Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Медиаклуб «Вестник Гимназии»
рабочая программа (7, 8, 9 класс)

Корчагина Евгения Николаевна

Создание школьной газеты «Медиаклуб» позволяет установить более тесные микросоциальные связи внутри школы. Участие в школьном пресс-центре поддерживает индивидуальное развитие школьников, так как помогает организовать себя, выразить свои мысли, распространить их среди других людей, помогает лучше познать себя, увидеть движение вокруг себя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение

«Управление образования г. Горно-Алтайска»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №3 г. Горно-Алтайска» Республики Алтай

Принята на заседании

педагогического совета

Протокол № __

от «___» ________20__г.

Утверждаю:

Директор МБОУ  «Гимназия №3

г. Горно-Алтайска»

_________/И.П.Тупикина/

Приказ № ___

от «___»__________20__г.

C:\Users\сергей\Downloads\unnamed.png

        Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

социально-гуманитарной направленности

«Медиаклуб «Вестник Гимназии»

Возраст обучающихся: 12-14 лет

Срок реализации: 1 год

Разработчик:

Корчагина Евгения Николаевна,

учитель русского языка и литературы.

г. Горно-Алтайск, 2021-2022 учебный год

ОГЛАВЛЕНИЕ

Информационная карта

Раздел №1. Комплекс основных характеристик программы

1.1. Пояснительная записка

1.2. Цель и задачи программы

1.3. Содержание программы

1.3.1. Учебный план

1.3.2. Краткое содержание учебных тем

1.4. Планируемые результаты

Раздел №2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1.Календарный учебный график

2.2.Условия реализации программы

2.3.Формы аттестации

2.4.Методические материалы

2.5.Список литературы

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

1

Учреждение

МБОУ «Гимназия №3 г. Горно-Алтайска»

2

Полное название программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Медиаклуб «Вестник Гимназии»»

3

Ф.И.О., должность автора

Корчагина Евгения Николаевна, учитель русского языка и литературы

4

Сведения о программе:

4.1.

Нормативная база

1.Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ» (в редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации по вопросам воспитания обучающихся», Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р).

2.Концепция развития дополнительного образования (распоряжение Правительства  РФ от 04.09.2014г № 1726-р)

3.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом  Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196»

5.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»

6.Постановление Главного государственного санитарного  врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 №61573)

7.Приказ Министерства образования и науки РА от 05.07.2016 г. №1133 «Об утверждении  методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных  общеразвивающих программ»

8.Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013г. №1008  г. Москва « Об утверждении организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

9.Распоряжение Министерства просвещения РФ от 01.03.2019 г. №Р-23 «Об утверждении методических рекомендаций по созданию мест для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей в образовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, и дистанционных программ обучения определённых категорий обучающихся, в том числе на базе сетевого взаимодействия».

10.Приказ Министерства образования и науки РА от 27.09.2019 г. №1002 «О создании Центров образования и науки цифрового и гуманитарного профилей на базе общеобразовательных организаций, расположенных на территории РА.

11.Устав МБОУ «Гимназия №3 г. Горно-Алтайска».

12.Положение о порядке разработки и утверждения дополнительных общеобразовательных программ.

13.Положение о Центре образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» МБОУ «Гимназия №3 г. Горно-Алтайска».

4.2

Область применения

Дополнительное образование

4.3

Направленность

Художественная, публицистическая

4.4

Целевая группа

12-14 лет

4.2

Срок реализации

1 год

Раздел №1. Комплекс основных характеристик программы

1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы социально-гуманитарная. Возрастающая доступность образовательных ресурсов в настоящее время стала характерной особенностью современного общества.

Использование информационных технологий привело к увеличению объёма информации, к её быстрому старению и постоянному обновлению. Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Сегодня от учащихся  требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации. Программа направлена  приобретение навыков журналистской деятельности.

Актуальность программы проявляется:

-в создании условий для воспитания активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещённого культурного человека, способного к постоянному жизненному совершенствованию;

-в формировании потребности в постоянном наблюдении за жизнью школьной среды, развитии интереса к публицистическому слову в обогащении нравственно-эстетического и познавательного опыта ребенка.

-в деятельности обучающихся в рамках реализации данной программы, которая направлена не только на совершенствование речевой деятельности и развитие творческих способностей ребёнка, но и главное - на создание продукта, имеющего значимость для других людей.Также участие в создании газеты «Медиаклуб»  направлено на реализацию чувства взрослости, понимание причастия к тем процессам, которые происходят внутри образовательного учреждения.

Отличительные особенности программы. Создание школьной газеты  «Медиаклуб» позволяет установить более тесные микросоциальные связи внутри школы. Участие  в школьном пресс-центре поддерживает  индивидуальное развитие школьников, так как помогает организовать себя, выразить свои мысли, распространить их среди других людей, помогает лучше познать себя, увидеть движение вокруг себя.Адресат программы. Возраст детей, участвующих в реализации программы 12-14 лет. Кружок могут посещать как девочки, так и мальчики. В одной группе занимаются 12-15 детей. Особых требований к зачислению детей не предъявляется. Дети зачисляются в редакцию газеты по заявлению.

Объём и срок освоения программы. Занятия проводятся во внеурочное время в МБОУ «Гимназия  №3 г. Горно-Алтайска». Программа рассчитана на 1 год обучения,2 часа в неделю, полный курс составляет 68 часов. Набор детей производится на принципах добровольности и самоопределения обучающихся.

Форма обученияочная.

Особенности организации образовательного процесса. Группа формируется из обучающихсяразной  возрастной категории. Процесс обучения в кружке состоит из одной ступени обучения. Занятия проходят  в неделю по 2часа. Состав групп постоянный.

Режим занятий. Занятия рассчитаны на 2академических часа в неделю, 68 часов в год, согласно расписанию.

Реализация программы осуществляетсяна базе Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», созданного в целях развития и реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественно-научного и гуманитарного профилей, формирования социальной культуры, проектной деятельности, направленной не только на расширение познавательных интересов школьников, но и на стимулирование активности, инициативы и исследовательской деятельности обучающихся.

1.2 Цели и задачи программы.

Цель программы: создание условий для формирования и развития у учащихся через создание школьной газетыинтеллектуальных и практических умений в области стилистики и журналистики. Вовлечение учащихся в освещение важных для гимназистов событий.

Задачи:

Личностные:

-формирование правильной самооценки, умения общаться со сверстниками и работать в коллективе;

-воспитание потребности общения с различным возрастным составом обучающихся гимназии, культурно-грамотного предоставления достоверной информации, побуждение участников кружка к совместному творчеству.

-формирование умения выбирать личностноориентированные направления работы, развитие воображения учащихся, ассоциативного мышления

2.Метапредметные:

-формирование универсальных учебных действий обучающихся: исследовательских, проектных, конструкторско-технологических, коммуникативных;

-развитие способности к синтезу и анализу, гибкости и мобильности в поисках решений и генерирования идей, сбора и обработки информации различного уровня.

-формирование умения включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

 3.Образовательные:

-учить детей чувствовать и понимать, какой материал может быть полезен читателю.

формирование умений сочетать слушание с другими видами деятельности, работа с перестройкой полученной  информации в тексты публицистического стиля.

-развитие у детей способности полноценно воспринимать происходящие в школьном объединении изменения.

1.3.1 Учебный план

п/п

Название темы, раздела

Количество часов

Форма аттестации/контрол

всего

теория

практика

1

Профессия журналиста.

3

2

1

беседа

2

Принципы составления газетных статей

6

4

2

практикум

3

Принципы оформления газетных материалов.

9

3

6

Защита проекта

4

Создание номера «Вестник Гимназии», ноябрь

6

1

5

Защита проекта

5

Создание номера «Вестник Гимназии», декабрь

8

1

7

Защита проекта

6

Создание номера «Вестник Гимназии», январь

6

2

4

Творческая защита работы

7

Создание номера «Вестник Гимназии», февраль

8

2

6

Творческая защита работы.

8

Создание номера «Вестник Гимназии», март

8

2

6

Анализ текстов-образцов.

9

Создание номера «Вестник Гимназии», апрель.

8

2

6

Защита проекта

10

Создание номера «Вестник Гимназии», май.

6

1

5

Защита проекта

1.3.2. Краткое содержание учебных тем

Понятие, что  объединяет понятие «редакция». Понимание функциональных обязанностей членов редакции газеты.

Язык и стиль газеты. Научно-популярный стиль.

Правила составления  газетных статей.

Изучение жанров журналистики: информационные, аналитические и художественно-публицистические. Выделение первостепенного по значимости материала.Правила составления  газетных статей.

Правила обработки первичной информации. Основы оформительской работы. Придумывание заголовков к заметкам, статьям. Основные функции заголовков.

Репортаж. Особенности жанра.  Композиционные особенности репортажа. Характерные особенности репортажа: оперативность, динамичность, наглядность происходящего, активно действующее авторское «я», которое помогает создавать так называемый «эффект присутствия»

1.4. Планируемые результаты

Главным критерием достижения результата на протяжении всего периода обучения является подготовленный для публикации в школьной газете материал. Так как не все обучающиеся способны освоить материал программы в одинаковой степени, предполагается индивидуальный подход к практическим заданиям и оценке их исполнения (при этом учитываются интересы и склонности кружковцев). Дифференциация и индивидуализация обучения обеспечиваются деятельностью каждого кружковца, на базе которой формируются различные универсальные учебные действия с учетом структуры личности каждого ученика.

Предметные результаты:

-познакомятся с основными терминами журналистики;

-приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту научно-познавательных текстов, инструкций;

-получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации;

-поймут сущность журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, ее базовых характеристик, социальных ролей журналиста

Личностные результаты:

- осознают свою сопричастность к происходящим в Гимназии событиям.

-научатся давать самооценку результатам своего труда;

-сформируют понимание, какие следует развивать качества личности, необходимые для ответственного выполнения профессиональных функций;

-научатся совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятиях кружка и следовать им;

-приобретут опыт уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;

Метапредметные результаты:

-приобретут первоначальные навыки работы с ПК в процессе создания школьной газеты «Вестник Гимназии»

-приобретут первичные навыки готовности слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

-научатся работать над выполнением заданием редакции индивидуально, научатся распределять работу между участниками проекта;

-приобретут умение работать в проектном режиме при создании выпусков газеты;

Раздел №2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1.Календарный учебный график

п/п

Тема

Календарные строки

Примечания

Профессия журналиста(3ч)

Вводное занятие. ТБ.

Обсуждение плана работы на учебный год. Анализ работы прошлого года.

1-4.09

Редакция медиаклуба. Обсуждение  и распределение ролевых обязанностей на текущий учебный год.

1-4.09

Газета. Какая она должна быть? Язык и стиль газеты. Читатель и его интересы. Как определить и скорректировать  темы газетных публикаций

6-11.09

Принципы составления газетных статей (5 ч)

Газетная статья - основа газеты. Правила составления  газетных статей.

6-11.09

Газетная статья - основа газеты. Правила составления  газетных статей.

13-18.09

Информационная составляющая газеты

13-18.09

Повторение  правил обработки первичной информации.

20-25.09

Структура новостной ленты. Обработка материала для создания  проекта «Вестник Гимназии», сентябрь

20-25.09

Структура новостной ленты. Обработка материала для создания  проекта «Вестник Гимназии», сентябрь

27.09-2.10

Принципы оформления газетных материалов. Создание номера «Вестник Гимназии», октябрь(9ч)

Композиция материала. Оформление газетных материалов. Основы оформительской работы.

27.09-2.10

Применение основы оформительской работы  на практике.

4-9.10

Прогнозирование  проекта «Вестник Гимназии», октябрь

4-9.10

Репортаж. Особенности жанра.  Композиционные особенности репортажа.

11-16.10

Обсуждение составленных репортажей.

11-16.10

Очерк. Особенности жанра.

18-23.10

От теории к практике.  Определение структуры новостной ленты  газеты месяца.

18-23.10

Пишем портретный  очерк.

25-30.10

Обсуждение и редактирование  информационных материалов, составленных учащимися. Защита итогового проекта «Вестник Гимназии», октябрь.

25-30.10

Информационный жанр журналистики. Создание номера «Вестник Гимназии», ноябрь(6ч)

Информационная заметка. Особенности жанра.

8-13.11

Как писать информационную заметку. Прогнозирование  проекта «Вестник Гимназии», ноябрь.

8-13.11

Обсуждение и редактирование  информационных заметок, составленных учащимися.

15-20.11

Обсуждение и редактирование  информационных заметок, составленных учащимися

15-20.11

Подбор  и  обсуждение иллюстрационного материала. Рецензирование  индивидуально подготовленных материалов.

22-27.11

Обсуждение итогового проекта «Вестник Гимназии», ноябрь.

22-27.11

Создание номера «Вестник Гимназии», декабрь(8ч)

Инфоотчет как вид аналитического жанра журналистики.

29.11-4.12

Прогнозирование  проекта «Вестник Гимназии», декабрь Практическая подготовка инфоотчетов.

29.11-4.12

Основное событие декабря - «Подготовка к новогоднему празднику». Практическая подготовка инфоотчетов.

6-11.12

Обсуждение и редактирование  инфоотчетов, составленных учащимися.

6-11.12

Обсуждение и редактирование  информационных заметок, составленных учащимися.

13-18.12

Рецензирование  индивидуально подготовленных материалов.

13-18.12

Оформление итогового проекта «Вестник Гимназии», декабрь.

20-25.12

Обсуждение итогового проекта «Вестник Гимназии», декабрь

20-25.12

Создание номера «Вестник Гимназии», январь (6ч)

Блиц-опрос как вид аналитического жанра журналистики. Прогнозирование  проекта «Вестник Гимназии», январь

10-15.01

Основное событие января - «Здоровый образ жизни». Проведение блиц опроса по теме.

10-15.01

Обучающее проведение блиц - опроса по теме.

17-22.01

Обсуждение результатов блиц - опроса, проведенного  учащимися

17-22.01

Подбор  и  обсуждение иллюстрационного материала. Рецензирование  индивидуально подготовленных материалов.

24-29.01

Обсуждение итогового проекта «Вестник Гимназии», январь

24-29.01

Создание номера «Вестник Гимназии», февраль.(8ч)

Инфоинтервью как вид аналитического жанра журналистики. Прогнозирование  проекта «Вестник Гимназии», февраль

31.01-5.02

Основное событие февраля - «День защитника Отечества».Инфоинтервью. Проблемный подход к материалу статьи.

31.01-5.02

Инфоинтервью. Практикум.

7-12.02

Обсуждение и редактирование  инфоинтервью, составленногоучащимися.

7-12.02

Подбор  и  обсуждение иллюстрационного материала. Рецензирование  индивидуально подготовленных материалов.

14-19.02

Подбор  и  обсуждение иллюстрационного материала. Рецензирование  индивидуально подготовленных материалов

14-19.02

Обсуждение итогового проекта «Вестник Гимназии», февраль

21-26.02

Прогнозирование  проекта «Вестник Гимназии», февраль

21-26.02

Создание номера «Вестник Гимназии», март.(8ч)

Проблемный подход к материалу статей.

28.02-5.03

Особенности анализа материала статьи.

28.02-5.03

Основное событие марта - «Международный женский день».Основное направление номера.

7-12.03

Обсуждение и редактирование  информационных заметок, составленных учащимися.

7-12.03

Подбор  и  обсуждение иллюстрационного материала. Рецензирование  индивидуально подготовленных материалов.

14-19.03

Подбор  и  обсуждение иллюстрационного материала. Рецензирование  индивидуально подготовленных материалов.

14-19.03

Верстка итогового проекта.

21-26.03

Обсуждение итогового проекта «Вестник Гимназии», март

21-26.03

Создание номера «Вестник Гимназии», апрель(8ч)

Эксперимент как  аналитический жанр журналистики. Прогнозирование  проекта «Вестник Гимназии», апрель

4-9.04

Выяснение основных  особенностей проведения эксперимента.

4-9.04

Обобщение информации, собранной  в результате проведения эксперимента.

11-16.04

Обобщение  и обобщение информации, собранной  в результате проведения эксперимента.

11.04-16.04

Подбор  и  обсуждение иллюстрационного материала. Рецензирование  индивидуально подготовленных материалов

18-23.04

Подбор  и  обсуждение иллюстрационного материала. Рецензирование  индивидуально подготовленных материалов

18-23.04

Верстка итогового проекта.

25-30.04

Обсуждение итогового проекта «Вестник Гимназии», апрель

25-30.04

Создание номера «Вестник Гимназии», май(6ч)

 Прогнозирование  итогового проекта «Вестник Гимназии», май

2-7.05

Основное событие мая- «9 мая - День Победы». Планирование работы по созданию проекта.

2-7.05

Эссе как вид газетной статьи.

9-14.05

Подбор  и  обсуждение иллюстрационного материала. Рецензирование  индивидуально подготовленных материалов

16.-21.05

Верстка итогового проекта.

16.-21.05

Обсуждение итогового проекта «Вестник Гимназии», май

23-28.05

2.2.Условия реализации программы.

Для реализации программы необходимо наличие школьного кабинета, вмещающего необходимое количество обучающихся.

Наличие  информационного обеспечения (фотокамеры, ноутбука, доступа к сети интернет)

Кадровое обеспечение (Педагог дополнительного образования, Корчагина Евгения Николаевна, 1 КК)

2.3 Форма аттестации.

Практическим выходом реализации программы является издание  газеты «Вестник Гимназии», так как «Медиаклуб» - способ познания социального, политического устройства общества, как в рамках Гимназии, так и вне ее. Реализация программы  «Медиаклуб» позволит формировать необходимые качества, присущие социально-активной личности (научить кружковцев активно реагировать на события школьной жизни, давать им собственную оценку и уметь передать содержание события в письменной форме для размещения на страницах школьной прессы, анализировать  информацию, размещенную в медиа сообществах гимназии).

2.4.Методические материалы.

Образовательный процесс проходит очно.

Методы обучения:  словесный, наглядно практический,проблемно- поисковый, проектный.

Форма организации учебного процесса: групповая, индивидуальная

Дети инвалиды, овз- нет.

Форма организации учебного занятия: круглый стол, наблюдение, защита проекта, беседа, практическое занятие, эксперимент, тренинг.

2.5.        Список литературы

1.Ахмадулина Е.В. Краткий курс теории журналистики. Учебное пособие. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов Д: Издательский центр «МарТ», 2006.  

2.Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. М., 1989.

3.Концова В.В. Детское объединение «Пресс-центр» // Классный руководитель 2003 - №3

4.  Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.,1981. Закон Российской Федерации. О средствах массовой информации‖.

5.Пресс-клуб и школьная газета: занятия, тренинги, портфолио / авт.-сост. Н.В. Кашлева. –Волгоград: Учитель, 2009.  

6.Швец Ф. Создание школьной газеты. Практическая деятельность как факторразвивающего обучения.// Школьный психолог. 2003 - №25-26  Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2001

Интернет- ресурсы

1. [электронный ресурс]www.proshkolu.ru

2.Основы журналистики [электронный ресурс]https://infourok.ru/metodicheskoe-posobie-shkola-zhurnalistiki-2275496.html

3.Виды и жанры журналистики [электронный ресурс]https://alzari.ru/zhanry-zhurnalistiki.html#a8

4.Теория журналистики [электронный ресурс]https://its-journalist.ru/tag/teoriya-zhurnalistiki


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная Общеразвивающая программа Социально-гуманитарной направленности «Искусство общения»

Актуальность: общение в жизни детей играет важнейшую роль. Именно в общении дети усваивают систему нравственных принципов, типичных для общества и конкретной социальной среды, поэтому в работе с обуча...

Дополнительная общеобразовательная Общеразвивающая программа Социально-гуманитарной направленности «Тропинка к своему Я» для ОВЗ

Актуальность программыОдной из актуальных проблем в настоящее время является изучение психики человека, возможностей человека. Социальная значимость темы определяется тем, что в настоящее время общест...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-гуманитарной направленности «Ступени успеха»

Направленность программы: социально-гуманитарная. Уровень усвоения: общекультурный. Актуальность программы: на современном этапе от обучающихся требуется четкое осознание своих целей, умение планиров...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- гуманитарной направленности «За страницами школьного учебника немецкого языка»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- гуманитарной направленности «За страницами школьного учебника немецкого языка» ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Шаг в будущее»

Срок  реализации:  1 годВозраст обучающихся: 11– 14 летЦель: формирование внутренней готовности учащихся к осознанному и самостоятельному определению в выборе профессии, корректировке ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Школьный Медиацентр"

Программа дополнительного образования, где проходит изучение всей совокупности средств массовой коммуникации и овладение разносторонними процессами социального взаимодействия через СМИ....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально – гуманитарной направленности «За страницами школьного учебника английского язык»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программасоциально – гуманитарной  направленности«За страницами школьного учебника английского язык»  Возраст обучаю...