Использование кейс-технологии для продуктивного обучения в условиях реализации ФГОС
методическая разработка

Молодых Галина Ивановна

Главной задачей учителя является мотивирование обучающихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность обучающихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы.

В организации такого рода деятельности одной из перспективных технологий обучения становится так называемая кейс-технология (case-study). Эта технология представляет собой синтез проблемного обучения, информационно-коммуникационных технологий, метода проектов.

Цель технологии - помочь каждому обучающемуся определить собственный уникальный путь освоения знания, который ему более всего подходит. Таким образом, наблюдается выход в самообразование, что соответствует современным тенденциям в обучении.

Эта технология решает задачу максимального вовлечения каждого обучающегося в самостоятельную работу по решению поставленной проблемы или задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_keys.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ПРОДУКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Молодых Галин Ивановна,

учитель математики

В свете модернизации образования в Российской Федерации принципиально изменяется позиция педагога. Он перестает быть вместе с обучающимся носителем «объективного знания», которое он пытается передать. Его главной задачей становится мотивировать обучающихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность обучающихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы.

В организации такого рода деятельности одной из перспективных технологий обучения становится так называемая кейс-технология (case-study). Эта технология представляет собой синтез проблемного обучения, информационно-коммуникационных технологий, метода проектов.

Цель технологии — помочь каждому обучающемуся определить собственный уникальный путь освоения знания, который ему более всего подходит. Таким образом, наблюдается выход в самообразование, что соответствует современным тенденциям в обучении.

Эта технология решает задачу максимального вовлечения каждого обучающегося в самостоятельную работу по решению поставленной проблемы или задачи.

Кейс-технология – инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач. Данная технология способствует развитию у обучающихся самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументировано высказать свою. С помощью этого метода обучающиеся имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы.

В зависимости от целей обучения кейсы могут отличаться по содержанию и организации представленного в них материала:

а) кейсы, обучающие анализу и оценке. В этом случае в основе кейса — максимально детальная информация, которую необходимо проанализировать и сделать соответствующие выводы, обосновав и предъявив их группе и преподавателю;

б) кейсы, обучающие решению проблем и принятию решений. Прежде всего, такие кейсы предусматривают, что решение должно быть найдено на основе недостаточной или избыточной информации, фактов, данных и событий, описанных в кейсах. Тем самым обучающиеся ближе всего подводятся к реальности, учатся находить связи между имеющейся в распоряжении информацией и вырабатываемым решением. Содержательно материал в таких кейсах должен иметь признаки конфликтности, многообразия методов принятия решений и альтернативности самих решений, субъективности и ролевого поведения, динамики событий и возможности реализации предложенного решения;

в) кейсы, иллюстрирующие проблему и ее решение. Этот вид кейсов может быть использован на первом этапе знакомства обучающихся с данной технологией. Поэтому кейсы данного вида должны быть достаточно простыми как для самого разработчика, в том числе и педагога, который захочет попробовать себя в разработке кейса, так и для обучающегося, который будет приглашен к работе с текстом кейса. Вместе с тем, данный вид кейсов должен содержать все основные признаки этой технологии и решать главные задачи при ее использовании.

Кейсы можно классифицировать по степени их практической или исследовательской направленности:

— практические кейсы: метод ситуативного анализа или метод деловой переписки. Данные кейсы должны как можно более точно отражать практическую ситуацию или случай;

— научно-исследовательские кейсы (метод инцидента) ориентированы на включение обучающегося в исследовательскую деятельность.

По типу получаемого результата кейсы делятся на проблемные и проектные.

В проблемных кейсах результатом является определение и формулирование основной проблемы, иногда формирование проблемного поля и всегда – оценка сложности решения.

Для проектных кейсов результатом является программа действий по преодолению проблем, сложившихся в ситуации.

Классификация может быть и по источнику информации. Большой интерес представляют описание реальных ситуаций, взятых из практики, литературы или из опыта преподавателя.

Классификация по субъекту представления информации о ситуации. В одних случаях им может быть преподаватель, в других – обучающийся или целая учебная группа, представляющая интересующий ее случай для анализа и принятия решения в рамках учебного процесса.

Технологические особенности метода заключаются в следующем:

Она представляет собой специфическую разновидность исследовательской аналитической технологии, т.е. включает в себя операции исследовательского процесса, аналитические процедуры.

Выступает как технология коллективного обучения, важнейшими составляющими которой выступают работа в группе (или подгруппах) и взаимный обмен информацией.

Особенность также заключается в подготовке процедур погружения группы в ситуацию формировании эффектов умножения знания, обмена открытиями и т.п.

Является специфической разновидностью проектной технологии, при которой идет формирование проблемы и путей ее решения на основании кейса, который выступает одновременно в виде технического задания и источника информации для осознания вариантов эффективных действий.

Через активизацию обучающихся, подчеркивание их достижений, отсутствие критики способствует созданию ситуации успеха. Именно достижение успеха выступает одной из главных движущих сил метода, формирования устойчивой позитивной мотивации, наращивание познавательной активности.

Существуют 3 возможные стратегии поведения педагога в ходе работы с кейсом:

Педагог будет давать ключи к разгадке через дополнительные наводящие вопросы или предоставление дополнительной информации;

В определенных условиях педагог будет сам давать ответ;

Педагог  вообще не вмешивается в работу обучающихся над проблемой.

Работа по этой технологии, как и по многим другим, предполагает два этапа: подготовительный и этап проведения.

Первый этап — это этап подготовки кейса. Здесь формулируется задание, то есть, записывается сама учебная ситуация, или берется реальная ситуация и немного упрощается (с учетом возраста обучающихся). Затем определяются вопросы, на которые обучающимся после анализа всех материалов надо будет дать ответ.

Второй этап — работа обучающихся с кейсом на уроке.

Решение кейсов рекомендуется проводить в следующем порядке:

Ознакомление с сюжетом (3-5 минут).

Проблематизация — обнаружение в ходе групповой дискуссии противоречия в сюжете, определение того, в чем его «странность» (3-4 минуты).

Формулирование проблемы и отбор лучших ее формулировок (фронтальный мозговой штурм с последующей дискуссией) (3-4 минуты).

Выдвижение гипотетических ответов на проблемный вопрос (мозговой штурм внутри малых групп) (3-4минуты).

Проверка гипотез на основе информации сюжета и других доступных источников (групповая работа) (до 15 минут). Необходимо предоставить обучающимся возможность использовать любую литературу, учебники, справочники.

В некоторых случаях от педагога может потребоваться подготовка распечатки с необходимой для решения кейса информацией, отсутствующей в доступных для обучающихся учебниках и справочниках. Однако объем такой распечатки не должен превышать 1-2 страниц текста.

Презентация решения. Не более 3 минут на группу.

Рефлексия хода решения кейса (3-4 минуты).

Использование кейсов в процессе обучения требует подготовленности обучающихся, наличия у них навыков самостоятельной работы, умения работать с текстом, коммуникативного взаимодействия, навыков решения проблемных вопросов. Неподготовленность обучающихся, неразвитость их мотивации может приводить к поверхностному обсуждению кейса.

Методика способствует развитию различных практических навыков. Все вместе, они могут быть описаны одной фразой — творческое решение проблемы и формирование умения анализа ситуации и принятия решения.

Кейс-технология развивает следующие навыки:

Аналитические навыки.

К ним можно отнести: умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять и добывать ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их. Мыслить ясно и логично. Особенно это важно, когда информация не высокого качества.

Практические навыки.

Формирует умение использовать теоретические знания в повседневной практической деятельности. Пониженный по сравнению с реальной ситуацией уровень сложности проблемы, представленной в кейсе способствует формированию на практике навыков использования теории, методов и принципов.

Творческие навыки.

Одной логикой, как правило, кейс-ситуацию не решить. Очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем.

Коммуникативные навыки.

Среди них можно выделить такие как: умение вести дискуссию, убеждать окружающих. Использовать наглядный материал и другие медиа – средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет.

Социальные навыки.

В ходе обсуждения вырабатываются определенные социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя и т.д.

Навыки самоанализа.

Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного. Возникающие моральные и этические проблемы требуют формирования социальных навыков их решения.

Ключевые вопросы преподавателя при анализе ситуации: «Что вы сделали?», «Какие аспекты действия вы считаете правильными?», «Что можно было сделать лучше?», «Как вы можете решить эту проблему?», «Что мы могли бы сделать?», «В чем состоит проблема?», «Каковы возможные пути подхода к проблеме?», «Что может произойти и к чему может привести, если…?».

Рассмотрим фрагменты уроков по математике и физике по темам «Многогранники», «Давление твердых тел, жидкостей и газов. Давление и сила давления» с применением кейс-метода.

Кейс «Симметрия в пространстве»

Содержание кейса

Проблема: зачем мы изучаем тему «Симметрия в пространстве», если не видим ее применение в жизни? Зачем люди с древних времен изучают её? Даже говорят, что во всем в жизни есть симметрия.

Цель: Организовать поиск, сбор и изучение информации по теме «Симметрия в пространстве» и ответить на вопрос: «Разве во всем в жизни есть симметрия?»

Группа делится на 2 подгруппы, каждая группа получает задачу:

Группа 1:

Задача. Сделайте вывод: «Есть ли симметрия в архитектуре, строительстве и искусстве?»

Исследование проведите по схеме:

В качестве объектов исследования возьмите дома на улице, здания церквей, мост, орнамент, картину.

Рассмотрев данные объекты, ответьте на вопрос: обладают ли они симметрией? Обоснуйте свой ответ

Добавьте и исследуйте другие, выбранные вами объекты.

Если объекты обладают симметрией, то укажите вид симметрии, если нет, то укажите – почему вы так считаете.

Запишите, в чем вы видите сходство частей симметрии и их различие.

Результаты исследования запишите в таблицу по форме:

Объект

Наличие симметрии

(да/нет)

Вид симметрии

Сходство/различие частей симметрии

 

Объекты исследования:

Мост;

Из предложенных объектов исследования выберите еще 7 объектов, которые вы хотите исследовать.

Сделайте общие выводы по плану:

Симметрична ли общая форма всех выбранных объектов?

Присутствует ли точное сходство в деталях выбранных объектов?

Существует ли симметрии в архитектуре, строительстве, искусстве. Используют ли люди в архитектуре, строительстве, искусстве понятие симметрии? Обоснуйте свой ответ.

Группа 2

Задача. Докажите или опровергните слова: «Сама природа подсказывает нам идею симметрии».

Исследование проведите по схеме:

В качестве объектов исследования возьмите овощ, фрукт, лист дерева, дерево, гриб. Для детального изучения некоторых объектов можно воспользоваться лупой.

Рассмотрев данные объекты, ответьте на вопросы: обладают ли они симметрией? Обоснуйте свой ответ

Добавьте и исследуйте свои объекты – животное, цветок, насекомое.

Результаты исследования запишите в таблицу по форме:

Объект

Наличие симметрии

(да/нет)

Вид симметрии

Сходство/различие частей симметрии

 

Если объекты обладают симметрией, то укажите вид симметрии, если нет, то укажите – почему вы так считаете. Запишите, в чем вы видите сходство частей симметрии и их различие.

Объекты исследования:

Гриб;

Из предложенных объектов исследования выберите еще 7 объектов, которые вы хотите исследовать.

Сделайте общие выводы по плану:

Симметрична ли общая форма всех выбранных объектов?

Присутствует ли точное сходство в деталях выбранных объектов?

Существует ли симметрия в природе? Верно ли утверждение: «Идею симметрии подсказывает сама природа»? Нужна ли живым организмам симметрия?

Кейс «Давление»

Содержание кейса

Проблема: Может ли современное общество развиваться вне связи с таким физическим явлением как давление?

Цель: Организовать поиск, сбор и изучение информации по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов. Давление и сила давления» и ответить на вопрос: «Может ли современное общество развиваться вне связи с таким физическим явлением как давление?»

Группа делится на 3 подгруппы, каждая из которых получает задачу:

«Медицина»

Проблема: Может ли современная медицина развиваться вне связи с таким физическим явлением, как ДАВЛЕНИЕ?

Вопросы к кейсу:

Почему человек в условиях высокогорья чувствует недомогание?

Какие отклонения в самочувствии часто ощущают люди в условиях высокогорья? Как с точки зрения медицины и физических процессов можно объяснить причины ухудшения самочувствия?

Действие, каких медицинских приборов обусловлено воздействием давления на организм человека?

Можно ли исключить использование приборов в медицинской практике?

«Техника»

Проблема: Может ли современная техника развиваться вне связи с таким физическим явлением, как ДАВЛЕНИЕ?

Вопросы к кейсу:

По каким дорогам могут передвигаться танки?

Пройдёт ли танк, если настил выдерживает P = 15000 Па?

Применяется ли способ передвижения настила в природе, в технике?

Можно ли исключить такой способ преодоления препятствия и в будущем обойтись без него?

«Служба спасения»

Проблема: Может ли современная служба спасения развиваться вне связи с таким физическим явлением, как ДАВЛЕНИЕ?

Вопросы к кейсу:

Что нужно сделать, чтобы уменьшить давление на лед?

Пройдёт ли человек, если лед выдерживает P = 15000 Па?

Применяется ли такой способ спасения тонущего человека в настоящее время?

Можно ли исключить такой способ спасения и в будущем обойтись без него?

Применение кейс — метода позволяет сформировать высокую мотивацию к учебе. Он предназначен для развития у студентов умений самостоятельно принимать решение и находить правильные и оригинальные ответы на проблемные вопросы

Таким образом, основываясь на всем вышеизложенном, можно сделать вывод о том, что применение кейс-технологий является одним из востребованных на сегодня методов обучения учащихся.

 

Список литературы:

Покушалова, Л.В. Метод case-study как современная технология профессионально — ориентированного обучения студентов [Текст] / Л. В. Покушалова// Молодой ученый. — 2011. — № 5. Т.2. — С. 155-157

Бондарева С.Р. Теоретические и практические аспекты реализации ФГОС СПО. – г. Орел. УНПК, ФСПО. – 2012. С. 53-55

Интернет-ресурсы:

Зобов А. М. Кейс-стади [электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://www.magistr.net.ua/article/16.htm

Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения. [Электронный ресурс: http://www.evolkov.net/case/case.study.html].

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование инновационных технологий обучения в условиях реализации ФГОС»

В данной публикации расматриваются способы применения на уроках педагогических технологий обучения, методик, приемов, форм работы в условиях реализации ФГОСв условиях реализации ФГОС....

Опыт использования современных технических средств обучения в условиях реализации ФГОС ООО

Обобщение опыта работы педагога с техническими средствами обучения, обеспечивающими интерактивность урока. Среди них: интерактивная доска, планшеты, пульты экспресс тестирования, документ - камера....

Кейс-технология как условие продуктивного обучения в условиях реализации ФГОС

Данный материал содержит информацию об истории создания кейс-технологий и успешном применении их на уроках...

Кейс-технология как условие продуктивного обучения в условиях реализации ФГОС

В свете модернизации образования в Российской Федерации принципиально изменяется позиция учителя. Он перестает быть вместе с учеником носителем «объективного знания», которое он пытается п...

Использование кейс-технологии для повышения продуктивности обучения письменному высказыванию.

В свете модернизации образования в Российской Федерации принципиально изменяется позиция учителя. Он перестает быть вместе с учеником носителем «объективного знания», которое он пытается п...

Кейс-технология как условия продуктивного обучения в условиях реализации ФГОС.

Кейс-технология - это создание проблемной ситуации на основе реальной жизни. Суть метода - выбрать наиболее целесообразное решение. Мы рассмотрим метод игрового проектирования....

Статья «Кейс-технология как условие продуктивного обучения в условиях реализации ФГОС»

Главная задача образования  мотивировать обучающихся на проявление инициативы и самостоятельности. Важно организовать самостоятельную деятельность, в которой каждый мог бы реализовать свои способ...