Особенности формирования эстетического воспитания детей средствами хореографии
статья

Хореографическое искусство всегда привлекало к себе внимание детей. Оно приобрело широкое распространение в дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.52 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности формирования эстетического воспитания детей средствами хореографии

Хореографические отделения в школах искусств и хореографические школы показали себя на практике как перспективная форма эстетического воспитания детей и подростков, в основе, которой лежит приобщение их к хореографическому искусству. Оно обеспечивает более полное развитие индивидуальных способностей детей, и поэтому обучение в хореографических коллективах должно быть доступно значительно большему кругу детей и подростков. Они любят искусство танца и посещают занятия в течение достаточно длительного времени, проявляют настойчивость и усердие в приобретении танцевальных знаний, навыков и умений. Используя специфические средства искусства танца, заинтересованность детей, преподаватели хореографии имеют возможность проводить большую воспитательную работу. В широком понимании слова хореография – танец под музыку. Искусство хореографии – это искусство танца. Искусство танца – средство воспитания и развития ребенка, которое способно создать отличную почву для раскрытия потенциальных возможностей еще маленького человека. Органическое соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребенка, делают его поведение естественным и красивым. Например, формирование эстетических идеалов у детей, как части их мировоззрения, очень сложный и длительный процесс. Это отмечают все педагоги и психологи, упомянутые выше. В ходе воспитания жизненные отношения, идеалы претерпевают изменения. В отдельных условиях под влиянием товарищей, взрослых, произведений искусства, жизненных потрясений идеалы могут претерпевать серьезные изменения. «Педагогическая суть процесса формирования эстетических идеалов у детей с учетом их возрастных особенностей состоит в том, чтобы с самого начала, с раннего детства, формировать устойчивые содержательные, идеальные представления об обществе, о человеке, об отношениях между людьми, делая это в разнообразной, изменяющейся на каждом этапе новой и увлекательной форме», - отмечает в своей работе Б.Т. Лихачев. В основе педагогических требований к определению содержания, методики и организационных форм занятий с детьми по хореографии лежит принцип воспитывающего обучения. Воспитание и обучение представляют целое единство. Педагогический процесс выстраивается таким образом, чтобы дети, приобретая знания, овладевая навыками и умениями, одновременно формировали бы свое мировоззрение, приобретали лучшие взгляды и черты характера. Занятия по танцу содействуют эстетическому воспитанию детей, оказывают положительное воздействие на их физическое развитие, способствуют росту их общей культуры, поэтому можно утверждать, что хореографическое искусство имеет богатую возможность широкого осуществления воспитательных задач. В формировании эстетической и художественной культуры личности хореографическое искусство, является важнейшим аспектом эстетического воспитания. Хореография – это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Дети стремятся увидеть это на балетных спектаклях, в художественных альбомах, видеофильмах. Последующие их самостоятельные мнение и суждение порой заслуживают уважения. Доктор Селия Спарджер, автор книги «Анатомия и балет», бывший консультант Королевского балета Англии, писала, что «балет является слишком сложным средством воспитания осанки, дисциплинированного и красивого движения, быстрой мозговой реакции и сосредоточенности, чтобы ограничить его изучение лишь для немногих избранных». В школах уроки по хореографии становятся обязательными. Они воспитывают и развивают не только художественные навыки исполнения танцев разных жанров, но и выработку у ребенка привычки и нормы поведения в соответствии с постигаемыми законами красоты и мира. Освоение танца как такового сопряжено с многократными, методичными и целенаправленными повторениями. Имеется в виду заучивание рисунка танца и работа над техническими элементами. В связи с этим активизируется память ребенка. Интенсивность работы памяти на танцевальных занятиях достаточно велика, так как детям приходится заучивать приемы знаковой системы. Но как показывает практика, научившись делать над собой усилие, включать в работу волю и концентрировать внимание, чтобы освоить тот или иной танцевальный навык, ребенок с меньшими физическими и психофизическими потерями усваивает и другой материал. Развитие моторной памяти, способствует формированию и других видов памяти. Каждая из постановок, будь то небольшая зарисовка или танцевальная композиция, несёт в себе коллективно творческий подход. Перед тем как зритель увидит конечный результат, танец проходит определённые этапы изучения. В самом начале исполнителям постановки предлагается прослушать музыку, на основе которой будет воплощён замысел хореографа. Параллельно с этим проводится беседа о тех чувствах, которые вызвал музыкальный материал в ходе прослушивания. Вторым этапом является постановка и разучивание отдельных движений, которые в итоге соединяются в связки и определённым этапом изучения, танца является отработка данных связок, которые должны идеально сочетаться с музыкой по темпу и ритму. Следующей частью изучения является постановочная работа, где уже изученные связки соединяются в рисунок танца. Постановочная работа может делиться на две, три, и более частей в зависимости от продолжительности танца. На отработку каждой из частей отводится определённое количество часов. Конечным этапом изучения является отработка до автоматизма всего танца и техники его исполнения. Учащиеся должны запомнить рисунок танца и его движения на уровне мышечной памяти рук и ног. Ни один танец не будет выглядеть гармонично без артистических способностей исполнителей. Поэтому необходимо обучение детей актёрскому мастерству для передачи эмоций не только посредством мимики, но и движений. На протяжении всего изучения постановки исполнители танца могут предложить педагогу своё видение танцевальных движений, что особо приветствуется в хореографии, так как это ведёт к сочинительству самих детей и развитию фантазии и воображения. Финальным результатом коллективно - творческой деятельности являются выступления коллектива в концертах, фестивалях, конкурсах благотворительных вечерах. Которые могут проходить в рамках детского творчества, на уровне города и конечно же в последствии на международном уровне. На данном этапе учащиеся отрабатывают умение держать себя на сцене, уважительно общаться со зрителем, отрабатывается культура поведения, нормы и правила танцевального этикета, бережного отношения к костюмам, в которых они выступают. Учатся преподносить себя и номер, в котором они участвуют, раскрывать драматургию и замысел хореографа - постановщика. Учатся сравнивать себя с участниками других коллективов. Видят оценку зрителя. Каждое выступление снимается на видео для последующего просмотра и анализа внутри коллектива. На обсуждениях выступлений выявляются недочёты и положительные и отрицательные моменты выступлений, это развивает самооценку исполнителей, они учатся признавать ошибки и работать над ними, что приводит в конечном результате к мастерскому исполнению танцевального репертуара. Творческая личность – важнейшая цель, как всего процесса обучения, так и эстетического воспитания. Без него, без формирования способности к эстетическому творчеству, невозможно решить важнейшую задачу всестороннего и гармоничного развития личности. Совершенно очевидно, что каждый педагог посредством эстетического воспитания готовит детей к преобразовательной деятельности. Педагог-хореограф должен сформировать, развить и укрепить у детей потребность в общении с искусством, понимание его языка, любовь и хороший вкус к нему. Воспитательная работа в художественном коллективе - процесс сложный, многогранный. Он связан с реализацией обширной программы организационно-педагогических и художественно-исполнительских мер. Каждое направление в практике педагога-руководителя имеет свою внутреннюю логику, свои закономерности и принципы реализации. Без их познания, критического анализа невозможна, достаточно эффективная организация не только художественно-творческой, учебной, образовательно-репетиционной деятельности, но и обеспечение педагогического процесса в целом. Специфика воспитательной работы в хореографическом коллективе обусловлена органичным сочетанием художественно-исполнительских, общепедагогических и социальных, культурных моментов в ее проведении и обеспечении. Усилия педагога направлены на формирование у детей мировоззрения, на воспитание высокой нравственной культуры, на художественное и эстетическое развитие. Эти задачи решаются с вовлечением детей в художественно-исполнительскую деятельность, с организацией учебно-творческой работы. Поэтому первый уровень воспитания ребенка в хореографическом коллективе - это образование и обучение его как исполнителя. Второй уровень воспитания - это формирование ребенка как личности индивидуума, развития в нем гражданских, нравственно-эстетических качеств, общей культуры. Родители отдают детей в хореографические коллективы для занятий, укрепляющих здоровье, расширяющих общий культурный и художественный кругозор, являющихся формой удовлетворения духовных потребностей, средством развития эстетического вкуса. Поэтому отношение детей к занятиям носит индивидуальный и строго выборочный характер. Ребенок воспринимает, запоминает и выполняет то, что его интересует, привлекает. Воспитательная работа должна проводиться систематически, только тогда она приведет к положительным результатам. Сложность воспитательной работы определяется тем, что дети в коллективе встречаются различного возраста уровня культуры и воспитания. Сосредоточить их интересы порой не так уж легко. При этом педагогу-руководителю приходится проявлять такт, чуткость, применять индивидуальный подход к каждому ребенку. Он должен заинтересовать детей, использовать в работе возможности каждого ребенка, его перспективы. В обращении с детьми необходимо проявление симпатии, уважительного интереса к их радостям и огорчениям, к их сложностям в жизни. Поэтому педагогу необходимо понимать взаимоотношения детей, их внутренний мир. Ребенок, вступая в мир знаний по хореографии, должен знать, что каждое занятие обязательно. Пропуски без уважительных причин не возможны в силу специфики хореографического искусства. Дети просто не смогут выполнять те задачи, с которыми они сталкиваются. Дело даже не в достижении результатов, а в понятии долга, его выработке и развитии. То, чем начал заниматься, должно быть выполнено добросовестно и доведено до конца. Склонность детей бросать начатое дело на полдороге в дальнейшем оборачивается несобранностью уже взрослого человека, поэтому всю воспитательную работу в коллективе педагог должен уметь заинтересовать воспитанника и строить занятие по принципу интереса, он является основным и определяющим. Он поддерживается постоянным изучением нового хореографического материала (движение, танцевальная комбинация, танцевальный этюд, номер, подготовка или проведение какого-то мероприятия и т.д.). Все это вызывает положительные эмоции у детей, влияет на нравственный настрой и развитие их эстетической культуры. Формы и методы воспитательной работы могут быть различными и зависеть от характера и направленности творческой деятельности коллектива.

1. Педагог, приступая к постановочной работе, проводит беседу с детьми и рассказывает об истории, на основе которой делается постановка, о быте, костюмах, традициях, об образах и характерах, о мотивах их действий и т.д. Все это необходимо подготовить для детей на доступном для них языке, возможно с показом красочных иллюстраций, преподнести материал эмоционально, выразительно.

2. Просмотр специальных фильмов, прослушивание музыки. Коллективный просмотр сближает детей и педагога. Появляется общая тема для разговора, в котором педагог умно и тактично направляет детей в русло правильных рассуждений.

3. Воспитывают и традиции, которых в коллективе может быть множество: это и посвящение в хореографы, и переход из младшей группы в старшую, и т.д.

4. Воспитание дисциплины прививает навыки организованности в процессе труда, воспитывает активное отношение к нему. Педагог на занятиях пробуждает уважение к общему труду, воспитывает способность подчинить личное общественному. Сознательная дисциплина - это дисциплина внутренней организованности и целеустремленности. Внешняя дисциплина создает предпосылки к внутренней самодисциплине. Дети становятся собранными, внимание на занятиях обостряется, они быстрее и четче выполняют поставленные задачи чем раньше.

5. Постановки номеров на современные темы подталкивают так же к развитию личности, посещая встречи с интересными людьми, к чтению современной литературы, посещению музеев и т.д.

6. Полезен совместный просмотр и совместное обсуждение концертных программ, спектаклей как профессиональных, так и любительских коллективов.

7. Проведение анализа концертных выступлений самого коллектива. Педагог-руководитель обязан остановиться как на положительных, так и на отрицательных моментах программы. Важно уделить внимание каждому ребенку, учитывая его индивидуальные качества, особенности характера. Вовремя сказанное доброе слово, проявление поддержки, одобрения и похвала во многом помогут раскрыться способностям детей.

8. Большую воспитательную работу играют творческие отчеты, обмен опытом между коллективами и творческая помощь друг другу.

9. Встречи с талантливыми творческими людьми. Их рассказ о своей профессии и творчестве имеют сильное эмоциональное воздействие на детей.

10. Проведение вечеров отдыха с участием детей и родителей (Новый год, 8 Марта, 23 февраля, отчетный концерт коллектива и т.д.).

11. Воспитательным моментом в коллективе является полная занятость детей в репертуаре коллектива. Это является стимулом для занятий, так как дети знают, что никто из них не останется в стороне.

12. Большую пользу в художественном воспитании детей принесет изучение танцев других народов.

13. Постановка хореографических произведений, вошедших в «золотой» фонд хореографии, оказывает большое эстетическое воздействие на детей.

В данном случае необходимо помнить о возможностях исполнителей. Недопустимо искажение замысла номера, упрощение танцевальной лексики. И если, все-таки, номер поставлен, педагогу нужно помнить, что он обязан указать, кто является автором постановки и, кто подготовил номер в данном коллективе. Подготовка крупной формы хореографического произведения или же большой общей программы является одним из хороших методов воспитания детей. Хореографический коллектив в определенном смысле и в определенных условиях, способствует разрешению возникающих проблем у детей: снимает отрицательные факторы (закомплексованность в движении, в походке, поведении на дискотеках и т.д.); воспитывает ответственность (необходимая черта в характере маленького человека, так как безответственное отношение одних порой раздражает и расслабляет других); убирает тенденцию «исключительности» некоторых детей (это отрицательно влияет на весь коллектив); бережет ребенка от нездорового соперничества, злорадства, «звездной болезни», что является важной задачей в воспитании детей. Преподаватель должен научить детей способности сопереживать чужой беде, умению защищать, возможно, вопреки всему коллективу. Выразить свою точку зрения, отстоять ее ребенок учится в коллективе. Педагог активно воспитывает в них порядочность, долг и честь в человеческих отношениях, независимо от изменений их суждений и позиций. Каждый добросовестный педагог направляет все свои силы на воспитание детей в коллективе. Замечает все особенности, наблюдает за их успехом, творческим ростом. Для них он прилагает все старания, не жалея ни времени, ни средств для всестороннего их развития. Опытный педагог, любящий своих воспитанников, всегда найдет возможность оказать содействие талантливому ребенку, и поспособствует в его дальнейшем творческом росте. «Ведь выявление и воспитание молодых талантов, передача им своих навыков и знаний, а затем содействие им в дальнейшем творческом росте и есть почетная, прямая обязанность педагога-хореографа. И в этом мы, хореографы, должны оказывать друг другу посильную помощь. Танец – это вид искусства, в котором художественные образы создаются средствами, пластических движений и ритмически четкой и непрерывной смены выразительных положений человеческого тела. Танец неразрывно связан с музыкой, эмоционально-образное содержание, которой находит свое воплощение в его хореографической композиции, движениях, фигурах и танцах. Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования и роста ребёнка, для его гармоничного духовного, культурного и физического развития. Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актёрском мастерстве. Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох необходимо, т.к. каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его культура, обычаи и характер. Именно хореографическое искусство успешнее всего реализует развитие зрительных, слуховых и двигательных форм чувственного и эмоционального восприятия мира, снимает умственное утомление и даёт дополнительный импульс для мыслительной деятельности ребенка. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, его творческих возможностей. Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу, корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Изучение танцев своего народа должно стать такой же потребностью, как изучение родного языка, мелодий, песен, традиций, ибо в этом заключены основы национального характера, этнической самобытности, выработанные в течение многих веков. Активным, творческим, пробуждающим в человеке художественное начало является и сам процесс обучения танцу. Осваивая танцевальную лексику, человек не просто пассивно воспринимает красивое, он преодолевает определенные трудности, совершает немалую работу для того, чтобы эта красота стала ему доступна. Древнегреческий философ Демокрит утверждал: «Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если не учиться», а Я. Коменский отмечал, что в человеке прочно и устойчиво то, что впитывает он в себя в юном возрасте. Анализируя многолетний практический опыт работы с детьми, можно заключить, что грамотная и систематическая подготовка, детей в хореографическом классе – неотъемлемая задача педагога-хореографа. Овладев необходимыми знаниями, навыками и умениями, научившись понимать и осмысливать содержание изучаемого хореографического материала, выразительно его исполнять, дети по-новому, более активно ответственно и сознательно начинают относиться к занятиям. В результате активного эмоционального знакомства с хореографией формируется художественный вкус детей, они начинают подмечать и воспринимать прекрасное не только в искусстве, но и в мире, и в жизни. Важно заметить, что успех детей в хореографическом коллективе зависит от преподавателя, который либо обладает профессиональными знаниями и умело применяет их в учебно-репетиционной работе, либо допускает ошибки, которые негативно влияют на ребенка и коллектив в целом. Преподавателям хореографии важно знать особенности методики работы с детьми разных возрастов, разбираться в причинах наиболее распространенных ошибок, встречающихся в практике. Нельзя не сказать о том, что важной чертой педагога в воспитании активности детей является умение, анализировать и учитывать педагогическую ситуацию, пути и возможности исправления допущенных ошибок. Важно иметь психологическую интуицию, умение чувствовать обстановку. Эта способность педагога-руководителя имеет огромное значение, для использования благоприятных ситуаций в воспитательных целях, для создания устойчивой положительной атмосферы в коллективе. Каждый день, каждое занятие, репетиция или концерт изменяют интересы и возможности детей. Нельзя сбрасывать со счетов даже самые незначительные характерные черты, проявляющиеся в процессе обучения. Активность детей на занятиях в хореографическом коллективе, зависит от творческой инициативы педагога, стремления вести своих учеников к совершенствованию исполнительского мастерства и здоровому культурному, духовному развитию. Те дети, которые долго занимаются танцами, говорят, что танец дарит воодушевление и радость! «Душа обретает крылья» – это наиболее часто возникающее ощущение, получаемое от ритмичных, танцевальных движений. Познав красоту в процессе творчества, человек глубже чувствует прекрасное, во всех его проявлениях: и в искусстве, и в жизни. Подытоживая вышесказанное, следует отметить, что занятия детей в хореографическом коллективе являются прекрасным средством их воспитания, так как:

1. Занятия организуют и воспитывают детей, расширяют их художественно-эстетический кругозор, приучают к аккуратности, подтянутости, исключают безответственность, распущенность.

2. Занимаясь в коллективе, дети развивают в себе особо ценное качество - чувство «локтя», чувство ответственности за общее дело.

3. Приучают детей четко распределять свое свободное время, помогают более организованно продумывать свои планы наперед.

4. Занятия помогают выявить наиболее одаренных детей, которые связывают свою судьбу с профессиональным искусством.

5. Они определяют педагогические и организаторские способности детей. Воспитание должно проходить так, чтобы ребенок чувствовал себя искателем и открывателем знаний. Только при этом условии однообразная, утомительная, напряженная работа окрашивается прекрасными, незабываемыми, радостными чувствами. Таким образом, можно утверждать, что хореографическое искусство – является наиболее эффективным средством эстетического воспитания детей в наше время.

Список литературы

  1. Лихачев Б.Т. Эстетическое воспитание школьников / Б.Т. Лихачев. - М., 1974. – 165 с.
  2. Мессерер А. Танец. Мысль. Время. – М., 1990. – 225 с.
  3. Пуртурова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М.: Владос, 2003. – 256 с.
  4. Рыжова Н.И., Ефимова Е.П., Зинкевич Н.А. Творческое наследие академика Д.С. Лихачева как основа духовно-нравственного развития современных школьников. Современные проблемы науки и образования. 2013. - №5. - С.15.
  5. Семенив Д.А. Формирование эстетической культуры младших школьников средствами хореографии на уроках физической культуры: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01, 13.00.04 / Д.А. Семенив; Рос. гос. ун-т им. И. Канта. – Калининград, 2010. – 23 с.
  6. Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие. / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянова. М.: Изд-во «Академия», 2001. – 512 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение раннего музыкально-эстетического воспитания детей средствами вокального и хорового исполнительства.

В процессе всестороннего развития личности искусству принадлежит ответственнейшая роль. Наблюдая за детьми, которые обучаются в ДМШ, и,  сравнивая их с обычными учениками общео...

" Эстетическое воспитание детей средствами природы"

Эстетическое воспитание - воспитание это целенаправленный процесс, систематический процесс воздействия на личность с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира....

Художествено-эстетическое воспитание детей средствами танца

В процессе эстетического воспитания формируются индивидуальные творческие способности. Процесс формирования творческих способностей детей и подростков предполагает организацию художественного творчест...

Мастер-класс «Эстетическое воспитание детей средствами теле – и видеопрограмм»

Система эстетического воспитания подразумевает такое педагогическое воздействие на ребенка, которое способствует развитию у него способности воспринимать прекрасное вокруг себя, отличать красивое, гар...