ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАДЕТ
статья

Кралина Зинаида Алексеевна

Из опыта работы учителя русского языка и литературы КОУ ВО «Борисоглебский кадетский корпус» Кралиной З.А.

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела особое значение. Это связано с резким падением духовного здоровья нации. Бездуховность, безнравственность, обесценивание таких категорий, как Совесть, Честь, Долг привели к негативным последствиям в обществе: к социальному сиротству, усилению преступности, наркомании и алкоголизму среди подростков.

                Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от условий гражданского и патриотического воспитания. Патриотическое воспитание обучающихся является исключительно важной частью становления подрастающего поколения.

                  Духовно-нравственное воспитание кадет – это социально-педагогический процесс формирования у обучающихся высоконравственного сознания, твердых моральных убеждений и развития положительных духовно-нравственных качеств, ориентированных на высокие идеалы и ценности, формирование морального духа, духовно-нравственных отношений, привычек поведения и высокой культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennoe_vospitanie_kadet.docx25.08 КБ

Предварительный просмотр:

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАДЕТ

З. А. Кралина

КОУ ВО «Борисоглебский кадетский корпус»

Из опыта работы учителя русского языка и литературы КОУ ВО «Борисоглебский кадетский корпус» Кралиной З.А.

«Кадетом быть

А что же это значит?

А это значит Родину любить,

А это значит честно, бескорыстно

Отечеству любимому служить!»

Сфера образования, несомненно, имеет самое непосредственное отношение к происходящим в мире событиям, в том числе и к тем негативным тенденциям, которые сегодня всё более явственно дают о себе знать. (Это события, связанные с международным терроризмом, межнациональные и религиозные распри, неспособность общества к осознанию и предотвращению этнических конфликтов).

Эти глобальные проблемы тесно связаны с переоценкой человеческой жизни, утратой духовных, социокультурных корней и многих традиционных ценностей человечества.

Заметно изменились условия нравственно-психологической, политической и правовой жизни общества. Всё более значимую роль в экономической, политической и культурной жизни играет молодёжь, вырабатывая новые черты культуры и стандарты мышления, проявляя готовность жить и трудиться в новых условиях.

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела особое значение. Это связано с резким падением духовного здоровья нации. Бездуховность, безнравственность, обесценивание таких категорий, как Совесть, Честь, Долг привели к негативным последствиям в обществе: к социальному сиротству, усилению преступности, наркомании и алкоголизму среди подростков. Посмотрите в глаза сегодняшним школьникам: много ли в них светлой радости, чистоты, целомудрия? С чем они играют? Кому хотят подражать? Много ли они читают? Никто не станет скрывать, что даже старшеклассники плохо (не бегло, не выразительно) читают, потому что практически не читают книг. Им проще общаться «эсэмэсками».

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от условий гражданского и патриотического воспитания. Патриотическое воспитание обучающихся является исключительно важной частью становления подрастающего поколения.

Это многоплановая, систематическая, целенаправленная работа. В настоящее время в российском обществе отмечается растущий интерес к истории и современным проблемам кадетских корпусов.

В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало духовно-нравственному становлению человека на основе культуры во всех формах её проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, бытовой). Духовные ценности Святой Руси содействуют развитию таких черт русского национального характера, как трудолюбие, совестливость, милосердие, любовь, взаимопомощь, жертвенность, святость.

Важнейшей составной частью системы духовно-нравственного воспитания в кадетских корпусах являются общечеловеческие культурные ценности, между тем, основными особенностями, отличающимися от гражданских учебных заведений, было и остаётся укрепление духа будущего воина, правильное понимание ответственности перед Отечеством.

Основными отличительными особенностями кадетского корпуса являются не только форма одежды, символы или использование ритуалов общения, но и реализация различных программ внеурочной деятельности, дополнительных общеразвивающих образовательных программ.

Кадеты – это не только красивая форма, это ответственность перед Родиной за то, каким станет будущее поколение.

Организация процесса духовно-нравственного воспитания в кадетских корпусах осуществляется совместно воспитательно-преподавательским составом кадетского корпуса, т.е. взрослыми носителями духовно-нравственных ценностей и воинских традиций.

Важным аспектом является гармония взаимоотношений обучающихся и учителей, педагогов (доброжелательность, искренность взаимоотношений, серьёзность к интересам кадет, доверие к ним.)

Основной особенностью этого процесса является почтительное отношение к истории и культуре своего Отечества, своего города, торжественные построения и праздники, военно-спортивные выступления и марширования на площадях.

В Борисоглебском кадетском корпусе широко практикуются следующие методы духовно-нравственного воспитания: лекции и беседы, спектакли, посещение театра, чтение произведений классиков, чтение газет с последующим коллективным обсуждением, сохранение традиций, взаимопомощь и взаимовыручка, самовоспитание и самосовершенствование.

Работа по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию обучающихся в нашей школе осуществляется через различные мероприятия: экскурсии, олимпиады, конкурсы, классные часы. На классных часах присутствуют почётные граждане города Борисоглебска, ветераны Великой Отечественной войны. Посещаем краеведческий музей, картинную галерею, в мае 2020 года посетили город-герой Волгоград.

Кадеты активно принимают участие в проведении спортивных соревнований различного уровня. Они успешно занимаются в различных спортивных секциях, имеют призовые места. В школе созданы условия, в которых кадеты могут реализовать свои лучшие качества, развивать свою творческую и познавательную активность.

Кадеты имеют свои славные традиционные праздники: «Посвящение в кадеты», смотр строя и песни, рыцарский турнир, военно-спортивные игры. В течение года встречаются с ветеранами ВОВ, воинами-афганцами, участниками военных действий в Чечне, являются участниками Парада 9 мая. Конечно же, особый момент в жизни кадетов – участие в военных парадах в честь Дня Победы. Ребята расценивают это как оказание им высокого доверия, как эстафету, которую они принимают у старшего поколения. Чеканя шаг, проходят они мимо ветеранов.

Уклад современной школьной жизни в кадетском корпусе – это взаимосвязь урочной, внеурочной деятельности, школьного дополнительного образования обучающихся и их родителей.

Духовно-нравственное воспитание кадет один из обязательных компонентов образовательного процесса.

Таким образом, духовно-нравственное воспитание кадет – это социально-педагогический процесс формирования у обучающихся высоконравственного сознания, твердых моральных убеждений и развития положительных духовно-нравственных качеств, ориентированных на высокие идеалы и ценности, формирование морального духа, духовно-нравственных отношений, привычек поведения и высокой культуры. Процесс воспитания в кадетском корпусе гуманизирован и направлен на развитие и совершенствование каждой личности кадета, педагоги осуществляют индивидуальный подход к каждому кадету.

Духовность, нравственность, патриотизм нельзя воспитать сразу, мгновенно, такие качества воспитываются через творческие погружения, прежде всего, в родную культуру, язык. Высказывание «Язык – душа народа» всем известно со школьной скамьи.

Мы не ждём быстрых результатов от своих кадет, но надеемся, что наши выпускники станут достойными гражданами и патриотами Отечества.

В заключение хотелось бы привести строки их стихотворения Великого князя Константина Константиновича Романова, которое он назвал «Завещание сыну». Его можно адресовать нашим современникам – как педагогам, так и ученикам:

Будь же ты верен преданьям

Нашей простой старины,

Будь же всегда упованьем

Нашей родной стороны.

С верою твердой слепою

Честно живи ты свой век.

Сердцем, умом и душою

Русский ты будь человек.

Пусть тебе в годы сомненья,

В пору тревог и невзгод,

Будет примером терпенья

Наш православный народ.

Список литературы

  1. Боголюбов Н. С. Цель и средства нравственного воспитания. // Педагогический Сборник – СПБ., 1896.
  2. А. Иордан Честь родного погона.
  3. Высотина Л. А. Система и процесс нравственного воспитания // Советская педагогика. 1976 - №11 С. 3–5.

Кралина Зинаида Алексеевна, учитель русского языка и литературы КОУ ВО «Борисоглебский кадетский корпус», г.Борисоглебск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 11класса

Воспитательная программа "Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся11класса"...

Проект "Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье"

Актуальность. На современном этапе развития общества происходят значительные изменения в различных сферах жизнедеятельности человека, которые существенным образом затрагивают проблему семейных о...

базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики

Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....

Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени общего образования

Сообщение к конференции "Актуальные вопросы повышения качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации образования"...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного ст...

Роль школьного музея в духовно-нравственном, патриотическом воспитании учащихся

Статья об основных направлениях и результатах работы школьного  музейного уголка "История школы в истории города"  МОУ СОШ № 92 г. Волгограда. Материал содержит информацию о роли музейной пе...