Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
план-конспект

Садыкова Марал Агахановна

Программное содержание:

Цель: Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш;

Задачи:

Образовательные:

-совершенствовать и закреплять умения и навыки в отчётливом произнесении слов со звуками Ж и Ш;

-развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки Ж – Ш в словах, чистоговорках;

-упражнять в словообразовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

Развивающие:

-способствовать развитию логического мышления и слухового внимания;

-способствовать развитию зрительного и слухового восприятия;

-развивать артикуляционную моторику;

-способствовать развитию координации речи с движением;

-способствовать развитию зрительной памяти;

Воспитательные:

-продолжать воспитывать умение работать в коллективе, чувство уважения друг к другу;

-воспитывать интерес к занятиям;

-соблюдать правила поведения на занятии;

 

Материал: презентация, картинки в названии которых есть звуки Ж и Ш;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл дифференциация звуков ж-ш27.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по речевому развитию

 в старшей группе

на тему:

«Звуковая культура речи:

дифференциация звуков «Ж» - «Ш»

Подготовила воспитатель:

Садыкова М. А.

Москва,2021г.

Программное содержание:

Цель: Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш;

Задачи:

Образовательные:

-совершенствовать и закреплять умения и навыки в отчётливом произнесении слов со звуками Ж и Ш;

-развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки Ж – Ш в словах, чистоговорках;

-упражнять в словообразовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

Развивающие:

-способствовать развитию логического мышления и слухового внимания;

-способствовать развитию зрительного и слухового восприятия;

-развивать артикуляционную моторику;

-способствовать развитию координации речи с движением;

-способствовать развитию зрительной памяти;

Воспитательные:

-продолжать воспитывать умение работать в коллективе, чувство уважения друг к другу;

-воспитывать интерес к занятиям;

-соблюдать правила поведения на занятии;

 

Материал: презентация, картинки в названии которых есть звуки Ж и Ш;

Ход занятия:

В.: Ребята, давайте вспомним стихотворение про то, как надо говорить и вести себя:

Каждый день всегда, везде,

На занятиях в игре,

Громко, четко, говорим,

Никуда мы не спешим.

 

Ответить хочешь, не шуми,

А только руку подними.

В.:  Сегодня мы будем учиться различать звуки. Чтобы хорошо выговаривать звуки разомнём язычок.

Артикуляционные упражнения

 «Заборчик»

Улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удержать под счет от 1 до 10.

 «Трубочка»

 Сделав  «Заборчик»,  вытянуть  губы  вперед,  округлив  как  при  звуке  «О». Удержать под счет от 1 до 10. Чередование «Заборчик» - «Трубочка» «Открыть – закрыть заборчик

- А теперь, ребята, чтобы узнать о каких звуках идет речь, отгадайте загадки:

 

Кто длиннее, чем чулок?

У кого ни рук, ни ног?

Кожа, словно чешуя.

По земле ползёт … (змея) (достаёт картинку змеи)

В.: А какая песенка у змеи? Правильно, Ш-Ш-Ш-Ш

Давайте обозначим его таким движением - зигзагообразное движение кистью руки от себя (ползёт змея).

Как шипит змея?

Давайте, пошипим тихо…, а теперь громко…., и еще громче.

В.: А теперь отгадайте другую загадку:

 

В темноте летает кто-то,

Издавая громкий звук.

Кто там спорит с самолётом?

Ну, конечно майский…. (жук) (достаёт картинку жука)

В.: А какая песенка у жука? Правильно, Ж-Ж-Ж-Ж...

Давайте, обозначим его таким движением - поставим руки перед грудью, скрестим кисти и подвигаем ими вверх и вниз (летает жук).

-Давайте произнесем звук [ш], а теперь [ж].

-Как вы думаете, чем похожи эти звуки?

-Правильно, при произнесении этих звуков губы вытянуты вперед и округлены, между верхними и нижними зубами — расстояние, широкий кончик языка — «чашечкой» за верхними зубами, боковые края языка плотно прижаты к верхним зубам.

- Чем отличаются эти звуки(звук Ж – звонкий, а звук Ш – глухой)

-Давайте это проверим. Приложите ладонь к горлу и произнесите звук – ж-ж-ж.

-Что вы чувствуете, когда произносите этот звук(горлышко дрожит)

- А теперь звук – ш-ш-ш.

-Что вы чувствуете, когда произносите этот звук(горлышко молчит)

- Чем похожи эти звуки(оба звука – всегда твердые, согласные).

В.: Теперь попробуем не запутаться… (Воспитатель помогает детям освоить зависимость между звуком и соответствующим движением.) Я буду называть звуки, а вы постарайтесь различить, какое движение нужно сделать. (Произносятся звуки ш, ш, ж, ш, ж, ж, ш, ж, ж, ш, ж)

 

В.: А сейчас мы поиграем в игру «Повтори не ошибись». (Воспитатель проговаривает чистоговорку а ребёнок повторяет.) Произносим отчетливо, проговариваем правильно.

Ша-Ша-Ша наша Нюша хороша.

Жа-Жа-Жа есть иголки у ежа.

Шу-Шу-Шу шубу я ношу.

Аш-Аш-Аш мы доделали шалаш.

Аж-Аж-Аж есть у нас багаж.

Ыш-Ыш-Ыш плачет наш малыш.

Уж-Уж-Уж в кустах сидит уж.

Уш-Уш-Уш я пойду скорее в душ.

Ушу-Ушу-Ушу скушай быстро грушу.

Жок-Жок-Жок скушай вкусный пирожок.

Ошка-Ошка-Ошка на окошке кошка.

Жа-Жа-Жа - тут ежата у ежа;

Ша – Ша – Ша– моет мама малыша;

Жу – Жу – Жу – я вам сказку расскажу;

Ши-Ши-Ши - любят песни малыши;

Аж – Аж – Аж – летом все идут на пляж;

Аш – Аш – Аш – есть у Кати карандаш.

Жа – Жа – Жа, мы видели ежа,

Ша – Ша – Ша, у меня лапша,

Жи – Жи – Жи, у меня ножи,

Ши – Ши – Ши, это малыши.

Жу – Жу – Жу, на лужок хожу,

Шу – Шу – Шу, я флажком машу,

Жок – Жок – Жок, у меня флажок,

Шок – Шок – Шок, у меня пушок.

(Индивидуальные и хоровые ответы детей).

А сейчас я вам предлагаю немного размяться.

 Физ. минутка.

Я – весёлый майский жук, (Показать на себя)

Я без дела не сижу! (Покачать пальчиком)

Над землёй кружу – кружу, (Развести руки, имитация полёта)

И жужжу, жужжу, жужжу…

На носочки поднимаюсь, (делаем движения по тексту)

Приседаю, выпрямляюсь.

Ручки в пояс, ножки врозь

Ножки прямо, ножки – вкось!

Моя песенка – жужжала (развести руки, поднять плечики)

Надоела всем. А ж-ж-жалко!

 

В.: Молодцы. Давайте будем играть дальше.

Сейчас мы поиграем в игру «Будь внимательным».

Я буду называть слова, а вы, если услышите звук Ж, прожужжите ж-ж-ж-ж, если услышите в слове звук Ш, прошипите ш-ш-ш-ш.

Слова:

машина, шарф, жаба, шкаф, одежда, вишня, флажок, мышка, нож, кукушка, жук, груша, лужа, мешок, карандаш, журавль, ёж, джинсы, шапка, пиджак, шар, крыша, жираф, шина, живот, кошка, шишка, школа, лыжи, шуба, флажок, крыжовник, квакушка, дружба, ландыш, ножницы, дождик, каштан, пшеница, пирожное, художник.

В.: Вы хорошо справились с заданием, а сейчас следующее задание.

«Добавь слово»

В.: -Послушайте меня внимательно. Сейчас я буду читать вам маленькие стихотворения. Я начну предложение, а вы его закончите, добавите слово, которое подходит.

  1. И бежит Айболит к бегемотикам,

И хлопает их по… (животикам).

  1. Лежебока рыжий кот

Отлежал себе… (живот).

  1. И беседовал с ужами, заяц хлопая (ушами)
  2. Жук упал и встать не может,

Ждет он, кто ему… (поможет).

  1. Как на тоненький ледок выпал беленький (снежок)
  2. Прицепившись к задней шине,

Мишка едет на… (машине).

  1. Солнце светит очень ярко,

Бегемоту очень (жарко)

В.: -Молодцы, все слова в стихотворениях добавили правильно.

В.: -А следующее задание называется «Замени звук [Ш] на [Ж]»

В.: -Я буду вам читать слова со звуками «Ш», а вы должны будете звук «Ш» заменить на звук «Ж»

Шар – жар, шить -, шаль -, шитье -, уши -, Луша -, машет -, нашивка - …

В.: -Молодцы ребята.

Игра «Большой-маленький».

Словообразование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

В.: -Я буду называть слова, а вы должны превратить этот предмет в маленький.

Например: снег-снежок

Слова:

утюг –утюжок, сапог-сапожок, петух-петушок, флаг-флажок, пирог-пирожок, медведь-медвежонок, книга-книжечка.

В.: -И последняя игра, которая называется «Четвертый лишний». Перед вами четыре картинки, в названиях этих картинок спрятаны звуки «Ж-Ш», которые прячутся в начале, в середине и конце слова, одна из картинок лишняя, вы должны назвать каждую картинку, найти лишнюю и сказать, почему она лишняя.

Картинки: подснежник, жук, пиджак, лошадь. Какая картинка лишняя, почему? (лошадь).

Картинки: желудь, шиповник, ландыш, шляпа. Какая картинка лишняя, почему? (желудь).

Картинки: подушка, машина, ножницы, шкаф. Какая картинка лишняя, почему? (ножницы ).

Рефлексия

-Ребята, с какими звуками мы сейчас работали? (Звуки Ж и Ш).

-Давайте, вспомним, как произносятся эти звуки.

-Вы молодцы! Теперь вы не будите путать звуки ж-ш.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Дикие животные».

Закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках; расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Дикие животные» (животное, зверь, медведь, волк, лиса, заяц, б...

конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с.

Упражнение в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического слуха и логического мышления и внимания. Упражнение  в звуковом ...

конспект занятия по развитию речи в старшей группе детей с онр по теме "Транспорт"

В даннам конспекте представлена работа над лексико-грамматической стороной речи и связной речью в старшей логопедической группе по теме "Транспорт"....

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Золотая осень"

КОНСПЕКТзанятия по развитию речи  в старшей группе.ТЕМА: «Осень золотая»Тип занятия: комплексноеВид занятия: познавательноеЦель: Закрепить знания детей об осенних явлениях в природе, продолжать у...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Золотая осень"

КОНСПЕКТзанятия по развитию речи  в старшей группе.ТЕМА: «Осень золотая»Тип занятия: комплексноеВид занятия: познавательноеЦель: Закрепить знания детей об осенних явлениях в природе, продолжать у...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе " ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ"

Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;Продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ. Продолжать развивать память, мышление через игры ...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе...