычки. К сожалению, есть дети, которые склонны к отклоняющемуся поведению с раннего школьного возраста. Это вызывает беспокойство, и – необходимость продолжить систематическую целенаправленную работу по предупреждению развития отклоняющегося поведения несовершеннолетних, начиная с дошкольного возраста.

Необходимость комплексной воспитательной профилактической деятельности в начальной школе обусловлена вышеперечисленными проблемами.  

Работа по профилактике отклоняющегося поведения обучающихся будет эффективна при выполнении следующих условий:

        изменения условий семейного воспитания;        

  • успешности обучающихся в учебной деятельности, психологической защищенности;
  • развития эмоционально-позитивной системы отношений со сверстниками, родителями, учителями;
  • овладения педагогами, родителями знаниями о психологических, индивидуальных, возрастных особенностях детей, склонных к правонарушениям;
  • создания благоприятных условий для развития и самореализации несовершеннолетних.
  • преемственности в обучении и воспитании  детей: детский сад, начальная и средняя школа.

         Предлагаемая профилактическая  программа «Легче предупредить, чем исправить» направлена на взаимодействие и сотрудничество с ребенком, на то хорошее, что есть в человеке, за его настоящее и будущее.

Цель программы:  Воспитание здорового ребенка, имеющего навыки полезных привычек. Формирование навыков законопослушного поведения.

Задачи программы:

  •  Выявление проблемного поля ребенка и его семьи на ранних стадиях.
  •  Создание условий для правового воспитания и правовой защиты учащихся через взаимодействие и сотрудничество.
  •  Повышение уровня воспитательно-профилактической работы с учащимися на всех уровнях пути их становления.
  •  Развитие творческих способностей, социальной активности школьников.
  •  Формирование у младших школьников убеждения, что обладание правами неразрывно связано с ответственностью человека за свои поступки.
  •  Преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием.

Целевые группы:

дошкольник  младший школьник, подросток.

Семья. Педагогический коллектив школы и дошкольного учреждения.

Субъекты профилактики города и Республики. Общественные объединения

Принципы профилактической работы:

              Комплексность -  согласованное взаимодействие.

   Дифференцированность.

   Многоаспектность.

   Последовательность (этапность).

             Аксиологичность – формирование мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе  жизни,  законопослушности.

Ведущими аспектами профилактической деятельности являются:

Социальный аспект, ориентированный на формирование позитивных моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни.

Психологический аспект, направленный на формирование устойчивых личностных установок, - умение сделать правильный выбор в трудной жизненной ситуации.

Образовательный аспект, формирующий систему знаний о социальных, медицинских, правовых, морально-этических нормах.

Направление работы школы по профилактике правонарушений:

Ранняя профилактика – создание условий, обеспечивающих возможность нормального  развития детей, выявление обучающихся нуждающихся в особом педагогическом внимании, предупреждение отклоняющегося поведения,

Коррекционные мероприятия.

Содержание работы по выполнению мероприятий с учащимися, педагогами, родителями.

  • Аналитико-диагностическая деятельность.
  • Информационно – методическое обеспечение профилактики.
  • Проектирование
  • Социально – педагогическая поддержка семьи.
  • Профилактика правонарушений младших школьник
  • Организационно просветительская работа с педагогическим коллективом.
  • Обеспечение преемственности
  • Взаимодействие всех субъектов профилактики.

Этапы реализации программы:

  1. Организационно-подготовительный:
  2. Программно-реализованный
  3. Контрольно-коррекционный

Правовые границы профилактической работы предусматривают:

  • действия, не нарушающие установленную в законе компетенцию органов или лиц, осуществляющие профилактические меры;
  • меры, не нарушающие права несовершеннолетних;

Нормативные документы, регулирующие профилактическую работу:

- «Закон об образовании РФ»;

- «Закон об образовании Республики Хакасия»;

- ФЗ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

- УК РФ глава «Преступление против общественной безопасности»

- Конвенция о правах ребенка

- Постановление Мэра г.Абакана № 620 «О мерах по повышению эффективности профилактических мероприятий с целью снижения противоправных действий среди несовершеннолетних в г.Абакане»

- Приказ АГУО № 11 «О порядке внутришкольного контроля за посещением занятий обучающихся»

Школьная программа «Современные педагогические технологии, как механизм управления качеством образования, на основе системного подхода».

- Федеральный Закон РФ №48 от11.04.2008 г. « Об опеке и попечительстве»

- Закон Республики Хакасия №55 от 10.08. 2005г. « О социальной поддержке детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в возрасте до23 лет»

- Закон  Республики Хакасия «об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в РХ» от21.11.2007г.

Локальные акты:

Положение о Совете профилактики

Положение о Совете отцов

Положение о постановке и снятии с ВШУ

Положение о Кабинете профилактики

Положение о Школьной службе примирения

Ресурсное обеспечение.

  1. Кадровое обеспечение.

1.Школа: директор, зам. по УВР, вожатая, классные руководители, социальные педагоги, психолог, врач, учителя-предметники, библиотекарь, педагоги дополнительного образования.

2. Правоохранительные органы: ОДН, КДН, УУМ (инспектор, участковый, дознаватель).

3. Общественные организации.

  1. Финансовое обеспечение.

             Программа реализуется за счет средств школы и спонсорских вложений.

  1. Методическое обеспечение.

Лушников В.И., г. Абакан, 2005 г. «Полезные привычки 1-11 класс»

Романова О.Л., г. Москва, 2001 г. «Полезные навыки 1-11класс»

Колесов Д.В., г. Москва, 2002 г. «Болезни поведения»

Криворотов Н.С., г. Йошкар-Ола, 2001 г. «Профилактика вредных привычек».

Баженов В.Г., г. Москва, 1990 г. «Теория и методика педагогической профилактики правонарушений школьников»

Рожков М.И., г. Москва, 2001 г. «Воспитание трудного ребенка».

Коновалов   А. «Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений».  

        Журналы:

«Социальная педагогика»

«Беспризорник»

«Воспитание школьников»

«Управление начальной школой»

«Практика»

Механизм реализации программы.

  • Управление и контроль за  реализацией Программы осуществляется Советом учреждения.
  • Ведущими субъектами в механизме реализации Программы являются Кабинет воспитания, Кабинет профилактики и ПМК школы, ШСП.
  • Основные направления и положения Программы ежегодно уточняются.
  • Для реализации Программы по каждому разделу определяется план мероприятий с указанием сроков и ответственных исполнителей программных мероприятий.

Ожидаемые результаты.

Увеличение числа детей, ориентированных на полезные привычки, устойчивые нравственные качества, здоровый образ жизни.

 

Перечень программных мероприятий

  1. Организационно-подготовительные мероприятия

№ п/п

Мероприятия

Ответственные

Сроки

исполнения

1.

Анализ состояния воспитательно-профилактической работы за 2013 год.

Зам. по УВР, психолог,

социальные педагоги

2.

Подготовка и отработка нормативно-правовой базы по организации профилактической работы.

Зам. по УВР, администрация,

социальные педагоги

3.

Диагностические мероприятия с обучающимися, педагогами, родителями по выявлению проблемных детей  и неблагополучных семей.

Психолог, классный руководитель, социальные педагоги.

Ежегодно

4.

Разработка мероприятий по предупреждению правонарушений несовершеннолетними.

Социальные педагоги.

Ежегодно

5.

Изучение дошкольников и их семей через систему патронажа.

Социальные педагоги, психологи, медицинские работники, - ДОУ, школа, медучреждения.

Ежегодно

6.

Посещение дошкольных учреждений   – сбор информации о будущих          первоклассниках (ослабленные, агрессивные, замкнутые, гиперактивные).

Учителя,

психолог,

социальные педагоги

Ежегодно

7.

Формирование банка данных о дошкольниках, не охваченных системой дошкольного образования

Социальные педагоги, учителя 1 классов

Ежегодно

8.

Преемственность в работе ДОУ и школы.

(Схема №1 прилагается)

Специалисты ДОУ и школы.

Постоянно

9.

Разработка методических основ ранней, общей, специальной профилактики.

Зам. по УВР, психолог, социальные педагоги.

10.

Организация работы кабинета профилактики (Приложение №2)

Социальные педагоги.

Ежегодно

11.

Реализация основных направлений Проекта  «Полезные и вредные привычки». (Приложение)

Социальные педагоги

II. Информационно- методическое обеспечение профилактики (работа с педагогическим коллективом)

1.

Формирование Базы данных на учащихся начальной школы (составление социального паспорта класса, семьи).

Классные руководители,

социальные педагоги.

Ежегодно

2.

Уточнение банка данных: школьников СОП,

неблагополучных семей.

Классные руководители,

социальные педагоги.

Ежегодно

3.

Семинары:

а).    Индивидуальные и возрастные  особенности учащихся с отклонениями в поведении;

б). Адаптационный период в жизни первоклассников и пятиклассников;

в). Конфликты и пути их разрешения;

г). «На финишной прямой» -мероприятия с коллективом учащихся, педагогов, родителей, направленные на безболезненный переход  «четвероклассников» в среднюю школу

Психолог, социальные педагоги, специалисты субъектов профилактики.

ШСП

Ежегодно

4.

  Педагогическое консультирование

Социальные педагоги, психолог.

По мере необходимости

5.

Обучение классных руководителей методике проведения родительских собраний в форме тренингов.

Социальные педагоги.

Один раз в четверть

6.

Круглые столы:

1. Пути решения проблем «трудных».

2 .Организация предупредительно-профилактической работы с обучающимися.  

3. Использование возможностей школы и внешкольных учреждений

для формирования «здоровых» установок у  школьников.

Специалисты субъектов профилактики школы,  города, социальные педагоги, психолог, зам. по УВР.

Один раз в четверть

7.

Правовые учебы классных руководителей.

Социальные педагоги, специалисты субъектов профилактики.

Один раз в четверть

8.

Лекция «Неблагополучная семья и формы работы с нею»

Социальные педагоги.

По плану

9.

Закрепление шефов-наставников за обучающимися «группы риска», состоящими на ВШУ и ОДН.

Зам. по УВР, социальные педагоги.

По мере необходимости

10.

Пополнение Кабинета профилактики информационными Памятками: «Права и  обязанности несовершеннолетних », « О мерах наказания за отклонения в поведении», «Правила поведения школьников»

Социальные педагоги

Ежегодно

11.

Обновление стендовой информации Кабинета, -  библиотеки.

Социальные педагоги

Ежегодно

12.

Работа по выполнению Федерального Закона № 120 (Приложение )

Классный руководитель, социальные педагоги, специалисты КДН, ОДН

Ежегодно

13.

Индивидуальная учеба классных руководителей: «Система работы с «трудными»

Социальные педагоги

Постоянно

III. Профилактика правонарушений младших школьников

1.

Информирование школьников о правовых аспектах административной ответственности за общественно-опасные деяния.

Специалисты субъектов

профилактики,

социальные педагоги,

классные руководители.

Ежегодно

2.

Привлечение обучающихся к укреплению правопорядка в классе.

Классные руководители,

социальные педагоги.

Постоянно

3.

Вовлечение обучающихся в учреждения дополнительного образования, кружки, секции в школе - по интересам. Контроль за посещением.

Классные руководители,

социальные педагоги,

педагоги дополнительного

образования.

Постоянно

4.

Контроль за посещением школьниками учебных занятий.

Классные руководители.

Постоянно

5.

Повышение правовой грамотности обучающихся:

- недели профилактики;

- правовые месячники;

- индивидуальную работу;

- уроки.

(Приложение)

Специалисты субъектов

профилактики, социальные

педагоги, классные

руководители, учителя-

предметники.

Согласно  плану.

По мере необходимости

6.

Участие обучающихся в акциях:

- «Забота»;

- «Здоровье».

Зам. по УВР, вожатые, специалисты ОДН, КДН.

Ежегодно

7.

 Индивидуально-профилактическая работа с обучающимися, стоящими на ВШУ, ОДН, группе «риска», предупредительном контроле. Реализация ИПР.

Специалисты субъектов

профилактики школы и  

города

Социальные педагоги

Постоянно

8.

Спортивные мероприятия «За здоровый образ жизни».

Учителя физического воспитания,

классные руководители,

медицинские работники,

педагоги доп. образования

Ежегодно

9.

Групповые  и индивидуальные занятия «трудных» с психологом.

Психолог.

По мере

необходимости

10.

Организация  отдыха школьников в каникулярное время.

Администрация, классные руководители, педагоги дополнительного образования, социальные педагоги.

Ежегодно

11.

Контроль за местом нахождения обучающихся в вечернее время.

Классный руководитель,

социальный педагог,

Инспектор ОДН

По мере

необходимости

12.

Расширение представлений о нормах культурной жизни и приобщения к ним через сеть культурно – просветительских учреждений.

Классный руководитель, педагоги дополнительного образования, библиотекарь, зам по УВР

Ежегодно

13.

Формирование способностей к саморегуляции через уроки «Полезные привычки» классные часы…(Приложение)

Классный руководитель, педагоги дополнительного образования, библиотекарь, зам по УВР, учителя предметники.

Согласно учебных планов

IY.Обеспечение социально- педагогической поддержки семьи

 1.

Пополнение банка данных о семьях вновь поступивших обучающихся.

Классный руководитель,

социальные педагоги.

Ежегодно

2.

Оформление опеки над детьми, проживающими без родителей.

Социальный педагог,

классный руководитель.

По мере необходимости

3.

Родительский лекторий:

- правовой;

- по здоровому образу жизни;

- психологический.

Классный руководитель,

социальные педагоги,

медицинский работник с

приглашением специалистов Центров.

Один раз в четверть

4.

Выявление малообеспеченных, многодетных, неполных семей – защита интересов и прав этой категории.

Администрация,

классный руководитель,

социальные педагоги.

Ежегодно

5.

Конференции отцов и матерей.

Зам. по УВР,

классный руководитель,

социальные педагоги.

Согласно плану

6.

Индивидуальные и групповые консультации по вопросам воспитания

Классный руководитель,

социальные педагоги,

психолог.

По мере

необходимости

7.

Тренинг «Семья – защитный фактор в жизни ребенка»

Родительские собрания

Классный руководитель,

социальные педагоги.

Один раз в месяц

1 раз в четверть

8.

Повышение правовой грамотности – правовой всеобуч.

Специалисты ОДН, УВД.

Один раз в четверть

9.

Привлечение к работе с «трудными» членов классного родительского комитета.

Классный руководитель.

По мере

необходимости

10.

Создание группы родителей – волонтеров «Знаешь сам, подскажи - другому»

Классный руководитель, вожатая, социальные педагоги

11.

Повышение роли семьи на всех уровнях сопровождения (Приложение).

Родительские комитеты, специалисты школы, родители.

Постоянно

12.

Работа с замещающими  семьями (Приложение)

Классные руководители, социальные педагоги

Постоянно

13.

Работа с неблагополучными семьями. (Приложение)

Классные руководители, социальные педагоги.

Постоянно.

V. Совместная работа субъектов профилактики

1.

Составление и выполнение совместных планов работы с ОДН, УВД.

Специалисты ОДН, УВД,

социальные педагоги.

Ежегодно

2.

Совместная работа школы и органов правопорядка по:

- выявлению мотивов правонарушений;

- формированию навыков правопослушного поведения;

Специалисты субъектов

профилактики.

Ежегодно

3.

Общешкольные родительские собрания с привлечением специалистов субъектов профилактики

Специалисты субъектов

Профилактики школы, города.

Ежегодно

4.

Недели профилактики

Специалисты субъектов

Профилактики школы, города.

Согласно плану

5.

Организация круглых столов, бесед, лекций с обучающимися.

Специалисты субъектов

профилактики.

Ежегодно

6.

Операции:

 «Всеобуч»;

 «Семья»;

 «Подросток»

Специалисты субъектов

профилактики.

Согласно плану

7.

Правовой месячник

Специалисты субъектов

профилактики.

Согласно плану

VI. Вовлечение общественности в профилактику правонарушений младших школьников

1.

Организация общественного формирования по охране правопорядка.

Субъекты профилактики школы и города

Совет отцов

Совет профилактики

(Приложение)

Согласно плану

2.

Совместная деятельность СОШ и института «Наставничества»

Администрация, зам. по УВР,

социальные педагоги

Постоянно

3.

Совместные рейды педагогов и родительской общественности в неблагополучные семьи.

Субъекты профилактики школы и города

Совет отцов

Совет профилактики

Согласно графику

VII. Контроль

1.

Создание системы мониторинга

Зам. директора по науке, зам. по УВР, психолог, социальный педагог

2.

Сравнительный анализ правонарушений обучающихся.

Социальные педагоги

2 раза в год

3.

Мониторинг реализации индивидуальных программ сопровождения ребенка.

Социальные педагоги, классные руководители, психолог.

Ежегодно

Приложение

Система воздействия на младшего школьника

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профилактика правонарушений среди несовершеннолетних

Содержание  Пояснительная записка………………………………………………Концептуальные подходы……………………………….Основная часть………………………………………………………...…Прогнозы в отношении дальнейшей трансформации несовершеннолетней ...

программа профилактики правонарушений

В программе указана постановка проблемы, цель, задачи программы, а также подробный план работы в данном направлении...

программа профилактики правонарушений

В программе указаны цель, задачи, программы, ожидаемые результаты, подробный план работы в данном направлении...

Коррекционно-развивающая программа по профилактике агрессивности младших школьников.

Известно, что в младшем школьном возрасте характерно повышение тревожности, неуверенности, страхов. Для большинства детей, испытывающих трудности в обучении и поведении, характерны конфликты с окружаю...

Рабочая программа для 5-6 классов разработана на основе программы формирования психологического здоровья средних школьников «Тропинка к своему Я» к.п.н. Хухлаевой О.В. (Москва, 2011) и является продолжением программ занятий с младшими школьниками.

Рабочая программа для 5-6 классов разработана на основе программы формирования психологического здоровья средних школьников «Тропинка к своему Я» к.п.н. Хухлаевой О.В. (Москва, 2011) и явл...

Программа профилактики правонарушений и безнадзорности «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних »

Программа профилактики правонарушений  и безнадзорности «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних », расчитанная на 3 года...