Любить Родину – значит любить природу...
методическая разработка

Барагина Ольга Николаевна

Система экологической работы педагога на 9 месяцев учебного года со старшими дошкольниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_lyubit_rodinu_-_znachit_lyubit_prirodu.docx54.64 КБ

Предварительный просмотр:

Любить Родину – значит любить природу...

Каждый май для меня особенный. Так было с детства. Он вошел в мое сердце песнями о войне и победе из репродукторов, еловыми гирляндами, украшенными цветами из гофрированной бумаги, фамилиями односельчан с обелиска, погибших на разных фронтах, но защитивших одну Родину, портретами бабушкиных братьев, не вернувшихся с войны...

Становясь старше, я проживаю май сквозь пелену слез. На моей Родине, в Архангельской области, где зима длится 5 - 6 месяцев, не март, а май был началом настоящей весны! Мне кажется очень символичным, что Победа, оплаченная такой высокой ценой, была отпразднована в мае 1945 года!

Залитая кровью, искореженная и поруганная земля умылась половодьями и дождями весенними и, сама не веря, что может еще рожать, выпустила на свет изумрудную поросль... И первый подснежник! Победный салют первых почек был бесшумным... Лазурный флаг неба ослепил своей синевой. И началась жизнь без войны! Затянуло веселой травой братские могилы и поля сражений, бывшие блиндажи и землянки. Сгладилась боль в сердцах. Пожелтели фронтовые фотографии. Поседели и постарели внуки бойцов и командиров...

В этом мае будет шесть лет, как я переехала в Петербург. Здесь май ощущается еще острее, потому что Ленинградом - Петербургом душа была больна с детства. Его дворцы и каналы, его легенды, его подвиг, страшные блокадные страницы – все это было со мной всегда!

Пять раз я проживала май на Петербуржской Земле... Я не перестала ходить по ней с благоговением и знать внутри себя: я не выше ее на весь свой рост, а ниже, потому что в неоплатном долгу перед ней, перед ее погибшими сыновьями - ровесниками моей дочери.

Но вместе с преклонением перед этой Землей во мне живет горечь и стыд! Мне стыдно не потому, что я жива и благополучна, а мой 19 - летний дед погиб в боях за Ленинград, своей жизнью заплатив за мое право жить в этом городе. Горько от ощущения подмены, от навязчивой мысли: они защищали какую-то другую Землю, а нам приходится жить на этой!

           Эту Землю мы считаем мачехой, поэтому ненавидим ее, изощренно мстим ей! На этой Земле мы устроили полигоны ТБО, в графе «вид утилизации отходов» стыдливая формулировка: «размещение»! В огромной стране перерабатывается 5 % мусора. Этот факт не требует комментариев. «Год экологии» прошел, а эпоха и эра экологии может наступить не раньше, чем «эра милосердия», о которой мечтал персонаж фильма «Место встречи изменить нельзя». Неужели мы все осознанно стремимся к экологической катастрофе, которая проглотит нас, не оставив на мертвой Земле ни одной молекулы жизни?..

Отношение к природе в масштабах страны начинается с отношения к ней в каждом конкретном дворе, парке, микрорайоне. Все видели заплеванные и загаженные скверы, пинком перевернутые (так, чтобы мусор высыпался на землю) урны в парках, засыпанные окурками клумбы у домов, забросанные мусором газоны, «украшенные» собачьими сюрпризами детские площадки. Я не о работе дворников сейчас говорю, а об отношении горожан к городу - герою, городу - музею, северной и культурной столице – Петербургу!

Так за какую же Землю воевали наши деды?

Могилы известных и неизвестных солдат окружают Петербург сплошной цепью, и чем ближе к городу, тем их больше, потому что бои шли ожесточенней, за спиной был Ленинград! Значит, ОНИ воевали все-таки за ЭТУ Землю! Почему же МЫ не хотим на ней жить по-человечески? И детей этому не учим! Ни дома, ни в школе, ни в детском саду.

 «Что может изменить один человек?» – спросите вы. Думаю, многое! А если люди работают вместе над общей целью, у них, определенно, есть шанс повлиять на ситуацию. Мы, педагоги детского сада № 43, хотим, чтобы следующее поколение было экологически грамотным, ответственным, неравнодушным к окружающей среде, поэтому воспитываем в детях экологическое самосознание, учим их правильно общаться с живой природой.

Мы стремимся к тому, чтобы дети выросли креативными и компетентными, умели сами находить решение, проявляли активную жизненную позицию, берегли и приумножали те природные богатства, которые находятся в нашем общем владении!

          Я работаю в логопедической группе и хочу поделиться своим опытом,  предложить содержание экологической работы для старших дошкольников на 9 учебных месяцев года, с сентября по май. Она представляет собой систему, у которой есть прочные опоры на процессы, происходящие в природе в данный конкретный сезон и месяц. В отдельных случаях я буду останавливаться на формах, методах и приемах работы.

          СЕНТЯБРЬ

         Сентябрь насыщен базовым природоведческим материалом, но это оправдано: дети на адаптации, расписание непрерывной образовательной деятельности только складывается, во время совместной деятельности педагога с детьми есть возможность уточнять и закреплять усвоенные знания. К тому же, к понятиям, с которыми дети познакомятся в сентябре, необходимо возвращаться в течение года! К ним, как к лекалам, мы будем прикладывать все знания, полученные в дальнейшем.

Первое, с чего начинается осознанное знакомство с природой  старших дошкольников:

мы выходим из здания детского сада и вместе вспоминаем о том, что природа бывает живой и неживой. Для кого-то этот материал может быть новым, для кого-то – хорошо забытым, поэтому нужно дать детям время усвоить его! Я предлагаю оглянуться вокруг и прошу назвать объекты живой и  неживой природы.

          Затем мы заочно, с помощью обучающих материалов (видеопрезентации, игровых пособий) знакомимся с естественными экосистемами, такими как лес, луг, водоем, и узнаем, что составляющие  отдельно взятой экосистемы связаны между собой.  

Но и сами экосистемы существуют не изолированно друг от друга. Например, лес и река. Лес укрепляет берега своими корнями, препятствует их размыванию, возникновению оврагов, которые способствуют обмелению реки!

            Говоря об экосистемах, уместно предложить детям подумать, является ли природа территории нашего участка экосистемой? Конечно, экосистемы, которые мы можем наблюдать на участках детского сада, не естественные, а искусственные. Они созданы человеком, а природа ежегодно их укрепляет и обогащает. Эти экосистемы не сопоставимы по масштабу с такими гигантами, как лес или река. Но взаимосвязи внутри них такие же!

           Можно объяснить это на примере дождевых червей, с которыми так любят играть мальчишки. Необходимо рассказать ребятам о роли  дождевых червей в природе. Если представить, что черви вдруг исчезнут, некому будет рыхлить почву и удобрять ее гумусом, а значит, будут страдать травы, кустарники и деревья. Плохо будет и «подземным жителям»: сороконожкам, жукам, улиткам, слизням.  

          Поскольку листья еще зеленые и крепко держатся черешками за ветки, мы называем деревья нашего участка, рассматриваем «самолетик» клена и «крылышко» липы, призванные транспортировать семя по воздуху, чтобы потомство осваивало новые территории. Не нужно отвечать на все вопросы детей, провоцируйте их на мыслительную активность, пусть сами объяснят, для чего семенам деревьев такие «крылья»? Спросите у детей, что было раньше: самолетик клена и крылья птицы или дельтаплан и самолет, сконструированные человеком?

          Знакомясь с деревом, мы узнаем славянскую легенду, связанную с ним. Насыщение славянской мифологией – не самоцель, но путь к очеловечиванию, возвращению к истокам. Мы – общество потребителей, которое считает, что природные богатства – лишь ресурсы для обеспечения наших непомерных аппетитов. Наши предки, в отличие от нас, умели жить в гармонии с природой, соизмерять свои чаяния и нужды с ней. Они ощущали себя  частью природы, относились к ней с глубоким почтением и не уставали благодарить за все, что она дарила.

Неважно, запомнит ли ребенок, что липа посвящена славянской богине Ладе, а береза – Берегине. Важно, чтобы природные объекты вызывали яркий интерес и дети воспринимали их не только как декорации для игр, но как живых существ со своими потребностями! Необходимо отобрать самые интересные факты, самые проникновенные легенды! Пусть узнают, что клен, по поверью, когда - то был человеком! А если не верят,  пусть приложат свою ладонь к опавшему кленовому листу!

И здесь очень уместно поговорить о том, что человек – тоже часть природы и в своих потребностях (воздух, вода, свет, тепло, питание) абсолютно соотносим с любым растением, животным, насекомым, а значит, равен ему в праве на жизнь. И коль скоро он щедро одарен природой интеллектом, способностями, возможностями, он должен употребить их на то, чтобы оберегать природу, а не истреблять ее!

               ОКТЯБРЬ

В наших широтах листва начинает менять цвет в конце сентября. В октябре этот процесс продолжается, затем начинается листопад. Обратите внимание детей на то, что листья клена и осины краснеют и желтеют, а листья березы и липы никогда не бывают красными. Пусть дети попытаются сами объяснить, почему меняют цвет и опадают листья? Похвалите их за версии!  Расскажите детям про фотосинтез, хлорофилл, отвечающий за зеленую окраску листьев, про химические процессы, обуславливающие изменение цвета и сбрасывание листвы. Дети должны понять, что природа мудра и уже осенью заботится о том, чтобы дереву хватило сил и питательных веществ вырастить листья новой весной.

В октябре все признаки осени налицо. Изучите их подробно! Побуждайте детей устанавливать логические взаимосвязи между всем, что происходит в мире природы. Ребята должны осознавать, что признаки осени объединяются в логические цепочки, например: похолодало  – увяли растения – исчезли насекомые – улетели перелетные птицы.

           Не забывайте, что человек – часть природы. Предложите детям самостоятельно назвать изменения, которые происходят с наступлением осени в жизни человека!

            НОЯБРЬ

Конец октября,  начало ноября – самое время поучаствовать в акции «Чистый город!»

Дети должны понимать, что они приводят город в порядок вместе со взрослыми, и чистота участка зависит от каждого из них!

Опавшую листву не вывозите с участка. Соберите ее в компостный ящик (квадратная деревянная коробка без дна и крышки размером 1*1 м или чуть больше). Вы сможете вместе с детьми наблюдать за процессами, которые в нем происходят, а весной использовать листья как удобрение! Раз в месяц поднимаем слои листьев и смотрим, что произошло? Под ними мы можем увидеть, например, коконы с потомством дождевых червей. Можно сравнить слои листвы по влажности и степени разложения и предложить ребятам объяснить, чем обусловлены эти отличия?

Самое время проверить, хорошо ли дети усвоили материал, который изучали в октябре: смогут ли они узнать и назвать деревья, которые сбросили главные «подсказки», листья? Обратите их внимание на то, что при внимательном рассматривании деревья узнать можно: по остаткам плодов и семян, цвету ствола и.т.д. Интегрируйте элементы прогулки: хорошо знакомая воспитателям подвижная игра «Раз - два - три – к этому дереву беги!» здесь будет очень уместна!

 Когда живая природа засыпает, есть возможность ближе познакомиться с неживой. Песок, камни, воздух, ветер – узнайте обо всем этом больше! Можно взять образцы песка и камней и рассмотреть их структуру через лупу. При помощи простого опыта легко определить, что легче? Нужно опустить образцы в воду. Камень мгновенно уйдет на дно, а мелкие частички песка будут долго плавать в толще воды и на поверхности.

             Очень весело ловить пакетами воздух. Этот опыт наглядно показывает: воздух есть! И он занимает определенный объем. Предложите детям проткнуть тугой пакет с воздухом зубочисткой - воздух с шипением вырвется на свободу!

            Осенние дожди льют целыми днями, не выпуская на прогулку? Узнайте, какие бывают виды дождей! Весной и летом, в дождливую погоду, вы сможете пользоваться уже полученными знаниями. Дети делают это с удовольствием и гордостью, поверьте!

  С приближением холодов в прогнозах погоды всё чаще встречаются упоминания о таких явлениях неживой природы, как «гололёд» и «гололедица». Многие считают, что это одно и то же, но это не так!

  Гололедица – это слой льда или обледеневшего уплотненного снега на дорогах. Обычно он образуется, когда после оттепели наступают заморозки. Причиной гололедицы также могут стать осадки, выпавшие накануне резкого похолодания.

  Гололёд появляется во время выпадения переохлажденных осадков. И не только на дорогах, но и на любых поверхностях: проводах, стенах домов, столбах, ветвях деревьев.

  Научите детей различать эти новые понятия!

             Обязательно побеседуйте о том, что в гололедицу опасно ходить по улицам! Предложите засыпать обледеневшие дорожки между участками песком. Будьте уверены, дети откликнутся с радостью и сделают это добросовестно. А самое главное, вы грамотно организуете прогулку в опасных погодных условиях и избежите травм!

  ДЕКАБРЬ

 Самое время познакомиться с хвойными деревьями вашего участка! Оттолкнуться можно от хрестоматийной загадки «Зимой и летом – одним цветом!». Затем рассказать детям о том, что иголки – это, на самом деле, листья! Особое строение листьев у хвойных деревьев   помогает ограничить испарение, а значит, потерю воды. Благодаря этому хвойные растения могут расти далеко на севере и высоко в горах, где почва часто бывает мерзлой.

Внимательно рассмотрите снег (или землю) под елью и сосной. Вы увидите сухие коричневые хвоинки. Предложите детям порассуждать о том, почему дерево сбросило часть хвои? Выстраивая диалог с детьми, подведите их к мысли о том, что хвойные деревья, как и лиственные, сбрасывают «листья», только не все разом, а постепенно.

Научитесь различать сосну и ель, обратив внимание детей на высоту, на которой начинаются ветки у сосны (довольно высоко от земли) и ель, покрытую ветками сверху донизу. Объясните, что сосна – светолюбивое растение, ель – теневыносливое, поэтому даже нижним ветвям ели хватает света, а сосне - не хватает, вот она и сбрасывает нижние ветки. Если света чересчур мало, начинает приспосабливаться и ель: в очень густом ельнике кроны начинаются выше. И у сосны, если ей достаточно света, ветки начинаются с самого низа.

Затем измерьте длину иголок ели и сосны, установите методом наложения, сколько еловых игл укладывается в длину сосновой (приблизительно четыре), и рассмотрите, как крепятся сосновые иголки (по две) и еловые (по одной). Далее уместно будет провести два опыта:

           Опыт № 1  «Тонут ли шишки?» Этот опыт наглядно докажет детям, что шишка отлично плавает, а значит может переносить семена по реке на достаточно далекое расстояние от матери - ели.

           Опыт № 2 «Шишки в разную погоду». Опыт с шишками, которые сначала занесли в тепло, а затем выложили на солнечный подоконник, убеждает, что шишка раскрывается только в комфортной среде, а значит она – идеальный контейнер для хранения и защиты семян!

К моменту наступения Нового года у детей будет хороший багаж знаний про хвойные деревья! Познакомьтесь с другими хвойными деревьями, которые наряжают на Новый год. Убедите детей в том, что губить деревья ради праздника жестоко! Искусственные ели, сосны, пихты – прекрасная замена настоящих, значит, есть возможность сохранить лес!

          Пора подумать и о зимующих птицах! Перед Новым годом своевременно развесить знаки, изготовленные по принципу дорожных, которые напоминали бы людям о необходимости подкармливать птиц! Но прежде нужно изготовить эти знаки вместе с детьми, в любой технике, лишь бы было ярко и понятно. Заламинировав поверхность знаков,  вы защитите их от влаги, они смогут оставаться яркими и привлекательными в течение сезона. Знаки уместно будет развесить вблизи кормушек. Если кормушек не хватает, необходимо их сделать, привлекая пап и дедушек.

         И конечно, обязательно нужно объяснить детям, чем можно кормить птиц и чем нельзя!

Серьезные холода у нас зачастую выпадают на такие месяцы, как январь - февраль. Не забудьте засыпать кормушки перед новогодними каникулами кормом, чтобы в случае холодов птицы не остались без поддержки!

              ЯНВАРЬ                                                                                                                                                      Как правило, в январе уже есть стабильный снежный покров. Значит, основным объектом для изучения становится снег. Познакомьте детей с таким понятием, как снегопад. Практика общения с детьми из Петербурга показывает: большинство из них не знает, что такое сугроб, потому что им редко приходится видеть сугробы. Пусть запомнят и это слово!

Случается, что воспитанники старшей группы не могут внятно ответить на вопрос: что происходит со снегом, если занести его в тепло? Или что произойдет с водой, если вынести ее на мороз? Это значит, что их практический опыт экспериментирования (в том числе, со снегом и водой) недостаточен. Не помешает его закрепить. Вот здесь уместно будет поговорить о трех состояниях воды в природе!

Наблюдать за снегом можно каждую прогулку. Он бывает рыхлым, искристым и рассыпчатым, мокрым, плотным и тяжелым, зернистым. Побуждайте детей самостоятельно устанавливать логические взаимосвязи между погодой и состоянием снега!

Не забывайте кормить птиц, наблюдать за ними, уточнять названия, особенности внешнего вида. Развивайте любознательность детей, сообщая им интересные факты о птицах! Есть два необходимых условия для подкормки птиц: снежный покров на земле, температура на градуснике ниже нуля. Только тогда птицам нужна помощь!

               ФЕВРАЛЬ

          Февраль – месяц ветров. Познакомьте детей с такими понятиями, как метель, вьюга, пурга, поземка. Используйте речевой материал: стихи и загадки будут вам в помощь! Подберите вместе с детьми глагольный словарь к каждому из понятий, тогда будет абсолютно ясно, чем именно они отличаются. Предложите детям подумать, что у этих понятий общее (речь о взаимодействии ветра и снега).

          В феврале начинаются первые оттепели. Объясните детям, что это такое!

          Самое время пополнить естественную развивающую среду модным и полезным изобретением! Предлагаю сделать фотоловушку из бросовых материалов!  Привлекать детей к процессу изготовления ловушки не стоит, иначе сама идея сюрприза пропадет! При ее изготовлении  можно использовать принцип игрушечного фотоаппарата. Для корпуса ловушки подойдут нижние части бутылок из темного пластика, для барабана – пробки от бытовой химии, вставленные друг в друга донцами наружу, для оси – палочка для суши.  Такая придумка привлекательна для детей, с ней можно взаимодействовать, поворачивая ось, меняя таким образом фотографии в смотровом окошке. Каждое следующее фото будет новой подсказкой в том, какое животное (или птица) находилось на участке в отсутствие людей?

Для того, чтобы провести одно интересное наблюдение, понадобится две фотоловушки! Одна – без фотографий. Ее мы вместе с детьми фиксируем на дереве. Затем, уже без детей, подменяем на такую же, но с фотографиями. Фотоловушка подстегнет интерес детей к наблюдениям в «мертвый сезон» и поможет получить новые знания!

Но это всего лишь один из вариантов. Возможно, вы придумаете еще более креативные вещи из бросовых материалов, которые помогут вам изучать природу!

               МАРТ

Если зима захватила начало марта, актуальна подкормка птиц! Кормить их круглый год нельзя. Приучив птиц к тому, что заботиться о пропитании не нужно, вы отучите их трудиться, а значит, оставшись без поддержки, они могут погибнуть.

Если снег растаял и земля подсохла, пора вспомнить про акцию «Чистый город!» и  навести порядок на своей земле: будь то участок детского сада, приусадебный участок или двор. Ничего страшного, если вы приберете свою «планету» раньше других. Когда акция чистоты захватит весь город, вы наверняка найдете, что еще можно убрать!

Практика показывает, что мотивация детей к труду очень высока! К сожалению, их трудно обеспечить инвентарем, подходящим по размеру. Но здесь главное - поставить цель!

           Пора убрать «птичьи» знаки и подготовить новые, напоминающие окружающим о необходимости соблюдать чистоту, с уважением и любовью относиться даже к самым маленьким творениям природы: насекомым, цветам, пресмыкающимся! Изготовив их в марте, вы будете готовы к апрелю – месяцу активных изменений в природе.

В марте удлиняется день, появляется солнце, случаются теплые дни. Наблюдайте за небом, отмечайте первые весенние приметы! Наблюдая за солнцем, научите детей определять стороны света! Вместе радуйтесь первой зеленой траве, предложите детям объяснить, почему газон, расположенный ближе к зданию детского сада, зеленеет быстрее остальных?

 АПРЕЛЬ

           Установите природоохранные знаки на участках и прилегающей территории.

Первая трава, почки, распускающиеся на деревьях, первые перелетные птицы – предмет ваших пристальных наблюдений! Знакомьтесь с первоцветами и раннецветущими растениями вашего участка, вашего двора. Узнайте самые интересные факты о них, фотографируйте, рассматривайте, рисуйте. Подробно изучите приметы весны, соотнесите с приметами осени, сделайте сравнительный анализ! И тогда дети поймут, что весна – это «осень наоборот».

Конец апреля, май – прекрасное время для экологических квестов! Вы можете искать первоцветы, лекарственные растения или редкий цветок. Важно сделать квест интересным и увлекательным. Кстати, организация поисковой деятельности – прекрасный повод научить детей ориентироваться по карте, актуализировать не только экологические, но и математические представления, проверить на прочность коммуникативные навыки, стимулировать мыслительную активность, актуализировать и пополнить словарь.

Если вы хотите посадить деревце или разбить клумбу, самое время этим заняться! Предварительно необходимо собрать максимум информации о растении, которое собрались высаживать, чтобы правильно подобрать место, почву, обеспечить грамотный уход.

Если говорить о деревьях, их саженцы можно пересаживать и поздней осенью: когда дерево «спит», ему проще пережить пересадку. Важно перенести его на новое место с комом земли, не тревожа корней, тогда оно наверняка приживется!

 МАЙ

           В мае мы знакомимся с цветением деревьев, кустарников, цветов. И знакомство это начнем с черемухи! Потом на очереди сирень, жимолость, тюльпаны, нарциссы.

Если вы еще не организовали увлекательный квест, сделайте это прямо сейчас!

Можно провести рейд по участкам: посмотреть, как ребята соблюдают чистоту на вверенных им территориях, не рвут ли цветы, не обижают ли насекомых?

Насекомые активны в этот период. Изучите насекомых своего участка! Если встретили незнакомое насекомое (растение, птицу), сфотографируйте его и найдите в определителе. Таким образом, вы будете постепенно пополнять багаж знаний детей и пробелы в собственных знаниях.

Наблюдайте за небом, за погодой. Побуждайте детей определять состояние природы словами, пользоваться знаниями, которые они получили в течение года! Работа над связной речью, словарем ребенка сопутствует развитию его экологических представлений! Дети должны говорить, используя различные словесные конструкции, включая в речь новые понятия, нарабатывать устойчивое  представление о грамматической форме!

Нет необходимости подробно расписывать экологическую работу в летний период. Лето – самое благоприятное время для изучения живой природы. И для повторения и закрепления уже изученного материала.

Не забывайте о том, что природа может нуждается в помощи в любой сезон! Подвязать надломленную ветку, замазать садовым варом свежую ранку или поврежденный ствол, порыхлить землю, посадить цветок или деревце – да мало ли дел в природе! Самое главное – научиться жить вместе с ней. Человек, для которого природа станет близкой, понятной и родной, никогда не позволит себе варварского отношения к Земле!

На первый взгляд может показаться, что материала много, и он сложен для детского восприятия. Но это не так. Материал можно и нужно дробить и доносить до детей постепенно, тратя всего 10 - 15 минут прогулки на то, чтобы воспитать в ребенке начатки экологической грамотности. Педагогу для того и дан арсенал форм, методов и приемов работы, чтобы сделать экологические знания доступными, интересными и привлекательными для детей!

К тому же, кроме прогулок есть непрерывная образовательная деятельность по познавательному развитию (природный мир), индивидуальная работа и организованная образовательная деятельность в режимных моментах, при планировании которых воспитатель всегда опирается не только на лексическую тему, но и на сезонность!

Что же приобретают наши дети в процессе системной работы по развитию экологических представлений и воспитанию начатков экологической грамотности?

Во-первых, привычку наблюдать за окружающей природой, умение замечать изменения в ней и стремление делать это самостоятельно!

Во-вторых, развитый в большей или меньшей степени (в зависимости от индивидуальных особенностей) познавательный интерес и, как следствие, познавательную активность, то есть стремление узнать больше о данном предмете и явлении, задавая вопросы воспитателю, отыскивая ответы вместе с родителями или самостоятельно.

В-третьих, некую сумму сформированных представлений об окружающем мире, прочно скрепленную логическими взаимосвязями, четко уложенную в годовой цикл.

В-четвертых, инициативность в отношении природы, стремление защищать ее, начатки социальной активности, которая в дальнейшем вырастет в активную жизненную позицию.                 Может быть, кто - то сознательно выберет профессию защитника природы. А остальные просто вырастут достойными и неравнодушными к окружающему миру людьми и правильно воспитают своих детей. Я в это верю, и эта вера помогает мне двигаться дальше, совершать новые открытия, находить новые формы работы! Я знаю, что каждый из нас должен думать о будущем Планеты и  будущем наших детей прямо сейчас, не откладывая в долгий ящик и не ища оправданий, и в государственном мастштабе, и в масштабе двора. И каждый должен делать для этого то, что может.

Тогда нам не придется опускать глаза перед портретами погибших на войне солдат, мы будем достойны жить на Земле, которую они защитили!  Впереди годовщина Великой Победы! Пусть она станет поводом оглянуться вокруг себя и пересмотреть свое отношение к оружающему миру!

Барагина Ольга Николаевна, воспитатель ГБДОУ детский сад №43 Невского района

г.Санкт – Петербурга. Телефон: 8 – 960 – 286 – 40 – 95.

                                                     Список литературы:

  1. Кондратьева Н. Н. "Мы". Программа экологического образования детей.

- 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Детство-Пресс, 2005 (ООО Тип. Правда 1906).

- 229 с. - (Библиотека программы "Детство").; ISBN 5-89814-057-3 (в обл.).

  1. Название: Деревья. Какие они? Автор/составитель: Шорыгина Т.А. Издательство: ГНОМ и Д  Год выпуска: 2007 Серия: Знакомство с окружающим миром и развитие речи  ISBN: 978-5-2960-0929-6
  2. Исследовательская работа воспитанников "В саду растили ёлочку" Дата: 6 февраля 2016 в 07:51, Обновлено 9 февраля 2016 в 19:47  Автор: Блоцкая Г. Г. Отдел образования, спорта и туризма Житковичского райисполкома ГУО «Брониславский детский сад-базовая школа»  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к предметной неделе Любить природу-значит любит Родину

Презентация предназначена для открытия прдметных недель по прирдоведению, биологии, естествознания...

Географическая викторина "Любить свою Родину -значит знатьеё" 8-10 класс

Географическая викторина "Любить свою Родину -значит знатьеё" 8-10 класс...

Классный час «Любить Родину. Это значит …»

Цель: помочь детям понять, что значит «любить свою Родину»...

Разработка урока немецкого языка «Любить малую Родину значит знать».Виртуальное путешествие по родному краю.

«Любить Родину значит знать». Урок - путешествие по родному краю.Цель - развитие патриотизма на уроках иностранного языка.На уроке использована технология смешанного обучения («Смена рабочих зон»). Ин...

Внеклассное мероприятие: «Любить Родину – значит знать её».

Внеклассное мероприятие:«Любить Родину – значит знать её». Направление месяца: патриотическое, гражданское.Цель: Развитие чувства патриотизма.Задачи: развитие логическ...

Беседа: "Любить природу - значит любить Родину"

Воспитание  у детей любви к родному краю, его природе, гордости за свой край; осознание моральной ответственности за судьбу Земли....

Концепция воспитательной работы "Любить свой край - значит любить свою Родину"

Воспитательная концепция "Любить свой край - значит любить свою Родину"...